Пояснительная записка требования к студентам



Скачать 151.79 Kb.
Дата04.06.2016
Размер151.79 Kb.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Требования к студентам

Исходный уровень компетенций студента:

  • владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

  • коммуникативные навыки, в том числе связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • владение методами и приемами логического анализа, навыки работы с научными и философскими текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями.

Исходный уровень знаний студента:

  • знание основных философских направлений и концепций, логики исторического развития философии, профессиональные знания в области изучения отдельных историко-философских течений и способности к их критической оценке;

  • знание особенностей основных типов философствования, основного содержания главных произведений соответствующих мыслителей;

  • знание способов получения информации из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

Исходный уровень умений студента:

  • умение применять элементы и методологию того или иного философского учения для осмысления современных проблем;

  • умение грамотно излагать свои мысли, высказывать собственную позицию, адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению;

  • умение работать в группе, давать оценку себе и окружающим;

  • умение работать с устным и письменным текстом;

  • навыки выполнения письменных контрольных работ;

  • умение проводить презентацию доклада, реферата.




    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности

Учебная дисциплина «Экзистенциальная реальность» входит в вариативную часть профессионального цикла учебного плана направлений подготовки магистров «Философия». Курс направлен на усвоение актуальных проблем философии человека и приобретение навыков их профессионального обсуждения и практического решения. Данный курс углубляет и дифференцирует знания, полученные в процессе изучения дисциплин «Новейшие тенденции и направления зарубежной философии», «Современные проблемы философии», «Интегральная философия человека». В то же время курс «Экзистенциальная реальность» создает методологические предпосылки для успешной научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики магистрантов. Дисциплина «Экзистенциальная реальность» изучается студентами направления подготовки магистров «Философия» в десятом семестре на первом году обучения.


    1. Цели изучения дисциплины

      1. Основной целью курса является: углубить представление студентов о важнейшей философской дисциплине, которая в настоящее время находится в процессе становления; стимулировать философско-антропологическую рефлексию магистрантов.

      2. Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:

  • обсуждаются основные понятия экзистенциальной философии;

  • рассматриваются свойства и особенности экзистенциальной реальности;

  • вырабатываются навыки экзистенциального анализа человеческого бытия и его применения в научно-исследовательской работе, а также в преподавании философских дисциплин;

  • осуществляется содействие формированию мировоззренческой позиции, духовных интересов и ценностей студентов, реализации свободы совести, укреплению гражданских качеств личности студента.


1.4.Учебные задачи дисциплины (в результате изучения дисциплины студент должен овладеть компетенциями, знать, уметь)

По итогам изучения дисциплины «Экзистенциальная реальность» студент должен знать:



  • основные направления в современной экзистенциальной философии;

  • основные походы к решению экзистенциальных проблем личности.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно обсуждать экзистенциальную проблематику, свободно излагать позиции тех или иных авторов.

  • самостоятельно формулировать конкретные задачи философских и научных исследований экзистенциальной реальности;

  • применять полученные знания в научно-исследовательской работе и в преподавании философских дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент направления подготовки магистров «Философия» должен овладеть определенными компетенциями.

Изучение основных направлений современной экзистенциальной философии, особенностей персональной экзистенции позволяет не только сформировать общее представление о специфике экзистенциальной реальности личности, но и применять принципы и методику экзистенциального анализа в самостоятельной творческой, научно-исследовательской работе студентов. Тем самым у магистрантов-философов развивается способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2), способность проявлять творческую активность, инициативу, ответственность в ходе решения профессиональных задач (ОК-4).

Изучение современной отечественной и зарубежной литературы в процессе освоения дисциплины «Экзистенциальная реальность» формирует у студентов знание современных проблем экзистенциальной философии, умение предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения (ПК-1). Рассмотрение актуальных проблем человеческого существования в мире формирует у студентов способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4), а также готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5).
1.5. Формы работы студентов

Лекции, семинарские занятия, опрос, тестирование, написание эссе, рефератов, модульных контрольных работ.


1.6. Виды контроля

  • Текущий (контроль над посещаемостью и активностью на семинарских занятиях, предполагающих предварительную самостоятельную подготовку, опрос);

  • промежуточный (модульные контрольные работы, тестирование).


1.7. Методика формирования результирующей оценки

Результирующая оценка формируется на основе балльно-рейтинговой системы курса.



  1. Рабочая программа по курсу «Экзистенциальная реальность» разбивается на 3 модуля (блока), представляющих собой логические завершенные части рабочей программы курса и подлежащих контролю.

  2. Система оценки в баллах по каждому тематическому модулю доводится до сведения студентов. В соответствии с утверждаемым деканатами факультетов и институтов графиком проведения модульных контрольных работ в течение семестра преподаватель вносит информацию о текущей успеваемости студентов в ведомости, выдаваемые деканатами факультетов и институтов.

3. Согласно п. 4 «Положения о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов ВолГУ», отметка о зачете «зачтено» выставляется автоматически, без дополнительного письменного опроса, студентам, набравшим 60 и более баллов.

Студент, набравший по результатам текущего контроля 40-59 баллов, допускается к зачету. Студенту, набравшему в ходе текущего контроля менее 40 баллов, выставляется оценка «не зачтено».


Система оценки в баллах по тематическим модулям по курсу

«Экзистенциальная реальность»

Виды работ

Формы контроля

Максимальный балл за вид работы

Сумма баллов по модулю

Общая сумма баллов по 3 модулям

Посещения

Текущая

1

8

24

Контр. работа

Промежуточная

10

10

30

Письменные работы, эссе

Текущая

4

8

24

Тестирование

Итоговая

22




22

Всего










100

Раздел 2. Структура изучения дисциплины





Всего часов (общая трудоемкость в часах)

108

в том числе




Аудиторных занятий

51

Лекций

17

Семинарских/практических занятий

34

Лабораторных занятий

-

Практикумов

-

Самостоятельных занятий

57

Изучение основной и дополнительной литературы

32

Написание курсовых работ, эссе, рефератов

10

Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

-

Выполнение контрольных работ, тестов

15

Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины


Тема

Содержание

(Перечень дидактических единиц)



Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)

Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.)

Количе-ство часов

(лекции/ семинары/ самостоятельная работа)



Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д.)

1. Понятие экзистенциальной реальности.

Антропология экзистенциализма.



Специфика экзистенциальной реальности. Экзистенциальное поле личности. Экзистенция и объективность. Человек в терминах экзистенциальной философии. Художественная литература и экзистенциализм.

Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/4/4

Опрос

2. Религиозный экзистенциализм

Николая Бердяева



Религиозные идеи и персонализм. О назначении человека. Свобода и творчество. Опыт самопознания и философская антропология.

Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/4/4

Опрос, контрольное тестирование

3. Теоцентричный экзистенциализм

Льва Шестова



Главные вопросы философии. Ценности библейской философии. Вечная тема веры и разума. Религиозная вера и свобода человека. Искание мистической этики.

Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/4/4

Опрос

4. Мартин Хайдеггер: очарование ужасом небытия

Подлинное и неподлинное бытие. Бытие и ничто, жизнь и смерть. «Ничто само ничтожит». Человек и техника. «Язык есть дом бытия».

Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/4/4

Опрос

5. Философско-антропологический проект Ж.-П. Сартра

Сущность и существование человека, его заброшенность и одиночество. «Человек – это свобода». Выбор и ответственность. Экзистенциализм и гуманизм.

Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/4/4

Опрос, контрольное тестирование

6. Бунтующий человек Альбера Камю

Тема абсурда. Главный вопрос философии. Миф о Сизифе. Понятие бунта. Закон меры.

Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/4/4

Опрос

7. Логотерапия Виктора Франкла в поисках смысла

Проблема смысла жизни как глобальная проблема. Экзистенциальный вакуум. Эффект слова. Принцип димензиональной онтологии в исследовании человека.

Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/4/4

Опрос

8. Перспективы экзистенциального мышления

Актуальность экзистенциального мышления.

Феноменология и экзистенциальная аналитика. Экзистенциальный опыт как духовная практика. Возможность ренессанса экзистенциализма.



Аудиторные, самостоятельные

Лекции, семинары, изучение основной и дополнительной литературы

2/6/4

Опрос, контрольное тестирование,

зачет

РАЗДЕЛ 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Специфика экзистенциальной реальности. Экзистенциальное поле личности.

  2. Человек в терминах экзистенциальной философии.

  3. Художественная литература и экзистенциализм.

  4. Н.А. Бердяев о назначении человека.

  5. Свобода и творчество в концепции Н.А. Бердяева.

  6. Л. Шестов о вере и разуме.

  7. Религиозная вера и свобода человека в концепции Шестова.

  8. Подлинное и неподлинное бытие человека в аналитике М. Хайдеггера.

  9. «Ничто само ничтожит».

  10. Техника как по-став. Человек и виртуальная реальность.

  11. «Язык есть дом бытия».

  12. Сартр о сущности и существовании человека.

  13. Выбор и ответственность личности.

  14. Феномен абсурда и положение человека в мире.

  15. Миф о Сизифе и путь человека.

  16. Понятие экзистенциального вакуума в концепции В. Франкла.

  17. Принцип димензиональной онтологии в исследовании человека.

  18. Феноменология и экзистенциальная аналитика.

  19. Экзистенциальный опыт как духовная практика.

  20. Возможность ренессанса экзистенциализма.


Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение программы

Базовый учебник

Омельченко Н.В. Опыт философской антропологии. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.


Основная литература

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994.

Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек: Антология. – М., 1995.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990.

Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.

Марсель Г. Быть и иметь. – Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.

Марсель Г. Опыт конкретной философии. – М.: Республика, 2004.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Изд-во «Наука», 1991.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989.

Сартр Ж.П. Стена: Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1992.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Избранные произведения. – Ростов-на-Дону:

«Феникс», 1998. – С. 16–336.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. – М.: Высш. шк., 1991.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.

Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М.: Издательство «Гнозис», 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993.

Хенгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы // Это человек: Антология / сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. – М.: Высш. шк., 1995. – С. 211–250.

Шелер М. Ordo amoris // Избранные произведения: пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. – М.: Издательство «Гнозис», 1994. – С. 339–377.

Дополнительная литература

Губин В.Д., Некрасова Н.Е. Философская антропология. Учеб. пособ. – СПб.: Университетская книга, 2000.

Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. – М.: Вестник, 1997.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т.2. (часть 1, 2). – Л.: «ЭГО», 1991.

Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П.Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11. С.171–188.

Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия // Вопросы философии. – 2007. – № 12. – С. 16–27.

Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл // Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: Прогресс, 1990. С.5–21.

Любутин К.Н. Человек в философском измерении. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб.: Издательство «Лань», 1997.

Проблема человека в западной философии: Переводы. – М.: Прогресс, 1988.

Савина М.О. Экзистенциальный страх как способ самореализации личности // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей международной научной конференции, г. Волгоград, 14–17 сентября 2004 г. В 2 т. Т. 1. – Волгоград: ПРИНТ, 2004. – С. 550–554.

Феномен человека: Антология. – М.: Высш. шк., 1993.

Филоненко А.С. Метафизическая траектория судьбы Альбера Камю // Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. – М., 1998. С.5–24.

Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М.: Наука, 1991.



Реестры электронных библиотечных ресурсов.


www.philosophy.ru; http://iph.ras.ru/page52248384.htm; www.books.google.com

Ссылка на ПТК «УМКа»:


http://umka.volsu.ru/newumka3/

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница