Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения



Скачать 150.05 Kb.
Дата10.02.2016
Размер150.05 Kb.
Модуль дополнительной образовательной программы повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение родительства»


Разработчики модуля – канд.психол.наук, доцент Е.Б. Марущак

ст. преподаватель О.Е. Игнатенко

директор ГБУ НСО «Радуга» Т.А. Кострыкина

зав. орг.-метод. отделением И.И. Вопилова

Новосибирск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Спецификация модуля……………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………………...6

Содержание и контекст…………………………………………………………...8

Методы обучения………………………………………………………………..10

Процедура оценки……………………………………………………………….11

Оценочные материалы модуля………………………………………………….14

Ресурсное обеспечение модуля…………………………………………………15

Учебно-методическое обеспечение модуля……………………………………16

Спецификация модуля

Цель обучения – формирование у студентов-волонтеров ФГБОУ ВПО «НГПУ» компетенций в области психолого-педагогического сопровождения родительства.

Задачи:

1. познакомить студентов-волонтеров с теоретическими основами формирования родительства;

2. сформировать у студентов-волонтеров представление о гендерных особенностях родительства и о девиациях в родительском поведении;

3. обсудить основные модели и технологии психолого-педагогического сопровождения родительства.


Входные требования: сформированность психологической готовности к волонтерской деятельности; программа адресована студентам педагогических и психологических факультетов вузов, педагогических колледжей и всем, кто заинтересован в проведении подобной работы.
Объем часов, в т.ч. на самостоятельную работу, – 24 час.

Вид учебной работы

Количество часов

Сроки проведения

Общая трудоёмкость

24

3 дня

Аудиторные занятия (лекции, практические занятия)

12




Самостоятельная работа

12





Форма обучения – без отрыва от учебы.

Результаты обучения

Результат обучения 1:

Студенты знают теоретические основы формирования родительства.



Показатели оценки результата:

Студент должен знать:

  1. понятие родительства с позиции системного и феноменологического подходов;

  2. компоненты феномена родительства.

Требования к предмету оценивания:

По показателям 1, 2 представить реферат.


Результат обучения 2:

Студенты умеют применять знания о гендерных особенностях родительства.



Показатели оценки результата:

Студент должен уметь:

  1. выделять структуру материнской и отцовской сфер;

  2. определять психологическую готовность к родительству.

Требования к предмету оценивания:

По показателям 1, 2 разработать стендовый доклад на тему «Профилактика негативных форм материнства в современном родительстве» для специалистовв области психолого-педагогического сопровождения родительства.


Результат обучения 3:

Студенты владеют навыками разработки программы психолого-педагогического сопровождения родительства.



Показатели оценки результата:

Студент должен владеть:

    1. методами и приемами психолого-педагогического сопровождения родительства.

Требования к предмету оценивания:

По показателю 1 разработать программу формирования психолого-педагогической готовности к материнству.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологическую проблему. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека. Можно утверждать, что будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства.

К сожалению, на данный момент институт семьи оказался наиболее уязвимой точкой общества, где ветвятся различные траектории движения и развития общества. Гражданские браки, гостевые браки, однополые браки – все это постепенно становится привычной практикой организации семьи не только на Западе, но и в России. Кризис, который переживает семья в современной России, проявляется в первую очередь в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства, изменяются сами социальные практики родительства, а главное – меняется отношение женщины к своей главной социальной роли – роли матери. Одним из немаловажных аспектов кризиса современной семьи является тенденция к такому социальному явлению как девиантное родительство. Таким образом, для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей.

На сегодняшний день одним из основных государственных институтов, работающих с проблемой девиантного родительства являются учреждения социального профиля, в которых находятся молодые женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Данные категории женщин нуждаются в компетентных специалистах, знающих проблемы женщин группы риска по девиантному материнству, их потенциальные возможности, способных грамотно организовать психолого-педагогическое сопровождение в ситуации отказа от ребенка. Но, к сожалению, в Сибирском регионе многие учреждения социального профиля не имеют квалифицированных специалистов в области психолого-педагогического сопровождения родительства.

В связи с этим, особую актуальность приобретает волонтерское движение как общественно полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе, направленная на улучшение социальной ситуации и позитивные общественные преобразования. Волонтерство – добровольное выполнение общественных обязанностей по оказанию помощи другим людям, поэтому, добровольно возлагая на себя обязанности по отношению к согражданам, человек совершенствуется духовно. Добровольцы не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта. Именно поэтому психологическая готовность к волонтерской деятельности является одним из важнейших условий эффективной деятельности волонтерской организации. В связи с вышесказанным, возникает необходимость в разработке модуля дополнительной образовательной программы повышения квалификации для студентов-волонтеров по психолого-педагогическому сопровождению родительства.

СОДЕРЖАНИЕ И КОНТЕКСТ

Отбор содержания основывается на общих принципах послевузовского обучения: 1) принцип научности, изучение современных теорий; 2) принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения (необходимость опираться на имеющиеся у слушателей знания, умения и навыки); 3) принцип профессиональной ориентированности (в ходе курсов слушатель может решить свои профессиональные проблемы).


Учебные элементы модуля

  1. Теоретические основы формирования родительства. Системный и феноменологический подходы к пониманию психологической сущности феномена родительства. Компоненты феномена родительства: ценностные ориентации супругов (семейные ценности);родительские установки и ожидания;родительское отношение;родительские чувства;родительские позиции;родительская ответственность; стиль семейного воспитания. Факторы, определяющие формирование родительства. Родительство как надындивидуальное целое.

  2. Родительство в гендерном аспекте. Две формы родительства: материнство и отцовство. Структура материнской и отцовской сфер. Детерминанты материнства и отцовства. Отцовская и материнская компетентность. Психологическая готовность к родительству. Девиации в родительском поведении. Факторы, влияющие на готовность женщины стать матерью. Характеристика женщин с нарушенной готовностью к материнству. Влияние различных факторов на девиантное материнское поведение. Механизм формирования психологической готовности к материнству.

  3. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения родительства. Родительство и воспитание родителей. Сравнительный анализ терминов «семейное воспитание» и «воспитание родителей». Основные концепции воспитания родителей: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на трансактном анализе, модель групповой терапии, модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. Модели психолого-педагогического сопровождения родительства: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская модели. Социально-психологическое сопровождение беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Практический инструментарий специалистам социальных служб для сопровождения беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.


Тематический план



Тематика занятий

Формы организации

Самостоятельная работа, выполнение заданий

Часы

1

Теоретические основы формирования родительства

Лекция

Практическое занятие



4

4


2

Родительство в гендерном аспекте

Лекция Практическое занятие

4

4


3

Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения родительства.

Лекция

Практическое занятие



4

4





Итого




12

12


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе изучения теоретических и практических аспектов деятельности волонтеров в области психолого-педагогического сопровождения родительства,используются объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод обучения, метод проектов, контент-анализ.

Принципы отбора методов (технологий, техник, приёмов и пр.) обучения: 1) принцип научности и системности изложения материала; 2) принцип наглядности в обучении; 3) принцип надежности обучения; 4) принцип сознательности и творческой активности; 5) принцип единства группового и индивидуального обучения.Содержание и методы обучения взаимно обусловлены.

На занятиях по программе «Психолого-педагогическое сопровождение родительства» применяются индивидуальные и коллективные формы работы.



ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ

Общая характеристика инструмента оценки.

Программа повышения квалификации по данному модулю предусматривает различные формы контроля:

  • Входное и выходное анкетирование: входной контроль – анкетирование по тематике учебного блока для определения уровня знаний и практических умений слушателей.


Текущий контроль (в процессе завершения каждой темы):

  • Написание реферата.

Примерная тематика рефератов:

  • Теоретические подходы к пониманию сущности родительства.

  • Феномен девиантного материнства в социальной и психологической науке.

  • Этапы становления материнской и отцовской сфер поведения.

  • Ценностные ориентации супругов – основные компоненты феномена родительства.

  • Этнография родительства.

  • Факторы и условия формирования родительства.

  • Филогенез родительства.

  • Психология семьи в аспекте формирования родительства.

  • Детско-родительские отношения в семье.

  • Семья как источник психологической травмы.

  • Психологическая сущность представлений о родительстве.

  • Родительская любовь как психологический феномен.

  • Написание стендового материала на тему «Профилактика негативных форм материнства в современном родительстве» для специалистовв области психолого-педагогического сопровождения родительства.

Требования к оформлению стендового материала: работа должна быть отпечатана на компьютере с полуторным межстрочным интервалом шрифтом TimesNewRoman размером 14 пунктов.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 15, нижнее – не менее 20 и верхнее – не менее 20 мм.


Итоговый контроль по результатам освоения модуля:

  • Выполнение диагностического итогового теста.


Обоснование выбора процедуры:

Содержание модуля считается освоенным студентом-волонтером при условии:

  • знания содержательных вопросов, решения практических учебных задач;

  • выполнения заданий, предложенных в разных формах на занятиях (реферат, разработка стендового доклада и т.д.);

  • выполнения заданий в тестовой форме, предложенных при итоговой аттестации не менее чем на 70%.


Описание механизма перевода оценки результатов в формализованные результаты обучения.
Процедура оценки теоретических знаний основывается на системе контрольных вопросов, ведении дискуссии в рамках лекционных и практических занятий, а также выполнении самостоятельной работы.

Перевод результатов оценки в формализованные результаты обучения:

— студент освоил курс на высоком уровне, если вовремя и качественно выполнял все индивидуальные задания, активно участвовал в групповой деятельности, вступал в дискуссию и аргументировано обозначал свою позицию, предлагал существенные рекомендации, представил и защитил собственный проект, который получил позитивные отзывы;

— студент освоил курс на хорошем уровне, если вовремя и качественно выполнял все индивидуальные задания, участвовал в групповой деятельности, вступал в дискуссию и аргументировано обозначал свою позицию, представил и защитил собственный проект;

— студент освоил курс на достаточном уровне, если выполнил большую часть индивидуальных заданий, участвовал в групповой деятельности, представил собственный проект;

— студент не освоил курс, если не выполнил большую часть индивидуальных заданий, не участвовал в групповой деятельности, не представил собственный проект.


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОДУЛЯ

Оценочные материалы включают комплект контрольно-измерительных материалов, необходимых и достаточных для заключения по поводу достижения слушателями каждого конечного результата, сделанного по каждому из заявленных показателей:



  1. Комплект тестовых заданий.

  2. Темы и требования к реферату.

  3. Темы и требования к стендовому материалу для специалистовв области психолого-педагогического сопровождения родительства.

  4. Диагностические материалы входного и выходного анкетирования.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

Кадровое обеспечение данной программы предусматривает привлечение к организации учебного процесса профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «НГПУ», с использованием специалистов, владеющих соответствующими содержанию настоящей Программы профессиональными знаниями.


Техническая обеспеченность

Имеется типовое оборудование для представления лекционного материала в системе визуальной презентации (smart-доска, медиа-проектор, телевизор, DVD-плеер). Для подготовки к практическим занятиям и их проведения — техника тиражирования необходимых материалов, компьютерные классы (возможность выхода в Интернет).



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ
Литература для чтения и конспектирования

  1. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – СПб., 2012. – 436 с.

  2. Акивис, Д.С. Отцовская любовь / Д.С. Акивис. – М.: Профиздат, 2010. – 137 с.

  3. Богардус, Э. Семья / Э. Богардус. – СПб., 2009. – 163 с.

  4. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Академический проект, 2012. – 232 с.

  5. Варга, Д. Радости родительских забот / Д. Варга. - М.: Прогресс, 1983. – 117 с.

  6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. / А.Я. Варга. – СПб., 2001.

  7. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С. В. Ковалев. – М., 1987. – 159 с.

  8. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учебное пособие для студентов вузов / Т. В. Лодкина. – М., 2003. – 192 с.

  9. Лысова, А.В. Психология семьи / А.В. Лысова. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003. – 121 с.

  10. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М., 2006. – 992 с.

  11. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.

  12. РайкусДжудит, С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска / Райкус Джуди С., Рональд С. Хьюз. – М.: Академия, 2006. – 206 с.

  13. Семейная психотерапия: хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб., 2000. – 512 с.

  14. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. Г. Силяева. – М., 2002. – 192 с.

  15. Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь., 2006.– 196 с.

  16. Торохтий, В.С. Психологическое здоровье семьи. / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. – Спб.: КАРО, 2009. – 160 с.

  17. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 240 с.

  18. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.,2006. – 315 с.

  19. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М., 2006. – 271 с.

  20. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 208 с.

  21. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. / Л.Б. Шнейдер – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

  22. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Екатеринбург, 2007. – 736 с.

  23. Эдеймиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эдеймиллер, В. В. Юстицкис. – М., 2001. – 656 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница