Пояснительная записка Нормативно правовая основа



Скачать 368.24 Kb.
Дата14.02.2016
Размер368.24 Kb.
ТипПояснительная записка
Программа

духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся МОУ ОГ № 25

на ступени начального общего образования.
«Если мы хотим видеть Россию великой державой, имея в виду не только уровень благосостояния и удовлетворения материальных потребностей личности, но ее духовное величие, то нам надо, в первую очередь,

подумать о духовно-нравственном возрождении общества,

поисках нравственных ориентиров для России»

В.В. Путин

2011г.

  1. Пояснительная записка




    1. Нормативно - правовая основа.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Гражданского кодекса РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009, № 373, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устава МОУ ОГ № 25.


    1. Обоснование актуальности и значимости программы.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, осуществляемое в процессе социализации, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, являясь одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, так как потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире, где ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве.

В реализации задачи духовно-нравственного воспитания базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования становится уклад школьной жизни, который моделирует пространство культуры на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций, педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, и другие.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с социальными партнерами гимназии.




    1. Разделы программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.




  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  2. Ценностные установки воспитания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  3. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

  6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.




    1. Цели и задачи программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Основная педагогическая цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Высшая цель: воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина многонационального государства, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее России.

Стратегическая цель: обеспечение духовно-нравственного становления личности ребенка, его активной созидательной позиции, гражданской идентичности, готовности к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике через создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

в области формирования личностной культуры обучающихся:

  • формирование основ морали и нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование способности к духовному развитию, к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора; реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм;

  • формирование трудолюбия, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование осознания ценности человеческой жизни, умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

в области формирования социальной культуры обучающихся:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным убеждениям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

в области формирования семейной культуры:

  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях, отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • развитие интереса к изучению культурно-исторических и этнических традиций российской семьи.






    1. 1.5. Ценностные ориентиры духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.



Ценности

Ценностные смыслы

Патриотизм

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.

Социальная солидарность

Свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Гражданственность

Правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, толерантность, свобода совести и вероисповедания.

Семья

Любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Труд и творчество

Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость.

Наука

Познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание.

Здоровье

Здоровье физическое, нравственное и социально-психологическое, здоровый образ жизни.

Искусство и литература

Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, духовная культура, эстетическое развитие.

Природа

Жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля.

Человечество

Мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


    1. Принципы создания программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.




  • Принцип ориентации на идеал.

Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель духовно-нравственного развития личности. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

  • Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

  • Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

  • Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

  • Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

  • Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей.

1.7.Направления деятельности программы духовно-нравственного развития

и воспитания.


  • Гражданско-патриотическое - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Культурно- нравственное - воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • Познавательное - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Спортивно- оздоровительное - формирование ценностного отношения здоровью и здоровому образу жизни.

  • Экологическое - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • Художественно- эстетическое - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


1.8. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и

воспитания.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, общественных организаций (включая детско-юношеские движения и организации), традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:



  • нравственного примера педагога,

  • социально-педагогического партнерства,

  • индивидуально-личностного развития (педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта),

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания (интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную),

  • социальной востребованности воспитания (соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью).

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: циклограммы ключевых дел по воспитательной работе, социальных проектов, средового проектирования, системы дополнительного образования.

1.9. Адресность программы духовно-нравственного развития и воспитания.

Для обучающихся начальных классов МОУ ОГ № 25 города Архангельска.


1.10. Сроки реализации программы духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся.
Программа реализуется на ступени начального общего образования. Программа рассчитана на четыре учебных года: 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015.
1.10. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с педагогами

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому является последовательным, постепенным, с применением системно - деятельностного подхода и принципа сохранения целостности систем.



2. Основное содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.


    1. .Содержание духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.




Направление

Содержание деятельности, формы работы

Сроки

1.Гражданско-патриотическое.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.



Месячник по военно-патриотическому воспитанию.

Военно- спортивная игра «Зарница».

Вахта памяти к Дням памяти и примирения, посвященным памяти жертв второй мировой войны.

Урок гражданственности.

Операция «Открытка – ветерану», посвященная Международному дню пожилых людей.

Единый классный час, посвящённый Дню Организации Объединенных Наций.

День толерантности к Международному дню, посвященному терпимости.

Единый классный час, посвященный Всемирному дню ребенка.

Единый классный час, посвящённый Дню прав человека.

Единый классный час, посвящённый присвоению Архангельску звания «Город воинской славы».


Экскурсии, путешествия по историческим и памятным местам.

Участие в реализации проектов «Юный патриот», «Примирение», «Поколение».


Февраль

Февраль

Май


Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь

Декабрь

В течение года


2. Культурно- нравственное
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Конкурс плакатов «Мир, Единство и Согласие», посвящённый Международному дню мира.
Беседы, экскурсии, заочные путешествия.

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия.

Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Сентябрь

В течение года


3.Познавательное
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Слет «За честь гимназии».

Конкурс знатоков русского языка «Великий, могучий…»,посвящённый Международному дню родного языка.

Неделя профориентации.

День знаний.

Международный день грамотности.

«Урок письма», посвящённый Всемирному дню почты.

Декада Ломоносовских знаний.

Участие в реализации проекта «Читатель».



Январь

Февраль

Март

Сентябрь



Сентябрь
Октябрь

Ноябрь


В течение года

4. Спортивно- оздоровительное

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.



Спортивный праздник «Весенний прорыв».

Декада здоровья, посвященная Всемирному дню здоровья.

Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья», посвященный Международному дню семей.

Акция, посвященная Всемирному дню без табака.

Организация работы детского оздоровительного лагеря.

Легкоатлетический кросс «Золотая осень».


Беседы о значении активного образа жизни, занятий физическими упражнениями, прогулок на природе для укрепления своего здоровья, взаимодействие с медицинскими учреждениями.

Участие в реализации проектов «Разговор о правильном питании», «Все цвета кроме черного», «Спортландия», «Красота и грация», «Безопасная дорога», «Здоровый стиль».



Март
Апрель

Май
Май


Июнь

Сентябрь


В течение года



5. Экологическое
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Операция «Уютный город».

Операция «Чистый город», в рамках Всемирного дня окружающей среды.

День краеведческих знаний.
Экскурсии, прогулки по родному краю.

Участие в экологической деятельности по месту жительства.

Участие в реализации коллективных природоохранных проектов.


Май

Сентябрь

В течение года


6.Художественно- эстетическое.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических

идеалах и ценностях.





Концерт, посвященный Международному Дню 8-го Марта.

Неделя детской и юношеской книги, посвященная Всемирному дню книг и авторского права.

Неделя театра.

Праздничный концерт, посвященный Дню матери.


Встречи с представителями творческих профессий.

Экскурсии к памятникам культуры, посещение тематических выставок, конкурсов, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, художественных мастерских, на выставках, концертах.

Проведение выставок детского и семейного художественного творчества.

Участие в реализации культурно - досуговых программ.

Участие в реализации проектов «Культурное наследие», «Твой шанс».

Март


Апрель

Ноябрь
Ноябрь


В течение года




Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций и современной жизни своей Родины, края, своей семьи, жизненного опыта своих родителей (законных представителей).
2.2.Участие в реализации социальных проектов.


Название проекта

Участники проекта

Ценностные смыслы


Основные события и механизмы реализации проекта

«Культурное наследие»

1-11 классы

Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Реализация программ взаимодействия с учреждениями культуры, организация экскурсионной деятельность по культурно- историческим местам Архангельской области и за её пределы.

«Читатель»



1-4 классы

Духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, творчество.

Система воспитательных мероприятий по пропаганде творчества известных литераторов России к юбилейным датам поэтов и писателей.

«Твой шанс»

1-11 классы

Творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие.

Создание условий для творческого самовыражения детей через проведение творческих конкурсов, рост достижений обучающихся.

«Поколение»

1-11 классы

Долг перед старшим поколением.

Сбор и систематизация материалов по истории гимназии.

«Юный патриот»

1-11 классы

Мир во всем мире, любовь к России, к своему народу, служение Отечеству, долг перед старшим поколением.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, система мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся.

«Разговор о правильном питании»

«Все цвета кроме черного»

«Красота и грация»

«Безопасная дорога»

«Спортландия» «Здоровый стиль» и др.

1-4 классы


1-9 классы

1-6 классы


1-11 классы

Здоровье, жизнь.

Мероприятия, ориентированные на ценности здорового образа жизни, безопасное поведение, занятия физкультурой и спортом.

«Примирение»

1-11 классы

Закон и правопорядок, межэтнический мир.

Взаимодействие гимназии с учреждениями и органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правовая помощь детям.


2.3.Средовое проектирование.


Подпространства

Функции подпространства

Классные уголки с изображением символов государства, региона, города.

Позволяют изучать:

- символы российской государственности, Архангельской области, города Архангельска




Информационные стенды в вестибюле гимназии:

«Наши достижения»

«Наш Совет»
«Школьная почта»
Уголок здоровья

Уголки безопасности



Позволяют изучать:

-достижения обучающихся и педагогов гимназии;

-результаты деятельности управляющего совета,

-связи гимназии с социальными партнерами;


-общенациональные, муниципальные и школьные праздники, историю, культурные традиции;

-ценности здорового образа жизни;

-ценности безопасной жизнедеятельности


Выставки, экспозиции творческих работ в вестибюле и коридорах гимназии

Позволяют изучать и демонстрировать:

-эстетические ценности красоты, гармонии


Актовый и спортивные залы

Позволяют демонстрировать:

-опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности через проведение внеклассных мероприятий.



Тематические стенды в рекреациях гимназии к юбилеям известных людей

Позволяют ощущать гордость за великих земляков и сограждан (художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов)





    1. Система дополнительного образования.




Направленности дополнительного образования гимназии

Образовательные программы

Класс

Художественно- эстетическая

«Радуга танца»

1-4 классы

«Волшебный мир оригами»

1-2 классы

«Домисолька»

1-6 классы

«Волшебная кисточка»

1-2 классы

«Умелые ручки»

1 классы

Спортивно-оздоровительная

«Спортландия»

1-11 классы

Научно-познавательная



«Эрудит»,

«ИКТ»


«Книжная страна»

1-4 классы

Развитие системы дополнительного образования гимназии предполагает: обновление содержания и форм дополнительного образования детей, укрепление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города, качественную реализацию образовательных программ.
2.5. Планируемые результаты деятельности.


Направления

У обучающихся должны будут сформироваться:


Гражданско-патриотическое.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.



Представления о:

- политическом устройстве Российского государства, о его важнейших законах, символах государства, Архангельской области, города Архангельска;

- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- правах и обязанностях гражданина России;

- политических общественных явлениях, активной роли человека в обществе;

- ценностном отношении к своему языку и культуре;

- народах России, их общей исторической судьбе, единстве народов нашей страны, национальных героях и важнейших событиях истории России;

- государственных праздниках и важнейших событиях в жизни России, Архангельской области, городе Архангельске;

- активном участии в делах класса, гимназии, семьи, города Архангельска;

- любви к гимназии, городу Архангельску, Архангельской области, России;

- уважении к защитникам Родины;

- умении отвечать за свои поступки;

- негативном отношении к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.


Культурно- нравственное
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.



Представления о базовых национальных российских ценностях:

- различении хороших и плохих поступков;

- правилах поведения в гимназии, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- уважительном отношении к родителям, старшим, доброжелательном отношении к сверстникам и младшим;

- установлении дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережном, гуманном отношении ко всему живому;

- вежливом поведении, культуре речи, умении пользоваться «волшебными» словами, быть опрятными, чистыми, аккуратными;

- стремлении избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умении признаться в плохом поступке и анализировать его;

- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательном отношении к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


Познавательное
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.



Представления о:

- нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- уважении к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарных представлениях об основных профессиях;

- ценностном отношении к учёбе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлении о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыках коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умении проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умении соблюдать порядок на рабочем месте;

-бережном отношении к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательном отношении к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.


Спортивно- оздоровительное
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.



Представления о:

- ценностном отношении к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека (физического, нравственного, социально-психологического здоровья семьи и школьного коллектива);

- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровье окружающих его людей;

- понимании важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знаниях и выполнении санитарно-гигиенических правил, соблюдении здоровьесберегающего режима дня;

- значении прогулок на природе, подвижных игр, участия в спортивных соревнованиях;

- оздоровительном вли­янии природы на человека;

- возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательном отношении к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.



Экологическое
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Представления о:

- развитии интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимании активной роли человека в жизни природы;

- ценностном отношении к природе и всем формам жизни;

- природоохранительной деятельности; бережном отношении к растениям и животным.



Художественно- эстетическое
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Представления о:

- душевной и физической красоте человека;

- формировании эстетических идеалов, чувства прекрасного; умении видеть красоту природы, труда и творчества;

- интересе к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- интересе к занятиям художественным творчеством;

- стремлении к опрятному внешнему виду;

- отрицательном отношении к некрасивым поступкам и неряшливости.



2.6. Диагностический инструментарий.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

  • экспертные суждения (родителей, партнеров школы);

  • анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;

  • различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

  • самооценочные суждения детей.

Направления диагностики:

  • изучение индивидуальных особенностей личности обучающегося;

  • изучение межличностных отношений.


Практические методы оценивания результатов реализации программы.


  • Диагностические программы изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника: методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана, методика Н.Шиловой.

  • Диагностика эмоционального компонента нравственного развития: методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки», диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение отрывков и художественных произведений, сказок).

  • Диагностические программы по изучению представлений учащихся о нравственных качествах: диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана), методики Н.Е. Богуславской «Незаконченная история, или мое отношение к людям», «Закончи предложение».

  • Диагностические программы изучения межличностных отношений: методика А.С. Прутченкова «Настоящий друг».

  • Диагностические программы по исследованию самооценки детей: методика А.И. Липкиной «Три оценки», методика «Оцени себя», методика-тест Л.И. Лаврентьевой, Э.Г Ериной, Л.И Цацинской «Хороший ли ты сын (дочь)?

  • Диагностические программы для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов: анкета Н. Г. Лускановой «Отношение детей к школе и обучению».

  • Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью: методика М.А.Тыртышной.

  • Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся.

  • Анкеты для родителей.

Результаты диагностики оформляются в картах самоанализа работы классных руководителей, листе развития классного коллектива, листе отслеживания за фактом включенности обучающихся в воспитывающие мероприятия, в карте воспитанности класса.

В ходе реализации программы проводится систематическое обсуждение хода и результатов реализации программы на заседаниях малых педагогических советов, методических объединений, управляющего совета гимназии.


К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации обучающегося, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные личностные характеристики.

Оценка и коррекция развития личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.




  1. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.


3.1 Взаимодействие с семьей.
В целях духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся одной из педагогических задач разработки и реализации программы является организация эффективного взаимодействия гимназии с семьей в следующих направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся путем организации работы родительского лектория, «Школы семейного здоровья», проведения родительских конференций, публичных докладов по итогам работы гимназии;

  • совершенствование межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) путем организации совместных мероприятий: дней семейного отдыха, культпоходов в театры и музеи города, спортивных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», акций по посадке деревьев на пригимназической территории, концертов к Дню матери, праздников последнего звонка, посвящения в гимназисты, выставок совместных творческих работ;

  • расширение партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета гимназии, классных родительских комитетов, проведении совместных акций в микрорайоне гимназии.


3.2 Взаимодействие с социальными партнерами гимназии.

Учреждения – партнеры

Содержание совместной деятельности

Учреждения дополнительного образования города:

МОУ ДОД «Центр технического творчества и досуга школьников»,

МОУ ДОД «Ломоносовский дом детского творчества»,

ДЮСШ № 3 «Водник»,

ДЮСШ № 1,

МОУ ДОД «Шахматно-шашечная детско-юношеская спортивная школа № 5 имени

Я.Г. Корбасникова»,

другие центры дополнительного образования.


Интеграция систем дополнительного образования гимназии и учреждений дополнительного образования детей города в единое образовательное пространство.




МОУ «Центр психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям и подросткам «Леда»».


Реализация совместных программ психологического сопровождения воспитательного процесса, создание школьной службы примирения при участии специалистов центра.

МУ «Центр защиты прав несовершеннолетних «Душа».

Цикловые занятия с обучающимися по пропаганде здорового образа жизни.

Архангельский областной центр медицинской профилактики.

Реализация совместных профилактических программ.

ФГУК Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»,

ГУК «Архангельский областной краеведческий музей»,



ГУК «Архангельский музей изобразительных искусств».

Реализация программ взаимодействия с учреждениями культуры города (по договорам).

ГУК «Поморская Государственная филармония».

Реализация программ взаимодействия.

Молодежный спортивный центр «Сполохи»


Участие в реализации окружного проекта «Весенний прорыв».

МУК «Социально-культурный центр «Луч»».


Проведение мероприятий на базе центра.

Библиотеки города: ГУК «Детская библиотека имени А.П. Гайдара», МУК ЦБС (филиал № 9 округа Майская горка) и др.

Проведение мероприятий на базе библиотек, реализация совместных программ.

Детская общественная организация города «ЮНА».

Участие в проектах и акциях организации.


Сотрудничество с другими общественными и правовыми организациями.

Тематические занятия, беседы представителей.




4. Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
4.1. Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.


Уровень результатов

Особенности возрастной категории


Действия педагога


Рекомендуемая тематика воспитательных мероприятий


1 уровень

(1 класс)


Приобретение школьником социальных знаний.

Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность.


Поддержка стремления ребенка к новому социальному знанию.
Создание условия для обучающегося в формировании его личности, включения его в деятельность по самовоспитанию.


«Здравствуй, школа», «Правила поведения»,

«Что значит - быть учеником?»,

«Познаём мир вместе»,

«Государственные символы России», «Я - гражданин России»,

«Салют, Победа!», «Моя малая Родина», «Моя семья»,

«Трудиться - всегда пригодиться»,

«Твое здоровье», «Красный, жёлтый, зелёный», «Что такое хорошо и что такое плохо?»,

«Что такое доброта?», «Краски природы», «Любимое время года»,

«Народные приметы», «Мой домашний любимец», и др.

Участие в праздниках и социально значимых мероприятиях: конференциях,

конкурсах рисунков, чтецов, спортивных соревнованиях.


2 уровень

(2-3 класс)


Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.





Развитие детского коллектива, активизация межличностного взаимодействия младших школьников друг с другом.


Создание воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.



«Я - гражданин России», «Я и Конституция», «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду», «Красный, жёлтый, зелёный», «Вместе весело шагать», «Мои друзья», «Все мы разные, но все мы равные», «Как появилась религия», «С детства дружбой дорожи», «Хочу и надо - трудный выбор», «Мир моих увлечений», «Профессии моих родителей», «Вместе - дружная семья»,«Моя родословная», «Я и мое имя», «Мой город», «Моя любимая книга» и др.

Участие в праздниках и социально значимых мероприятиях: конференциях, конкурсах рисунков, чтецов, спортивных соревнованиях.



3 уровень

( 4 класс)


Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.



Потребность в самореализации, общественном признании, желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности.

Формирование у ребенка мотивации к изменению себя и приобретению необходимых новых внутренних качеств.

Помощь школьнику в реализации реальной возможности выхода в пространство общественного действия

(такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду).


«А гражданином быть обязан»,

«Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «По страницам истории Отечества», «Край любимый, край родной», «Что значит - быть полезным людям?», «Мир профессий», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Мир моих увлечений», «Воспитай себя»,

«Добрым быть совсем не просто»,

«Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия» и др.



Участие в праздниках и социально значимых мероприятиях: конференциях, конкурсах рисунков, чтецов, спортивных соревнованиях.

4.2. В результате реализации программы ожидается:

  • создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

  • обогащение содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.




Каталог: documents -> fgos
fgos -> Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся
fgos -> Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
fgos -> «Преемственностьпрограммы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию»
fgos -> Программа развития и формирования ууд
fgos -> Рабочая программа по физике для 8-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта
fgos -> Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница