Пояснительная записка Общая характеристика программы



страница1/4
Дата14.02.2016
Размер0.73 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
j:\documents and settings\uch\рабочий стол\1520\для сайта с печатью\готово\лит5 002.jpg

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Программа по литературе для 5 класса основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования (раздел «Литература»), представленного в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения; требований к результатам изучения предмета «Литература» на ступени основного общего образования; Программы развития универсальных учебных действий и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней предусмотрена преемственность с программой по литературному чтению для начальной школы.

В соответствии с положением стандарта по литературе разработан подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, детализации содержания, выбору путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развитию, воспитанию и социализации учащихся.

Программа включает четыре раздела.

В пояснительной записке дана общая характеристика курса литературы в 5 классе; охарактеризован вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и требования к основным результатам изучения литературы на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном; определено место курса литературы в базисном учебном плане.

В основном содержании представлен перечень изучаемых произведений, объединенных в содержательные блоки; даны краткие аннотации к литературным произведениям; указаны литературоведческие понятия и историко-литературные сведения, определяющие основное направление разбора художественных текстов.



Календарно-тематическое планирование включает перечень тем курса, объединенных в разделы по проблемно-тематическому, жанровому и историко-хронологическому принципам; указаны основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Для каждого раздела и темы обозначено количество часов, отводимое на их изучение.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса содержит перечень средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания литературы в 5 классе.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с её гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью.

Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.

Продолжая курс литературного чтения, освоенного учащимися в начальной школе, литература в основной школе изучается на качественно ином уровне. Учебники в соответствии с программой включают:

- тексты произведений (полные или в некоторых случаях сокращённые) с необходимыми словарными комментариями;

- дидактические материалы: вопросы и задания, советы и рекомендации по самостоятельной работе, статьи (главы) историко- и теоретико-литературного характера, темы письменных работ, развернутые рекомендации по самостоятельному чтению, по внеклассной работе, проектные задания;

- краткие экскурсы в отечественную историю, позволяющие лучше понять изучаемые литературные произведения, а также обращение к произведениям других видов искусств.

В каждом классе в качестве организующего начала выдвигается обобщающая проблема, не подавляющая специфики изучаемых произведений, а, наоборот, помогающая полнее и глубже освоить их содержание и особенности формы. В 5 классе это начальное представление о специфике литературы как искусства слова. Учащиеся погружаются в мир литературы. Достижение определённого уровня начитанности позволяет им делать начальные обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить более сложные, чем в начальных классах, наблюдения за языком произведений. Расширяется и усложняется круг устных и письменных работ. Более разнообразными становятся формы выполнения творческих заданий. Каждое произведение разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возможностей учащихся. Объединяя произведения по жанровому принципу (что целесообразно при изучении устного народного творчества), хронологически и проблемно-тематически, программа привлекает внимание учащихся к актуальным нравственным и художественным проблемам.

В 5-м классе объединяющими центрами являются жанры мифа, устного народного творчества, литературной сказки, басни, а также некоторые темы и нравственные проблемы в разделах «Человек перед лицом жизненных испытаний», «Поэзия природы», «Идет война народная, священная война!..», «Рассказы о твоих сверстниках».

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному чтению (вслух) и тихому (про себя). Именно чтение и связанная с ним интерпретация художественного текста – основа изучения литературы в школе. Компьютерные технологии, которые широко применяются в учебном процессе, открывают большие возможности для привлечения к работе аудиовизуальных средств обучения. Однако при всей важности этих дополнительных материалов ведущей деятельностью на уроках литературы остается живое общение учащихся с книгой, с учителем, с одноклассниками. Именно общение способствует эмоциональному восприятию и осмыслению слова писателя, непосредственному выражению своих мыслей и чувств по поводу прочитанного.

Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся овладевают в соответствии с программой, не имеют самодовлеющего значения. Они только способствуют более глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Не только ограниченность учебного времени, но и необходимость расширять круг чтения, прививать любовь к чтению, развивать читательскую самостоятельность учащихся, когда умения, приобретенные на уроке, переносятся на внешкольное чтение и постепенно перерастают в читательскую компетентность, обусловливают наличие в программе трех списков (трех кругов) чтения.

Произведения для чтения и изучения читаются и анализируются обстоятельно. Многие вопросы с целью овладения искусством анализа текста разбираются под руководством учителя.

Произведения для чтения и бесед осваиваются в большей мере самостоятельно. На уроке они рассматриваются менее детально, чем произведения первого круга чтения. Учащиеся демонстрируют и развивают умения творчески использовать полученные знания в самостоятельном анализе, интерпретации и оценке литературных текстов. Возможны беседы о персонажах, идейно-художественных особенностях произведения, сопоставление литературного текста с экранизацией, театральной постановкой и т.д.

Произведения для самостоятельного чтения примыкают к изученным по тематике, проблематике, жанрам, героям и т.д.

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Являясь частью общественно-гуманитарного цикла, литература взаимодействует с другими дисциплинами: во взаимодействии с МХК, ИЗО и музыкой формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как обществознание и история, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

Литература как искусство слова опирается на всё богатство национального языка: в единстве с русским языком развивает речевую культуру учащихся. Изучение русской литературы требует внимания к художественной речи.

Перечисленные особенности литературы как учебного предмета определяют цель его изучения в основной общеобразовательной школе.

Цель литературного образования в основной общеобразовательной школе – приобщение учащихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности.

Достижение этой цели предполагает:

- чтение, изучение, обретение опыта эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- развитие умения школьников осмысливать художественное своеобразие произведения, его языка в свете авторского замысла;

- формирование теоретико-литературных и историко-литературных знаний, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, прогнозировать результат деятельности, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в ходе её выполнения; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать в соответствии с поставленной целью необходимую информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет).

Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса литературы в основной школе являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед родиной; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности;

- формирование уважительного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и стремиться в нём к взаимопониманию;

- развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- развитие эстетического сознания, формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;

- формирование ответственного, основанного на осознанной мотивации, отношения к учению, обучению и познанию, к самообразованию.



Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе состоят в освоении учащимися следующих универсальных учебных действий:

- целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;

- планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;

- самоконтроль: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- самооценка: оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

- владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;

- умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; строить рассуждение и формулировать выводы;

- работа индивидуально и в группе; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: умение находить общее решение на основе согласования позиций;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной монологической речью;

- работа с разными источниками информации, использование современных информационно-коммуникационных технологий; умение находить необходимый материал, анализировать, целенаправленно отбирать, интерпретировать в собственном устном и письменном высказывании.



Предметные результаты

Освоение произведений устного народного творчества выражается в способности учащихся:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, песням, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- устанавливать связи между предметами, явлениями, отгадывая или сочиняя загадку;

- сравнивая сказки, пословицы, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение общечеловеческого нравственного идеала.

Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:

- понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;

- воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;

- осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нем для личного развития;

- осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

- выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;

- пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;

- отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения;

- характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика);

- определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе художественного текста;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- сопоставлять тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- анализировать и истолковывать произведения с учетом их жанровой природы, аргументировать своё отношение к прочитанному;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.

Содержание курса

5 класс (68 часов)

Введение. О художественной литературе и чтении.

Художественная литература как искусство слова. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые герои, книги, авторы.


  1. Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древней Греции.

Для чтения и бесед

«Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).

О происхождении мира и богов. Персонажи и сюжеты древнегреческих мифов. Воспевание волшебной силы искусства. Прославление мужества, деятельной подвижнической жизни.

Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопов»).

Мифологическая основа поэмы. Мудрость и хитроумие Одиссея. Быт и обычаи древних греков, отразившиеся в поэме. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н.А. Кун «Боги Древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла»; А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады», В.В. Смирнова «Герои Эллады»; И.В. Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта».

Мифы Древней Руси

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа, отразившихся в календарно-обрядовой поэзии.



Для самостоятельного чтения

И.С. Шмелёв «Лето Господне» (глава «Масленица»); А.Н. Толстой сборник «Русалочьи сказки».

II. Устное народное творчество

Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Выражение в сказках мудрости и нравственных представлений народа. Художественные особенности языка сказок.



Для чтения и изучения

Волшебная сказка «Белая уточка».



Для чтения и бесед

Сказки о животных. Волшебные сказки «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец иванушка».



Для самостоятельного чтения

Сборники сказок «Диво дивное, чудо чудное» («Народные русские сказки», собранные А.Н. Афанасьевым), «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо», сборники сказок народов России и народов мира (по выбору учителя и учащихся).



Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от сказок и мифов. Особенности предания как отражения исторической памяти народа.



Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».



Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки

Для чтения и изучения

Загадки. Роль иносказательности, олицетворения в загадке. Разнообразие и сложность её строения. Тематика загадок. Загадки как отражение трудовой жизни, быта и культуры народа.

Для самостоятельного чтения

«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки/составитель В.П. Аникин); другие сборники загадок (по выбору учителя и учащихся).



Для чтения и изучения

Пословицы и поговорки. Смысловая двуплановость пословицы. Темы пословиц, отражение в них многовекового социально-исторического опыта народа. Лаконизм, образность, складная мерная речь пословицы, её поучительный смысл. Отличие поговорки от пословицы. Поговорка как элемент суждения, образное, иносказательное определение чего-либо. Родственная близость пословицы и поговорки.

Для чтения и бесед

Пословицы разных народов. Их тематическая близость. В. Соколов «Пословица».



Для самостоятельного чтения

«При солнышке тепло, при матери добро» (сборник русских пословиц и поговорок); старинные русские пословицы и поговорки (составитель В.П. Аникин); Б.В. Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть» (пословицы в рассказах); другие сборники пословиц и поговорок (по выбору учителя и учащихся).



Народный кукольный театр

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов». Кукольная комедия как драматическое произведение. Особенности народного кукольного театра. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.



Для самостоятельного чтения

Б. Привалов «Петрушка – душа скоморошья».

III. Сказочные события и герои в литературе

Литературная сказка – наследница сказки народной. Авторы литературных сказок. Отличие литературной сказки от народной.



А.С. Пушкин. Сказки в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в поэме. Изобразительное мастерство поэта. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.

Х.К. Андерсен. Сведения о жизни и творчестве великого сказочника. Сказочный мир Андерсена.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Противопоставление мира Герды и Снежной королевы. Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом. Символическое значение образов зеркала тролля, куста роз. Способы выражения авторского отношения к персонажам сказки. Христианские мотивы в сказке.

Для чтения и бесед

«Истинная правда». Осмеяние в сказке слухов, сплетен и наговоров. Способы создания комического эффекта.



Для самостоятельного чтения

Х.К. Андерсен. Сказки «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Штопальная игла», «Свинья-копилка» и другие по выбору учащихся.

Е.Л. Шварц. Сказочник-драматург.

Для чтения и изучения

«Золушка» (сценарий кинокомедии). Сказки о гонимой падчерице. Отличие «Золушки» Е.Л. Шварца от «Золушки» Ш. Перро. Киносценарий как литературный жанр. Осмеяние в кинокомедии Е.Л. Шварца тщеславия, жадности, лицемерия, грубости, черствости и других пороков. Ирония в изображении человеческих слабостей. Утверждение вневременных общечеловеческих ценностей.

Для самостоятельного чтения

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

П.П. Бажов. Путь писателя к сказу.

Для чтения и изучения

«Каменный цветок». Особенности сказа как литературного жанра. Талант художника Данилы-мастера.

Для чтения и бесед

«Горный мастер», «Хрупкая веточка». Понятие о трилогии. Дальнейшее развитие событий в жизни героев «Каменного цветка». Утверждение всепобеждающей силы любви. Семейные черты мастеров-камнерезов.



Для самостоятельного чтения

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и другие сказы по выбору учащихся.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»; А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города»; В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»; А.С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»; Ю.К. Олеша «Три толстяка»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; В.Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Коллоди «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; Р. Киплинг «Маугли»; Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд «Мальчик-звезда»; Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А.А. Милн «Когда-то, давным-давно…»; О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»; П.Трэверс «Мэри Поппинс»; Т. Янсон «Шляпа волшебника»; Д. Родари «Сказки Италии» и другие по выбору учащихся.

IV. Басни

И.А. Крылов. Сведения о жизни и творчестве баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк на псарне», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Квартет», «Свинья под дубом». Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение в баснях народной мудрости и жизненных наблюдений. Афористичность, иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Понятие об аллегории и морали басни.

Для чтения и бесед

Эзоп (в пересказе Л.Н. Толстого) «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»; Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»; Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб».

Отличие басни от сказки. История жанра басни. Художественные особенности раскрытия одной и той же темы в произведениях различных баснописцев.



Для самостоятельного чтения

И.А. Крылов. Басни «Лжец», «Две Бочки», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Лягушка и Вол», «Любопытный» и другие басни по выбору учащихся. Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний

М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. История создания стихотворения «Бородино». Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Историческая основа стихотворения. Значение солдата-рассказчика в поэтическом повествовании. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Образность языка, звукопись; разговорность интонаций. Высокий патриотический пафос стихотворения.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.



Для чтения и бесед

М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» (строфы VII, VIII из поэмы «Сашка»); А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…» (гл. 7, строфы XXXVI – XXXVII из романа «Евгений Онегин»).

Мотивы и проблематика, сближающие отрывки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.



А.В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне; постоянные эпитеты, олицетворения, повторы, элементы пословиц и поговорок, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

Для чтения и бесед

А.В. Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина» и другие стихотворения по выбору учащихся.

И.С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и её челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.



Н.А. Некрасов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей.

Для чтения и бесед

Н.А. Некрасов «Школьник». Талантливость детей из народа, их стремление к знаниям, нелегкие судьбы.

Л.Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкойсть, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Сюжет и герои художественного произведения. Эпизод как элемент сюжета. Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, финал. Роль конфликта в развитии сюжета.



Л.Н. Андреев. Сведения о жизни писателя. Из воспоминаний К. Чуковского о Л. Андрееве.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения человека к окружающему миру. Роль дачников в судьбе Кусаки, неоднозначная оценка их поступков.

Значение пейзажа в рассказе.



Для чтения и бесед

Л.Н. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». Общее в развитии сюжетов рассказов «Кусака» и «Петька на даче».

Для самостоятельного чтения

В.П. Астафьев «Жизнь Трезора»; Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

А.И. Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Серёжа) против эгоизма и своеволия (Трилли).

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).



Для чтения и бесед

А.И. Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Тапёр».

Идея доброты и сострадания. Реальная основа рассказов.



Для самостоятельного чтения.

А.И. Куприн «Ю-ю», «Грачи» и другие рассказы (по выбору учащихся).

Д. Дефо. Сведения о писателе.

Для чтения и бесед

«Робинзон Крузо» (фрагменты). Реальная основа приключенческого романа. Гимн труду, творческому интеллекту и стойкости человека, его упорству и воле к жизни. Знания и умения, орудия труда просвещенного века, благодаря которым Робинзон выжил и победил в борьбе за существование. Одиночество Робинзона как условие сурового испытания и мужания, развития личности героя.



Для самостоятельного чтения (к разделу V)

Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А.П. Чехов «Мальчики», «Беглец»; Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (в издании для детей); Д. Гринвуд «Маленький оборвыш»; В. Гюго «Гаврош», «Козетта», А. Линдгрен «Расмус-бродяга».

VI. Поэзия природы

Для чтения и изучения

А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»; Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки»; К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…»; К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха. Ритм, рифма, эпитет, сравнение, олицетворение.



К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Притягательная сторона родного края. Бескорыстная любовь к отечеству. Лиризм описаний, детали пейзажа, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.



Е.И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась». Любовное отношение к «братьям нашим меньшим». Наблюдательность, лиризм, юмор в рассказах о них. Ответственность человека за сохранение живой природы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

Стихотворения А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого в издании для детей; «Родные поэты» (сборник стихотворений); К.Г. Паустовский «Летние дни» (сборник рассказов); М.М. Пришвин «Ярик», «О чём шепчутся раки», «Лесной хозяин» (сборники рассказов).



VII. «Идёт война народная, священная война!..»

Для чтения и бесед

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»; М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С.С. Орлов «Тонкая российская берёза…»; Р. Гамзатов «Журавли».

Испытания и героизм народа в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм, самоотверженность защитников отечества. Образы природы, их роль в стихотворениях о войне. Тема памяти в поэзии о войне.



Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

В.П. Катаев «Сын полка», В.М. Шукшин «Жатва».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

Ю.П. Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Душевная борьба Яшки в критической ситуации, победа над своим страхом. Смысл заглавия рассказа. Роль сравнений и олицетворений в создании картин природы. Лиризм описаний. Юмор в рассказе.

В.А. Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Переживания рассказчика, задумавшего план мести и постепенно изживающего в себе чувство обиды. Способность прощать другого человека, обретение душевной гармонии. Дружеские чувства, пересиливающие задетое самолюбие. Врачующее действие красоты природы на душу человека.

В.П. Астафьев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Васюткино озеро». Поведение героя рассказа в критической ситуации. Знания, умения, качества характера, благодаря которым мальчику удалось выжить и спастись, когда он заблудился в тайге. Красота и богатство природы Сибири. Тема человека в природной среде, по-хозяйски бережного отношения к богатствам родной природы.

Рассказ как жанр литературы.



Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

А.Н. Толстой «Детство Никиты»; А.П. Гайдар «Тимур и его команда»; В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (сборник рассказов); Кир Булычев «Приключения Алисы», «Путешествие Алисы»; Ф. Искандер «Праздник ожидания праздника», «Рассказы о Чике» (сборники рассказов).

М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»; А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»; М. Грипе «Эльвис! Эльвис! Просто Эльвис».

Примерное тематическое планирование изучения курса «Литература. 5 класс» (68 ч)

Тема

Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Введение. О художественной литературе и чтении.

Сознательное, правильное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное, выразительное.

Определение содержания незнакомой книги по её элементам (титульный лист, оглавление, иллюстрации, аннотация, предисловие и др.).

Использование аппарата книги; справочно-библиографической литературы; словарей литературоведческих терминов, справочников, энциклопедий (в том числе электронных); поиск по каталогу и на библиотечных полках нужной книги и журнала; определение по словарям значения неизвестных слов (рубрика «Приглашаем в библиотеку»).

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов, построение поисковых запросов (в зависимости от цели) и анализ результатов поиска (ссылки на поисковики в Интернете).

Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации. Составление простого плана учебной статьи (рубрика «Поразмышляй над прочитанным»; задания к статьям об авторах произведений, к теоретико-литературным статьям).

Построение логичного, доказательного суждения.



  1. Мифы

Мифы Древней Греции. «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла».

Гомер. «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопа»).

Мифы Древней Руси.

Выразительное чтение мифов или их фрагментов (обучение чтению гекзаметра). Чтение фрагмента поэмы «Одиссея» с учетом ритмических и интонационных особенностей текста, собственного отношения к событиям и героям.

Чтение фрагмента «Одиссей у циклопа» в лицах.

Воссоздание в воображении словесных картин: словесное рисование, иллюстрирование мифов.

Выделение событий и их последовательности в мифе, установление причинно-следственных связей между ними.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих героя, его переживания, окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки.

Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет), связанных с характеристикой героя.

Выявление нравственной проблематики произведения.

Сопоставление близких по темам и персонажам мифов разных народов.

Краткий пересказ мифов.

Использование в речи крылатых слов и выражений из древнегреческих мифов.



  1. Устное народное творчество

Народные сказки.

Бытовые сказки, волшебная сказка «Белая уточка», сказки о животных.



Легенды и предания.

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».



Малые жанры фольклора:

Загадки.

Пословицы и поговорки.

Народный кукольный театр. «Петрушка Уксусов».

Выразительное чтение пословиц, поговорок, загадок; сказок и легенд (или их фрагментов) с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передается личное отношения к событиям и героям.

Чтение по ролям народной кукольной комедии.

Воссоздание в воображении художественных картин, созданных в произведениях устного народного творчества: словесное рисование, иллюстрирование.

Определение отличий сказки от мифа и предания, определение видов сказок, отличительные особенности пословиц и поговорок, загадок, скороговорок, небылиц, народных песен.

Выявление видовых признаков волшебной, бытовой сказки и сказки о животных.

Выделение событий и их последовательности в сказке, установление причинно-следственных связей между ними.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов (постоянные эпитеты, троекратные повторы и др.).

Характеристика героев сказок на основе их поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами, в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев одной или нескольких сказок с учётом личного отношения к их поступкам и характерам.

Подробный (с сохранением стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ самостоятельно прочитанных сказок.

Рассказ о сказочном герое по картине, иллюстрации к произведению.

Выделение общих тем и мотивов в пословицах разных народов.

Различение прямого и иносказательного смысла пословиц и поговорок. Использование их в речи.


  1. Сказочные события и герои в литературе

Литературная сказка – наследница сказки народной. Авторы литературных сказок.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты).

Учимся читать выразительно.

О стихотворной речи.

Стих, ритм, стопа. Рифма.



Х.К. Андерсен. «Снежная королева».

«Истинная правда»



Е.Л. Шварц. «Золушка» (сценарий кинокомедии). О пьесе и сценарии.

О читательском дневнике.



П.П. Бажов. «Каменный цветок».

«Горный мастер», «Хрупкая веточка».



Выразительное чтение литературных сказок, сказочных поэм, сказов, киносценария (или фрагментов), при котором передается своё отношение к событиям и героям, интонационные особенности текстов. Выразительное чтение диалогов сказочных героев по ролям. Использование партитурных знаков при подготовке к выразительному чтению. (Учебная статья «Учимся читать выразительно»).

Чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» (по выбору).

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, создание иллюстраций к литературным сказкам.

Соотнесение словесной картины с иллюстрацией к литературной сказке, выражение своего отношения к интерпретации сказки художником.

Различение народной и литературной сказок по их характерным признакам.

Выделение событий и их последовательности в литературной сказке, установление причинно-следственных связей между ними.

Составление плана событий литературной сказки.

Сопоставление близких по содержанию эпизодов народной и литературной сказок.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Определение в тексте слов, выражений и художественных деталей, характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).

Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) в связи с характеристикой героя.

Выявление языковых особенностей сказочного повествования (прямое авторское выражение чувств по отношению к герою в сказках Андерсена; архаика в «Руслане и Людмиле»; ирония в «Золушке» Шварца; особенности сказовой манеры Бажова и др.).

Характеристика героя, основанная на его поступках, взаимоотношениях с другими персонажами. Выявление и объяснение изменений в характере героя.

Сопоставление героев одной или нескольких сказок (сказов), определение отношения к ним автора.

Различение стихотворного и прозаического текстов по ритму. Определение двусложных стихотворных размеров, видов рифм и строфики в поэме «Руслан и Людмила».

Восстановление в стихотворном тексте пропущенных слов, подходящих по смыслу и не нарушающих ритма и размера стиха.

Сопоставление сказки и киносценария, написанных по одному сюжету.

Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами.

Соотнесение смысла сказки с подходящей пословицей.

Выявление нравственной проблематики произведения.

Соотнесение эпиграфа с содержанием и смыслом раздела.

Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ сказочного произведения или его фрагмента.

Виды письменных работ

Составление отзыва о прочитанной сказке, рассуждение о любимом сказочнике в форме страницы из читательского дневника.

Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников.


  1. Басни

И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом»

Басни Эзопа в пересказе Л.Н. Толстого: «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград».



Г. Э. Лессинг «Свинья и Дуб»;

Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»;

И.А. Крылов «Лисица и виноград».

Выразительное чтение басен басен (в том числе в лицах) с учетом особенностей этого жанра, при котором передается свое отношение к событиям и героям.

Заучивание басни наизусть.

Отличие басни от сказки о животных и других видов художественных произведений.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Определение слов, выражений и художественных деталей, характеризующих персонажей басен. Объяснение их значения в тексте.

Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) в характеристике персонажей.

Выявление языковых особенностей басенного языка (обилие просторечий, ритм), сближающих басню с разговорной речью.

Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки художником литературного произведения.

Сопоставление жизненного материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца.

Анализ построения басни.

Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.

Участие в инсценировке басни.

Сопоставление близких по темам или написанных на один сюжет басен разных авторов, при котором выявляются особенности каждой из них.


  1. Человек перед лицом жизненных испытаний

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

Эпитет и сравнение в стихотворении «Бородино». О теме и идее художественного произведения.

«Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» (строфа VII из поэмы «Сашка»). А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…» (гл. 7, строфы XXXVI – XXXVII из романа «Евгений Онегин»).

А.В. Кольцов. «Косарь»

И.С. Тургенев. «Муму»

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник»

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».

О сюжете и героях.



Л.Н. Андреев «Кусака», «Петька на даче».

А.И. Куприн. «Белый пудель».

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (фрагменты)

Выразительное чтение произведения (или фрагмента), в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.

Заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений классической литературы.

Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование.

Сопоставление иллюстрации с текстом для выявления трактовки художником литературного произведения.

Различение лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести.

Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Выявление роли художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении.

Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) для характеристики героя.

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Выявление нравственной проблематики произведения.

Определение эпохи, отраженной в произведении.

Определение связи между фактами биографии писателя и изучаемым произведением.

Сопоставление жизненного материала и художественного сюжета произведения, при котором выявляется замысел писателя.

Определение роли и значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнения, эпитета, олицетворения) в поэтическом тексте.

Анализ динамики картин и настроений в лирическом стихотворении.

Характеристика ритма, эмоционального тона, определение двусложных стихотворных размеров, строфики в лирическом и лироэпическом произведении.

Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.

Рассказ о литературном герое с включенными в него элементами характеристики.

Виды письменных работ.

Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.

Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.

Сочинение: ответ на проблемный вопрос.

Редактирование своих письменных работ и сочинений сверстников.



  1. Поэзия природы

А.С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»

Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»

А.Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки»

К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…»

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»

К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона»

Е.И. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Выразительное чтение лирического произведения (фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность произведения и передаются интонационные особенности.

Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти.

Вопроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе (пейзаж): словесное рисование, иллюстрирование.

Подбор иллюстрации, репродукции картины, созвучной словесным пейзажам произведений.

Различие лирического и лироэпического произведения, рассказа и очерка. Выделение общих свойств произведений одного жанра и выявление индивидуального своеобразия текстов писателей.

Определение в тексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) и эмоциональной тональности произведения.

Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом произведениях.

Характеристика ритма, звукописи и определение двусложных стихотворных размеров, строфики в лирическом стихотворении.

Сопоставление близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.

Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.

Виды письменных работ

Сочинение-миниатюра: пейзажная зарисовка, предполагающая конкретные личные наблюдения, выражение своего отношения к изображенному.

Сочинение рассказа, очерка об одном из «братьев наших меньших» или о забавном эпизоде из его жизни.

Редактирование своих письменных работ и сочинений сверстников.



  1. «Идет война народная, священная война!..»

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

А.А. Сурков «Вьётся в тесной печурке огонь…»

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С.С. Орлов «Тонкая российская берёза…»

Р. Гамзатов «Журавли»

Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов. История создания песен «В землянке» и «Журавли». Прослушивание песен.

Выразительное чтение лирических и лироэпических произведений (или их фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность и передаются интонационные особенности текста.

Чтение стихотворения наизусть.

Определение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение).

Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях.

Характеристика героев стихотворений на основе поступков и переживаний.

Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.


  1. Рассказы о твоих сверстниках

Ю.П. Казаков. «Тихое утро»

В.А. Солоухин. «Мститель»

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

О рассказе (рассказ как жанр литературы)



Выразительное чтение фрагментов рассказов, при котором передается личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.

Вопроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пойзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование.

Выделение событий и их последовательности в рассказе, установление причинно-следственных связей между ними.

Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. Составление плана событий произведения.

Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.

Определение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).

Выявление роли художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении.

Осмысление роли художественной детали, её связи с другими деталями и текстом в целом.

Определение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение), связанных с характеристикой героя.

Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки, в свете вопроса, поставленного учителем.

Сопоставление героев изучаемого произведения на основе средств их изображения с целью выявления авторского отношения к ним. Выражение собственного отношения к персонажам.

Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения.

Определение связи между фактами биографии писателя и изучаемым произведением.

Определение темы и основной идеи художественного произведения.

Выявление нравственной проблематики произведения.

Сопоставление героев и событий близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.

Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.

Составление устного рассказа по картине или по иллюстрации к произведению на темы, предполагающие конкретные личные наблюдения.



Итоговые занятия

Повторение изученного. Анализ работы учащихся в истекшем учебном году.

Рекомендации книг для летнего чтения.



Устные отзыв о самостоятельно прочитанной повести, книге рассказов и др. с характеристикой её жанра, героев, пересказом захватывающего эпизода в форме рекомендации книги одноклассникам.

Рассказ о любимом поэте с выразительным чтением наизусть понравившихся строф, строк.

Творческий отчёт: изготовление и представление своего подарка для кабинета литературы: сочинённого произведения, литературно-художественного альбома, плаката, макета мизансцены и др.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница