Пояснительная записка Представленная программа является попыткой объединить в единое целое педагогический опыт, практические наработки, эксперименты, наблюдения нескольких лет организации и проведения занятий с учащимися школ, средних



Скачать 242,85 Kb.
Дата12.02.2016
Размер242,85 Kb.
ТипПояснительная записка
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
image0002.jpg
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
научно-технической направленности
Судомоделирование
для детей 10-18 лет
срок реализации: 3 года

Программу составила:

А.И. Лабудин,

педагог дополнительного

образования

Рассмотрена и рекомендована к

реализации решением

методического совета МАОУ

ДОД ДТД и М

«21» февраля 2012 г.
Протокол № 4

Калининград

2012
Пояснительная записка

Представленная программа является попыткой объединить в единое целое педагогический опыт, практические наработки, эксперименты, наблюдения нескольких лет организации и проведения занятий с учащимися школ, средних, средних специальных учебных заведений в судомодельном кружке Центра развития творчества детей и юношества.

Морской флот любой странны мира – национальная гордость. Морской флот нашей страны – один из крупнейших в мире, с богатыми историческими традициями, овеянный боевой и трудовой славой заслуженная гордость России.

Современный флот – это боевые корабли, рыболовные, пассажирские и транспортные суда, плавсредства технического и научно-исследовательского назначения, это сотни морских профессий и специальностей. Ежегодно повышается техническая оснащенность кораблей и судов, повышается их боеспособность, увеличивается тоннаж, энерговооруженность, скорость, повышается механизация и автоматизация трудоемких судовых и производственных процессов, требовательность к качеству и безопасности пассажирских и транспортным перевозкам. Важное значение отводится современным технологиям и качеству при проектировании и строительстве новых кораблей и судов.

Неудивительно, что сегодня эффективность изготовления и эксплуатации современных боевых кораблей и судов гражданского флота во многом зависит от уровня общих и специальных знаний, профессиональных навыков, моральных и психологических качеств моряков: судоводителей, механиков, электриков, штурманов, радистов, командного состава и других членов экипажа, а также большой группы специалистов, которая дает любому кораблю жизнь – его строители и проектировщики. Многие качества, необходимые человеку связавшего свою жизнь с морем, закладываются и развиваются задолго до начала профессиональной деятельности: на гражданском флоте, службе в военно-морском флоте или в судостроительстве, а именно в семье, школе, внешкольных учреждениях образования, учебных заведениях морской направленности.

Настоящая программа являет собой попытку обобщить опыт работы судомодельного кружка в течение последних лет с целью выхода на более оптимальный уровень организации занятий в нем.

Отличие данной программы от типовой в том, что она предлагает иной способ набора учащихся первого, второго и последующих годов обучения, дифференцированный подход к форме организации их работы, индивидуализация заданий и выполнение их «бригадным» методом, вовлечение в процесс созидания и обучения кружковцев старшего поколения, представителей разных профессий связанных с морем и судостроением.

Учитывая задачи, которые стоят перед учреждениями дополнительного образования по подготовке молодого человека к «большой» жизни, и саму стремительно изменяющуюся жизнь, роль педагога-руководителя в нынешнем понятии меняется в сторону организатора всего воспитательного процесса в детском и юношеском коллективе. Он выступает уже ни как единственный учитель, знающий все и вся, а как педагог – руководитель, педагог-организатор умеющий привлечь к процессу обучения различных специалистов с высокими профессиональными знаниями в различных областях и различных специальностей.



В кружке предполагается одновременная работа представителей различных возрастных групп. Поэтому целесообразно конкретизировать итоговые цели и задачи их занятий морским моделизмом.

Цель первого года обучения:

  • Создать оптимальные условия для всестороннего развития каждого кружковца на основе его индивидуальных способностей и потребностей.

Задачи первого года обучения:

  • Дать первоначальные сведения по истории судостроения, мореплавания, ознакомить в общих чертах с физическими основами плавучести кораблей и судов, с принципами их устройства и действия.

  • Обучить простейшим навыкам работы с инструментами и материалами.

  • Научить изготавливать и запускать простейшие действующие модели.

  • Ознакомить с основными терминами набора корпуса модели, дельных вещей, функциональным назначением судовых помещений и т.д.

  • Окружить персональным вниманием каждого нового члена кружка, изучить его наклонности и способности с целью их оптимального применения и развития.

Цель второго года обучения:

  • Создать условия для развития творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире, расширение зоны творческих способностей.

Задачи второго года обучения:

  • Ознакомить с основными этапами развития отечественного флота, расширить и углубить знания по физическим характеристикам плавучести кораблей и судов, по основам судостроения и судовождения, приступить к изготовлению более сложных конструкций – судомоделей с движителями различных типов

  • Продолжить обучение по физическим основам влияния различных факторов на скорость судов, их остойчивость, управляемость, прочность корпуса и т.д.

  • Подготовить модели для участия в областных и республиканских соревнованиях и выставках.

  • Проводить работу по профориентации среди кружковцев на профессии связанные с морем и судостроением.

  • Развивать у ребят творческую инициативу, техническое мышление, изобретательность, коллективное творчество и взаимовыручку.

Цель третьего и более лет обучения:

  • Создание условий для воспитания человека, гуманного, патриота, сочетающего любовь к людям и Родине.

Задачи третьего и более лет обучения:

  • Научить самостоятельному проектированию, изготовлению, испытанию судомоделей, экспериментальной работе по предложенным и самостоятельно разработанным чертежам.

  • Научить строить судомодели сложной конструкции, радиоуправляемых и спортивных классов.

  • Дать теоретические основы знаний и привить практические навыки по использованию и применению систем автоматики и микропроцессорной радиоэлектронной техники в судомоделирование.

  • Научить широко, применять в работе металлорежущие, деревообрабатывающие станки, современные полимерные материалы.

  • Научить пользоваться в работе справочной и специальной литературой, специализированными периодическими изданиями как отечественными, так и зарубежными изданиями.

Примерный учебно-тематический план судомодельного кружка составляется отдельно для учащихся каждого года обучения. Однако последовательность изготовления судомоделии для различных возрастных групп одинакова. Поэтому предложенный план не унифицирует занятия для конкретной группы ребят, а составлен по основным стадиям строительства судомодели.

Настоящий план значительно увеличивает базовую теоретическую подготовку в начале учебного года, когда идет выбор будущей модели, изучаются ее основные ходовые качества, оценивается будущий стендовый вид, рассчитываются основные размеры, выполняется чертеж модели в натуральную величину т.д. Это дает возможность всестороннего обсуждения будущей модели, цели и назначения ее изготовления, устраняет скоропалительность в выборе и принятии решений при изготовлении корпуса

Предлагаемый учебно-тематический план показывает, как распределяется время занятий на теоретическую подготовку и на практическую работу по основным этапам строительства модели. Подробное изложение плана с указанием конкретных целей и задач той или иной темы, ее краткое содержание многократно печатались в различных практических пособиях для преподавателей дополнительного образования секций судомоделирования (одно из таких изданий «Судомодельный кружок» автор Б.В. Щетанов, изд. «Просвещение», Москва 1983 г). Но одно дело написать план, а другое – его реализовать. Как проверить эффективность занятий в течение учебного года? В настоящей программе приведен ниже текстовый материал, дающий возможность отслеживать после каждого этапа изготовления модели, уровень, усвоения учебного материала и приведенных тем. В каждом разделе могут быть от 7 до 10 тем теоретических знаний и практических работ. Наложение данного плана на календарь весьма условно, так как построить сложную модель за один учебный год весьма трудно даже опытному моделисту, но определенные ориентиры для всех членов кружка он все же дает. Все занимающиеся самостоятельно первый год получают помощь и консультации более опытных членов кружка в решении конкретных задач, ускоряющих процесс изготовления модели. Работающие, например, по системе «Мастер и подмастерье» могут увеличить интенсивность труда перераспределением работы, а в случае опережения графика, замедлить его, сконцентрировав внимание на качестве изготовления деталей. Работающие бригадным способом, чтобы не отставать от графика изготовления модели, могут перераспределить обязанности по соответствующему уровню способностей и полученных навыков работы.

Комплектованием коллектива педагог занимается сам. Прежде чем записать новичка, с ним проводится беседа. Выявляются интересы ребенка, его способности, возраст, класс, успеваемость, место жительства, в какие объединения он еще записался. Полученные сведения позволяют более правильно выбрать метод учебно-воспитательной работы. Группы 2-го и 3-его годов обучения комплектуются из ребят, продолжающих занятия с устойчивые интересом. До конца предыдущего учебного года педагог беседует с каждым воспитанником, узнает его планы на новый учебный год.

Особого внимания требует набор в группы 1-го года обучение Комплектование проводится в начале сентября, после того, как в школах, где учатся будущие кружковцы, уже известно расписание уроков. Информация наборе в объединение (о времени, месте записи, возрасте принимаемых доводится до сведения учащихся и их родителей с помощью рекламы (афиш), а также путем непосредственного контакта.
Массовые мероприятия для воспитанников, обучающихся 2-ой и 3-ий год:


  • проведение показательных выступлений по запуску моделей для начинающих моделистов,

  • участие в городских, областных соревнованиях, выставках технического творчества,

  • экскурсия на судостроительный завод,

  • встречи с интересными людьми (моряками, судостроителями и т.д.),

  • проведение тематических бесед по морской грамотности,

  • проведение творческих встреч, викторин.

Продолжительность одного занятия в группах 1-го и 2-го годов обучения – 2 часа; 3-го года – 3 часа, последующих – 4 и более.

Обучение рассчитано на три года. По окончании трех лет некоторые воспитанники продолжают заниматься, совершенствовать свои навыки, шлифовать свое мастерство. Творческий процесс бесконечен. У таких воспитанников наблюдается повышенный интерес к проектированию и постройке сложнейших моделей. Они активно участвуют в соревнованиях различного ранга. У них формируются стойкие профессиональные интересы. Здесь имеет место углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее. Тематика работы допускает неограниченное разнообразие моделей. Каждый воспитанник выбирает объем практической работы самостоятельно, прорабатывает соответствующий теоретический материал, составляет проект модели и реализует его.

В настоящее время на занятиях разновозрастных групп ребят используются следующие формы работы:


  • «Ветер-бродяга» (или «Морской волк-одиночка») – индивидуальная форма работы.

  • ' «Мы с тобой одно «Я» (или «Две мачты одного корабля») – в работе над

  • моделью принимают участие два человека, как правило, одного возраста и одинаковых способностей.

  • «Юнга и капитан» (или «Мастер и подмастерье») – в работе принимают участие двое, разные по возрасту и по способностям.

  • «Аврал» (или «Конвейер») – в работе принимают участие все члены кружка, которые могут реализовать свои способности для достижения конкретной цели в конкретный срок.

  • «Экипаж» (или «БЧ» – боевая часть, или «Бригадный способ») – три, четыре человека разных возрастов и способностей изготавливают одну модель.

Если названия в «шутку», то все остальное уже не первый год применяется на занятиях и, как правило, при грамотно выбранной форме работы удается достичь максимальных результатов.

Правильно оценивать уровень воспитанности ребенка и всего коллектива в целом очень трудно: результаты воспитания малозаметны с первого взгляда и, тем не менее, они есть. В этом помогает проводимая в Центре развития творчества детей и юношества диагностика воспитательного процесса. Результаты, полученные в ходе диагностики, служат средством формирования ценностных ориентаций, исходным материалом для планирования и выдвижения новых жизненных целей.

В кружке существует первоначальный, промежуточный и итоговый контроль за достижениями воспитанников. Форма его различна: наблюдение, анкетирование, тестирование. Данные заносятся в творческую карту, разработанную психологом. На основе полученных данных оценивают учебно-воспитательную деятельность объединения, творческие достижения отдельных воспитанников, прогнозируруют возможные проблемы, выделяют приоритетные задачи для их решения.

В течение всего учебного года воспитанники участвуют во всех конкурсах и соревнованиях, проводимых в городе, области, а также в республиканских соревнованиях.

Задачи, лежащие в «зоне ближайшего развития»: (то, что может быть сформировано в ближайшей перспективе и является новообразованием следующего возрастного периода):


  • Развитие социальных и коммуникативных навыков и умений (общение), необходимых для установления межличностных отношений.

  • Формирование устойчивой творческой мотивации на фоне позитивной «Я» – концепции детей, положительной самооценки.

Программа содержит элементы отслеживания результативности работы в виде различного по форме и содержанию диагностического инструментария, позволяющий оценить ее эффективность, как во время занятий, так и на заключительном этапе (в конце учебного года), Темы психологических исследований соответствуют задачам программы и гармонично включены в развивающий процесс (проводятся в виде игры):

  • Диагностика Эмоциональной сферы детей («ЦТО», тест Люшера)

  • Диагностика самооценки и уровня притязаний (тест «Самооценка»)

  • Диагностика уровня развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи) и представлений об окружающем мире

  • Диагностика степени адаптации детей к коллективу и деятельности («Социометрия», тест «Незаконченных предложений» и др.)


Психологические условия реализации программы:

  1. Создание на занятиях доброжелательной творческой атмосферы.

  2. Запрет на критику и оценку детьми друг друга (Создание атмосферы безопасности).

  3. Возможность на высказывание каждого, ребенка и право каждого на получение обратной связи.

  4. Создание ситуации успеха для каждого кружковца.

  5. Совместная выработка с детьми и строгое соблюдение групповых правил и норм.

Психологические методы и приемы, используемые в программе:

  • имитационные и ролевые игры

  • методы саморегуляции

  • самовыражение в изделиях, моделях (арттерапия)

  • элементы сказкотерапии

  • телесно ориентированные техники, адаптированные к возрастным возможностям младших школьников.

Прогнозируемый результат судомодельного кружка:

1. Сформировать у детей достаточного уровня произвольных психические процессы:

а) произвольного внимания, умения действовать по образцу;

б) умение спланировать действие и проконтролировать его;

в) внутренний план действий (умение действовать в уме);

г) способность рефлексии.



  1. Сформированность речи мышления, соответствующих возрастным нормам:

а) наглядно-образное мышление {вычленение существенных свойств и отношений окружающего мира – анализ, сравнение, классификация;

б) использование схем и схематических изображений способность к обобщению и умозаключениям;

г) развивать ассоциативное мышление и память.

3. Овладение приемами и навыками эффективного межличностного

а) установление дружеских отношений;

б) готовность к коллективным формам деятельности;

в) умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.

3. Овладение навыками эмоциональной и поведенческой саморегуляции снижение и ситуативной тревожности, склонности к аффектам и к деструктивному поведению.

Прогнозируемыми результатами в деятельности можно считать и то, что по завершению первого года занятий обучающийся освоит:


  • начальные сведения об истории судостроения и мореплавания

  • основные сведения о наборе корпуса судна, физических основах плавучести.

  • начальные сведения о слесарных и столярных инструментах, материалах используемых при постройке судомоделей.

  • применение на практике простейших инструментов (Лобзиковую пилку, напильники, ручную дрель, нож, ножницы по металлу, плоскогубцы, кусачки и др.)

  • принимать правильные решения при подборе материалов для изготовления конкретной детали.

  • читать простейшие чертежи и схемы.

По окончанию второго года обучения освоить:

  • основные этапы развития отечественного флота

  • основные термины, применяемые на флоте и в судостроении

  • уметь самостоятельно приступать к изготовлению моделей по предложенным чертежам

  • применение в процессе работы станков и др. технического оборудования с соблюдением всех требований техники безопасности, свободное чтение теоретических чертежей судна самостоятельное изготовление выкроек набора корпуса судомодели, широко применять при постройке модели, имеющийся в кружке инструмент и оборудование, современные материалы.

  • правильное и экономное использование красок, бумаги, картона, и т.д. при постройке и окончательной отделке модели.

  • использование в своей работе справочной и специальной литературы, специальных периодических изданий



Примерный учебно-тематический план работы 1-го года обучения


Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретическая

подготовка



Практическая работа

Вводное занятие

2

2




Изготовление контурной модели

36

6

30

Изготовление модели простейшей яхты

36

6

30

Изготовление модели подводной лодки

70

10

60






Итого: 144 часа


Учебно-тематический план второго года занятий

тем

Название темы

Количество часов

Всего

В том числе

теор.

практ.

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Единая классификация моделей

кораблей и судов



1

1

-

3

Правила соревнований

по судомодельному спорту



2

2

-

ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ КОРАБЛЯ (СУДНА)

3

Изготовление корпуса модели

19

2

17

4

Изготовление ходовой группы и рулевого устройства

22

2

20

5

Изготовление надстроек

57

3

54

6

Деталировка (дельные вещи)

63

5

58

7 .

Отделка модели

9

1

8

8

Регулировка и испытания модели

6

1

5

9

Участие в соревнованиях

9

-

9

10

Участие в выставках

3

-

3

11

История Российского флота

9

9

1

12

Экскурсии

9

6

3

13

Забота о здоровье корабела

3

3

-

14

Итоговое занятие

2

2

1




Итого

216

39

177


Учебно-тематический план второго года занятий

тем


Название темы

Количество часов

Всего

В том числе

теор.

практ.

1

Вводное занятие

3

2

1

2

Единая классификация моделей кораблей и судов

3

3

-

3

Мореходные качества корабля

3

2

1

4

Судовые устройства

3

2

1

5

Парусные суда

9

3

6

6

Модели глиссирующих судов на подводных крыльях, воздушной подушке

3

2

1

7

Устройство и эксплуатация микролитражных

двигателей внутреннего сгорания



6

4

2

8

От простого к сложному: автоматика на моделях

6

2

4

9

Принцип, устройство и эксплуатация систем радиоуправления

6

2

4

10

Проектирование моделей кораблей и судов

18

4

14

11

Постройка модели корабля, судна

129

12

117

12

Регулировка и испытания модели на воде

3

2

1

13

Подготовка и участие в соревнованиях

12

-

12

14

Экскурсия

9

-

9

15

Итоговое занятие

3

3

-




Итого

216

47

169


ЛИТЕРАТУРА

  1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. Москва, «Наука», 1990.

  2. Бехан Ф.Н. Основы теории судна. Ленинград, «Судостроение», 1970.

  3. Бабкин И.А. Подготовка юных судомоделистов. Москва, ДОСААФ, 1988.

  4. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва,

«Просвещение», 1991.

  1. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. Москва. ДОСААФ.1997.

  2. Голованов В.П. Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития. «Дополнительное образование», 2004, № 5

  3. Голышкина Л. С. Формирование благоприятных условий для социальной адаптации и социализации личности детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей. Бюллетень. 2007, № 4

  4. Демченко Л,В. Исследовательская деятельность в объединениях технического творчества как одно из средств формирования интеллекта школьников. Бюллетень, 2007, № 4.

  5. Дьяков А.В. Радиоуправляемые модели. Москва, ДОСААФ, 1993.

  6. Иванов Н.Ю. Цвет на судне. Ленинград, «Судостроение», 1970.

  7. Инновационные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей Калининград, Областной учебно-методический центр дополнительного образования «Дом учителя», 2002.

  8. Карманчиков А.И. Особенности индивидуального подхода в формирование творческой активности учащихся. «Дополнительное образование», 2004, № 7.

  9. Казачков О.В. Материалы и технологии в техносфере прошлого, настоящего и будущего. «Дополнительное образование», 2004, № 4.

  10. Коломинский Я.Е., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Москва, «Просвещение», 1988.

  11. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Москва, «Педагогическое общество России», 2000.

  12. Лукьянов Д.И. Творческое конструирование как введение в проектную деятельность. «Дополнительное образование», 2007, № 12.

  13. Михайлов МЛ. От корабля к модели. Москва, ДОСААФ, 1977.

  14. Насурбаев А.А. Судостроение ХХЗ век. Ленинград, «Судостроение», 1988г.

  15. Нигматулина Л.А. Традиции клуба юных моряков. «Воспитание школьника», 2007, № 4.

  16. Патриотическое воспитание детей. Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, № 11.

  17. Сахновский Б.М. Модели судов новых типов. Ленинград, «Судостроение», 1987.

  18. Сергеев О.Т. Новые компьютерные технологии в обучении. «Дополнительное образование», 2004, № 4.

  19. Суда и судоходство будущего. Ленинград, «Судостроение», 1981.

  20. Тимофеева С.П. Сохранение и развитие системы дополнительного образования детей как фактор приоритетного внимания к воспитанию и творческому развитию подрастающего поколения. Бюллетень, 2005, № 4

  21. Учебное пособие для ВУЗов. «Дополнительное образование детей». Москва,

«ВЛАДОС», 2000г.

  1. Учреждение дополнительного образования детей как воспитательная организация (опыт работы) Приложение к журналу «Внешкольник...», 2003, № 10.

  2. Целовальников А.С. Справочник судомоделиста. Москва, ДОСААФ, 1978.

  3. Чибрикова О.В. Развитие творчества детей в условиях станции юных техников. Бюллетень, 2003, №3.

  4. Щетанов Б.В. Судомодельный кружок. Москва, «Просвещение», 1983.

  5. Эльшанский И.И. Как стать изобретателем. Бюллетень, 2001, № 4.

Каталог: org -> mou06 -> moudod0602
org -> Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика высшей школы»
org -> Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Проблемы, перспективы, положительные и негативные аспекты информатизации
org -> Программа дисциплины «Организация дистанционного образования лиц с овз»
org -> Учебная программа дисциплины «организационное поведение» Тема Личность и организация. Организационное поведение как система
org -> В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею
moudod0602 -> Пояснительная записка Атлетическая гимнастика одно из действенных и универсальных средств физического воспитания
moudod0602 -> Методическая разработка «Определение компьютерной зависимости младших школьников. Тесты, рекомендации»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница