Пояснительная записка Обоснование актуальности программы



Скачать 264.47 Kb.
Дата14.02.2016
Размер264.47 Kb.
ТипПояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования


«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ
Председатель Координационного экспертного совета

дополнительного образования МПГУ


_________________ и.о. проректора А.Г. Ершов
от «____»____________20____ г. №____


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации



«НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОЙКОММУНИКАЦИИ

В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ»

(в форме тренинга)

Москва – 2015

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ





    1. Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы.

Коммуникация является основой профессиональной деятельности учителя. В каких бы терминах не описывалась педагогическая деятельность – передача знаний, трансляция культурных ценностей, передача опыта – в основе обучения и воспитания лежит передача информации. Умение доступно объяснять, умение вызвать интерес учеников, отвечать на их вопросы – традиционно ключевые качества педагога. В последнее время, когда так называемый объяснительно-иллюстративный подход в обучении уступает место личностно-ориентированному, особое значение приобретают умения, связанные с диалогической коммуникацией. В том числе, умение слышать собеседника (ученика), умение адекватно реагировать на полученную от него информацию.

К сожалению, сложившаяся практика подготовки педагогов не вооружает будущего учителя навыками эффективной коммуникации в достаточной степени. Незначительные по объему и, традиционно, лекционные по форме академические курсы педагогического общения проблемы не решают. В итоге, учителя вынуждены вырабатывать собственные коммуникативные стратегии методом «проб и ошибок».

В последнее десятилетие проблема повышения коммуникативной компетентности учителей осознается профессиональным сообществом. В настоящее время, когда деятельность школы в целом и учителя, в частности, направлена на достижение конкретных результатов, низкая коммуникативная компетентность педагогов является одним из ключевых факторов снижения эффективности образования.

Особенности данной программы заключается в применении тренинговой формы работы, которая создает условия для формирования и практической отработки умения эффективной коммуникации. Обратная связь со слушателями осуществляется с помощью дистанционных технологий - на дистанционной платформе посттренингового сопровождения.


Цель реализации программы

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций слушателей: способности к коммуникации, способствующей повышению эффективности педагогической деятельности.


Цель программы достигается решением следующих задач:

  1. Сформировать у слушателей представление об эффективной коммуникации.

  2. Познакомить слушателей с психологическими техниками, позволяющими повысить эффективность коммуникации.

  3. Отработать в активной тренинговой форме умения, необходимые для эффективной коммуникации

  4. Организовать практическое применение указанных умений до выработки устойчивых навыков.

Процесс обучения слушателей направлен на совершенствование следующих общепрофессиональных и профессиональных коммуникативных компетенций



в соответствии с направлением 050100 Педагогическое образование, (квалификация «Бакалавр»):

  • готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6)

  • способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7),

Также программа способствует повышению уровня владения общекультурными компетенциями:

  • способности использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

в соответствии с направлением 44.04.01 Педагогическое образование, (квалификация «Магистр»)

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  • готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3).

Программа составлена с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный номер № 29444; федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; Федеральных государственных стандартов общего образования; профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, воспитатель, учитель), утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н



    1. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1.1:



Слушатель должен знать:

  • сущность процесса коммуникации;

  • степени эффективности процесса коммуникации;

  • специфику педагогической коммуникации;

  • техники и приемы повышения эффективности коммуникации;

  • специфику диалогической и монологической коммуникации;

  • техники и приемы коммуникативного влияния;

  • природу конфликта и способы управления конфликтом;

  • технику и приемы коммуникативной защиты от манипуляций;

  • специфику коммуникации с родителями обучающихся.


Слушатель должен уметь применять на практике техники и приемы:

  • повышения эффективности педагогической коммуникации;

  • диалогической и монологической коммуникации;

  • управления конфликтом;

  • коммуникативной защиты от манипуляций;

  • управления эго-состояниями (родитель-взрослый-ребенок);

  • коммуникативного влияния;

  • невербального и паравербального усиления речевого послания.


Слушатель должен овладеть навыками:

  • педагогического общения при недостаточной заинтересованности детей;

  • активного слушания (парафраз, повторение);

  • обратной связи ученикам и родителям

  • публичного выступления;

  • управления конфликтами;

  • взаимодействие в ролях взрослый-взрослый.



    1. Категория слушателей:

Педагоги образовательных организаций общего и профессионального образования (учителя, преподаватели системы СПО, ВО, ДПО).



    1. Срок и трудоемкость обучения

Срок обучения: 4 – 6 недель (в зависимости от расписания).

Трудоемкость программы: 72 часа, из них 26 ауд. и 40 дистанционных, 6 часов на итоговый зачет.

1.5. Форма обучения

Очно-заочная.



Программа проводится с частичным применением дистанционных технологий, что позволяет минимизировать отрыв слушателей от работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




2.1. Учебный план программы повышения квалификации

«Навыки эффективной коммуникации»


п/п

Наименование

разделов, тем

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

Тренинг

Дистанционная работа на платформе

Семинар

1.

Модуль 1.Эффективная коммуникация педагога и техники ее повышения

18

4

12

2

Тематические задания на платформе

1.1.

Тема 1. Особенности педагогической коммуникации.

8

2

5

1

Опрос, кейсы

1.2.

Тема 2. Вербальные, невербальные, паравербальные приемы и техники повышения эффективности коммуникации.

10

2

7

1

Опрос, кейсы

2.

Модуль 2. Коммуникация: монологическая и диалогическая.


15

4

9

2

Тематические задания на платформе

2.1.

Тема 1. Диалогическая коммуникация.

7

2

4

1

Опрос, кейсы

2.2.

Тема 2. Монологическая коммуникация.

8

2

5

1

Опрос, кейсы

3.

Модуль 3. Техники управления конфликтами

15

6

7

2

Тематические задания на платформе

3.1.

Тема 1. Способы управления конфликтом.

8

3

4

1

Опрос, кейсы


3.2.

Тема 2. Коммуникативная защита и коммуникативное влияние.

7

3

3

1

Опрос, кейсы


4.

Модуль 4.Эффективные коммуникации педагога с учениками и родителями

18

4

12

2

Тематические задания на платформе

4.1.

Тема 1.Специфика коммуникации с обучающимися.

10

2

7

1

Опрос, кейсы

4.2.

Тема 2. Специфика коммуникации с родителями обучающихся.

8

2

5

1

Опрос, кейсы




Итого обучение

66

18

40

8







Итоговая аттестация

6 часов

Зачет (эссе и деловая игра)




Итого часов

72















2.2. Календарный учебный график

Программа рассчитана на реализации в течении 1-1,5 месяцев.

Конкретный календарный график формируется по мере набора групп.

2.3. Рабочая программа модулей

Во время очного обучения по каждому модулю даются базовые знания в виде мини-лекций, на платформе для дистанционного обучения информация по курсу дублируется в развернутом виде.

Модуль 1. Эффективная коммуникация педагога и техники ее повышения


Тема 1.Сущность процесса коммуникации. Степени эффективности коммуникации. Особенности педагогической коммуникации.
Понятие коммуникации. Коммуникация и информация. Структура коммуникации. Средства коммуникации. Биологические основы коммуникации, в том числе достоверно установленные закономерности. Психологические основы коммуникации. Специфика вербальных, невербальных паравербальных средств коммуникации. Специфика диалогических и монологических форм коммуникации. Социальный характер коммуникации между людьми. Коммуникация как способ влияния. Целенаправленная коммуникация. Осознанность в коммуникации. Проблема потери или искажения информации в процессе коммуникации. Влияние в процессе коммуникации. Стимулирование, интервенции, манипуляции – как различные цели и следствия коммуникации.

Эффективная коммуникация. Возможность и механизмы оценки эффективности коммуникации. Степени эффективности коммуникации.

Особенности педагогической коммуникации. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения. Типы взаимодействия в педагогическом общении. Барьеры педагогического общения.
Тема 2. Вербальные, невербальные, паравербальные приемы и техники повышения эффективности коммуникации.
Техники восприятия и переработки информации.

Вербальные приемы повышения эффективности коммуникации. Значение лексики в коммуникации. Содержание коммуникации. Техники повышения доступности информации. Техники повышения заинтересованности собеседника и аудитории. Техники противодействия потери и искажению информации.

Невербальные приемы повышения эффективности коммуникации:

Положение тела во время коммуникации. Положение конечностей во время коммуникации. Мимика и жесты. Движения и перемещения. Невербальные приемы влияния, стимулирования, создания безопасного пространства. Невербальные приемы привлечения и концентрации внимания.

Паравербальные приемы повышения эффективности коммуникации:

Интонация, громкость, паузы, тембр речи. Паравербальные приемы влияния, стимулирования, создания безопасного пространства. Паравербальные приемы привлечения и концентрации внимания.


Модуль 2. Коммуникация: диалогическая и монологическая.
Тема 1. Диалогическая коммуникация. Активное слушание.
Структура диалога. Искажение информации. Возможные области искажения информации:

1. Особенности говорящего: сложность точного выражения мысли словами; сложность контроля эмоционального отношения к содержанию.

2. Особенности передачи и восприятия информации: неточности в формулировании своих мыслей и расстановки смысловых акцентов.

3. Особенности слушающего: разное понимание одних и тех же слов наличие ложного чувства полного понимания говорящего

Техника парафраза. Повышение убедительности сказанного. Уверенность, в адекватном восприятии. Уточнение позиции парафразирующего.

Виды парафраза: прямой парафраз, понимающий парафраз, позитивный парафраз.


Тема 2. Монологическая коммуникация. Эффективная презентация.
Особенности публичных выступлений. Подготовка выступления: целеполагание; содержание выступления – основные идеи и логика изложения; регламент выступления – хронометраж и структура; учет особенностей аудитории и выбор методов управления ею; имидж выступающего; сопровождающие материалы – визуальное сопровождение, видео, аудио, предметные материалы.

Структура выступления: введение; мотивация; информирование; резюме.

Анализ выступления.
Модуль 3. Техники управления конфликтами
Тема 1. Конфликты. Природа конфликта. Способы управления конфликтом.
Структура конфликта: противоречие, негативное отношение, активное противостояние. Предконфликтная и конфликтная ситуация. Открытый конфликт.

Эскалации конфликта. Эмоции как фактор управления конфликтом. Возможности целенаправленного использования конфликтов. Технологии управления конфликтом.

Базовые понятия про эго-состояния родитель-взрослый-дитя. Механизмы перехода в эго-состояние взрослого для снятия конфликта.

Тема 2. Коммуникативная защита и коммуникативное влияние.
Базовые понятия о манипуляции, отличие манипуляции от влияния. Ситуации, требующие коммуникативной защиты. Способы коммуникативной защиты. Приемы и техники вербального влияния во взаимодействии с учениками.

Применение невербальных техник для коммуникативной защиты и влияния.

Зависимость уровня влиятельности и защищенности от положения тела во время коммуникации. Положения конечностей, мимика и жесты, движения и перемещения во время коммуникации. Невербальные приемы влияния, стимулирования, создания безопасного пространства.
Модуль 4. Эффективные коммуникации педагога с учениками и родителями.
Тема 1. Специфика коммуникации с обучающимися
Коммуникация взрослого и ребенка. Социокультурные особенности коммуникации взрослых и детей. Возрастные коммуникативные особенности детей. Проблема уважения, значимости мнения другого. Проблема «примера» и «идеала». Особенности коммуникации ребенка и родителя. Особенности коммуникации ребенка и «чужого взрослого». Целенаправленная коммуникация с ребенком. Особенности воспитательной коммуникации. Особенности дидактической коммуникации. Манипуляции детей в коммуникации. Приемы и техники конструктивного разрешения ситуаций. Разбор «сложных случаев» из практики слушателей.
Тема 2. Специфика коммуникации с родителями обучающихся.
Специфика коммуникации с учетом опыта собеседника. Коммуникативные стратегии «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш». Коммуникация, построенная на ценностях уважения и значимости собеседника. Особенности монологической коммуникации с родителями обучающихся; коммуникация при проведении совещаний (родительские собрания). Особенности диалогической коммуникации с родителями обучающихся (родительские дни, вызов родителей в школу). Поддержание коммуникации с родителями обучающихся в стиле сотрудничества в воспитании и обучении ребенка.

Невербальные приемы и техники в коммуникации с родителями обучающихся, взаимодействие в эго-состояниях взрослый-взрослых.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




3.1. Материально-технические условия реализации программы





  • Учебный кабинет не менее 50 кв.м.;

  • мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор и пр.);

  • Флипчарт.

Слушателям для самостоятельной работы необходимо:



  • компьютер с выходом в сеть Интернет.

3.2. Учебно-методическое обеспечение программы


Основная литература:




  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология - 6-е изд., испр. и доп. С.П.: «Питер» , 2013 - 304 с.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: «Эксмо», 2008. – 576 с.

  3. Обухов А.С., Швецова М.Н., Федосеева А.М., Мякишева Н.М., Ткаченко Н.В., Вачков И.В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник для академического бакалавриата. – М.: «Юрайт», 2015. 422 с.

Дополнительная литература:




  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: «ВЛАДОС», 2004. - 207 с.

  2. Березовин, Н. А. Цырельчук Н. А. Психология педагогического общения– Мн. : МГВРК, 2008. – 464 с.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Пузырей А.А., Архангельская В.В. Психология личности. – М.: АСТ: Астрель, 2009. - 624 с.

  4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение. 1987 г.

  5. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., испр. и доп.- М., 2010. 342 c.— 207 с.

  6. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. 190 с.

  7. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1997.

  8. Леонтьев А. А.  - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.- Нальчик, 1996. -. -96 с.

  9. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984. 112 c.

  10. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону, 1993. 88 с.

  11. Селезнёва Е.В. Общение как среда для саморазвития личности [Текст] / Е.В. Селезнева. – Москва: РАГС, 2002. – 650 с.

  12. http://psychlib.ru/ - электронная библиотека МГППУ.

  13. http://psylib.myword.ru/ - коллекция книг по различным отраслям практической психологии.


3.3.Информационное обеспечение учебного процесса
Система дистанционного обучения MOODLE

3.4. Кадровое обеспечение программы
Зискин Константин Евгеньевич, к.п.н., доцент кафедры педагогики МПГУ;

Сизова Аниса Олеговна, практический психолог, коуч, ст. преподаватель кафедры педагогики;


Толстова Светлана Анатольевна, психолог, ст. преподаватель кафедры педагогики.




  1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ



4.1. Формы аттестации

Оценка качества освоения данной программы осуществляется в следующих формах:



  • текущий контроль используется для оперативного и регулярного управления освоением содержания программного материала слушателями в процессе тренингов;

  • промежуточный контроль используется для оценки степени освоения слушателями программного содержания по завершении изучения отдельного модуля программы. Он проводится в процессе выполнения слушателями тематических заданий на платформе посттренингового сопровождения.

  • итоговый контроль проводится в форме зачета для оценки степени соответствия у слушателя сформированных компетенций, знаний, умений и навыков требованиям данной программы; включает эссе и деловую игру.


4.2. Оценочные материалы
Текущий контроль – основной вид систематической проверки знаний, умений и навыков слушателей. Используется для оперативного управления учебной деятельностью участников курсов на основе обратной связи и корректировки процесса обучения. Он позволяет нам получать информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, регулярно стимулировать целенаправленную работу слушателей, а также контролировать содержание формируемых действий. Текущий контроль проводится нами в процессе тренингов в форме опросов по освоенному материалу, разбора и решения кейсов.
Примеры кейсов, опросов:


  1. Работа в «аквариуме». Первая пара (учитель и родитель) перебивают друг друга. Вторая пара (учитель и родитель) демонстрируют умение останавливаться и внимательно слушать партнера, если он вступает в диалог. Вопросы к группе по пройденной теме:

    1. Что мешает сделать паузу и услышать партнера?

    2. Что помогает сделать паузу и услышать партнера?

    3. На какие цели работают первая и вторая модель поведения?




  1. Работа в малых группах по созданию модели проведения родительского собрания (3х-минутное выступление). Участники оценивают выступление на оценочных листах по следующим параметрам:

    1. Создана атмосфера уважения

    2. Ясность изложения

    3. Акцент на зоны роста, а не на проблемные места




  1. Демонстрация тренером неконгруэнтного поведения (текст и невербальное и паравербальное сопровождение). Вопросы к участникам:

    1. Создайте список конгруэнтных паравербальных приемов для данного послания

    2. Что работает сильнее на создание впечатление от послания?




  1. Варианты опросов по пройденным темам:

    1. Когда конфликт уместен

    2. Какие последствия конфликта могут быть

    3. Какая роль наиболее эффективна для снижения конфликтности

    4. Какие приемы активного слушания были легки для освоения

    5. Какие приемы активного слушания требуют дополнительного освоения

    6. Какие приемы манипуляции вы обнаружили у себя и у собеседника в игре

    7. Сделайте рейтинг эффективности приемов противостояния манипуляциям

    8. Создайте пиктограмму эффективной презентации




  1. Задания на демонстрацию. Продемонстрируйте приемы:

    1. Привлечение внимания (стимулирование коммуникации)

    2. Варианта манипуляции собеседником

    3. Модель педагогического общения при отсутствии заинтересованности детей

    4. Модель педагогического общения при демонстративном поведении детей

В ходе промежуточного контроля проводится оценивание результатов усвоения отдельных модулей. Данный вид контроля позволяет нам выявить качество изучения и усвоения слушателями учебного материала по модулям (логически завершенной части учебного материала) в соответствии с требованиями программы, выявить взаимосвязь с другими разделами и педагогической деятельностью слушателя. Формы промежуточного (тематического) контроля: проверка преподавателем тематическим заданий, выполненных слушателем при освоении дистанционного материала на платформе посттренингового сопровождения.

Тематические задания на платформе посттренингового сопровождения, предполагающие проверку знаний и отработку полученных умений на практике, выполняются в письменной формах в ходе индивидуальной работы.
Пример заданий на посттренинговой платформе:


  1. Запишите свое выступление на родительском собрании или на педсовете на видеокамеру/диктофон.(при наличие такой возможности /запись только себя лично). Заполните таблицу вашими способами повышения эффективности коммуникации (на основе видео/аудиозаписи):




Вербальные способы





Невербальные способы

(при наличии видео)







Паравербальные способы








  1. Проанализируйте, каких способов больше, каких меньше.

  2. Какими способами вы хорошо владеете, а каким нужно тренироваться.

  3. Какие способы, по вашему мнению, выглядят наиболее эффективно




  1. Пример видео (с урока учителя).

  1. Сколько раз был использован парафраз

  2. Был ли использован прием невербальной коррекции

  3. Напишите время видео, в котором был использован прием позитивной групповой коррекции

  4. Были ли бессмысленные замечания

  5. Был ли использован прием «универсальное требование»




  1. Напишите инструкцию для группового задания детям по теме вашего урока, соответствующие критериям (точность, конкретность, последовательность, наглядность)

  2. Напишите вопросы (не менее 3х) в позитивном ключе для учеников с целью приглашения к обсуждению пройденной темы.

  3. Напишите пример из текущей недели Вашей работы - реакцию на ответ ребенка «я не знаю», какой прием Вы использовали.

  4. Напишите план родительского собрания.

  5. Напишите 5 формулировок обратной связи для родителей о нежелательном поведении детей (по реальным ситуациям)

  6. Напишите способы стимулирования развернутых предложений в разговорной речи детей (3 -5 вариантов)

Критериями для оценки текущего и промежуточного контроля являются: полнота ответа, степень использования пройденного на тренинге материала, степень активности участников во взаимодействии с тренером на платформе (количество проясняющих вопросов), время выполнения задания.

Итоги текущего и промежуточного контроля «уровневой оценке» не подлежат. Мы используем оценочные суждения, в которых отражаем достоинства работы слушателя, эффективность его индивидуального продвижения в освоении учебного материала программы, а также проблемные зоны и зоны роста, на которые необходимо обратить особое внимание.
Итоговая аттестация оценивается по системе «зачтено/незачтено». Итоговая аттестация состоит из двух частей: написания эссе и участие в деловой игре, каждая из которых оценивается «зачетом». Итоговая аттестация проводится в форме зачета (зачет ставится при условии получения зачета по двум частям аттестации).

Итоговый контроль заключается в объективном выявлении достигнутых слушателями результатов обучения (сформированности знаний, умений, владений и компетенций), определении степени их соответствия запланированным в программе. В итоговой деловой игре слушатели должны продемонстрировать знания, умения и компетенции, приобретенным ими в течение всего курса обучения.

Эссе – небольшая по объему (3 стр.) письменная работа на одну из тем, изученных в процессе обучения. Эссе самостоятельно готовится слушателем и предоставляется за три дня до даты проведения зачета.

Примерная тематика эссе:



      • Барьеры общения и способы их преодоления в педагогической деятельности.

      • Искусство диалога в педагогическом общении

      • Влиятельность в публичном выступлении

      • Коммуникативная компетентность личности как основа профессиональной успешности

      • «Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем» (Конфуций)

      • «Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми» (Т. Рузвельт).

Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной темы, включать самостоятельно проведенный анализ этой задачи, развернутые пояснения и примеры из собственной педагогической деятельности, иллюстрирующие раскрываемую тему, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной теме. Качество работы оценивается по следующим критериям: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).

Эссе оценивается по системе «зачтено/незачтено». Зачет выставляется при условии выполнения не 50% требований к эссе.

На зачете проводится деловая игра с проигрыванием и разбором реальных ситуаций из педагогической практики слушателей.

Деловые игры - это имитация процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальных педагогических ситуаций. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: проведение классного часа, родительского собрания, методического совещания, индивидуальной беседы с обучающимся и др. Продолжительность деловой игры, как и количество участников могут варьироваться.

Деловые игры разработаны нами под каждую конкретную тему курса. В процессе игры слушатели демонстрируют уровень владения приемами и техниками коммуникации, свои личностные качества, умение прогнозировать ситуацию, принимать решения и др. Таким образом, мы может выявить способность и готовность слушателей применять полученные знания, умения, владения в практических ситуациях, сформированность совершенствуемых компетенций. По окончании игры проводится рефлексия и анализ результатов.

Критерии оценивания игровой деятельности:



      • Эффективность совместной деятельности и соответствующей ей коммуникации.

      • Полнота и качество исполнения ролевого репертуара и ролевых предписаний.

      • Сформированность профессиональной коммуникации, индивидуального коммуникативного стиля.

      • Сформированность используемых в игре приемов и техник повышения эффективности коммуникации.


Примеры деловых игр:


  1. Проведение опроса учеников - реакция учителя на правильные и неправильные ответы учеников.

  2. Элемент родительского собрания – обратная связь родителям

  3. Конфликт детей - коммуникативные способы учителя с целью разрешения конфликтной ситуации.

  4. Индивидуальная беседа с ребенком, не успевающим по предмету – стимулирующее коммуникативное воздействие.

  5. Индивидуальна беседа с родителем ребенка, не успевающим по предмету – техники ведения диалогом в эго-состоянии взрослый-взрослый.

В конце зачета дается развивающая обратная связь по результатам прохождения обеих частей зачета.




  1. РАЗРАБОТЧИКИ (СОСТАВИТЕЛИ) ПРОГРАММЫ

Зискин Константин Евгеньевич, к.п.н., доцент кафедры педагогики МПГУ;

Сизова Аниса Олеговна, практический психолог, коуч, ст. преподаватель кафедры педагогики;

Толстова Светлана Анатольевна, психолог, ст. преподаватель кафедры педагогики.



6. ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНА

(ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАКАЗЧИКА)1

Программа рассмотрена на заседании кафедры педагогики протокол № 9 от «25» июня 2015 года.

Руководитель программы К.Е. Зискин
Программа повышения квалификации «НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» одобрена Координационным экспертным советом дополнительного образования МПГУ, протокол №_____ от «____» __________201__ года.

Секретарь КЭСДО МПГУ М.В. Школьникова


СОГЛАСОВАНО:


Начальник Управления непрерывного Д.А. Кудрявцева

дополнительного образования




1При наличии и/или необходимости согласования с заказчиком.

Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница