Пояснительная записка программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине



Скачать 101.86 Kb.
Дата01.06.2016
Размер101.86 Kb.
ТипПрограмма




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине составлена в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными государственными образовательными стандартами подготовки специалистов и магистров в образовательной области «Педагогическое образование».

Вступительный экзамен должен выявить уровень фундаментальной подготовки специалиста в предметной области ПЕДАГОГИКА.

Поступающий в аспирантуру должен


  • владеть системой знаний в сфере образования, сущности, содержания и структуры образовательных процессов и системе воспитательной работы;

  • показать свободное владение системой знаний о теории, методике, технологиях и современных тенденциях развития концепций обучения и воспитания;

  • обладать системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных воспитательных технологиях. Знать основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования;

  • показать умение использовать научные знания при проектировании и организации собственной деятельности в сфере образования;

  • владеть научной и профессиональной терминологией, обладать культурой мышления, речи, общения.


Целью вступительного экзамена является опреде­ление готовности поступающего в аспирантуру к продолжению обучения по образовательным программам бо­лее высокой ступени.

Порядок проведения и программа вступительного экзамена по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ определяются вузом на основе соответствующей образовательной про­граммы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Программа вступительного комплексного экзамена формируется на основе фундаментальных педагогических дисциплин профессиональной подготовки.

Вступительный экзамен в аспирантуру проводится в устной форме. Экзаменующимся предъявляются экзаменационные билеты, содержащие конкретные экзаменационные вопросы. Экзаменационный билет по специальной дисциплине включает 2 вопроса. 

Нормативный срок выполнения задания, предъявленного на вступительном экзамене составляет 1 час.

Условия проведения экзамена: наличие программы вступительного экзамена, необходимых технических средств.

Вступительный экзамен по направлению подготовки в аспирантуре 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, образовательная про­грамма подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Общая педагогика, история педагогики и образования» предполагает:

- подготовку ответа на теоретический вопрос из предлагаемого списка;

- собеседование по содержанию реферата по предполагаемой проблеме диссертационного исследования, содержащего аналитический обзор степени научной разработанности проблемы (объем текста – не менее 10 стр., 14 кеглем через 1,5 интервала).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Профессиональная деятельность и личность педагога.

Общая и профессиональная культура педагога.

Требования государственного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
2. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Предмет и объект педагогики как науки.

Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
3. ОБРАЗОВАНИЕ

Образование как общественное явление и педагогический процесс.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
4. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК

Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Педагогика в системе наук.

Связь педагогики с другими науками.


5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.




6. ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

Закономерности и принципы обучения.

Основные принципы обучения (принцип научности, принцип доступности, принцип активности и сознательности в обучении и др.).

Анализ современных дидактических концепций.
7. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Проблемы целостности учебно - воспитательного процесса.

Двухсторонний и личностный характер обучения.

Единство преподавания и учения.
8. ОБУЧЕНИЕ КАК СОТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Государственный образовательный стандарт.

Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.



9. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения и их классификация.

Методы педагогического воздействия.

Приспособление педагогического процесса к целям развития учащегося и педагога.



10. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Современные модели организации обучения.

Типология и многообразие образовательных учреждений.

Авторские школы.

Инновационные образовательные процессы.

Классификация средств обучения.


11. ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Базовые теории воспитания и развития личности.


12. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Закономерности и принципы воспитания.

Основные принципы воспитания (прин­ципы природосообразности, культуросообразности, дополнительности в воспитании, общественно-ценной целевой направленности воспитательного процесса, комплексности, связи с жизнью и др.).

Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном педагогическом процессе.

Система форм и методов воспитания.

Понятие о воспитательных системах.


13. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОСПИТАНИИ

Педагогическое взаимодействие в воспитании.

Коллектив как объект и субъект воспитания.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя.


14. ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Национальное своеобразие воспитания.

Воспитание культуры межнационального общения.

Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности.

Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.
15. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.

Воспитание и школа в античном мире.

Воспитание и образование в эпоху Средневековья.

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
16. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США

Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).

Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.

Зарубежная педагогика и школа в период между первой и второй мировыми войнами.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
17. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).

Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.

Школа и педагогика в России в конце ХIХ и начале XX вв. (до 1917 года), развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции 1917 года.

Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны.

Ведущие тенденции современного развития отечественного образования.


18. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Сущность, принципы, ценности, механизмы, факторы социального воспитания.

Взаимодействие в социальном воспитании.

Социализация личности.

Жизнедеятельность института социального воспитания.
19. УПРАВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Понятие управления и педагогического менеджмента.

Государственно-общественная система управления образованием.

Функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль.


20. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Психолого-педагогические методики диагностики.

Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
Для подготовки к экзамену кафедра общей и социальной педагогики рекомендует обратиться к следующим источникам:

- Учебники по педагогике последних лет издания.

- Научно-методическая литература по проблемам современного образования.

- Публикации в журналах «Педагогика», «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Мониторинг качества образования» и других научных журналах последних лет издания, кроме того, целесообразно изучить материалы «круглых столов» в журнале «Вопросы философии».


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

2. Алексеева Т. Б.Культурологический подход в современном образовании: Научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

3. Батышев, А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя / А.С. Батышев. - М.: Профессиональное образование, 2003.- 200 с.

4. Бахмутский А.Е. Мониторинг в школе: интерпретация и использование результатов: Научно-методические материалы. – СПб.: «ООО Книжный Дом», 2008.

5. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. – СПб., 2009.

6. Григорович Л. А.  Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов/ Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2009.

7. Загвязинский В.И. Педагогика (2-е изд., стер.). Учебник. - М.: Издательский дом «Академия», 2012.



8. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания (1-е изд.). Учебник. - М.: Издательский дом «Академия», 2012.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Предмет, характер и основные категории педагогики.

  2. Педагогика в системе современного научного знания. Связь педагогики с другими науками.

  3. Структура современного педагогического знания. Общая, возрастная, профессиональная педагогика, вспомогательные педагогические дисциплины.

  4. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики, методы и логика педагогического исследования.

  5. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.

  6. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

  7. Роль принципов и правил воспитания в практической и педагогической деятельности.

  8. Методы воспитания и их характеристика.

  9. Формы организации воспитательного процесса и их характеристика.

  10. Важнейшие этапы мировой педагогической теории и практики.

  11. Основные направления развития педагогической науки в современной России.

  12. Система образования и школьные реформы современного Российского государства.

  13. Понятие о педагогической диагностике. Методы педагогических исследований, их характеристика.

  14. Общая характеристика, закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

  15. Дидактика как теория обучения и образования.

  16. Понятие, сущность и структура содержания образования в современной школе.

  17. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Принципы и критерии отбора содержания образования.

  18. Документы, определяющие содержание общего образования.

  19. Общая характеристика процесса обучения.

  20. Преподавание как педагогический процесс, его сущность и технология.

  21. Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения.

  22. Классификация методов обучения.

  23. Формы организации учебного процесса и их характеристика.

  24. Урок как основная форма организация обучения в современной школе.

  25. Государственно-общественная система управления образованием: сущность и характеристика ее подсистем.

  26. Школа как педагогическая система и объект управления. Принципы управления педагогическими системами.

  27. Понятие «педагогическое мастерство». Объективные и субъективные стороны педагогического мастерства и его структура. Проблема авторитета педагога.

  28. Педагогическое общение и его характеристика. Учет возрастных особенностей общения детей в педагогической деятельности.

  29. Семья в системе воспитания и социализации личности.

  30. Непрерывное образование: понятие, принципы, подходы. Дополнительное образование и его место в общей системе воспитания и образования.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница