Пояснительная записка стоит отметить, что только на территории Московского района Санкт-Петербурга проживает более 50 тысяч детей в возрасте до 18 лет



Скачать 132.93 Kb.
Дата16.02.2016
Размер132.93 Kb.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стоит отметить, что только на территории Московского района Санкт-Петербурга проживает более 50 тысяч детей в возрасте до 18 лет.


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр Московского района Санкт-Петербурга «Центр физической культуры, спорта и здоровья» является одним из уровней системы первичной профилактики правонарушений с целью исполнения Закона Санкт-Петербурга № 230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 N 353 "О программе "Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2013-2016 годы.

Как видно из названия, профилактика ведется путем привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни. Беседа

о правонарушениях и употребления ПАВ- это все равно, что разговор о них.

Из зарубежного и отечественного опыта выявлено, что простой информированности и разъяснений не достаточно. Необходимо развитие личности.



Цель: использование средств и методов физической культуры и спорта

в профилактике правонарушений у несовершеннолетних.



Задачи:

  • первичная профилактика правонарушений путем организации регулярных занятий городошным спортом и адаптивной легкой атлетикой;

  • формирование приоритетов здорового образа жизни, самореализации, самовыражения;

  • организация досуговой деятельности;

  • организация занятости в период летних каникул;

  • профилактические мероприятия - «Дни открытых дверей»;

  • физкультурно-спортивные мероприятия среди воспитанников детских домов, оставшихся без попечения родителей, воспитанников специальных коррекционных школ.

Физическая культура и спорт является эффективным средством первичной профилактики правонарушений.

В настоящее время важен опережающий характер воздействия на личность,

до момента пока дети не усвоили негативные «традиции».

Зачисление в группы проходит с более раннего возраста, когда сохраняется повышенная восприимчивость и внушаемость. Доведение их до возраста, когда риск правонарушений и начало употребления ПАВ снижается.

Проблема первичной профилактики правонарушений особенно актуальна именно

с детьми от 9 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также

к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо

по трем причинам.

Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся

на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное

для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.

В литературе часто встречается понятие «трудный» ребенок или подросток.

Что значит «трудный»? Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Основные виды девиантного поведения – это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность.


Личностные расстройства у подростков проявляются в нескольких формах:


  • отчуждение, деперсонализация, депрессия, бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания у подростков;

  • синдром философской интоксикации – интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: изобретаются всеобщие законы мироздания, вынашиваются планы переустройства мира;

  • учебные неврозы и фобии проявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Конфликтные отношения с преподавателями, одноклассниками.



Формы проявления девиантного поведения алкоголизм, наркомания, токсикомания, правонарушения.
Правонарушения.

Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.


Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление - противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно – процессуального права.


Проступок – тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.

Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.


При рассмотрении данной проблемы возникает два аспекта, на которые стоит обратить внимание: беспризорность и семьи, которые не справляются с трудностями жизни и дети в таких семьях относятся к «группе риска». Под «группой риска» подразумевается группа детей и подростков, которые в силу различных факторов имеют большую склонность к совершению правонарушения.
Так к семейным факторам риска относятся:

  • неблагоприятная семейная атмосфера;

  • неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением;

  • отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны родителей.

Существует также ряд факторов риска, связанных с взаимодействием детей с другими социальными объектами вне семьи:



  • неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

  • неудачное участие в школьных мероприятиях;

  • неспособность справиться с общественными задачами и т.д.

Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна, и нет возможностей охватить все варианты трудностей. Остановимся только на тех, кто выезжает в спортивно-оздоровительный лагерь от отделения АФК и городошного спорта на текущий 2013 год.

При работе с подростками с ЗПР и с нарушениями интеллекта, определяется ряд трудностей в поведении, часто усугубляющегося в подростковом возрасте.

Сравнивая клинико-психологическую структуру «трудных подростков» и подростков, не входящих в группу риска, можно сделать следующие выводы, отражающие патогенез нарушений поведения.

Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, отсюда нарушение познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа полового созревания.

В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору. Воспитание в условиях спортивно-оздоровительного лагеря при постоянной смене обстановки и видов деятельности позволяет в полной мере сгладить неблагоприятные факторы влияния не только «улицы», но и часто гиперопеки со стороны родителей.

Учитывая тот факт, что они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности), в учебном плане тренировочные занятия построены со сменой деятельности. Средства и методы ФК и С настольно разнообразны, что позволяет выбрать наиболее актуальные пути, направленные на формирование личностных качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности, что само по себе формирует основу здорового образа жизни.

Выделяются основные направления деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков.


  1. Повышение роли семьи:

  • подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей;

  • создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях;

  • предупреждение ошибок в семейном воспитании;

  • формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

  • воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;

  • недопущения насилия над ребенком;

  • недопущения приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

  • побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

  1. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений.

  2. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы.

  3. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям.

  4. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения.

  5. Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем подростков; центров реабилитации и педагогической коррекции.

  6. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение подросток от их негативного влияния.

  7. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

Организацией работы с подрастающим поколением по предупреждению правонарушений занимаются такие органы как:



  • органы опеки и попечительства

  • органы по делам молодежи

  • органы службы занятости

  • органы внутренних дел

  • комиссия по делам несовершеннолетних

  • органы управления здравоохранения

  • и конечно, органы управления образования, как дошкольного, общего, специального так и дополнительного

Стоит отметить социальные функции физической культуры и спорта:




  • воспитание человека (занятия физическими упражнениями создают возможность для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивает гуманистические убеждения, чувство уважения). В ходе занятия ребенок получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил поведения. Для занимающихся характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катка, уборке мест занятий.




  • образование человека. В процессе занятий ребенок познает много нового, обучается двигательным навыкам и умениям, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия создают возможность для развития творчества и формирования познавательной активности.




  • оздоровление человека. Пусть физическая культура чаще всего не дает высоких спортивных результатов, зато удовлетворяет потребности в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, и использование свободного времени на формирование здорового образа жизни).


Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический.
Современный образ жизни населения определяется экономическим и политическим состоянием общества. Для нашей страны сейчас характерны кризисы экономический, политический и социальный.

Одной из составляющих образа жизни (образ жизни – совокупность существенных черт, характеризующих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе – те нормы и ценности, которые определяют образец жизни данного конкретного общества) является потребление табака и алкоголя и как это не удручающе - это составляющая образа жизни подрастающего поколения. Так же образ жизни характеризуется высокой криминагенностью. Все эти составляющие негативно сказываются на формировании личности подростка.


Что касается физкультурно-спортивной активности населения, то на сегодняшний день она выражена в следующих формах и цифрах:


  • активная включенность в физкультурно-спортивную деятельность – примерно

10 %.

  • эпизодические физкультурно-спортивные занятия – примерно 30 %.

  • пассивно-зрительское поведение – около 30 %.

  • безразличие к спорту – примерно от 20 до 30 %.

Но не все так плохо, несмотря на социально-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, спорт для многих людей остается любимым развлечением, формой проведения досуга, поддержания работоспособности и сохранения здоровья.


Все больше родителей понимают значимость спортивных занятий в воспитании детей. Многие общеобразовательные учреждения – наряду с введением программ по обучению иностранным языкам, компьютерным программам как обязательный предмет рассматривают физическое воспитание и занятия в секциях и спортивных клубах. Строятся новые Реконструируются спортивные залы, бассейны, создаются тренажерные классы, строятся новые.

Физическая культура и спорт влияют на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.

В подтверждение этого можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова, что «спорт сегодня – главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам».

Спорт это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Многие

из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью.

В нашем «Центре физической культуры, спорта и здоровья» (далее «ЦФКСиЗ») ведется работа по четырем направленностям – физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической и художественной. На 2012-2013 учебный год по производственному плану в группах «ЦФКСиЗ» начали занятия 610 детей в 53 группах.

Для осуществления учебно-тренировочного процесса, проведения спортивно-массовой работы « ЦФКСиЗ» располагает 9-ю залами, легкоатлетическим стадионом, футбольным полем с искусственным покрытием, 2-мя мини-футбольными сетками с искусственным покрытием, городошной площадкой, площадкой ОФП, тиром, баскетбольной площадкой, ледовой ареной, 12 внутридворовыми площадками для занятий местного населения различными видами спорта, а также высококвалифицированным педагогическим составом.

Из года в год увеличивается число групп, количество занимающихся и повышаются результаты работы. «ЦФКСиЗ» располагает необходимой базой для привлечения большего числа детей к занятиям физической культурой и спортом.


ЦФК Московского района работает с общеобразовательными школами на основании договоров о взаимном сотрудничестве. Также проводит работу по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий и соревнований, оказывает помощь

в судействе. Предоставляет школам залы и стадион для проведения уроков физической культуры, а СДЮСШОР № 1, № 2 Московского района базу для проведения учебно-тренировочной работы.


В «ЦФКСиЗ» постоянно функционируют родительские комитеты в группах и отделениях. Родители принимают активное участие в деятельности учреждения.

Один из самых доступных видов спорта это городки, которым занимаются как дети, так и взрослые.

Городки или городошный спорт – поистине народная игра. Зародившись в глубокой древности, на Руси несколько веков назад она не утратила популярность до наших дней. Игра была неизменно одной из забав и потех на народных гуляньях и игрищах

как проявление ловкости, собранности и удали молодецкой. Наибольшее развитие городки получили в 50-60- годы, когда они превратились в массовый вид спорта, охватив почти все регионы страны. На больших стадионах, на маленьких спортивных площадках,

во дворах школ – можно видеть играющих в городки.

В настоящее время следует различать:



  • городки - как подвижную игру по упрощенным правилам;

  • городки – как атлетический вид спорта, который требует от спортсмена недюжинных физических и морально-волевых качеств.

Все желающие могут стать городошниками. Физическая сила, выносливость, сила воли, отличная координация движений, упорство, трудолюбие, умение оперативно мыслить и принимать решения, точный расчет, глазомер – все это необходимо для того чтобы стать настоящим мастером.

Городки помогают тебе осознать, что ты не слабее других, что ты можешь быть лучше, совершеннее. И это сознание заставляет каждый день, закончив занятия в школе, спешить на тренировку, бороться и спорить не только с соперниками, но и с самим собой,

в конечном счете, закалять свой характер, укреплять здоровье.

Для решения поставленных задач применяются различные средства, в том числе спорт - игры, легкоатлетические упражнения, занятия на тренажерах и т.д. Использование этих средств должно быть целенаправленными и обеспечивать подготовку спортсменов к игре в городки. Применение в тренировке упражнений из этих видов спорта делает занятия более интенсивными и эмоциональными и позволяет правильнее решать задачи повышения всесторонней физической подготовленности городошников.

Организация для групп в летний период июнь – август в пос. Толмачево Лужского района Ленинградской области играет большую роль в подготовке юных городошников.

Соревнования – важная составная часть спортивной подготовки детей, подростков и юношей, соревновательная деятельность в городошном спорте весьма интенсивная

с апреля по октябрь, и для поддержания интереса и стимула активно тренироваться

в осенне-зимний период огромное значение имеет участие юных спортсменов в «Кубке Карелии» (январь – старшие юноши, февраль – младшие – в г. Приозерск Ленинградской области), а также поездка команды, старших и младших юношей, на турниры «Меткие биты» в период осенних каникул. В обоих случаях соревнования проводятся

на закрытых теплых кортах, оборудованных по всем требованиям.

В ГБОУ ДОД ДЮЦ Московского района СПб «ЦФС и З» с 2012 года в период летних каникул организуется летняя занятость детей групп риска отделения АФК.

В июне продолжаются регулярные занятия согласно учебному плану на год групп АФК, а в июне и в июле на вторую смену – выезд группой в ДООЦ «Факел» п.Толмачево Лужского района Ленинградской области, где продолжается не только тренировочный процесс, но и происходит первое долгое знакомство с окружающим миром и сверстниками без присутствия родителей, и является наравне со средствами физической культуры и спорта ведущим средством социализации детей-инвалидов.

Основными направлениями деятельности тренера-преподавателя и воспитателя являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование

у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.

В своей работе тренер-преподаватель использует такие методы, как наблюдение, беседа о гигиене, закаливании, влиянии ФК и С и т.п.

Использует различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности, что позволяет перенести спортивный опыт поиска выхода из неблагоприятных ситуаций на решение трудностей в обычной жизни.

Так как у детей группы риска наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа тренера-преподавателя заключаться в развитии у детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки

в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

Таким образом, привлечение средств и методов физической культуры и спорта

в условиях ДООЦ «Факел» включает в себя реализацию программы по первичной профилактики употребления ПАВ, правонарушений, пропаганда здорового образа жизни среди детей «группы риска».


Следует отметить, среди занимающихся на отделении АФК с 2003 года лиц состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел и привлеченных

к уголовной ответственности не выявлено. Среди занимающихся городошным спортом только два занимающихся состояли на учете в КДН, но в настоящее время не посещают занятий. А среди регулярно занимающихся городошным спортом и выпускников «ЦФКСиЗ» привлеченных к уголовной ответственности не выявлено.

Ведется активная работа по привлечению к занятиям спортом через физкультурно-спортивные мероприятия, такие как «Мастер-класс по городошному спорту», «Масленица», «Встреча Нового года» и др., где участниками становятся как учащиеся специальных коррекционных школ, так и воспитанники детских домов, оставшихся



без попечительства родителей.

Критерии оценки эффективной деятельности:

  1. Увеличение и стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий;

  2. Динамика индивидуальных показателей физического развития;

3. Уровень освоения навыков гигиены, соблюдения основных «законов» здорового образа жизни, самоконтроля, бытового самообслуживания, общения с окружающими;

  1. Привлечение большего количества лиц с ограниченными возможностями здоровья и оставшихся без попечения родителей к участию в мастер-классах и физкультурно-спортивных мероприятиях.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница