Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Программа по литературе для 5 класса основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования (раздел «Литература»), представленного в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения; требований к результатам изучения предмета «Литература» на ступени основного общего образования; Программы развития универсальных учебных действий и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней предусмотрена преемственность с программой по литературному чтению для начальной школы.
В соответствии с положением стандарта по литературе разработан подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, детализации содержания, выбору путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развитию, воспитанию и социализации учащихся.
Программа включает четыре раздела.
В пояснительной записке дана общая характеристика курса литературы в 5 классе; охарактеризован вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и требования к основным результатам изучения литературы на нескольких уровнях: личностном, метапредметном и предметном; определено место курса литературы в базисном учебном плане.
В основном содержании представлен перечень изучаемых произведений, объединенных в содержательные блоки; даны краткие аннотации к литературным произведениям; указаны литературоведческие понятия и историко-литературные сведения, определяющие основное направление разбора художественных текстов.
Календарно-тематическое планирование включает перечень тем курса, объединенных в разделы по проблемно-тематическому, жанровому и историко-хронологическому принципам; указаны основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Для каждого раздела и темы обозначено количество часов, отводимое на их изучение.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса содержит перечень средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания литературы в 5 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с её гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью.
Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.
Продолжая курс литературного чтения, освоенного учащимися в начальной школе, литература в основной школе изучается на качественно ином уровне. Учебники в соответствии с программой включают:
- тексты произведений (полные или в некоторых случаях сокращённые) с необходимыми словарными комментариями;
- дидактические материалы: вопросы и задания, советы и рекомендации по самостоятельной работе, статьи (главы) историко- и теоретико-литературного характера, темы письменных работ, развернутые рекомендации по самостоятельному чтению, по внеклассной работе, проектные задания;
- краткие экскурсы в отечественную историю, позволяющие лучше понять изучаемые литературные произведения, а также обращение к произведениям других видов искусств.
В каждом классе в качестве организующего начала выдвигается обобщающая проблема, не подавляющая специфики изучаемых произведений, а, наоборот, помогающая полнее и глубже освоить их содержание и особенности формы. В 5 классе это начальное представление о специфике литературы как искусства слова. Учащиеся погружаются в мир литературы. Достижение определённого уровня начитанности позволяет им делать начальные обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить более сложные, чем в начальных классах, наблюдения за языком произведений. Расширяется и усложняется круг устных и письменных работ. Более разнообразными становятся формы выполнения творческих заданий. Каждое произведение разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возможностей учащихся. Объединяя произведения по жанровому принципу (что целесообразно при изучении устного народного творчества), хронологически и проблемно-тематически, программа привлекает внимание учащихся к актуальным нравственным и художественным проблемам.
В 5-м классе объединяющими центрами являются жанры мифа, устного народного творчества, литературной сказки, басни, а также некоторые темы и нравственные проблемы в разделах «Человек перед лицом жизненных испытаний», «Поэзия природы», «Идет война народная, священная война!..», «Рассказы о твоих сверстниках».
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному чтению (вслух) и тихому (про себя). Именно чтение и связанная с ним интерпретация художественного текста – основа изучения литературы в школе. Компьютерные технологии, которые широко применяются в учебном процессе, открывают большие возможности для привлечения к работе аудиовизуальных средств обучения. Однако при всей важности этих дополнительных материалов ведущей деятельностью на уроках литературы остается живое общение учащихся с книгой, с учителем, с одноклассниками. Именно общение способствует эмоциональному восприятию и осмыслению слова писателя, непосредственному выражению своих мыслей и чувств по поводу прочитанного.
Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся овладевают в соответствии с программой, не имеют самодовлеющего значения. Они только способствуют более глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.
Не только ограниченность учебного времени, но и необходимость расширять круг чтения, прививать любовь к чтению, развивать читательскую самостоятельность учащихся, когда умения, приобретенные на уроке, переносятся на внешкольное чтение и постепенно перерастают в читательскую компетентность, обусловливают наличие в программе трех списков (трех кругов) чтения.
Произведения для чтения и изучения читаются и анализируются обстоятельно. Многие вопросы с целью овладения искусством анализа текста разбираются под руководством учителя.
Произведения для чтения и бесед осваиваются в большей мере самостоятельно. На уроке они рассматриваются менее детально, чем произведения первого круга чтения. Учащиеся демонстрируют и развивают умения творчески использовать полученные знания в самостоятельном анализе, интерпретации и оценке литературных текстов. Возможны беседы о персонажах, идейно-художественных особенностях произведения, сопоставление литературного текста с экранизацией, театральной постановкой и т.д.
Произведения для самостоятельного чтения примыкают к изученным по тематике, проблематике, жанрам, героям и т.д.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования
Являясь частью общественно-гуманитарного цикла, литература взаимодействует с другими дисциплинами: во взаимодействии с МХК, ИЗО и музыкой формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как обществознание и история, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.
Литература как искусство слова опирается на всё богатство национального языка: в единстве с русским языком развивает речевую культуру учащихся. Изучение русской литературы требует внимания к художественной речи.
Перечисленные особенности литературы как учебного предмета определяют цель его изучения в основной общеобразовательной школе.
Цель литературного образования в основной общеобразовательной школе – приобщение учащихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение, изучение, обретение опыта эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие умения школьников осмысливать художественное своеобразие произведения, его языка в свете авторского замысла;
- формирование теоретико-литературных и историко-литературных знаний, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, прогнозировать результат деятельности, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в ходе её выполнения; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать в соответствии с поставленной целью необходимую информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет).
Результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты
Личностными результатами изучения курса литературы в основной школе являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед родиной; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности;
- формирование уважительного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и стремиться в нём к взаимопониманию;
- развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие эстетического сознания, формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;
- формирование ответственного, основанного на осознанной мотивации, отношения к учению, обучению и познанию, к самообразованию.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе состоят в освоении учащимися следующих универсальных учебных действий:
- целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;
- планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;
- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;
- самоконтроль: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- самооценка: оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
- владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;
- умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; строить рассуждение и формулировать выводы;
- работа индивидуально и в группе; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: умение находить общее решение на основе согласования позиций;
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной монологической речью;
- работа с разными источниками информации, использование современных информационно-коммуникационных технологий; умение находить необходимый материал, анализировать, целенаправленно отбирать, интерпретировать в собственном устном и письменном высказывании.
Предметные результаты
Освоение произведений устного народного творчества выражается в способности учащихся:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, песням, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- устанавливать связи между предметами, явлениями, отгадывая или сочиняя загадку;
- сравнивая сказки, пословицы, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение общечеловеческого нравственного идеала.
Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:
- понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;
- воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;
- осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нем для личного развития;
- осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
- выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;
- пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;
- понимать ключевые проблемы изученных произведений;
- устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения;
- характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная и групповая характеристика);
- определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе художественного текста;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- сопоставлять тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- анализировать и истолковывать произведения с учетом их жанровой природы, аргументировать своё отношение к прочитанному;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Содержание курса
5 класс (68 часов)
Введение. О художественной литературе и чтении.
Художественная литература как искусство слова. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые герои, книги, авторы.
-
Мифы
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.
Мифы Древней Греции.
Для чтения и бесед
«Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла» («Рождение героя», «Выбор пути», «Геракл освобождает Прометея»).
О происхождении мира и богов. Персонажи и сюжеты древнегреческих мифов. Воспевание волшебной силы искусства. Прославление мужества, деятельной подвижнической жизни.
Гомер как легендарный создатель поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопов»).
Мифологическая основа поэмы. Мудрость и хитроумие Одиссея. Быт и обычаи древних греков, отразившиеся в поэме. Особенности стихотворной речи поэмы.
Для самостоятельного чтения
Н.А. Кун «Боги Древней Греции», «Двенадцать подвигов Геракла»; А.И. Немировский «Мифы Древней Эллады», В.В. Смирнова «Герои Эллады»; И.В. Рак «В царстве пламенного Ра. Мифы, легенды и сказания Древнего Египта».
Мифы Древней Руси
Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа, отразившихся в календарно-обрядовой поэзии.
Для самостоятельного чтения
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (глава «Масленица»); А.Н. Толстой сборник «Русалочьи сказки».
II. Устное народное творчество
Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Выражение в сказках мудрости и нравственных представлений народа. Художественные особенности языка сказок.
Для чтения и изучения
Волшебная сказка «Белая уточка».
Для чтения и бесед
Сказки о животных. Волшебные сказки «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец иванушка».
Для самостоятельного чтения
Сборники сказок «Диво дивное, чудо чудное» («Народные русские сказки», собранные А.Н. Афанасьевым), «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо», сборники сказок народов России и народов мира (по выбору учителя и учащихся).
Легенды и предания
Отличие легенд и преданий от сказок и мифов. Особенности предания как отражения исторической памяти народа.
Для чтения и бесед
«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
Малые жанры фольклора: загадки, пословицы и поговорки
Для чтения и изучения
Загадки. Роль иносказательности, олицетворения в загадке. Разнообразие и сложность её строения. Тематика загадок. Загадки как отражение трудовой жизни, быта и культуры народа.
Для самостоятельного чтения
«Черный конь скачет в огонь» (Русские загадки/составитель В.П. Аникин); другие сборники загадок (по выбору учителя и учащихся).
Для чтения и изучения
Пословицы и поговорки. Смысловая двуплановость пословицы. Темы пословиц, отражение в них многовекового социально-исторического опыта народа. Лаконизм, образность, складная мерная речь пословицы, её поучительный смысл. Отличие поговорки от пословицы. Поговорка как элемент суждения, образное, иносказательное определение чего-либо. Родственная близость пословицы и поговорки.
Для чтения и бесед
Пословицы разных народов. Их тематическая близость. В. Соколов «Пословица».
Для самостоятельного чтения
«При солнышке тепло, при матери добро» (сборник русских пословиц и поговорок); старинные русские пословицы и поговорки (составитель В.П. Аникин); Б.В. Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть» (пословицы в рассказах); другие сборники пословиц и поговорок (по выбору учителя и учащихся).
Народный кукольный театр
Для чтения и бесед
«Петрушка Уксусов». Кукольная комедия как драматическое произведение. Особенности народного кукольного театра. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Для самостоятельного чтения
Б. Привалов «Петрушка – душа скоморошья».
III. Сказочные события и герои в литературе
Литературная сказка – наследница сказки народной. Авторы литературных сказок. Отличие литературной сказки от народной.
А.С. Пушкин. Сказки в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в поэме. Изобразительное мастерство поэта. Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер. Рифма.
Х.К. Андерсен. Сведения о жизни и творчестве великого сказочника. Сказочный мир Андерсена.
Для чтения и изучения
«Снежная королева». Противопоставление мира Герды и Снежной королевы. Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом. Символическое значение образов зеркала тролля, куста роз. Способы выражения авторского отношения к персонажам сказки. Христианские мотивы в сказке.
Для чтения и бесед
«Истинная правда». Осмеяние в сказке слухов, сплетен и наговоров. Способы создания комического эффекта.
Для самостоятельного чтения
Х.К. Андерсен. Сказки «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Штопальная игла», «Свинья-копилка» и другие по выбору учащихся.
Е.Л. Шварц. Сказочник-драматург.
Для чтения и изучения
«Золушка» (сценарий кинокомедии). Сказки о гонимой падчерице. Отличие «Золушки» Е.Л. Шварца от «Золушки» Ш. Перро. Киносценарий как литературный жанр. Осмеяние в кинокомедии Е.Л. Шварца тщеславия, жадности, лицемерия, грубости, черствости и других пороков. Ирония в изображении человеческих слабостей. Утверждение вневременных общечеловеческих ценностей.
Для самостоятельного чтения
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
П.П. Бажов. Путь писателя к сказу.
Для чтения и изучения
«Каменный цветок». Особенности сказа как литературного жанра. Талант художника Данилы-мастера.
Для чтения и бесед
«Горный мастер», «Хрупкая веточка». Понятие о трилогии. Дальнейшее развитие событий в жизни героев «Каменного цветка». Утверждение всепобеждающей силы любви. Семейные черты мастеров-камнерезов.
Для самостоятельного чтения
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и другие сказы по выбору учащихся.
Для самостоятельного чтения (к разделу III)
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»; А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города»; В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»; А.С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»; Ю.К. Олеша «Три толстяка»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; В.Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»; Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»; К. Коллоди «Приключения Пиноккио»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»; Р. Киплинг «Маугли»; Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»; О. Уайльд «Мальчик-звезда»; Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; А.А. Милн «Когда-то, давным-давно…»; О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»; П.Трэверс «Мэри Поппинс»; Т. Янсон «Шляпа волшебника»; Д. Родари «Сказки Италии» и другие по выбору учащихся.
IV. Басни
И.А. Крылов. Сведения о жизни и творчестве баснописца.
Для чтения и изучения
«Волк на псарне», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Квартет», «Свинья под дубом». Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение в баснях народной мудрости и жизненных наблюдений. Афористичность, иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость языка басен к разговорной речи. Понятие об аллегории и морали басни.
Для чтения и бесед
Эзоп (в пересказе Л.Н. Толстого) «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»; Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»; Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб».
Отличие басни от сказки. История жанра басни. Художественные особенности раскрытия одной и той же темы в произведениях различных баснописцев.
Для самостоятельного чтения
И.А. Крылов. Басни «Лжец», «Две Бочки», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Лягушка и Вол», «Любопытный» и другие басни по выбору учащихся. Эзоп. Басни.
V. Человек перед лицом жизненных испытаний
М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. История создания стихотворения «Бородино». Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения
«Бородино». Историческая основа стихотворения. Значение солдата-рассказчика в поэтическом повествовании. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Образность языка, звукопись; разговорность интонаций. Высокий патриотический пафос стихотворения.
Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Для чтения и бесед
М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» (строфы VII, VIII из поэмы «Сашка»); А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…» (гл. 7, строфы XXXVI – XXXVII из романа «Евгений Онегин»).
Мотивы и проблематика, сближающие отрывки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.
А.В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Косарь». Близость стихотворения к народной песне; постоянные эпитеты, олицетворения, повторы, элементы пословиц и поговорок, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
Для чтения и бесед
А.В. Кольцов «Песня пахаря», «Раздумье селянина» и другие стихотворения по выбору учащихся.
И.С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.
Для чтения и изучения
«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и её челядью. Влияние на человека барства и рабства.
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Н.А. Некрасов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей.
Для чтения и бесед
Н.А. Некрасов «Школьник». Талантливость детей из народа, их стремление к знаниям, нелегкие судьбы.
Л.Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкойсть, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
Сюжет и герои художественного произведения. Эпизод как элемент сюжета. Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, финал. Роль конфликта в развитии сюжета.
Л.Н. Андреев. Сведения о жизни писателя. Из воспоминаний К. Чуковского о Л. Андрееве.
Для чтения и изучения
«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения человека к окружающему миру. Роль дачников в судьбе Кусаки, неоднозначная оценка их поступков.
Значение пейзажа в рассказе.
Для чтения и бесед
Л.Н. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек». Общее в развитии сюжетов рассказов «Кусака» и «Петька на даче».
Для самостоятельного чтения
В.П. Астафьев «Жизнь Трезора»; Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
А.И. Куприн. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Белый пудель». Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Серёжа) против эгоизма и своеволия (Трилли).
Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для чтения и бесед
А.И. Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Тапёр».
Идея доброты и сострадания. Реальная основа рассказов.
Для самостоятельного чтения.
А.И. Куприн «Ю-ю», «Грачи» и другие рассказы (по выбору учащихся).
Д. Дефо. Сведения о писателе.
Для чтения и бесед
«Робинзон Крузо» (фрагменты). Реальная основа приключенческого романа. Гимн труду, творческому интеллекту и стойкости человека, его упорству и воле к жизни. Знания и умения, орудия труда просвещенного века, благодаря которым Робинзон выжил и победил в борьбе за существование. Одиночество Робинзона как условие сурового испытания и мужания, развития личности героя.
Для самостоятельного чтения (к разделу V)
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей); А.П. Чехов «Мальчики», «Беглец»; Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (в издании для детей); Д. Гринвуд «Маленький оборвыш»; В. Гюго «Гаврош», «Козетта», А. Линдгрен «Расмус-бродяга».
VI. Поэзия природы
Для чтения и изучения
А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»; Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки»; К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…»; К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха. Ритм, рифма, эпитет, сравнение, олицетворение.
К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Притягательная сторона родного края. Бескорыстная любовь к отечеству. Лиризм описаний, детали пейзажа, выразительность и красочность языка.
Очерк как вид эпического произведения.
Е.И. Носов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась». Любовное отношение к «братьям нашим меньшим». Наблюдательность, лиризм, юмор в рассказах о них. Ответственность человека за сохранение живой природы.
Для самостоятельного чтения (к разделу VI)
Стихотворения А.А. Фета, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого в издании для детей; «Родные поэты» (сборник стихотворений); К.Г. Паустовский «Летние дни» (сборник рассказов); М.М. Пришвин «Ярик», «О чём шепчутся раки», «Лесной хозяин» (сборники рассказов).
VII. «Идёт война народная, священная война!..»
Для чтения и бесед
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»; М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С.С. Орлов «Тонкая российская берёза…»; Р. Гамзатов «Журавли».
Испытания и героизм народа в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм, самоотверженность защитников отечества. Образы природы, их роль в стихотворениях о войне. Тема памяти в поэзии о войне.
Для самостоятельного чтения (к разделу VII)
В.П. Катаев «Сын полка», В.М. Шукшин «Жатва».
VIII. Рассказы о твоих сверстниках
Ю.П. Казаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Душевная борьба Яшки в критической ситуации, победа над своим страхом. Смысл заглавия рассказа. Роль сравнений и олицетворений в создании картин природы. Лиризм описаний. Юмор в рассказе.
В.А. Солоухин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мститель». Переживания рассказчика, задумавшего план мести и постепенно изживающего в себе чувство обиды. Способность прощать другого человека, обретение душевной гармонии. Дружеские чувства, пересиливающие задетое самолюбие. Врачующее действие красоты природы на душу человека.
В.П. Астафьев. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Васюткино озеро». Поведение героя рассказа в критической ситуации. Знания, умения, качества характера, благодаря которым мальчику удалось выжить и спастись, когда он заблудился в тайге. Красота и богатство природы Сибири. Тема человека в природной среде, по-хозяйски бережного отношения к богатствам родной природы.
Рассказ как жанр литературы.
Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)
А.Н. Толстой «Детство Никиты»; А.П. Гайдар «Тимур и его команда»; В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (сборник рассказов); Кир Булычев «Приключения Алисы», «Путешествие Алисы»; Ф. Искандер «Праздник ожидания праздника», «Рассказы о Чике» (сборники рассказов).
М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»; А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»; М. Грипе «Эльвис! Эльвис! Просто Эльвис».
Примерное тематическое планирование изучения курса «Литература. 5 класс» (68 ч)
Тема
|
Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
Введение. О художественной литературе и чтении.
|
Сознательное, правильное, беглое чтение художественных, публицистических, научно-познавательных текстов. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное, выразительное.
Определение содержания незнакомой книги по её элементам (титульный лист, оглавление, иллюстрации, аннотация, предисловие и др.).
Использование аппарата книги; справочно-библиографической литературы; словарей литературоведческих терминов, справочников, энциклопедий (в том числе электронных); поиск по каталогу и на библиотечных полках нужной книги и журнала; определение по словарям значения неизвестных слов (рубрика «Приглашаем в библиотеку»).
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых сервисов, построение поисковых запросов (в зависимости от цели) и анализ результатов поиска (ссылки на поисковики в Интернете).
Отбор материала для ответа на поставленный вопрос, различение главной и второстепенной информации. Составление простого плана учебной статьи (рубрика «Поразмышляй над прочитанным»; задания к статьям об авторах произведений, к теоретико-литературным статьям).
Построение логичного, доказательного суждения.
| -
Мифы
|
Мифы Древней Греции. «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион», «Подвиги Геракла».
Гомер. «Одиссея» (отрывок из IX песни «Одиссей у циклопа»).
Мифы Древней Руси.
|
Выразительное чтение мифов или их фрагментов (обучение чтению гекзаметра). Чтение фрагмента поэмы «Одиссея» с учетом ритмических и интонационных особенностей текста, собственного отношения к событиям и героям.
Чтение фрагмента «Одиссей у циклопа» в лицах.
Воссоздание в воображении словесных картин: словесное рисование, иллюстрирование мифов.
Выделение событий и их последовательности в мифе, установление причинно-следственных связей между ними.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих героя, его переживания, окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).
Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки.
Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет), связанных с характеристикой героя.
Выявление нравственной проблематики произведения.
Сопоставление близких по темам и персонажам мифов разных народов.
Краткий пересказ мифов.
Использование в речи крылатых слов и выражений из древнегреческих мифов.
| -
Устное народное творчество
|
Народные сказки.
Бытовые сказки, волшебная сказка «Белая уточка», сказки о животных.
Легенды и предания.
«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
Малые жанры фольклора:
Загадки.
Пословицы и поговорки.
Народный кукольный театр. «Петрушка Уксусов».
|
Выразительное чтение пословиц, поговорок, загадок; сказок и легенд (или их фрагментов) с учётом жанровой принадлежности и интонационных особенностей текстов, при котором передается личное отношения к событиям и героям.
Чтение по ролям народной кукольной комедии.
Воссоздание в воображении художественных картин, созданных в произведениях устного народного творчества: словесное рисование, иллюстрирование.
Определение отличий сказки от мифа и предания, определение видов сказок, отличительные особенности пословиц и поговорок, загадок, скороговорок, небылиц, народных песен.
Выявление видовых признаков волшебной, бытовой сказки и сказки о животных.
Выделение событий и их последовательности в сказке, установление причинно-следственных связей между ними.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов (постоянные эпитеты, троекратные повторы и др.).
Характеристика героев сказок на основе их поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами, в свете вопроса, поставленного учителем.
Сопоставление героев одной или нескольких сказок с учётом личного отношения к их поступкам и характерам.
Подробный (с сохранением стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ самостоятельно прочитанных сказок.
Рассказ о сказочном герое по картине, иллюстрации к произведению.
Выделение общих тем и мотивов в пословицах разных народов.
Различение прямого и иносказательного смысла пословиц и поговорок. Использование их в речи.
| -
Сказочные события и герои в литературе
|
Литературная сказка – наследница сказки народной. Авторы литературных сказок.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (фрагменты).
Учимся читать выразительно.
О стихотворной речи.
Стих, ритм, стопа. Рифма.
Х.К. Андерсен. «Снежная королева».
«Истинная правда»
Е.Л. Шварц. «Золушка» (сценарий кинокомедии). О пьесе и сценарии.
О читательском дневнике.
П.П. Бажов. «Каменный цветок».
«Горный мастер», «Хрупкая веточка».
|
Выразительное чтение литературных сказок, сказочных поэм, сказов, киносценария (или фрагментов), при котором передается своё отношение к событиям и героям, интонационные особенности текстов. Выразительное чтение диалогов сказочных героев по ролям. Использование партитурных знаков при подготовке к выразительному чтению. (Учебная статья «Учимся читать выразительно»).
Чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» (по выбору).
Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, создание иллюстраций к литературным сказкам.
Соотнесение словесной картины с иллюстрацией к литературной сказке, выражение своего отношения к интерпретации сказки художником.
Различение народной и литературной сказок по их характерным признакам.
Выделение событий и их последовательности в литературной сказке, установление причинно-следственных связей между ними.
Составление плана событий литературной сказки.
Сопоставление близких по содержанию эпизодов народной и литературной сказок.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Определение в тексте слов, выражений и художественных деталей, характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).
Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) в связи с характеристикой героя.
Выявление языковых особенностей сказочного повествования (прямое авторское выражение чувств по отношению к герою в сказках Андерсена; архаика в «Руслане и Людмиле»; ирония в «Золушке» Шварца; особенности сказовой манеры Бажова и др.).
Характеристика героя, основанная на его поступках, взаимоотношениях с другими персонажами. Выявление и объяснение изменений в характере героя.
Сопоставление героев одной или нескольких сказок (сказов), определение отношения к ним автора.
Различение стихотворного и прозаического текстов по ритму. Определение двусложных стихотворных размеров, видов рифм и строфики в поэме «Руслан и Людмила».
Восстановление в стихотворном тексте пропущенных слов, подходящих по смыслу и не нарушающих ритма и размера стиха.
Сопоставление сказки и киносценария, написанных по одному сюжету.
Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами.
Соотнесение смысла сказки с подходящей пословицей.
Выявление нравственной проблематики произведения.
Соотнесение эпиграфа с содержанием и смыслом раздела.
Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ сказочного произведения или его фрагмента.
Виды письменных работ
Составление отзыва о прочитанной сказке, рассуждение о любимом сказочнике в форме страницы из читательского дневника.
Редактирование своих письменных творческих работ и сочинений сверстников.
| -
Басни
|
И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом»
Басни Эзопа в пересказе Л.Н. Толстого: «Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград».
Г. Э. Лессинг «Свинья и Дуб»;
Ж. Лафонтен «Лисица и виноград»;
И.А. Крылов «Лисица и виноград».
|
Выразительное чтение басен басен (в том числе в лицах) с учетом особенностей этого жанра, при котором передается свое отношение к событиям и героям.
Заучивание басни наизусть.
Отличие басни от сказки о животных и других видов художественных произведений.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.
Определение слов, выражений и художественных деталей, характеризующих персонажей басен. Объяснение их значения в тексте.
Объяснение роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) в характеристике персонажей.
Выявление языковых особенностей басенного языка (обилие просторечий, ритм), сближающих басню с разговорной речью.
Сопоставление иллюстраций к басне с текстом, при котором выявляются особенности трактовки художником литературного произведения.
Сопоставление жизненного материала, положенного в основу басни, с её художественным сюжетом, при котором выявляется замысел баснописца.
Анализ построения басни.
Выявление аллегорического смысла басни, нравственной проблематики произведения. Подбор разных жизненных ситуаций, к которым может быть применена мораль басни.
Участие в инсценировке басни.
Сопоставление близких по темам или написанных на один сюжет басен разных авторов, при котором выявляются особенности каждой из них.
| -
Человек перед лицом жизненных испытаний
|
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
Эпитет и сравнение в стихотворении «Бородино». О теме и идее художественного произведения.
«Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…» (строфа VII из поэмы «Сашка»). А.С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке…» (гл. 7, строфы XXXVI – XXXVII из романа «Евгений Онегин»).
А.В. Кольцов. «Косарь»
И.С. Тургенев. «Муму»
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник»
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник».
О сюжете и героях.
Л.Н. Андреев «Кусака», «Петька на даче».
А.И. Куприн. «Белый пудель».
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (фрагменты)
|
Выразительное чтение произведения (или фрагмента), в том числе по ролям, при котором учитывается жанровая принадлежность, передаётся личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.
Заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений классической литературы.
Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пейзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование.
Сопоставление иллюстрации с текстом для выявления трактовки художником литературного произведения.
Различение лирического и лироэпического стихотворений, рассказа и повести.
Выделение событий и их последовательности в эпическом произведении, установление причинно-следственных связей между ними. Составление плана событий рассказа.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих персонажей сказок и окружающую обстановку.
Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении, смены настроений в лирическом стихотворении.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Выявление роли художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении.
Объяснение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) для характеристики героя.
Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки в свете вопроса, поставленного учителем.
Сопоставление героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Определение темы и основной идеи художественного произведения.
Выявление нравственной проблематики произведения.
Определение эпохи, отраженной в произведении.
Определение связи между фактами биографии писателя и изучаемым произведением.
Сопоставление жизненного материала и художественного сюжета произведения, при котором выявляется замысел писателя.
Определение роли и значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнения, эпитета, олицетворения) в поэтическом тексте.
Анализ динамики картин и настроений в лирическом стихотворении.
Характеристика ритма, эмоционального тона, определение двусложных стихотворных размеров, строфики в лирическом и лироэпическом произведении.
Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.
Рассказ о литературном герое с включенными в него элементами характеристики.
Виды письменных работ.
Подробное, сжатое, выборочное изложение литературно-художественных текстов.
Изложение текста, усложнённое элементами рассуждения.
Сочинение: ответ на проблемный вопрос.
Редактирование своих письменных работ и сочинений сверстников.
| -
Поэзия природы
|
А.С. Пушкин. «Путешествие в Арзрум» (отрывок), «Обвал»
Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»
А.Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки»
К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…»; К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…»
Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»
К.Г. Паустовский «Мещёрская сторона»
Е.И. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».
|
Выразительное чтение лирического произведения (фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность произведения и передаются интонационные особенности.
Заучивание наизусть стихотворения или небольшого прозаического текста, содержащего описание отрывка. Письмо по памяти.
Вопроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе (пейзаж): словесное рисование, иллюстрирование.
Подбор иллюстрации, репродукции картины, созвучной словесным пейзажам произведений.
Различие лирического и лироэпического произведения, рассказа и очерка. Выделение общих свойств произведений одного жанра и выявление индивидуального своеобразия текстов писателей.
Определение в тексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение) и эмоциональной тональности произведения.
Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом произведениях.
Характеристика ритма, звукописи и определение двусложных стихотворных размеров, строфики в лирическом стихотворении.
Сопоставление близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.
Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.
Виды письменных работ
Сочинение-миниатюра: пейзажная зарисовка, предполагающая конкретные личные наблюдения, выражение своего отношения к изображенному.
Сочинение рассказа, очерка об одном из «братьев наших меньших» или о забавном эпизоде из его жизни.
Редактирование своих письменных работ и сочинений сверстников.
| -
«Идет война народная, священная война!..»
|
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
А.А. Сурков «Вьётся в тесной печурке огонь…»
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»
М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; С.С. Орлов «Тонкая российская берёза…»
Р. Гамзатов «Журавли»
|
Осмысление жизненной основы стихотворений о войне, знакомство с фактами биографии, обусловившими темы стихотворений поэтов. История создания песен «В землянке» и «Журавли». Прослушивание песен.
Выразительное чтение лирических и лироэпических произведений (или их фрагментов), при котором учитывается жанровая принадлежность и передаются интонационные особенности текста.
Чтение стихотворения наизусть.
Определение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение).
Динамика картин и настроений в лироэпическом и лирическом стихотворениях.
Характеристика героев стихотворений на основе поступков и переживаний.
Сопоставление репродукций картин и стихотворений на военные темы, выявление общих мотивов, смысла, идейной близости произведений искусства слова и живописи.
| -
Рассказы о твоих сверстниках
|
Ю.П. Казаков. «Тихое утро»
В.А. Солоухин. «Мститель»
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
О рассказе (рассказ как жанр литературы)
|
Выразительное чтение фрагментов рассказов, при котором передается личное отношение к событиям и героям, а также интонационные особенности текста.
Вопроизведение в воображении художественных картин, созданных писателем (пойзаж, портрет, интерьер): словесное рисование, иллюстрирование.
Выделение событий и их последовательности в рассказе, установление причинно-следственных связей между ними.
Прослеживание развития сюжета в эпическом произведении. Составление плана событий произведения.
Определение мотивов поведения героев и оценка их поступков.
Определение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и окружающую обстановку (пейзаж, интерьер).
Выявление роли художественных описаний (портрет, интерьер, пейзаж) в произведении.
Осмысление роли художественной детали, её связи с другими деталями и текстом в целом.
Определение значения изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение), связанных с характеристикой героя.
Характеристика героя на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, окружающей обстановки, в свете вопроса, поставленного учителем.
Сопоставление героев изучаемого произведения на основе средств их изображения с целью выявления авторского отношения к ним. Выражение собственного отношения к персонажам.
Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения.
Определение связи между фактами биографии писателя и изучаемым произведением.
Определение темы и основной идеи художественного произведения.
Выявление нравственной проблематики произведения.
Сопоставление героев и событий близких по темам произведений в соответствии с поставленной проблемой.
Подробный (с сохранением некоторых стилевых особенностей), краткий и выборочный пересказ эпического произведения.
Составление устного рассказа по картине или по иллюстрации к произведению на темы, предполагающие конкретные личные наблюдения.
|
Итоговые занятия
|
Повторение изученного. Анализ работы учащихся в истекшем учебном году.
Рекомендации книг для летнего чтения.
|
Устные отзыв о самостоятельно прочитанной повести, книге рассказов и др. с характеристикой её жанра, героев, пересказом захватывающего эпизода в форме рекомендации книги одноклассникам.
Рассказ о любимом поэте с выразительным чтением наизусть понравившихся строф, строк.
Творческий отчёт: изготовление и представление своего подарка для кабинета литературы: сочинённого произведения, литературно-художественного альбома, плаката, макета мизансцены и др.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |