Пояснительная записка «Основы здорового образа жизни и профилактики употребления психоактивных веществ»



Скачать 24.49 Kb.
Дата31.03.2016
Размер24.49 Kb.
ТипПояснительная записка
ВОЛКОВА С.В.,

педагог-психолог


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ» (9 класс)
Пояснительная записка

«Основы здорового образа жизни и профилактики употребления психоактивных веществ» – специальная дисциплина, которая предлагается к изучению учащимися старших классов с целью первичной профилактики наркологических заболеваний среди школьников. Данный курс является частью школьного проекта «Мой радужный мир» (5-11 кл.).



Целями изучения данного курса являются:

- изучение научно-обоснованных представлений, касающихся профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ);

- формирование собственной устойчивой позиции по отношению к ПАВ;

- содействие социальной адаптации учащихся, путем привития практических навыков здорового образа жизни.

Реализация данных целей предполагает решение следующих задач:

- усвоение основных теоретических понятий о формировании различных видов зависимостей, в том числе наркотической;

- получение адекватной информации об изменениях, происходящих с индивидом в ходе употребления ПАВ;

- расширение общего кругозора, необходимого для уверенного поведения в социуме;

- приобретение практических навыков поведения в нестандартных жизненных ситуациях (ситуация отказа от употребления ПАВ, дискуссия, диалог, противостояние неформальным группам и др.);

- воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни.

Семинарские занятия с элементами тренинга - одна из активных форм учебного процесса и подведения итогов усвоения знаний, полученных во время лекционных занятий, выработка практических навыков и умений в ходе тренинговых упражнений и игр, повышение уровня рефлексии учащихся путем самостоятельной работы по темам, подготовке докладов и рефератов.

По завершении обучения проводится зачет.

Структура и содержание курса « Основы здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ» составлены в соответствии с изложенными целями и задачами и направлены на получение знаний и развитие умений грамотно ориентироваться в вопросах профилактики употребления ПАВ.

Знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Основы здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ» являются теоретической и практической базой для воспитания социально-адаптированных подростков с устойчивой жизненной позицией и негативным отношением к употреблению ПАВ.

Программа может быть использована в общеобразовательных учреждениях.


Содержание программы (34 часа)


Тема № 1. Теоретические вопросы возникновения алкоголизма и наркомании.

Факторы риска возникновения и развития наркомании и алкоголизма. Краткая характеристика подросткового возраста. Концепция риска приобщения к употреблению ПАВ.



Тема № 2. Понятие о легальных и нелегальных наркотиках. Табакокурение, алкоголь и другие психоактивные вещества.

Легальные и нелегальные ПАВ. Алкоголь. Никотин. Наркотики. Лекарственные препараты. Воздействие ПАВ на организм человека.

Тема № 3. Пристрастие и зависимость. Важные аспекты об алкоголизме в семье.

Понятие о пристрастии и зависимости. Виды зависимости. Взаимодействие с членом семьи, зависимым от алкоголя.



Тема № 4. Формирование зависимости от психоактивных веществ.

Причины Развитие зависимости от никотина, формирования зависимости от алкоголя. Характерные признаки алкоголизма. Зависимость от наркотиков.



Тема № 5. Понятие о созависимости. Формирование созависимости.

Созависимость, как комплекс особых приобретенных черт личности. Симптомы созависимости. Анкета для выявления созависимости. Рекомендации созависимым.



Тема № 6. Наркомания и делинквентное поведение. Наркотики и закон.

Наркомания - одна из причин делинквенции. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в России. Наказания за действия, связанные с наркотическими средствами.



Тема № 7. Теоретические и практические основы профилактики наркомании и алкоголизма.

Развитие факторов, способствующих здоровью. Теория мотивации. Теория жизненных навыков. Деятельность, альтернативная наркотизации. Концепция социальной поддержки. Виды профилактики.


Тема № 8. Профилактика зависимости от алкоголя и других ПАВ.

Стратегия разрешения проблем. Стратегия избегания. Развитие навыков эмпатии, аффилиации и социальной компетентности. Выбор и ответственность. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Альтернативные употреблению ПАВ способы решения проблем и времяпровождения.


Тема № 9. Психологическая реабилитация лиц, зависимых от психоактивных веществ.

Мотивация. Формирование мотивационной готовности на лечение и изменение своего поведения. Профилактика рецидивов.



Тема № 10. Социальная адаптация как фактор защиты в ситуациях повышенного риска.

Понятие об адаптации. Развитие рефлексии, ситуативного мышления и толерантности. Стресс и дистресс. Стратегия выхода из стрессовой ситуации. Понятие о «Я-концепции» (самооценка, отношение к себе).


Литература


  1. Анохина И.П. Основные биологические механизмы алкогольной и наркотической зависимости.// Руководство по наркологии: В 2 т./ Под ред. Н. Н. Иванца. – М., 2002.

  2. Братусь Б.С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М., 1984.

  3. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л., 1991.

  4. Маюров А. Н. Антиалкогольное воспитание. – М., 1987.

  5. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. – М., 2002.

  6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. – М., 2003.

  7. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Автореф. дисс. докт.мед. наук. – СПб., 1994.

  8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиатр. и мед. психол. – 1994. - № 1. – С. 63 – 74.

  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Наркотики: проблемы и их решения. – М., 2000.

  10. Сирота Н.А. Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000.

  11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике. – М., 2001.

12.Энциклопедия для подростков / Сост. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. – Донецк, 1996.

Учебно-методические материалы



Игровые и ситуативные задания для семинарских и практических занятий.

  1. Игровое упражнение «Магниты».

Учащиеся образуют пары на основе общих интересов.

Цель: выяснение внутренних интересов, индивидуальных качеств учащихся.



  1. Ситуативное задание «Ритуал».

Учащимся предлагается проанализировать один из ежедневных ритуалов в семье.

Цель: развитие рефлексии учащихся, умение анализировать зависимое поведение.



  1. Упражнение «Ассоциативный кроссворд».

Цель: кроссворд на слово «наркотик» дает возможность плавно войти в тему, выявление уровень информированности учащихся по данной проблеме.

Игра «Телепат».

Цель: проверка способности учащихся оценивать образ мышления группы людей, развитие интеллектуального контакт с внешним социальным миром.



  1. Игровое упражнение «Солнце и туча».

Цель: развитие умения анализировать свои чувства и выражать их.

  1. Упражнение «Незаконченное предложение».

Цель: развитие рефлексии собственного поведения, умение обсуждать собственные чувства, стимуляция поиска возможных альтернатив поведения. ( Возможное начало предложений: «Если я в ярости, то…»; «Если я в печали, то…»; «Если я боюсь, то…»; «Если я горжусь собой, то…»; «Если я хочу с кем – то познакомиться, то…»).

  1. Упражнение «Рекламный агент».

Цель: формирование умения объективно оценивать рекламу.

Учащимся предлагается придумать рекламу для алкогольных напитков или табачных изделий, в которой сообщалась правда о продукте.

(Например: алкоголь может вызвать у вас потерю сознания; алкоголь может привести вас к смерти на дорогах; курение способствует развитию рака легких и др.)


  1. Ролевые ситуативные игры: «Новичок», «День рождения друга»,

«Сильный», «Рецепт от нерешительности», «Маменькин сынок».

Цель: формирование умения делать выбор и нести за него ответственность новых моделей поведения в сложных ситуациях.


  1. Ситуативные упражнения «Правила отказа».

Цель: формирование умения отказаться от чего-либо и сохранить при этом отношения с данным человеком.

  1. Игра «Рюкзак друга».

Цель: активизация правил отказа, выбор альтернативного поведения.

  1. Упражнение «Ценности жизни». (Выполняется под музыку.)

Цель: формирование жизненных ценностей, определение их приоритета.

  1. Игра «Волшебник».

Цель: выявление позитивного настроя, развитие положительных эмоций.

(Возможное начало ситуаций: я бы стал…; допустил бы…; уважал бы…; сохранил бы…; забыл бы…; изменил бы…; закончил бы…; защищал бы…; боролся бы…).



  1. Игра «Запретный предмет».

Цель: выявление среди учащихся группы «риска», развитие рефлексии у подростков.

  1. Игровые упражнения «Часики».

Цель: выявление адаптивных способностей у учащихся.

  1. Упражнение «Ладошка».

Цель: формирование у учащихся умения находить друг у друга положительные качества, умение выражать симпатию каждому однокласснику, позитивно оценивать окружающих.

  1. Упражнение «Моя радуга».

Цель: формирование умения учащихся выделять у себя положительные качества, ценить их, повышать собственную самооценку.

Вопросы для подготовки к зачету


  1. Перечислите факторы риска употребления ПАВ.

  2. Какие могут быть способы защиты от риска употребления ПАВ.

  3. Основные особенности подросткового возраста.

  4. Какие существуют популярные мифы о подростках.

  5. В чем заключается концепция риска приобщения к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ?

  6. Основные виды легальных и нелегальных наркотиков.

  7. Перечислите негативные последствия воздействия ПАВ на организм человека.

  8. Что такое пристрастие и зависимость?

  9. Каким образом реклама алкогольной и табачной продукции способствует стремлению к употреблению ПАВ.

  10. Как развивается зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, никотина и др. наркотиков). Характерные признаки алкоголизма.

  11. Особенности взаимодействия с членом семьи, зависимым от алкоголя. Формы помощи зависимым от алкоголя.

  12. Понятие о созависимости, ее симптомы. Условия формирования созависимого поведения.

  13. Наркомания как причина делинквентного поведения.

  14. Наказание, предусмотренное Российским законодательством за действия, связанные с наркотическими средствами.

  15. Перечислите основные этапы развития стратегии разрешения проблем.

  16. В чем смысл теории продвижения к здоровью?



Тематика докладов и рефератов


  1. Вредные привычки.

  2. Жизнь без наркотиков.

  3. Наркомания как общесоциальная проблема.

  4. Подростковая субкультура.

  5. Влияние социальной среды и сверстников в жизни подростка.

  6. Формирование здорового поведения в школьной среде.

  7. Современная история профилактики наркомании.

  8. Влияние алкоголя на развитие ребенка.

Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница