Пояснительная записка сегодня пространство самоопределения большинства старшеклассников оказалось чрезвычайно суженным; функциональную нагрузку, связанную с жизненным стратегическим планированием,



Скачать 114,5 Kb.
страница1/10
Дата17.06.2022
Размер114,5 Kb.
#186252
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Связанные:
география человеческих перспектив


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня пространство самоопределения большинства старшеклассников оказалось чрезвычайно суженным; функциональную нагрузку, связанную с жизненным стратегическим планированием, выполняют мифологемы, транслируемые СМИ и ближайшим окружением взрослых, нередко упустивших собственный жизненный шанс и поэтому оказавшихся неуспешными в жизни. Причина такого замещения заключается в том, что процессы самоопределения не могут разворачиваться в «безвоздушном пространстве», вне специального выстраивания контекстов самоопределения. К сожалению, содержание существующих социально-гуманитарных курсов достаточно редко становится для старшеклассников материалом, формирующим такого рода контексты.


Как следствие, для ментальности старшеклассников характерна такая часто встречающаяся черта, как провинциальность сознания, характеризующаяся отсутствием собственного «чувства места и времени». Базовым образовательным процессом для решения проблемы должен стать не процесс трансляции (передачи) необходимых для социализации школьников знаний, умений, навыков, а процесс организации старшеклассниками собственной жизни.
Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ориентирована на решение следующих задач:
- показать старшеклассникам ключевые контексты современного продуктивного самоопределения;
- демонстрировать проблемное отношение к окружающей действительности как к пространству возможностей;
- определять в открытом образовательном пространстве, обеспечивать видение и давать возможность интерпретировать различные городские, региональные и страновые ресурсы в качестве образовательных.
Таким образом, курс «География человеческих перспектив» рассматривается как своеобразная «инфраструктурная площадка» по поддержке принятия решений старшеклассниками о своем личностном и профессиональном Будущем. Будущее для старшеклассников будет представлено не «натурально», а через материал основных тенденций геоэкономического, геополитического и геокультурного развития современной России и мира.
Курс для обучающихся 9-10-х классов «География человеческих перспектив» имеет ряд принципиальных особенностей, как в отношении содержания, так и в отношении его организации. Данный курс имеет ряд отличительных особенностей:
во-первых, он не дублирует и не является простым расширением содержания основных учебных курсов старшей школы, таких как география, экономика, история, обществознание. Это обусловлено тем, что базовое содержание курса связано с процессами самоопределения старшеклассников по отношению к способам организации их собственной жизни. Курс направлен на формирование аналитического пространства для осмысления личностных и профессиональных перспектив старшеклассников относительно как страны (России) в целом, так и ее отдельных регионов, включая регион их собственного проживания. В основу программы курса положены так называемые средовые (или «рамочные») понятия, такие как «технологический уклад», «культурный ландшафт», «ментальная модель» и «антропопоток». В отличие от предметных понятий, средовые понятия, с одной стороны, задают версию авторов курса о ключевых процессах современности, значимых для самоопределения, а с другой, структурируют для старшеклассников пространство аналитики современной жизни.
Во-вторых, программа курса построена на принципах проектно-ориентированной аналитики, активно развивающейся в последнее время в нашей стране. Ее главное отличие состоит в том, что если традиционная аналитика, построенная по образцу естественнонаучного знания, ориентирует на осмысление уже сложившихся ситуаций, то проектно-ориентированная аналитика представляет собой деятельность, направленную на осмысление будущего. В качестве основных учебных материалов в курсе используются материалы проектов пространственного развития различных регионов и территорий России, подготовленные российскими и зарубежными аналитическими центрами и экспертными институтами.
В-третьих, особенностью курса является использование средств «гуманитарной картографии», которая, в отличие от обычной картографии, используемой в базовом курсе географии, строится в опоре на интерпретационное действие учащегося, и обязательно должно содержать в себе аналитическую версию относительно «шага пространственного развития» той или иной территории. Пакет образовательных задач программы связан с картографированием инновационного потенциала российских реформ и построением продуктивных жизненных сценариев.
Таким образом, предлагаемый курс может быть представлен не только как анализ
современных социально-экономических и гуманитарных проблем в России, но и как исследование городских/региональных/ресурсов стран индивидуального самоопределения.
В-четвертых, программа курса «География человеческих перспектив» построена модульным образом, что позволяет существенным образом повысить эффективность использования учебного времени. Модульная форма организации позволяет сформировать у старшеклассников навыки самоорганизации, управляемо включать в образовательный процесс достаточно большой объем самостоятельной работы. Курс значительно развивает
образовательные интересы и потребности молодых людей, поскольку фактически формирует своеобразные «контуры употребления» полученных ранее предметных знаний и навыков, как в области географии, так и в области других социально-гуманитарных наук – экономики, истории, обществознания. Он позволяет удерживать высокую мотивацию старшеклассников на включение в собственную жизнь новых образовательных ресурсов, способствует повышению роли деловой активности в их жизни.
В целом обозначенная выше специфика курса делает его востребованным не только для школьников, профессионально ориентированных на углубленное изучение географии, но и на всех, кто заинтересован в формировании продуктивной профессиональной и личностной позиции, независимо от специфики выбранного профиля обучения в старшей школе. Программа позволяет удерживать высокую мотивацию старшеклассников на работу в рамках курса, в том числе, на включение в орбиту собственной учебной деятельности все новых образовательных ресурсов (сетевых, мультимедийных, городских и пр.). Программа способствует повышению роли деловой активности в жизни старшеклассников, формированию ценностей образовательной (то есть поисковой, исследовательской) деятельности. С другой стороны, программа значительно развивает познавательные способности учащихся, поскольку фактически формирует своеобразные «контуры употребления» полученным ранее предметным знаниям и навыкам, как в области географии, так и в области других социально-гуманитарных наук.
Наконец, постановка перед старшеклассниками проблемных образовательных задач и использование в качестве материала ситуаций, связанных с проблемами пространственного развития России (управленческими проблемами), позволяет актуализировать необходимость выхода на межпредметные связи, задействовать сопредельные сферы знания.

Скачать 114,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница