Пояснительная записка Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая деятельность педагогов-психологов, социальных педагогов, администрации, классных руководителей направленной на сохранение, укрепление



Скачать 114.3 Kb.
Дата23.05.2016
Размер114.3 Kb.
Пояснительная записка

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая деятельность педагогов-психологов, социальных педагогов, администрации, классных руководителей направленной на сохранение, укрепление, развитие в социально-педагогическом пространстве образовательного учреждения. На основе данного подхода и была разработана программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе.

В ситуации введения ФГОС особая роль отводится психологу образовательного учреждения. Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющим осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития учащихся, разработки и внедрения определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. В связи с этим должны быть решены следующие задачи:

- определен комплекс наиболее эффективных методов развития личностных и надпредметных умений, а также психических функций, обеспечивающих формирование предметных учебных действий;

- отобраны валидные и надежные методики оценки сформированности личностных и надпредметных умений, а также психологического анализа структуры учебной деятельности у учащихся, испытывающих трудности в обучении;

- определены направления деятельности, их приоритетность и временная организация в соответствии с спецификой условий работы психолога;

- выстроена система взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, направленная на развитие личностных и надпредметных умений в учебной и внеучебной деятельности, оценку уровня их сформированности, предупреждение и преодоление трудностей в обучении, профилактику и коррекцию девиантного поведения, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья учащихся.



Цель программы: создание условий для личностного развития, обучения и воспитания учащихся в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.

Задачи:

  • содействовать полноценному личностному и интеллектуальному развитию учащихся,

  • отслеживать динамику развития познавательных, мотивационных и личностных особенностей участников образовательного процесса,

  • способствовать созданию комфортной среды для всех участников образовательного процесса.

  • проводить профилактическую работу по предотвращению возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);

  • содействовать в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

  • способствовать повышению психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса учащихся, родителей, педагогов.


Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам, информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов обратившегося).

  • Принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов).

  • Принцип этической и юридической правомочности (все действия должны соответствовать нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность педагогов-психологов)

  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

  • Принцип добровольности участи в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.

Приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

Комплексная работа психолого-педагогической службы включат в себя взаимосвязанные направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультационно-просветительскую, профилактическую.

Формы сопровождения:


  • консультирование;

  • диагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • профилактика;

  • просвещение;

  • экспертиза.

На основе результатов проведенных диагностических исследований, выстраиваются приоритетные направления работы, изучается результативность используемых программ, проектов и корректировка их в дальнейшем.

Психологическая диагностика определяется задачами ОУ и запросами участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися).

Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

Использование результатов диагностической работы способствует оказанию поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Диагностическая работа позволяет в первую очередь ориентироваться на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Профилактическая работа предполагает проведение мероприятий с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;

- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (детский Телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей; ведение Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении; организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики

Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи участникам образовательного процесса в осознании и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений; решении различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.



Экспертиза психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее) с элементами тренинговых технологий, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, самодиагностика (обучающая диагностика).
Направления психолого-педагогического сопровождения.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (1, 5, 10 классы).

  2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

  4. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

  5. Поддержка одарённых детей.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

  7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ.

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (1, 5, 10 классы).

  • Мониторинг адаптации учащихся.

  • Исследование психологического климата классного коллектива.

  • Опросы классных руководителей по психологическим проблемам обучения и воспитания в классах.

  • Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.

  • Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях, заседаниях школьного ПМПк.

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников.

  • Просветительская и консультационная деятельность с учителями.

2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

  • Проведение диагностических и исследований.

  • Диагностический минимум.

  • Углубленная психодиагностика:

    • исследование особенностей познавательной деятельности;

    • изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

  • Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9-11-х классов, их образовательных потребностей и профессиональных интересов.

  • Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.

  • Проведение занятий.

4. Сохранение и укрепление психологического здоровья

  • Диагностическая работа по изучению психологического здоровья школьников.

  • Проведение занятий с элементами тренинга по сохранению психологического здоровья и профилактике вредных привычек.

  • Психологическая подготовка обучающихся классов к экзаменам и итоговой аттестации.

  • Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития.

5. Поддержка одарённых детей.

  • Диагностическая работа по изучению когнитивной сферы учащихся.

  • Консультационная работа по подготовке учащихся к олимпиадам.

  • Оказание психологической помощи участникам олимпиады.

  • Консультирование педагогов по проблемам работы с одаренными детьми.

6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»:

  • Углубленная психодиагностика:

  • Исследование особенностей познавательной деятельности;

  • Изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

  • Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

  • Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и их родителей.

Ожидаемые результата внедрения системы психолого-педагогического сопровождения:

- успешная адаптация учащихся в ОУ.

- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

- успешная адаптация и социализация выпускников школы;

-повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательной программы.
Ожидаемые результаты психологического сопровождения.
1. В отношении образовательного процесса в целом:

Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:


– в повышении психологического комфорта учащихся на уроках и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении;

– в более быстром овладении ЗУНами и УУД при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.

Улучшение качества образовательного процесса за счет:

– оптимизации образовательных программ;

– улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.

2. В отношении участников образовательного процесса:

Учителей:
– повышение психологической грамотности;

– оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);


– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
– содействие в личностном росте.

Учащихся:


– эффективное овладение ЗУНами;

- сформированность УУД (универсальных учебных действий);

– развитие ВПФ (высших психических функций);

– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);

– повышение психологической грамотности;

– повышение толерантности в отношении своих сверстников;– содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.

Родителей учащихся:

– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;


– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка;
Литература.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – М.;СПб.: Питер, 2006.

Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2005.

Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: Вако, 2006.

Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.

Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004.

Методическая газета. Школьный психолог.

Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.

Родионов В.А. Практическая психология в школе. Я и все-все-все. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Сфера, 2001.

Тетерский С.В. Искусство вести за собой… – М.: Аркти, 2007.

Третьякова А.Н., Плющ И.В. Организация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница