Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний



Скачать 375.58 Kb.
страница1/3
Дата23.05.2016
Размер375.58 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний.

Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни.

Серьезные проблемы, возникшие в обществе во второй половине 80-х г.г. в области межнациональных отношений, в частности, большое количество межэтнических конфликтов, потребовали внесения определенных корректив и в практику подготовки дипломированных специалистов психологов: а именно, в решение проблемы получения ими глубоких этнопсихологических знаний. Кроме того, национальные особенности жизни, необходимость межкультурных контактов как на профессиональном, так и на обыденном уровнях, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека более важную роль, чем это было 10-15 лет назад.

Цель курса – просвещение в области психологических закономерностей межнационального общения, этностереотипов поведения, традиций, обычаев, социально-психологических механизмов межэтнических конфликтов, что несомненно будет способствовать организации психологических исследований на более высоком методологическом и методическом уровнях.

Задачей курс является углубление знания и понимания студентами многообразия этнопсихологических явлений во всей их сложности, особенностях природы, специфики проявления во всех сферах жизнедеятельности.

В результате изучения курса психолог должен знать основные вопросы, относящиеся к комплексу теоретико-методологических проблем этнической психологии, ее роль и место в системе научных знаний, связь с другими науками, методологические принципы и основные направления этнопсихологических исследований, сущность этнопсихологических феноменов и специфику их проявления в поведении и деятельности представителей этнических общностей.

Предлагаемый курс включает в себя как лекционные, так и семинарские занятия. Последние предполагают вопросы, направленные на углубление лекционного материала, а также применение этнопсихологических диагностических экспресс-методик (выявление особенностей этнического самосознания, авто- гетеростереотипов и т.д.), что способствует интеграции знаний, формированию устойчивого интереса к этнопсихологическим проблемам.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


  1. Введение в этнопсихологию.

Многообразие этнических факторов в современной жизни российского и западного общества. Возможности этнопсихологии в анализе этнических, исторических, политических проблем. Феномены снижения объективной этничности (внешняя культурная ассимиляция), актуализация субъективной этничности (возрождение национального самосознания). Примеры и причины актуализации национального самосознания в странах Европы, США, бывшего СССР (глубинность, эффективность, парадоксальность этнического самосознания).

Этничность как предмет исследования различных наук: истории, этнографии, психологии, педагогики, философии, социологии. Этнопсихология как отрасль социальной психологии, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленных их национальной принадлежностью.




  1. Предмет, методы, методологические принципы этнопсихологии.

Особенности этнопсихологического тестирования. Понятие культурно-независимого теста. Источники этнопсихологического знания.

Древнейшие философские, географические, исторические сочинения, обнаруживающие основы этнопсихологии.

Особенности развития этнопсихологии в 19 веке. Лацарус, Штейнталь, В.Вундт как основоположники этнопсихологии. Развитие этнопсихологии в России. Основные направления в развитии этнопсихологии в Америке в 20 веке.


  1. Основные понятия этнопсихологии.

Соотношение понятий гация и этнос. Определение этноса Ю. Бромлеем, Л. Гумилевым, С.А. Арутюновым, Н.Н. Чебоксаровым. Критерии определения этничности. Понятие этноинтегрирующих, этнодифференцирующих признаков. Этнолингвистические классификации народов. Роль мировых и национальных религий в этнической классификации.

Этническое самосознание как этноинтегрирующий признак.

История исследования этнического самосознания. Структура самосознания (этноним, этностереотипы, эмоциональное отношение к факту этнической принадлежности, поведенческие установки). Развитие этнического самосознания в онтогенезе. Познавательная структура этнического самосознания в онтогенезе. Познавательная структура «Мы» - «Они» как универсальный социально-психологический механизм формирования этнического самосознания.
4. Понятие этноцентризма.

У. Сампнер о сущности этноцентризма. Исследование явления этноцентризма. Современное понимание этноентризма как результата этнокультурных особенностей социализации. Примеры проявления этнокультурных тенденций в восприятии особенностей других культур.




  1. Этнопсихологические детерминанты становления личности.

Методологические принципы изучения личности в рамках этнопсихологии. Личность как носитель образа «Я» и образа «Мы». Понятие базовой и модальной личности в западной этнопсихологии. Имплицитные теории личности.

Понятие социализации. Структура процесса социализации (цели и задачи, средства и методы, агенты и институты социализации, результаты и эффективность). Этнокультурные особенности и универсалии в процессе социализации личности. Влияние религии на процессы социализации. Роль православия в формировании некоторых особенностей национального характера русских.

Национальный характер – миф или реальность.Истоки формирования национального характера: истории, традиции, особенности социализации.Прикладные исследования особенностей национального характера в западной и отечественной психологии.

Исследования русского национального характера. Г. Бердяев о национальности и русском национальном характере. Особенности целеподагания, и отношений к окружающей действительности как отличительные черты национального характера. К. Касьянова о понятии «социальный архетип» и национальный характер.




  1. Этнокультурные особенности познавательных процессов.

Кросскультурные исследования познавательных процессов. Методологические принципы в анализе межкультурных различий в познавательной сфере. Основные подходы в анализе этнокультурной детерминации познавательных процессов (биологический, социологический, психологический). Гипотеза лингвистической относительности Сепира Уорфа и гипотеза универсалий в познавательной деятельности Ч. Осгуда.

Исследования в области восприятия, памяти, мышления. Понятие интеллекта в этнопсихологии, имплицитные теории интеллекта и их роль в углублении общепсихологического знания в области мышления и интеллектуальной деятельности.



7. Социально-психологические закономерности межнационального общения.

Роль знания, понимания ритуалов, обрядов, обычаев, традиций как этнического стереотипизированного поведения в межличностном общении. принципы культуры межнационального общения. Современные исследования особенностей и обычаев в различных культурах.

Особенности межнационального общения на макро- и микроуровне. Понятие конфликта, уровни конфликта, межгрупповой конфликт. Социально-психологический механизм зарождения, развертывания и углубления национального конфликта (аутогрупповая агрессия, ингрупповой фаворитизм, формирование этноцентризма и негативных этностереотипов).

Предупреждение, прогнозирование и пути урегулирования межэтнических конфликтов.




8. Современные проблемы этнопсихологии.

Роль этнопсихологического знания в формировании профессионального мышления и самосознания будущих психологов.



Современные проблемы этнопсихологии и перспективные направления этнической психологии.


Каталог: upload -> medialibrary
medialibrary -> Государственный образовательный стандарт Библиографический список статей из педагогической периодики
medialibrary -> Законодательства рф: Сводный перечень вопросов Тема Государственная символика РФ как выглядит флаг России? Что изображено на гербе России?
medialibrary -> Программа Содержание программы Инновационный потенциал современного российского образования
medialibrary -> Формирование гражданской компетентности учащихся мкоу «сош №4», Арамильского городского округа
medialibrary -> Методические рекомендации по формированию образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования и науки
medialibrary -> Л. Г. Лаптев заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор Методические рекомендации
medialibrary -> Закон «Об образовании в рф»
medialibrary -> Умк «Предшкола нового поколения» как модель предшкольного образования в доу.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница