Пояснительная записка Курс «История России XX века»



страница1/6
Дата11.06.2016
Размер0.68 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
1.Пояснительная записка

Курс «История России XX века» состоит из двух разделов и изучается в течение двух семестров. В шестом семестре изучается История России 1945-2011 гг., чему посвящен данный учебно-методический комплекс.



    1. Цель и задачи дисциплины

Целью курса является усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Задачи дисциплины: развитие способности студентов осмысливать на основе исторического анализа события и явления действительности в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения, творчески применять исторические знания; формирование ценностных ориентаций и убеждений студентов на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма, уважения прав человека и демократических ценностей.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

История России (XX века) – это базовая историческая дисциплина в структуре ООП стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 «История», предметом изучения которой является история российского государства и общества с 1917 г. до наших дней.

Дисциплина «История России (XX века)» является логическим и содержательно-методическим продолжением освоения предшествующих курсов: «История России (до ХХ века)», «Источниковедение» и «История исторической науки», составляющих базовую часть основной образовательной программы.

Изучение курса «История России (ХХ века)» базируется на первоначально хорошем знании школьного курса отечественной истории ХХ века, на наличии у обучаемых навыков использования основ профессиональной лексики историка, включая владение историческими терминами и понятиями, основными историческими концепциями, полученными при изучении предшествующих курсов, предусмотренных ООП, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернета и др.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины, необходимы для освоения таких курсов как «Новейшая история», «История общественно-политической мысли», «История конфессий России», спецкурса «Актуальные проблемы историко-культурного знания», а также для написания выпускной квалификационной работы.



1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



  • способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

  • способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

  • способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

  • способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

  • способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

  • способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

  • способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

  • способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • базовые и профессионально-профилированные основы истории;

  • закономерности исторического развития мировой цивилизации;

  • место человека в историческом процессе;

  • факторы и механизмы исторических изменений.

Уметь:

  • использовать гуманитарные и социально-экономические знания для решения практических задач;

  • оценивать уровень собственных гуманитарных и социально-экономических знаний и определять потребность в дальнейшем обучении.

Владеть:

  • навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям.


2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 6. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.




  1. Тематический план

Таблица 1. Тематический план изучения дисциплины



Тема


Недели семестра

Виды учебной работы и

самостоятельная работа, в час.



Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1






















1

Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953 гг.

1

3

2

5

10

2

0-5

2

Общественно-политическая жизнь страны в 1945-1953 гг.

2

3

2

5

10




0-5

3

Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

3

3

2

5

10

2

0-5

4

Социально-экономические реформы середины 1950-х - середины 1960-х гг.

4

3

2

5

10




0-5

5

Попытки либерализации политического режима.

5

3

2

5

10

2

0-5

6

«Оттепель» в духовной жизни общества.

6

3

2

5

10




0-5




Всего




18

12

30

60

6

0-30




Модуль 2






















7

Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

7

3

2

5

10




0-6

8

Советский политический режим в 1964-1985 гг.

8

3

2

5

10




0-6

9

Социально-экономическое развитие во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

9

3

2

5

10




0-6

10

Власть и общество во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

10

3

2

5

10

2

0-6

11

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

11

3

2

5

10

2

0-6




Всего




15

10

25

50

4

0-30




Модуль 3






















12

Экономические преобразования периода Перестройки.

12

3

2

5

10




0-6

13

Общественно-политическая трансформация (1985-1991 гг.)

13

3

2

5

10

2

0-6

14

Внешняя политика М.С. Горбачева.

14

3

2

5

10

2

0-6

15

Социально-экономические преобразования 90-х гг .

15

3

2

5

10




0-6

16

Становление новой российской государственности (1991-1999 гг.).

16

3

2

5

10

2

0-6

17

Россия на современном этапе.

17

3

2

5

10

2

0-5

18

Внешняя политика России на рубеже XX-XXI вв.

18

3

2

5

10




0-5




Всего




21

14

35

70

8

0-40




Итого (часов, баллов)




54

36

90

180




0-100




Из них в интерактивной форме







18







18






Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии (другие формы)

Итого количество баллов

коллоквиумы

доклад

ответ на семинаре

реферат

контрольная работа

тест

рецензия

эссе

программы комп. тестирования







Модуль 1

1.

-

-

0-2

-

-

-

-

0-3

-

-

0-5

2.

-

0-2

0-2

0-1

-

-

-

-

-

-

0-5

3.

-

-

0-2

-

-

-

-

-

-

0-3

0-5

4.

-

0-2

0-2

0-1

-

-

-

-

-

-

0-5

5.

0-3

-

0-2

-

-

-

-

-

-

-

0-5

6.

-

-

0-2

-

-

-

0-3

-

-

-

0-5

Всего

0-3

0-4

0-12

0-2

0

0

0-3

0-3

0

0-3

0-30

Модуль 2

7.

-

-

0-2

-

-

0-4

-

-

-

-

0-6

8.

-

-

0-2

-

-

-

0-3

-

-

0-1

0-6

9.

-

0-2

0-2

0-1

-

-

-

-

-

0-1

0-6

10.

0-3

-

0-2

-

0-1

-

-

-

-

-

0-6

11.

-

-

0-2

-

-

-

-

0-3

-

0-1

0-6

Всего

0-3

0-2

0-10

0-1

0-1

0-4

0-3

0-3

0

0-3

0-30

Модуль 3

12.

-

-

0-2

-

-

0-4

-

-

-

-

0-6

13.

-

-

0-2

-

-

-

-

0-3

-

0-1

0-6

14.

-

-

0-2

-

-

-

-

-

-

0-4

0-6

15.

-

0-2

0-2

0-1

-

-

-

-

-

0-1

0-6

16.

0-3

-

0-2

-

0-1

-

-

-

-

-

0-6

17

-

-

0-2

-

-

-

-

-

-

0-3

0-5

18

-

0-2

0-2

0-1

-

-

-

-

-

-

0-5

Всего

0-3

0-4

0-14

0-2

0-1

0-4

-

0-3

0

0-9

0-40

Итого

0-9

0-10

0-36

0-5

0-2

0-8

0-6

0-9

0

0-15

0-100


Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы

Виды СРС

неделя семестра

объем часов

количество баллов




обязательные

дополни-тельные










Модуль 1

работа с литературой




1-6







Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953 гг.

работа с источниками

эссе «Послевоенная мобилизация – ошибка или неизбежность?»

1

5

0-4

Общественно-политическая жизнь страны в 1945-1953 гг.

работа с источниками; доклад




2

5

0-4

Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

работа с источниками

подготовка презентации

3

5

0-4

Социально-экономические реформы середины 1950-х - середины 1960-х гг.

работа с источниками; доклад




4

5

0-4

Попытки либерализации политического режима.

работа с источниками; подготовка к дискуссии «Политика Хрущева – спасительные меры или мина замедленного действия?»




5

5

0-4

«Оттепель» в духовной жизни общества.

работа с источниками; подготовка к тестированию

рецензия на статью

6

5

0-4

Всего

30

0-24

Модуль 2

работа с литературой




7-11







Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

работа с источниками; проверочный тест по предыдущему модулю




7

5

0-4

Советский политический режим в 1964-1985 гг.

работа с источниками;

рецензия на статью

8

5

0-4

Социально-экономическое развитие во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

работа с источниками; доклад




9

5

0-4

Власть и общество во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

работа с источниками; подготовка к дискуссии «Эпоха Брежнева – агония советского режима или время упущенных возможностей?»




10

5

0-4

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

работа с источниками; подготовка к тестированию

эссе «Почему советские генералы проиграли афганскую войну?»

11

5

0-4

Всего

25

0-20

Модуль 3

работа с литературой




12-18







Экономические преобразования периода Перестройки.

работа с источниками; проверочный тест по предыдущему модулю




12

5

0-4

Общественно-политическая трансформация (1985-1991 гг.)

работа с источниками

эссе «Вопрос вопросов: почему не стало Советского Союза?»

13

5

0-4

Внешняя политика М.С. Горбачева.

работа с источниками


подготовка презентации

14

5

0-4

Социально-экономические преобразования 90-х гг.

работа с источниками; доклад




15

5

0-4

Становление новой российской государственности (1991-1999 гг.).

работа с источниками; подготовка к дискуссии «События осени 1993 года – выход из тупика или крах демократического проекта?»




16

5

0-4

Россия на современном этапе.

работа с источниками

подготовка презентации

17

5

0-4

Внешняя политика России на рубеже XX-XXI вв.

работа с источниками; доклад




18

5

0-4

Всего

35

0-28

ИТОГО:

90

0-72




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1-2

3-4

5-

6


7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

1.

Новейшая история




+




+




+

+




+

2.

История общественно-политической мысли







+




+




+







3.

История конфессий России







+




+




+







4.

Актуальные проблемы историко-культурного знания

+













+




+

+


5. Содержание дисциплины

1. Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953 гг.

Последствия Великой Отечественной войны в экономике. Восстановление народного хозяйства и переход экономики на мирные рельсы. 4-й пятилетний план. Ускоренное развитие тяжелой промышленности – главный принцип экономической политики. Разработка Генерального хозяйственного плана СССР на 1946-1965 гг. Причины отставания сельского хозяйства. Жизненный уровень населения и денежная реформа 1947 г. Итоги и противоречия экономического развития.



2. Общественно-политическая жизнь страны в 1945-1953 гг.

Внутриполитическая жизнь. Преодоление тенденций демократической трансформации советского режима и укрепление тоталитаризма. Определение коммунистической перспективы развития советского общества в проектах Программы ВКП (б) 1947-1948 гг. Изменения в системе партийно-государственного руководства. Борьба за лидерство в ближайшем окружении Сталина. «Ленинградское дело». XIX съезд ВКП (б): изменения в системе высших партийных органов и кадровые перемены. «Дело врачей». Смерть Сталина.

Идеология и культурная политика. Идеологическая переориентация режима: симбиоз марксизма и патриотизма как способ обеспечения закрытости тоталитарного общества. Постановления ЦК ВКП (б) 1946-1948 гг. по вопросам литературы и искусства. «Дискуссии» по проблемам философии, политэкономии, языкознания. Разгром генетики. Борьба с космополитизмом. «Дело Еврейского антифашистского комитета».

3. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

Сталинская внешнеполитическая концепция. Урегулирование отношений со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии. Истоки, генезис и сущность «холодной войны». План Маршалла. Создание Коминформа. Берлинский кризис. СССР и война в Корее. Советский Союз и страны Восточной Европы. Советско-югославский конфликт.



4. Социально-экономические реформы середины 1950-х - середины 1960-х годов.

Реформы в экономике и промышленное развитие. Поиски новых методов управления экономикой. Реорганизация управления экономикой. Создание совнархозов. Научно-техническая революция. Экономические достижения и противоречия. Рост социальной напряженности. Новочеркасский расстрел (1962 г.). Необходимость преобразований: кризис сельского хозяйства, структурные перекосы в промышленности, материальное и правовое положение населения в городе и деревне.

Сельское хозяйство. Изменение подходов к руководству сельским хозяйством. Решения августовской сессии Верховного Совета СССР и сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПССС. Три «сверхпрограммы»: освоение целины, повсеместное внедрение кукурузы, программа по животноводству. Реорганизация МТС. Укрупнение колхозов и преобразование экономически слабых колхозов в совхозы. Кризис сельского хозяйства в начале 1960-х гг.

Социальная сфера. Демографическая ситуация. Изменения в социальной политике. Улучшение условий жизни населения. Введение пенсий для колхозников и паспортизация сельского населения. Жилищное строительство.

5. Попытки либерализации политического режима.

Перемены в политическом руководстве после смерти Сталина. Реформа органов государственной безопасности. Первые шаги «десталинизации». XX съезд КПСС: решения и последствия. Реабилитация жертв сталинских репрессий и первые политические процессы хрущевской «оттепели». Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС: неудавшаяся попытка «дворцового переворота». Процесс десталинизации после XXII съезда КПСС и его противоречия. Смещение Хрущева в октябре 1964 г. Значение хрущевского десятилетия.



6. «Оттепель» в духовной жизни общества.

Реформы в сфере культуры: система управления, школьная реформа, высшее образование. Влияние политической и идеологической «оттепели» на возрождение духовной жизни общества. Эстетические поиски в литературе и искусстве. Переосмысление исторического прошлого. Хрущев и творческая интеллигенция. Журнал «Новый мир» Твардовского - ведущий орган демократического обновления советского общества. От «культурной оппозиции» - к зарождению диссидентского движения.



Постсталинская национальная политика.

Коррективы теоретических основ национальной политики. Расширение прав союзных республик в управлении народным хозяйством, в государственном и культурном развитии. Изменения в национально-государственном устройстве. Осуждение сталинской политики насильственной депортации народов. Национальные движения в союзных республиках.



7. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

Изменения во внешнеполитической доктрине. Концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Инициативы Хрущева в решении проблемы мирного договора с Японией. Германская проблема и Берлинский кризис 1961 г. Советско-американские отношения. Карибский кризис. Проблема ядерной безопасности. Антиавторитарные движения в Польше и Венгрии в 1956 г. и позиция СССР. Отношения СССР с Китаем и Албанией. Советско-югославские отношения.



8. Советский политический режим в 1964-1985 гг.

Борьба за власть в высшем руководстве страны. Октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС. Причины смещения Н.С. Хрущева («заговор» или «закономерность»). Расстановка сил в Президиуме ЦК. Коллективное руководство и борьба за власть. Причины утверждения политического лидерства Л.И. Брежнева. Кадровые перестановки («днепропетровская», «кишиневская» и «казахстанская» группы у власти). Политический портрет Л.И. Брежнева и его «соратников».

Партийно-государственная система периода «застоя». Курс на «стабильность». Изменения в области партийно-государственного строительства. XXIII съезд КПСС. Консервация властных структур. «Золотой век» номенклатуры. Рост численности партийно-государственного аппарата. Укрепление национальных элит. Советы и их роль в политической системе. Конституция СССР 1977 г. и концепция «развитого социализма». Противоречия политической системы.

9. Социально-экономическое развитие во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

Тенденции и противоречия социально-экономической жизни страны. Поиски новых форм и методов управления. Реформы середины 60-х годов: сущность, цели, методы, итоги, причины свертывания. Освоение восточных и северных территорий. Нарастание диспропорций, кризисных явлений в экономике и социальной сфере, осложнение продовольственной проблемы.Попытки ускорения научно-технического прогресса; причины неудач и последствия. Экономическое отставание СССР от развитых стран. Невосприимчивость системы к НТР. Теневая экономика. Особенности социальной политики.



10. Власть и общество во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

Советское общество и его трансформация. Политика государства в социальной сфере (программы, изменения в законодательстве, социальные гарантии). Переписи населения СССР 1970-1979 гг.: изменения численности, половозрастной и социальной структуры. Городское и сельское население (занятия, уровень доходов, миграция). Революция массового потребления (изменение стандартов жизни, рост уровня потребления, особенности). Проблемы социальной сферы (здравоохранение, образование, обеспечение товарами и жильем).

Идеология, культура и инакомыслие. Консервативные тенденции в идеологии. М.А. Суслов. «Неосталинизм». Наука и культура: достижения и противоречия. Гражданские (диссидентские) движения: правозащитное, выступления творческой интеллигенции и молодежи. Национальные движения: русофилы, национальное и антирусское движение в союзных республиках, движение представителей народов за возвращение (или выезд) на историческую родину. Религиозное движение. Экологическое движение. Открытое проявление недовольства в армии. Борьба с инакомыслием.

СССР в 1982-1985 гг. Нарастание кризисных явлений в экономике, политической, социальной и духовной жизни общества в последние годы правления Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов и политика административных реформ. Кадровые перестановки. Борьба с коррупцией. Меры по укреплению трудовой дисциплины. Концепция ускорения. К.У. Черненко и возврат к брежневским традициям.

11. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

Отношения СССР с ведущими капиталистическими державами. Задачи и приоритетные направления внешней политики. «Разрядка» международной напряженности и ее причины. Решение «германской» проблемы. Переговоры по разоружению на высшем уровне (нераспространение и сокращение различных видов оружия массового поражения). Договор о ПРО. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Заключительный Акт и его значение). Кризис политики «разрядки». Новый виток гонки вооружений.

Отношения СССР с социалистическими и развивающимися странами. Кризисные явления и поиск новых форм сотрудничества. Деятельность СЭВ. Совместные экономические проекты. Подавление «пражской весны» вооруженными силами ОВД. «Доктрина Брежнева». Кризис в Польше и действия советского руководства. Противостояние СССР − КНР. Роль Советского Союза в международном коммунистическом движении. Советское влияние на государства «третьего мира». Экономическое сотрудничество с развивающимися странами. Участие СССР в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Азии, Африке и Латинской Америке. Война в Афганистане.

12. Экономические преобразования периода Перестройки.

Основные подходы к изучению перестройки в западной и современной российской историографии. Дискуссионные проблемы. Предпосылки перестройки. М.С. Горбачев как политический деятель. Стратегия ускорения социально-экономического развития страны и ее результаты. Антиалкогольная кампания. Создание Агропрома. Переход к хозрасчету. Введение госприемки. Экономические реформы в 1987-1989 гг. Принятие законов о государственном предприятии и кооперации. Программы перехода к рыночной экономике. Итоги экономических преобразований в период перестройки. Разрушение единого народно-хозяйственного комплекса.



13. Общественно-политическая трансформация (1985-1991 гг.).

Кадровые изменения. Политика гласности и ее сущность. Реабилитация незаконно репрессированных и депортированных народов. Радикальная демократизация процесса выборов. Введение двухуровневой системы высших представительных органов. Учреждение поста президента СССР. Партийная номенклатура в условиях перестройки. Кризис в рядах КПСС. Августовский путч 1991 г. и его провал. ГКЧП. Запрещение деятельности КПСС. Обострение межнациональных отношений. Начало распада СССР. Выход из состава СССР республик Прибалтики (август 1991г.). Беловежское соглашение лидеров России, Украины, Белоруссии о роспуске СССР и создании СНГ. Противоречивый характер итогов перестройки.



14. Внешняя политика М.С. Горбачева. Основные тенденции мирового развития в конце XX века. М.С. Горбачев и «новое политическое мышление» в сфере международных отношений. Отказ от принципов социалистического интернационализма. Улучшение отношений с западными странами. Идея общеевропейского дома. Советско-американские переговоры о разоружении. Подписание договоров по РСМД и ОСНВ-1. СССР и объединение Германии. Развитие экономического сотрудничества с участниками «большой семерки». Отношение СССР со странами Восточной Европы. Роспуск СЭВ и ОВД. Улучшение взаимоотношений с Китаем. Вывод советских войск из Афганистана. Нормализация отношений с Китаем. Новые тенденции в политике СССР по отношению к странам Азии, Африки и Латинской Америки. Итоги внешнеполитического курса М.С. Горбачева: поражение в «холодной войне» и утрата СССР положения сверхдержавы.

15. Социально-экономические преобразования 90-х гг.

Основные подходы и оценки исследователей. Кризис перестройки в конце 80 – начале 90-х гг. Реформа экономики и переход к рыночным методам хозяйствования. Реформаторское правительство Е.Т. Гайдара и попытки стабилизации экономики на макроэкономическом уровне. Введение свободных цен и либерализация торговли. Начало приватизации госсобственности. Разрыв традиционных экономических связей. Кризис сбыта. Проблемы неплатежей. Развитие инфляционных процессов. Сокращение производства. Обострение социальных проблем. Корректировка курса реформ: экономическая политика кабинетов B.C. Черномырдина и С.В. Кириенко. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Экономический курс правительства Е.М. Примакова. Программа Президента В.В. Путина. Экономический курс правительства М.М. Касьянова. Дополнения к Налоговому кодексу. Земельный кодекс. Стабилизация российской экономики. Государство и крупный бизнес: проблемы и перспективы взаимоотношений. Социальные процессы в современной России: демографическая ситуация, социальная структура, уровень жизни. Реформа жилищно-коммунального хозяйства. Пенсионная реформа.



16. Становление новой российской государственности (1991-1999 гг.).

Оформление суверенной российской государственности. Выборы Президента РСФСР. Противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти (осень 1993 г.). Процесс упразднения Советов на местах. Конституция Российской Федерации 1993 г. Создание новой модели государственности - президентской республики. Выборы в Государственную Думу первого созыва и их итоги. Президент и парламент в 1994 – 1995 гг. Проблема сохранения территориальной целостности России. Федеративный договор (март 1992 г.) между субъектами Российской Федерации. Проблема разграничений полномочий субъектов федерации. Обострение межнациональных конфликтов на Северном Кавказе. Война в Чечне (1994 – 1996 гг.). Хасавюртовские соглашения. Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Политическая жизнь России в 1997-1999 гг. Итоги президентства Б.Н. Ельцина.



17. Россия на современном этапе.

Отставка Б.Н. Ельцина. Деятельность и.о. Президента В.В. Путина. Президентские выборы 2000 г. Изменение системы государственного управления. Законы о государственной символике. Политические партии современной России. Парламентские выборы 2003 г. Президентские выборы 2004 г. Военная реформа. Вторая чеченская война и проблемы борьбы с терроризмом на Северном Кавказе. Парламентские выборы 2007 г. Президентские выборы 2008 г. Политическое и экономическое развитие России при президенте Д.А. Медведеве (2008-2011 гг.). Финансовый кризис 2008-2009 гг. Реформы Вооруженных сил и МВД. Борьба с коррупцией.



18. Внешняя политика России на рубеже XX-XXI вв.

Изменение внешнеполитического курса страны и места России в мире. Поиски новых союзников и потеря старых. Смена приоритетов внешней политики. А.В. Козырев. Е.М. Примаков. Становление концепции национальной безопасности России. Взаимодействие РФ с международными организациями. Россия и СНГ. Российско-американские отношения. Россия и формирование новой европейской архитектуры. Проблемы взаимоотношений с НАТО. Разработка новой внешнеполитической стратегии при президенте В.В. Путине. И.С. Иванов. Отношения с Западом. «Большая восьмерка». В.В. Путин и Дж. Буш. Разногласия из-за системы ПРО. Сближение с Китаем. ШОС. Изоляционизм. Роль России в вопросе Косово. «Доктрина Медведева». Война в Южной Осетии. Отношения с США. Политика на Ближнем Востоке.




  1. Планы семинарских занятий


Занятие 1. Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953 гг.

  1. Восстановление промышленности. Военные приоритеты экономики.

  2. Источники послевоенной реконструкции.

  3. Трудности восстановления сельского хозяйства.

  4. Использование принудительного труда. Система ГУЛАГ.

  5. Жизнь и быт советских людей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Источники

Военнопленные в СССР. 1939-1956: Документы и материалы / Под ред. М.М. Загорулько. М., 2000.

ГУЛАГ. Главное управление лагерей. 1918-1960. М., 2000.

Заключенные на стройках коммунизма. ГУЛАГ и объекты энергетики в СССР: Собрание документов и фотографий. М., 2008.

Лубянка. ВЧК – ОГПУ – НКВД – НКГБ – МГБ – МВД – КГБ. 1917-1960: Справочник. М., 1997.

Москва послевоенная. 1945-1947: Архивные документы и материалы. М., 2000.

Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923-1960: Справочник. М., 1998.

Советская жизнь: 1945-1953 / Сост. Е.Ю. Зубкова и др. М., 2003.

Денежная реформа 1947 г.: реакция населения // ОИ. 1997. № 6.



Литература

Артемов Е.Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеиндустриальной модернизации. М., 2006.

Базунов В.В., Детков М.Г. Тюрьмы НКВД – МВД СССР в карательной системе советского государства. М., 2000.

Вербицкая О.М. Российское крестьянство: От Сталина к Хрущеву. М., 1992.

Волков И.М. Засуха, голод 1946-1947 гг. // История СССР. 1991. № 4.

Волков И.М. Деревня СССР в 1945-1953 годах в новейших исследованиях историков // ОИ. 2000. № 6.

Зима В.Ф. Голод в СССР 1946-1947 годов: происхождение и последствия. М., 1996.

Кокурин А., Моруков Ю. ГУЛАГ: структура и кадры // СМ. 2000. № 9-12; 2001. № 1-7.

Медведев Ж.А. Атомный ГУЛАГ // ВИ. 2001. № 1.

Орлов А. Тайная битва сверхдержав. М., 2000.

Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945 – март 1953). М., 1993.

Попов В.П. Сталин и проблемы экономической политики после Отечественной войны. М., 2002.

Пянкевич В.Л. Репатриация и труд военнопленных как источник восстановления экономики СССР после Второй мировой войны. СПб., 1999.

Рутковский М.А. Депортация балтийских крестьян в 1948-1949 гг.: как это было // Российский исторический журнал. 1999. №1.

Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996.

Хлевнюк О.В. Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х гг. и «дело Госплана» // ОИ. 2001. №3.

Холловэй Д. Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956. Новосибирск, 1997.

Чуднов И. Новый взгляд на послевоенную конверсию. Актуальный опыт старых проблем // СМ. 2000. №9.


Занятие 2. Общественно-политическая жизнь страны в 1945-1953 гг.

  1. Борьба за власть в окружении Сталина.

  2. Политические репрессии.

  3. Идеологические кампании.

  4. Культура в послевоенные годы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Источники

Вооруженное националистическое подполье в Эстонии в 40-50-х гг. // ИЦК. 1990. № 8.

Из истории борьбы с лысенковщиной // ИЦК. 1991. № 4.

Микоян А.И. Так было: Размышления о минувшем. М., 1999.

Неправедный суд. Последний сталинский расстрел: Стенограмма судебного процесса над членами Еврейского антифашистского комитета. М., 1994.

НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939-1956). М., 2008.

Под маской независимости. Документы о вооруженном националистическом подполье в Латвии в 40-50-х годах // ИЦК. 1990. № 11.

Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945-1953. М., 2002.

Рапопорт Я.Л. На рубеже двух эпох: Дело врачей 1953 года. СПб., 2003.

Советская жизнь: 1945-1953 / Сост. Е.Ю. Зубкова и др. М., 2003.

Чуев Ф.И. Молотов: Полудержавный властелин. М., 2002.

Литература

40-50-е годы: последствия депортации народов // История СССР. 1992. № 1.

Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти // Вопросы истории КПСС. 1990. №11.

Аксенов Ю.С. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции // Кентавр. 1991. №11-12.

Аксенов Ю.С. Путь к коммунизму (1946-1953 гг.) // Вопросы истории КПСС. 1990. №7.

Барсуков Н. На переломе. Советское общество в послевоенное десятилетие // СМ. 1994. № 6.

Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы. СПб., 2005.

Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. М., 2001.

Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 годы. М., 2002.

Жуков Ю.Н. Сталин: тайны власти. М., 2005.

Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М., 2005.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.

Зубкова Е.Ю. Прибалтика и Кремль. 1940-1953. М., 2008.

Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953-1985. М., 2006.

Костырченко Г.В. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М., 2010.

Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. М., 2003.

«Ленинградское дело» / Сост. В.И. Демидов, В.А. Кутузов. Л., 1990.

Лейбович О. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. М., 2008.

Пихоя Р.Г. СССР. История Великой Империи. Под знаком Сталина. М., 2009.

Полян П. Не по своей воле…: История и география принудительных миграций в СССР. М., 2001.

Рубинштейн Дж. Разгром еврейского антифашистского комитета. СПб., 2002.

Сенявская Е.С. 1941-1945. Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. М., 1995.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954. М., 1999.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница