Пояснительная записка Направленность программы



Скачать 352.72 Kb.
Дата20.04.2016
Размер352.72 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

Направленность программы - научно-техническая. Программа направлена на то, чтобы увлечь ребят, открыть им мир судомоделизма, как одного из увлекательнейших технических видов. Познакомить с историей кораблестроения. Кроме того, программа даёт возможность проследить динамику творческого роста, поддерживая пытливое стремление ребенка узнать больше о технике во всех её проявлениях, толкает к созданию поисковой деятельности. В процессе работы дети получают навыки конструирования и, учатся пользоваться различными приборами и материалами, решать композиционные задачи, создавать своими руками различные модели судов.

Актуальность. Судомоделизм – популярный технический вид спорта среди молодежи и подростков, предполагающий проектирование, постройку моделей судов и участие с ними в соревнованиях. Судомодельный спорт возник в начале 20 века на основе экспериментального судомоделирования, когда в отдельных городах Европы, в том числе и в России, состоялись первые выставки настольных моделей судов. В нашей стране выставки, а также соревнования парусных и резино-моторных моделей стали периодически проводиться во многих городах с конца 20-х годов прошлого века. Первое официальное соревнование морских судомоделистов было проведено летом 1940 года. С 1949 года эти соревнования стали ежегодными, появился новый технический вид спорта. Внутри страны спортсменов-судомоделистов объединила Федерация судомодельного спорта СССР, а в мировом масштабе – Международная федерация судомодельного спорта (НАВИГА). Судомоделисты строят самоходные и несамоходные модели. К самоходным относятся все плавающие модели судов, которые приводятся в движение парусами, механическими или электрическими двигателями. Несамоходная модель (настольная) – уменьшенная копия настоящего судна – образец ювелирной точности, изящества, мастерства. Настольные макеты участвуют только в стендовых соревнованиях, где оцениваются их внешний вид и масштабность, т.е. отношение с истинными размерами корабля. Сконструировать судомодель без запаса специальных и практических навыков невозможно. Теория корабля – первый помощник судомоделиста. Чтобы построить по-настоящему «мореходную» модель, каждый судомоделист обязан знать, что такое плавучесть и запас плавучести, остойчивость, непотопляемость, ходкость, маневренность, устойчивость на курсе и многое другое. Одной из важнейших задач образовательной программы считается удовлетворения интересов подростков в области судомоделизма, мотивация интереса школьников к занятиям техническими видами спорта, к освоению теории и практики повышения спортивно-технического мастерства юных судомоделистов, к самообразованию, самопознанию и самосовершенствованию.

Педагогическая целесообразность.

Новизна. Программа модифицированная. Составлена по типовой образовательной программе «Кружки судомоделистов» Б.В. Щетанова, 1988 г. с учетом интереса обучающихся, материалов, имеющихся в наличии.

Цель. Создание условий для творческого развития детей посредством судомоделизма.

Задачи. Обучающие:

Научить:


  • закрепить, расширить, знания школьников по физике, математике, химии, по техническому дизайну, технологии обработки различных материалов, используемых в судомоделизме;

  • обучить работе с различными инструментами и материалами;

  • научить создавать модели судов различной сложности.

Развивающие:

  • развивать политехнические знания и расширять политехнический кругозор воспитанников;

  • формировать и совершенствовать умения навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;

  • развивать умение выразить свой замысел на плоскости с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта;

  • развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и копии этих объектов;

  • способствовать формированию технического мышления;

  • пробуждать любознательность и интерес к устройству автомобилей,

  • способствовать формированию умения самостоятельного решать вопросы конструирования, развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности и т.д.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, ответственность при выполнении порученного дела, трудолюбие, предприимчивость, практичность;

  • воспитывать стремление к самоорганизованности, самостоятельности;

  • воспитывать социально активную личность через участие в мероприятиях, проводимых воспитанниками в профильном объединении и ЦДТТ;

  • научить воспитанников открыто обсуждать результаты творчества.


Организация обучения

Программа рассчитана на три года обучения для детей от 10 до 18 лет. Воспитанники 1, 2, 3 годов обучения занимаются 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч. в год, 6 ч. в неделю).

Наполняемость групп – 15 человек.

Возраст обучающихся – 10-18 лет.



Задачи 1-го года обучения:

- дать первоначальные представления об истории развития судостроения;

- развить практические навыки работы с различными инструментами;

- освоить технологию изготовления простейших моделей и технику безопасной работы.



Задачи 2-го года обучения:

- знакомство с классификацией моделей судов и кораблей, техническими характеристиками моделей различных классов;

- освоение терминологии;

- изучение основных судовых устройств;

- развитие навыков самостоятельной работы с чертежами

- отработка практических приемов постройки корпусов, надстроек и пр.



Задачи 3-го года обучения:

- совершенствование навыков практической работы по созданию моделей;

- изучение и освоение условий проведения соревнований по судомоделизму;

- отработка умений запуска судов и кораблей на открытой воде.



После окончания курса обучения воспитанники

будут знать:

  • простейшие инструменты ручного труда, приспособления и оборудование;

  • новые термины в области техники современного производства;

  • составные части плавательных объектов;

  • элементарные свойства различных металлических материалов, способы обработки;

  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Будут уметь:

  • читать схемы;

  • распределять труд по операциям;

  • анализировать и воспроизводить форму и конструкции судов;

  • отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;

  • вносить изменения в конструкцию изделия с целью его усовершенствования;

  • создавать модели своей конструкции, применяя новый вид внешней отделки по собственному замыслу;

  • бережно относиться к инструменту и оборудованию, экономить материал, затраты трудовых усилий, время.


Учебно-тематический план 1-го года обучения



Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

0

2

2.

Инструменты

6

2

8

3.

Чертеж

2

2

4

4.

Корпус

10

60

70

5.

Рубка

10

46

56

6.

Деталировка

4

20

24

7.

Двигатель

4

22

26

8.

Окраска, сборка модели

2

20

22

9.

Итоговое занятие

2

2

4




Итого:

42

174

216

Содержание тем 1-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство. Рассказ о судомодельном спорте.

Тема 2. Инструменты. Конструкция инструментов, назначение, особенности использования, хранение.

Практическая работа: накладка инструмента.

Тема 3. Чертеж. Понятие чертежа, эскиза.

Практическая работа: эскиз модели.

Тема 4. Корпус. Понятие корпуса. Изображение на эскизе. Разметка. Способы обработки.

Практическая работа: изготовление корпуса.

Тема 5. Рубка. Понятие рубки. Эскиз рубки. Разметка. Способы обработки.

Практическая работа: изготовление рубки.

Тема 6. Деталировка. Швартовые устройства. Спасательные устройства. Леерное ограждение. Способы изготовления.

Практическая работа: изготовление кнехт, кип, спасательных кругов, лееров.

Тема 7. Двигатель. Резиномотор. Руль. Винт. Технология изготовления.

Практическая работа: изготовление резиномотора.

Тема 8. Окраска, сборка модели. Типы краски, кистей. Цвета краски. Технология окраски. Клеи, способы склеивания.

Практическая работа: окраска корпуса, окраска рубки, окраска деталировки, сборка.

Тема 9. Итоговое занятие. Подведение итогов года.

Учебно-тематический план 2-го года обучения



Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

0

2

2.

Электроинструменты, приспособления

6

2

8

3.

Чертеж модели

2

2

4

4.

Корпус модели

6

64

70

5.

Надстройки

6

50

56

6.

Другие элементы модели, двигатель

4

20

24

7.

Окраска, сборка модели

2

26

28

8.

Управление моделью

2

2

4

9.

Итоговое занятие, соревнования

2

18

20




Итого:

32

184

216

Содержание тем 2-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. История флота, кораблестроения, судомодельного спорта.

Тема 2. Электроинструменты, приспособления. Виды электроинструментов.

Практическая работа: пиление электролобзиком, пайка.

Тема 3. Чертеж модели. Виды на чертеже. Теоретический чертеж корпуса.

Практическая работа: дополнение документации, изготовление чертежей.

Тема 4. Корпус модели. Технология изготовления элементов корпуса, сборка, отделка.

Практическая работа: изготовление корпуса, отделка корпуса.

Тема 5. Надстройки. Виды надстроек. Типы на чертеже. Технология изготовления надстроек.

Практическая работа: изготовление надстроек, отделка надстроек.

Тема 6. Другие элементы модели, двигатель. Электродвигатель. Связь с винтом. Руль. Такелаж. Швартовые устройства.

Практическая работа: установка двигателя, изготовление руля, винта, кнехт.

Тема 7. Окраска, сборка модели. Подготовка краски. Технология окраски. Технология сборки модели.

Практическая работа: разведение краски, окраска частей модели, сборка модели.

Тема 8. Управление моделью. Теория управления. Принципы наладки модели.

Тема 9. Итоговое занятие, соревнования.

Учебно-тематический план 3-го года обучения



Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

0

2

2.

Оборудование

6

2

8

3.

Техническая документация

2

2

4

4.

Технологии постройки моделей

2

2

4

5.

Постройка корпуса

2

50

52

6.

Основные элементы, надстройки

2

70

72

7.

Дополнительные элементы

2

18

20

8.

Силовая установка

2

20

22

9.

Окраска модели, сборка

2

8

10

10.

Итоговое занятие, соревнования

2

20

22




Итого:

24

192

216

Содержание тем 3-го года обучения

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Анализ выступлений команды профильного объединения «Судомоделизм».

Тема 2. Оборудование. Классификация станков, их конструкция и назначение.

Практическая работа: сверление отверстий и проточка дюралей.

Тема 3. Техническая документация. Чертежи модели. Деталировка. Фотографии. Дополнительная документация. Материалы.

Практическая работа: подготовка документации к работе, увеличение чертежей, эскизы.

Тема 4. Технологии постройки моделей. Знакомство с новыми, более сложными, технологиями. Совершенствование технологий.

Практическая работа: создание технологий постройки модели, изготовление отдельных узлов и частей модели.

Тема 5. Постройка корпуса. Выбор технологии изготовления корпуса. Правила разработки эскизов, шаблонов, шпангоутов.

Практическая работа: изготовление шпангоутов, стапеля, частей корпуса. Сборка корпуса, отделка.

Тема 6. Основные элементы, надстройки. Выбор технологии изготовления надстроек и основных элементов. Способы изготовления шаблонов. Раскрой материалов.

Практическая работа: изготовление шаблонов надстроек и основных элементов, способы изготовления шаблонов, раскрой материала.

Тема 7. Дополнительные элементы. Швартовые устройства, кнехты, кипы, брашпиль, якорь. Спасательные круги, шлюпки. Вентиляция. Вооружение.

Практическая работа: изготовление кнехтов, кипов, брашпиля, якоря, шлюпки, вентиляционного кожуха.

Тема 8. Силовая установка. Типы рулей, винтов, двигателей. Электропитание. Способы изготовления.

Практическая работа: изготовление рулей, винтов, двигателей. Установка двигателя и силовой установки.

Тема 9. Окраска модели, сборка. Правила окраски кораблей. Стандарт цвета и оттенков. Технология окраски.

Практическая работа: подготовка краски, окраска частей модели, сборка модели.

Тема 10. Итоговое занятие, соревнования.

Формы занятий.

  • Беседы,

  • экскурсии,

  • практические занятия,

  • фото-шоу,

  • выставки.

Методы обучения. В практике работы судомодельного объединения широко используется объяснительно-иллюстративные методы (технологии) формирование технических понятий. Это беседы и рассказы с демонстрацией фотографий, плакатов, коллективный просмотр журналов, знакомство со специальной литературой. Использование ОИМ помогает не только сообщать кружковцам новые знания, но и создавать у них определенный эмоциональный настрой, делать их активными собеседниками по той или иной теме, связанной с историей судостроения, техникой, жизнью замечательных людей, историческими событиями. Особенно важно использование объяснительно-иллюстративных методов при работе о новичках. Эти методы позволяют заинтересовать детей тайной познания: Почему корабль из металла не тонет? Как капитан находит дорогу к берегу? Почему в школьной столовой работает повар, а на корабле – кок? В судомоделизме, как и в других направлениях технического творчества, широко используются репродуктивные методы, которые включают совместные действия руководителя и обучающегося по воспроизведению в рисунках, чертежах, моделях, макетах тех или иных технических объектов. Этот метод наиболее эффективно использовать в первый год обучения, когда содержанием деятельности определено изготовление макетов, отдельных узлов по образцу, по памяти, оборка по чертежу, схеме, технологической карте. В процессе создания судомоделей, их регулировки, ходовых испытаний применимы алгоритмические и эвристические методы поиска технических решений. Процесс решения технических задач здесь представляется как непрерывная цепь активных действий, направленных на получение знаний, которые необходимы для создания модели. Постройка модели по четко разработанному плану и есть алгоритмический метод решения технической задачи. Кроме этих методов в практике работы судомодельного объединения можно успешно использовать такие методы, как «мозговой штурм», метод аналогии, метод «черного ящика» и др.

Способы отслеживания результатов деятельности в профильном объединении «Судомоделизм»

Достаточно часто обучение в учреждениях дополнительного образования называют безоценочным. С одной стороны это притягательно для школьников. (Ребята знают, что им никто не поставит двойки за испорченный материал, или неудачно покрашенную модель). С другой, если мы ориентируем наших воспитанников на саморазвитие, самосовершенствование, то без оценки, самооценки и сравнения результатов не обойтись.

В профильном объединении «Судомоделизм» отслеживание результатов деятельности участников образовательного процесса осуществляется на всех уровнях подготовки: с первого по третий год обучения. Наиболее распространенный способ отслеживания – наблюдение (в процессе выполнения контрольных упражнений по ручной обработки древесины, пайке деталей, шлифовки, окраски и т.д.). Педагог имеет возможность оценить качество выполняемой работы, аккуратность, точность. В ходе таких упражнений фиксируется уровень практической подготовки обучающихся, что дает педагогу возможность внести коррективы, определить, кому нужна конкретная помощь в том или ином виде практической работы.

Уровень усвоения терминологии, знаний классификации моделей, их технических характеристик отслеживается в результате тестирования, теоретических зачетов и во время проведения массовых форм работы: викторин, интеллектуальных игр, соответствующей тематики, турниров, конкурсов, эрудиционов, которые проводятся на базе МОУ ДОД «Центр детского технического творчества».

Проверка уровня освоения практическими навыками осуществляются на каждом этапе постройки судомодели: изготовление корпуса, надстроек, дельных вещей; сборка модели, отделка; регулировка, ходовые испытания.

От качества изготовления деталей и узлов надстроек зависят мореходные качества модели: устойчивость и ходкость. Высокий уровень качества изготовления деталей и основных узлов судомодели, правильная и качественная окраска – показатель высокой результативности работы судомоделистов и профессионализма педагога.

Регулировка модели и испытание – серьезный экзамен для обучающихся. Здесь необходимы специальные знания и навыки, которые отрабатываются на протяжении всего процесса постройки модели. Умение отрегулировать модель на воде и испытать ходовые качества оценивается в процессе устранения недостатков (устранение кренов, дифферента, регулировка остойчивости и т.д.).

Проверка уровня практических навыков управления моделью осуществляется во время пробных запусков модели в бассейне для испытания моделей (отработка курса модели, проверка ее масштабной скорости и т.д.).

Тестирование и теоретические зачеты – проверка и оценка знаний по теории судомоделизма.

Отслеживание результатов деятельности обучающихся осуществляется во время так называемых зачетных мероприятий. Это выставки и соревнования, конкурсы мастерства.

Зачетные мероприятия – итоговый контроль результативности деятельности судомоделистов и их наставника.

Диагностика ключевых компетенций воспитанников

1-го года обучения


  • Входная: собеседование с ребёнком при записи в объединение (приложение № 1).

  • Текущая: проверка уровня развития технических способностей воспитанников в середине учебного года (приложение № 2).

  • Итоговая: отслеживание уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного года (приложение № 3).

Диагностика ключевых компетенций воспитанников

2-го года обучения

  • Входная: проверка остаточных знаний в начале учебного года (приложение № 4).

  • Текущая: диагностика ключевых компетенций обучающихся после первого полугодия (приложение №5).

  • Итоговая: диагностика знаний, умений и навыков в конце года (приложение № 6).

Диагностика ключевых компетенций воспитанников

3-го года обучения

  • Входная: проверка остаточных знаний в начале учебного года (приложение № 7).

  • Текущая: проверка уровня развития творческих способностей воспитанников в середине учебного года (приложение № 8).

  • Итоговая: диагностика уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного курса (приложение № 9).

Условия эффективности реализации образовательной программы

Эффективность реализации программы «Судомоделизм» зависит от многих факторов: возрастного состава группы, начального уровня подготовки, заинтересованности участников образовательного процесса в избранном виде творчества, наличия у обучающихся таких качеств как терпение, усидчивость, аккуратность, стремление к достижению лучших результатов деятельности.

Важнейшим условием успешной реализации программы является личность педагога, его практический опыт, умение увлечь интересным и сложным процессом изготовления моделей.

Идеальных вариант эффективной реализации программы – по уровневое освоение, которое возможно только при наличии сохранения контингента обучающихся с первого года обучения по третий год обучения.

Успех реализации образовательной программы напрямую зависит от обеспечения программы.

Дидактическое обеспечение.


  1. Беседа о правилах организации рабочего места.

  2. Инструктаж по правилам ТБ.

  3. Эскизы, шаблоны.

  4. Методические разработки.


Материально – техническое обеспечение программы

Судомодельная лаборатория:

  • комната для занятий,

  • станочный парк.

Станочный парк:

  • токарный станок,

  • заточный станок,

  • сверлильный станок,

  • фрезерный станок,

  • муфельная печь.

Покрасочная:

  • шкафы для хранения красок,

  • компрессор,

  • пульверизатор,

  • аэрограф,

  • вытяжная вентиляция.

Комната для занятий:

  • верстаки,

  • столы для занятий.

Инструменты:

  • плотника,

  • столяра,

  • слесаря,

  • мерильный инструмент станочника.

Материалы: пенопласт, ДВП, стеклоткань, стеклопластик, древесина, фанера, жесть, проволока, полистирол, оргстекло, дюраль.

Клеи: смола эпоксидная, ПВА, толуол, дихлорэтан.

Краски НЦ: черная, белая, красная, синяя, желтая, ацетон, лак бесцветный.



Список литературы для педагога

  1. "Принц Виллем", 1651 г. постройки. Завершение [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  2. Абрамов Б. Модель подводной лодки «Эврика» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  3. Абрамов Б. Подводная лодка «Северянка» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  4. Алексеев А. Резиномоторные контурные прямоходы [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  5. Боечин И. Модель эсминеца «Гремящий» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  6. Ветры, галсы и маневры [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  7. Владис Я. «Стрела» класса ЕХ [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  8. Захаров В. Катамаран класса «Ю» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  9. Захаров С. Модель бронекатика [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  10. Имитация медной обшивки [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  11. Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Л.: «Судостроение», 1989.

  12. Кириллов И. Модель сухогрузного судна [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  13. Корабельные лабиринты [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  14. Корабли. М.: «Слово», 2008.

  15. Курти О. Постройка моделей судов // Энциклопедия судомоделизма. Л.: «Судостроение», 1978.

  16. Лучинилов С. Крейсер «Аврора» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  17. Лучинилов С. Простая модель парусной яхты [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  18. Лучинилов С. Силуэтные модели кораблей и судов [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  19. Максимихин И. Модель яхты класса «10-Ю» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  20. Маркавардт К.Х. Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века. Л.: «Судостроение», 1991.

  21. Медведев В. Модель разъездного катера-катамарана [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  22. Модели и корабли – очень тесная история [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  23. Модели парусных кораблей – размышления по поводу истории и "современного состояния ремесла"[Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  24. Модель линкора «Гангут» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  25. Модель речного буксира [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  26. Модель тральщика [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  27. Морской богатырь. Обзор постройки модели буксира Sanson фирмы Artesania Latina [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  28. На эсминце: станьте в профиль [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  29. Обзор по созданию макета водной поверхности для модели чайного клипера [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 20.08.10.

  30. Опыт создания макета «водной поверхности». Завершение работ [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 12.04.2008.

  31. Опыт создания макета «водной поверхности» [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  32. Осинов Г. Модель большого морского охотника [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  33. Основные типы парусных яхт [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  34. Павлов А. Атомный ледокол «Ленин» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  35. Петрушин Б. Контурные прямоходы [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  36. Покраска моделей [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  37. Почему модель не тонет [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  38. Правила соревнований по судомодельному спорту. М., 1984.

  39. Проводка стоячего такелажа. Ванты [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  40. Проводка стоячего такелажа: штаги, фордуны [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  41. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М.: «Просвещение», 1988.

  42. Сахарнов С. История корабля. М., 2002.

  43. Сахарнов С. По морям вокруг земли. М., 2006.

  44. Станки и приспособления. Краткий обзор станков и приспособлений, которые я использую для изготовления моделей [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 5.09.2011.

  45. Стапель на столе [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  46. Строительство Канатной мастерской [Электронный ресурс] // URL: http://workshop.modelsworld.ru/section14.php Дата посещения: 18.07.2011.

  47. Сулержицкий Д. Модель яхты [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  48. Теоретический чертеж [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  49. Техническое моделирование и конструирование: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2003.

  50. Ханмамедов А. Ракетоносец «Баку» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  51. Хвастин В. Контурные корабли [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  52. Хвастин В. Модель канонерской лодки [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  53. Ходкость [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  54. Целовальников В. Эсминец-ракетоносец «Сириус» [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  55. Чертеж и лекала [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  56. Шедлинг Ф. Упрощенная модель парусной яхты [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  57. Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков. М.: «Педагогика», 2007.

Список литературы для обучающихся

  1. Корабельные лабиринты [Электронный ресурс] // URL: http://jmk-project.narod.ru/shipmod.htm Дата посещения: 7.08.2011.

  2. Корабли. М.: «Слово», 2008.

  3. Курти О. Постройка моделей судов // Энциклопедия судомоделизма. Л.: «Судостроение», 1978.

  4. На эсминце: станьте в профиль [Электронный ресурс] // URL: http:// jmk-projekt.narod.ru Дата посещения: 7.08.2011.

  5. Сахарнов С. История корабля. М., 2002.

  6. Сахарнов С. По морям вокруг земли. М., 2006.

  7. Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков. М.: «Педагогика», 2007.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница