Пояснительная записка Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение ми­ровосприятия воспитанника, т е



Скачать 226.45 Kb.
Дата28.04.2016
Размер226.45 Kb.
1. Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение ми­ровосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой куль­туры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В системе образования детей особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах развития предусмотрены занятия по рисованию, аппликации и конструированию. По окончанию первого года дети имеют большое количество знаний, умений и навыков, которые необходимы для занятий начальным техническим моделированием.

Знают:


- названия геометрических фигур,

- основные свойства бумаги,

- названия инструментов для разметки и вырезания деталей (линейка, трафарет, ножницы);

Умеют:


- вырезать нарисованную или начерченную фигуру,

- рационально размещать трафарет на листе бумаги,

- использовать клей (или пластилин) для скрепления деталей объекта творчества.

У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления выглядит красиво и привлекательно или ёё можно использовать в играх или соревнованиях.

Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать.

Для первого года обучения, согласно школьной программе, предусмотрено 1 урок технологии и 1 урок изобразительного искусства в неделю, что, несомненно, не удовлетворяет потребностям детей в творческой деятельности. Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных классах, а игровая или соревновательная деятельность в рекреациях или на пришкольном стадионе.

Предлагаемая дополнительная образовательная програм­ма имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в раз­витии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, при­влекательностью, эффективностью. Программа предполага­ет развитие у детей художественного вкуса и творческих спо­собностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом твор­чества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.

Данная программа рассчитана на занятия с учащимися начальных классов предусматривает общую годовую нагрузку 144 часа. Еженедельно проводится 2 занятия по 2 академических часа в неделю. Каждое занятие рассчитано на 45 минут практической и 45 минут познавательной, соревновательной или игровой деятельности.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгра­нично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка

В программе рассматриваются различ­ные методики выполнения изделий из бу­маги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, констру­ирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в са­мых различных направлениях: конструк­торское мышление, художественно-эстети­ческий вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современ­ному человеку, чтобы осознать себя гармо­нично развитой личностью.


В программу введено бисерное рукоделие, т.к. поделки и сувениры из бисера радуют глаз сочными красками и ярким блеском; эти изделия – прекрасный подарок на любой праздник; в бисероплетении фантазия и возможности детей не ограничены.


Краткая характеристика операций обработки соломы: уметь разрезать соломины вдоль ножом, разглаживать их для получения соломенных лент, наклеивать соломенные ленты на бумагу для получения соломенного полотна, наклеивать ленты на изображения вдоль или поперёк. Изготовление плоских изделий из соломенных лент: выбор материала с учётом его поделочных качеств; соединение деталей изделия клеем. Создание декоративных композиций по собственному замыслу: создание декоративных композиций в технике аппликационных работ. Создание рамок для картин и фотографий , украшенных в технике аппликационных работ из соломки.

Изготовление изделий из текстильных материалов.

       Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: уметь размечать детали по выкройкам, смётывать и сшивать детали с прямыми и кривыми срезами, набивать детали игрушки. Натягивать нитки на картонную основу, обматывать нитками картонные кольца. Способы выполнения ручных швов: «строчка», «простой крест», «потайной шов», тамбурный шов и его варианты, стебельчатый шов



Изготовление плоских и объёмных изделий из текстильных материалов: подбор ткани и ниток с учётом их свойств и размеров; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; ниточное соединение деталей; соединение деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями из бумаги, вышивкой, фурнитурой.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ




Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого по­тенциала каждого ребенка и его саморе­ализации.

Цель данной программы:
- содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству, создать оптимальные организационно-педагоги­ческие условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.


Задачи:

Обучающие:

·
формировать умение использовать различные технические приемы при рабо­те с бумагой;


·
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;


·
формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении как простейших технических изделий так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.


·
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;


·
научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;


·
осваивать навыки организации и пла­нирования работы




Развивающие:


развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;


·
формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;


·
развивать аналитическое мышление и самоанализ;


·
развивать творческий потенциал ре­бенка, его познавательную активность;


·
развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;


·
предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;


·
развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;


·
предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.




Воспитательные:

·
формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,


·
развивать терпение и упор­ство, необходимые при работе с бумагой;


·
заложить основы культуры труда;


·
привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;


·
прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.


·
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение ра­ботать в группе;


·
создать комфортную среду педагоги­ческого общения между педагогом и вос­питанниками.


Важно научить детей не впадать в уныние при неудачах, воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Тематика занятий строится с учет интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще по той же тематике. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

На протяжении всего периода младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением. Развиваются произвольная память, внимание, произвольной становится организация его деятельности. Очень важна для младших школьников доступность целей. Деятельность, направленная на достижение доступных целей, приобретает направленность. Решаемая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать свои силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Самостоятельность детей этого возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причём этот возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества. Для развития самостоятельности необходимо давать ребенку возможность как можно больше дел выполнять самостоятельно, а стремление к самостоятельности поощрять

Коммуникативные навыки детей расширяются. Для детей 6-7 лет наиболее важной фигурой по-прежнему является фигура взрослого, однако, оценки и отношение сверстников приобретают для них всё большую значимость.

У младших школьников в отличие от других возраст­ных групп личностная ориентация опреде­ляется направленностью на внешний, пред­метный мир, у них преобладает наглядно-об­разное мышление и эмоционально-чувстви­тельное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятель­ность. Именно возраст младших школьни­ков самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Одной из основных целей деятельности педагога должна являться деятельность по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в школе. Для этого необходимо:


- обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классе, создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности и признании;



- развить у школьника способность к самопониманию, формированию положительного образа «Я» и навыков конструктивного выражения эмоций;

- совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром, достижение взаимопонимания;

- поддерживать творческое самовыражение учащихся;

- объединять усилия родителей, учителя и ребенка в обеспечении благоприятных условий для развития.

Задачей является также поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творчества. Младший школьный возраст - это сензитивный период для развития и совершен­ствования координации, быстроты, ловко­сти движений, но еще слабо развиты мел­кие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.


Программа состоит из четырёх блоков.

В информационный блок включены циклы «Введение» и «Материал - бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и са­нитарно-гигиенические требования, предо­ставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Также к этому блоку относятся рассказы об истории происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История возникновения техники оригами», «Как летают самолёты», «Традиции празднования Нового года» и др.).



Тех­нологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бума­гой, приемы обработки и способы созда­ния изделий из бумаги в технике: «Аппли­кация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. К этому блоку относится изучение технологии использования в поделках проволоки, пластика, коробков и т.д., а также средств и способов соединения различных деталей между собой.

Организационно-воспита­тельный блок представлен в программе двумя циклами «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Занятия данных циклов проводятся соответ­ственно тематике праздников и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривают занятия, свя­занные с подготовкой и проведением праз­дников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиден­ные работы, оформление и организацию праздника или выступления.

Проверочно-ре­зультативный блок. Для проверки резуль­тативности реализации программы и пра­вильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллек­тивных проектов и помогают педагогу про­анализировать результаты деятельности. В проверочно-результативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике технического творчества.

В каждом блоке особое место занимает коллективная творческая деятельность - эф­фективное средство решения многих вос­питательных и дидактических задач. Кол­лективные работы позволяют создать ситу­ацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетво­рены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возмож­ность ребенку воспринимать готовую рабо­ту целостно и получить конечный резуль­тат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему фор­мирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

Данная программа может быть использована в школах на факультативных занятиях по труду или художественной деятельности, в группах продленного дня, в кружковой работе; по данной про­грамме с успехом могут заниматься как дети с дефектами (речи, слуха, дети различ­ных групп коррекции), так и одаренные дети. Она помогает создать основу для глу­бокого осмысленного творчества детей.

Ожидаемые результаты:

В конце первого года дети должны:

·
овладеть практическими навыками и
приёма­ми художественной обработки бумаги;

·
уметь планировать выполнение инди­видуальных и коллективных творческих работ;


·
работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопас­ности.


·
уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;


·
уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики,


·
стараться эстетично оформить творчес­кую работу;


·
уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.


Педагогический мониторинг


Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематичес­кое отслеживание результатов деятельнос­ти ребенка (см. таб. 1).

Таблица 1




Параметры



Критерии



Образова­тельные результаты



Освоение детьми содержа­ния образования.

1. Разнообразие умений и навыков.

2. Глубина и широта знаний по предмету.

Детские практические и творческие достижения.

3. Позиция активности ре­бенка в обучении и устойчи­вого интереса к деятельно­сти.

4. Разнообразие творческих достижений (выставки, кон­курсы их масштаб).

5. Развитие общих познава­тельных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).




Эффектив­ность вос­пита­тельных воздейст­вий



1. Культура поведения ре­бенка.

2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте.

3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца



Социально-педаго­гические результаты



1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

2. Выполнение требований техники безопасности.

3. Характер отношений в коллективе.

4. Отношение к преподавателю.







Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.

Мониторинг образовательных результатов


1. Разнообразие умений и навыков

Высокий: имеет четкие техни­ческие умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, ли­нейка, карандаш, ластик).

Средний: имеет отдельные тех­нические умения и навыки, умеет правиль­но использовать инструменты.

Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использо­вать инструменты.


2. Глубина и широта знании по предмету.

Высокий: имеет широкий кру­гозор знаний по содержанию курса, владе­ет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний: имеет неполные зна­ния по содержанию курса, оперирует спе­циальными терминами, не использует до­полнительную литературу.

Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные оп­ределения.


3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к само­стоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.

Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на оп­ределенные темы или на определенных эта­пах работы.

Низкий: присутствует на заня­тиях, не активен, выполняет задания толь­ко по четким инструкциям, указаниям пе­дагога.


4.Разнообразие творческих достижений

Высокий: регулярно принима­ет участие в выставках, конкурсах, в масш­табе района, города.

Средний: участвует в выстав­ках внутри кружка, учреждения.

Низкий: редко участвует в кон­курсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.


5.Развитие познавательных способно­стей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хоро­шее развитие мелкой моторики рук; воспи­танник обладает содержательной, вырази­тельной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творчес­ким воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний: ребенок восприни­мает четко формы и величины, но недо­статочно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элемен­тами творчества, воспитанник знает от­веты на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентриро­вать внимание.

Низкий: не всегда может соот­нести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктив­ное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействии
1.Культура поведения ребенка



Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, со­блюдает нормы поведения, имеет нрав­ственные качества личности (доброта, вза­имовыручка, уважение, дисциплина).


Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обла­дает поведенческими нормами, но не все­гда их соблюдает.

Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюда­ет нормы поведения.



2. Характер отношений в коллективе

Высокий: высокая коммуника­тивная культура, принимает активное заин­тересованное участие в делах коллектива.

Средний: имеет коммуника­тивные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общать­ся в коллективе.



Мониторинг социально-педагогических результатов


1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.

Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.

Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.


2. Выполнение требований техники безопасности.

Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.

Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.

Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.


3. Характер отношений в коллективе.

Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом или инструментами, желание выполнять коллективные работы или руководить их выполнением.

Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к активному сотрудничеству с товарищами.

Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать с другими учащимися при выполнении заданий


4. Отношение к преподавателю.

Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.

Средний: выполняет требования преподавателя, но держится независимо.

Низкий: игнорирует требования преподавателя, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.

пп

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

общее

теор

прак

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ

2

2







2

. История. История развития технического моделирования

развития технического моделирования


2

2







3

Начальное техническое моделирование: задачи и возможности

2

2







4-5

Изделия из природного материала.

Декоративные композиции из соломки, камня

4




4




6-8

Изготовление рамок для фотографий, украшенных аппликацией из соломки и природного материала

6




6




9

Изделия из бумаги и картона.


2




2




10-11

Объёмные игрушки: лошадь, котёнок

4




4




12

Бусы из бумаги в технике оригами

2




2




13-15

Декоративные композиции по собственному замыслу детей. Беседа «Свойства и назначение крепированной бумаги».

6




6




16-18

Изделия из пластичных материалов

Сказочные образы из солёного теста.

6




6




19-20

Декоративные рельефы из солёного теста.

4




4




20-21

Изделия из текстильных материалов.

Швы «через край», потайной шов. Закладка.

2




2




22

Стебельчатый шов

2




2




23-25

Мини – панно. Тамбурный шов и его варианты

6




6




26

Оформление изделий вышивкой простым крестом

2




2




27-28

Мягкая игрушка. Игольничек – мышка

4




4




29-30

Изделия из бисера

Изделия из проволоки и бисера

4




4




31

Бисероплетение. Рыбка

4




4




32-34

Коллективный проект «Цветы»                                                    

6




6




35

Итоговое занятие .Выставка работ учащихся

2




2




Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница