Пояснительная записка курс "Истории психологии"



Скачать 314.52 Kb.
Дата19.04.2016
Размер314.52 Kb.
ТипПояснительная записка



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Курс "Истории психологии" охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. При этом развитие психологических идей рассматривается в широком научном и культурном контексте. Такой подход позволяет студенту проследить не только преемственность знания, но и увидеть источники формирования новых идей.

В соответствии с учебным планом данный предмет изучается на втором курсе, и изучение предмета завершается сдачей экзамена.

Подготовка высококвалифицированных психологических кадров требует изучения студентами-психологами истории психологии для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл.

Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. Она знакомит с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, в контексте изучения дисциплины позволяет проанализировать различные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения.

Цель курса. Формирование у студентов научных представлений о возникновении и динамике развития психологических знаний в мировой и российской истории. Формирование у студентов системного представления об истории отечественной и зарубежной психологии от античности до настоящего времени, как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания.



Задачи курса:

  • Изучение основных этапов и условий становления психологического знания в контексте развития науки и культуры определенного исторического периода.

  • Анализ творческих идей и научного наследия известных зарубежных и российских психологов и ученых, внесших вклад в развитие психологической науки.

  • Освоение основных направлений и школ в мировой и отечественной психологии в их исторической динамике; формирование целостной картины генезиса психологических идей.

  •   Знакомство с основными направлениями развития современной психологии.

  • в системе социально-гуманитарного образования. Курс выступает как важный фактор формирования у студента научного мировоззрения, исторического мышления, гуманистических установок, гражданско-патриотической позиции и конструктивных взглядов при восприятии событий и идей прошлого. В этом плане он связан межпредметными связями со всем спектром социально-гуманитарных дисциплин, в первую очередь философией, историей, культурологией.

  • в общепрофессиональной подготовке. Курс относится к циклу обязательных общепрофессиональных дисциплин подготовки специалиста-психолога (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по истории зарождения и динамике психологических знаний, их связи с актуальным состоянием психологической науки. С этой точки зрения курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки ((цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины) и рядом дисциплин специальной (цикл ДС - дисциплины специализации) подготовки психолога (историческая психология, история развития отдельных отраслей психологии, история разработки конкретных проблем психологической науки и др.).

После изучения данного курса студент должен:

  • иметь представление о наиболее значимых событиях, фактах и персоналиях в истории развития научного и вненаучного психологического знания;

  • знать творческий вклад ведущих психологов и мыслителей в развитие психологии, историю научных школ и научных направлений, особенности развития психологии в различные хронологические периоды и в разных этно-культурных регионах;

  • владеть основами историко-сравнительного исследования, методами биографического, тематического, категориально-понятийного и логико-структурного анализа жизненного пути ученых и их научного наследия;

  • уметь осуществлять историческую реконструкцию генезиса научных идей и теорий, выявлять преемственные связи в разработке психологических проблем, проводить сопоставление теорий и концепций. формирование у студентов систематизированных знаний о возникновении и развитии различных научных теорий и направлений психологии;

  • овладение базовым категориальным аппаратом дисциплины история психологии;

  • ознакомление с теорией и практикой применения основных научных психологических направлений;

  • обучение студентов самостоятельной работе с исторической и психологической литературой по данной дисциплине.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны осмыслить рассмотренные трансформации предмета психологии, что в совокупности представляют выработанные наукой на протяжении многовекового пути ее развития подходы к познанию психического. Данное осмысление должно проходить с учетом принципов историко-психологического анализа.

Курс «История психологии» включает лекционные и семинарские занятия.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «история психологии»
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

Очная

форма обучения



Очно-заочная

форма обучения



Заочная

форма обучения



Всего

144

144

144

Аудиторные занятия, в том числе:

72

36

14

- лекции

36

18

6

- практические занятия

36

18

8

Самостоятельная работа студентов

36

72

121

Экзамен

36

36

9




Экзамен

Экзамен

Экзамен




2 семестр

2 семестр

3 семестр



Тема 1: История психологии: теоретические и методологические основания


Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки.
          Проблема периодизации в истории психологии. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания.
          Общие закономерности развития психологических знаний. Исторические формы психологического знания: житейские представления о душе; мифология, религия и искусство как источники и формы развития психологического познания; научное психологическое знание: этапы эволюции и характер взаимодействия разных форм психологического познания.
          Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Инварианты психологического знания - принципы, категории, проблемы. Основные принципы историко-психологического познания: принцип системности, принцип развития, принцип единства логического и исторического, принцип социально-культурной обусловленности развития психологического познания. Механический, биологический и психологический детерминизм.
          Источниковая база изучения истории психологии. Исторические источники и их классификация. Методы изучения истории психологии: метод логической поэтапной реконструкции, категориальный анализ, биографический метод, количественные наукометрические методы исследования. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.

Тема 2: Психологические идеи в античной и восточной философии.

В рамках изучения данной темы необходимо рассмотреть представления о душе в Милетской и Эфесской школах; психологические идеи Эмпедокла, Пифагора, Демокрита; Концепции Сократа и Платона, учение Аристотеля. Представления о душе у стоиков, эпикурейцев и киников.Рассматривается вклад в психологию античных врачей. В контексте данной темы изучаются психологические идеи в древней Индии и древнем Китае.

Основные понятия рассматриваемые в рамках данной темы: душа (психея), гилозоизм, биопсихизм, способности, уровни и орган души; детерминация психики; взаимосвязь души и тела; стоицизм ; эпикурейство; пневма; буддизм; сансара; драхма; нирвана; конфуцианство.
Тема 3: Психологические воззрения в период Средневековья и Возрождения

В рамках данной темы рассматривается теологическая картина мира. Теория «волюнтаризма» Августина. Психологические идеи в учении Фомы Аквинского. Психологические идеи в эпоху Возрождения .Возрождение античной психологии на Востоке, психологические взгляды Авиценны, Альгазена. Материалистические тенденции в средневековой психологии, взгляды В. Оккама.

Основные понятия: теология, волюнтаризм, томизм, антропоцентризм, методы психологии: эксперимент, самонаблюдение, индукция.
Тема 4: Психология Нового времени.

В рамках данной темы рассматривается становление механической картины мира; Дуализм Рене Декарта; Психологическая концепция Б. Спинозы; Психологические идеи Т. Гоббса; Теория эмпиризма , идеи Кондильяка и Гельвеция; Зарождение ассоционизма; Идеи Дж. Беркли, Ф. Юма, Д. Гартли.

Основные понятия : механицизм, дуализм, учение об идеях, учение о познании, Свойства и природа субстанции, эмпиризм, ассоционизм. Законы ассоционизма: сходства, смежности и повторяемости.
Тема 5: Влияние физиологии и естествознания на психологию

( первая половина ХIХ века).

В рамках данной темы рассматривается становление научной картины мира. Открытие Бесселем «личного уравнения». Идеи Г. Гельмгольца. Эксперименты Э. Вебера.

Создание психофизики. Научные идеи Г. Фехнера.

Появление психометрии. Взгляды Экснера и Дондерса. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на становление психологической науки. Изучение головного мозга. Работы Ч. Белла, П. Флуранса, Галля. Развитие психиатрии.

Основные понятия: «личное уравнение», скорость прохождения нервного импульса, двухточечный порог; психофизика; метод средней ошибки; «время реакции»; идея «нервного кольца»; френология; методы изучения мозга: удаления, клинический, электростимуляции.
Тема 6: Создание психологии как самостоятельной науки.

В рамках данной темы изучается создание В. Вундтом экспериментальной психологии. Структурализм Э. Титченера. Рассматривается проблема становления и первые шаги психологической науки.

Основные понятия: функционализм, социальный дарвинизм, методы зоопсихологии, синтетическая философия; прагматизм; поток сознания; методы функционализма: интроспекция, эксперимент, изучение отклонений, теория эмоций.
Тема 7: Функционализм.

В рамках изучения данной темы рассматриваются истоки функционализма: Исследования Ф. Гальтона и развитие зоопсихологии. Философия Г. Спенсера. Предшественник функциональной психологии в лице В. Джемса. Возникновение функционализма. Исследования Дж. Дьюи и Дж. Энджелла. Научные труды Г. Керра. Критика функционализма- как психологического направления. Вклад функционализма в развитие психологической науки.

Основные понятия: функционализм, социальный дарвинизм, методы зоопсихологии, синтетическая философия; прагматизм; поток сознания; методы функционализма: интроспекция, эксперимент, изучение отклонений, теория эмоций.
Тема 8: Бихевиоризм.

В рамках данной темы изучаются истоки бихевиоризма: развитие функционализма и зоопсихологии. Рассматриваются основные положения бихевиоризма. Научный вклад в данное направление Дж. Уотсона. Изучаются основные ведущие методы бихевиоризма, изучается его научная критика. Оценивается вклад бихевиоризма в развитие психологии.

Основные понятия: бихевиоризм, позитивизм, тропизм; Законы научения: обучение методом проб и ошибок, закон эффекта, закон упражнения; проблемный ящик; условный рефлекс.
Тема 9: Психоанализ.

В рамках данной темы рассматриваются специфические особенности психоаналитической теории. Истоки психоанализа. Личность Зигмунда Фрейда и его научный вклад в психоаналитическую теорию и практику. Методы психоанализа. Психоанализ как теория личности. Механизмы защиты в психоаналитической теории .Научная критика психоанализа. Вклад психоанализа в развитие психоаналитической науки.

Основные понятия: психоанализ, порог сознания, бессознательное, методы психоанализа: гипноз, катарсическая беседа, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок.
Тема 10: Гештальт-психология.

В рамках данной темы изучается понятие «гештальт». Рассматриваются истоки гештальт-психологии, вклад ведущих ученых: М. Вертхеймера, К. Коффки, В. Келлера.Изучаются гештальт- принципы организации восприятия. Исследование проблем научения. Научная критика гештальт-психологии. Вклад в гештальт-психологию К. Коффки и В. Келлера.

Изучение гештальт- принципов организации восприятия. Исследование проблем научения. Критика гештальт- психологии другими психологическими направлениями. Вклад гештальт-психологии в развитие психологической науки.

Основные понятия: гештальт, целостное восприятие, феноменология, фи- феномен, константность восприятия, принципы организации восприятия: близость, непрерывность, сходство, замыкание, простота, фигура, фон, инсайт.



Тема 11: Французская социологическая школа и описательная психология.

В рамках данной темы студенты знакомятся с социально-историческим подходом к исследованию психики. «Коллективные представления» рассматриваются как основа части сознания. В этой связи изучаются исследования Л. Леви- Брюля. Черты пралогического мышления. Необходимо проанализировать и оценить вклад социологической школы в развитие психологии, осмыслить два сложившихся подхода к психологической науке: объяснительный и описательный. Метод описательной психологии. Вклад В. Дильтея в развитие психологии.

Основные понятия: коллективные представления, пралогическое мышление, описательная психология, описание- как метод психологии.
Тема 12: Необихевиоризм.

В рамках изучения данной темы рассматриваются основные положения необихевиоризма. Целенаправленный бихевиоризм Э. Толмена, концепция К. Халла, схемы подкрепления Б. Скиннера. Социальная когнетивная теория А. Бандуры. Теория социального научения Дж. Роттера. Современное развитие необихевиоризма.

Основные понятия: бихевиоризм, позитивизм, тропизм; Законы научения: обучение методом проб и ошибок, закон эффекта, закон упражнения; проблемный ящик; условный рефлекс.
Тема 13: Неофрейдизм. Логотерапия.

В рамках изучения данной темы необходимо пронаблюдать видоизменение психоанализа. Ознакомиться с аналитической психологией К. Юнга, индивидуальной психологией А.Адлера, концепцией К.Хорни, теорией Э. Фромма. Теоретически осмыслить логотерапию В. Франкла и её современное звучание.

Основные понятия: психоанализ, порог сознания, бессознательное, методы психоанализа: гипноз, катарсическая беседа, метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок.
Тема 14: Гуманистическая психология. Когнитивная психология.

В рамках изучения данной темы необходимо рассмотреть появление гуманистического направления – как третьей силы в психологии. Концепцию самоактуализации А. Маслоу.

Модель самоактуализирующейся личности. Гуманистический подход К. Роджерса. Когнитивное направление в психологии. Вклад в психологию Дж. Миллера и У. Нассера.

Метод когнетивной психологии. Теорию когнетивного диссонанса. Концепцию структурного баланса Хайдера. Психологию личностных конструктов Дж. Келли. Современное развитие гуманистической и когнетивной психологии.

Основные понятия: иерархия потребностей, самоактуализация, эмпатия, когнетивизм.
Тема 15: Психология в России 18-19 века.

В рамках данной проблематики изучаются первые психологические идеи в России 18-

Первой половины 19 века. Появление первых Российских психологических школ. Изучается объективный подход в психологии. Учение И.М. Сеченова. Идеалистическое направление в психологии. Психологические воззрения К.Д. Кавелина.

Основные понятия: этнопсихологическая программа, дух народа, национальный характер.


Тема 16: Психология в России советского и постсоветского периода.

В рамках данной темы рассматривается политическая история советской психологии.Вклад Л.С. Выгодского в развитие психологической науки. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Психологические идеи А.Р. Лурии. Развитие психологической науки постсоветскоо периода.

Основные понятия: рефлексология, реактология, принцип диалектического единства, педология, психотехника.

5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



1. История психологии: теоретические и методологические основания

  1. Особенности отличия психологического знания от психологического познания.

  2. Формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании.

  3. Основные подходы в определении предмета истории науки.

  4. Особенности предметной области истории психологии.

  5. Методологические принципы истории психологии.

  6. Методы истории психологии.

2. Психологические идеи в античной и восточной философии.

  1. Представление о душе в Милетской и Эфесской школах.

  2. Практическая психология в школе Пифагора.

  3. Психологические воззрения Демокрита.

  4. Концепции Сократа и Платона.

  5. Учение Аристотеля.

  6. Вклад в психологическую науку античных врачей.


3. Психологические воззрения в период Средневековья и Возрождения.

  1. Теологическая картина мира.

  2. Теория «волюнтаризма» Августина.

  3. Психологические идеи в учении Фомы Аквинского.

  4. Психологические идеи в эпоху Возрождения.

4. Психология Нового времени.



  1. Складывание механической картины мира.

  2. Дуализм Рене Декарта.

  3. Психологическая концепция Б. Спинозы.

  4. Психологические идеи Т. Гоббса.

  5. Теория эмпиризма.


5. Влияние физиологии и естествознания на психологию ( первая половина ХIХ века).

  1. Складывание научной картины мира.

  2. Создание психофизики.

  3. Появление психометрии.

  4. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на психологию.

  5. Изучение головного мозга. Работы Ч. Белла, П. Флуранса.

  6. Развитие психиатрии.


6. Создание психологии как самостоятельной науки.

  1. Создание В. Вундтом экспериментальной психологии.

  2. Структурализм Э. Титченера.

  3. Первые шаги психологии, как самостоятельной науки.


7. Функционализм.

1. Истоки функционализма.(развитие зоопсихологии, исследования Ф.Гальтона).

2. Философия Г. Спенсера.

3. Возникновение функционализма.

4. Вклад функционализма в развитие психологии.
8. Бихевиоризм.

1.Истоки бихевиоризма.

2. Основные положения бихевиоризма.

3. Вклад в бихевиоризм Дж. Уотсона.

4. Методы бихевиоризма.

5.Вклад бихевиоризма в развитие психологии.


9. Психоанализ.

    1. Специфические особенности психоаналитической теории.

    2. Истоки психоанализа.

    3. Личность З. Фрейда.

    4. Методы психоанализа.

    5. Психоанализ как теория личности.

6.Вклад психоанализа в развитие психологической науки
10. Гештальт-психология.

  1. Определение понятия «гештальт».

  2. Истоки гештальт-психологии.

  3. Гештальт-принципы организации восприятия.

  4. Исследование проблем научения.

  5. Вклад гештальт-психологии в развитие психологической науки. .


11. Французская социологическая школа и описательная психология.

  1. Социально-исторический подход к исследованию психики.

  2. Черты пралогического мышления.

  3. Вклад социологической школы в развитие психологии.

  4. Метод описательной психологии.


12. Необихевиоризм.

  1. Основные положения необихевиоризма.

  2. Концепция К. Хала.

  3. Схемы подкрепления Б. Скиннера.

  4. Социальная когнетивная теория А. Бондуры.

  5. Теория социального научения Дж. Роттера.

  6. Современное развитие необихевиоризма.


13. Неофрейдизм. Логотерапия.

  1. Видоизменение психоанализа.

  2. Аналитическая психология К.Юнга.

  3. Индивидуальная психология А.Адлера.

  4. Концепция К. Хорни.

  5. Теория Э. Фромма.

  6. Современное развитие неофрейдизма.

  7. Логотерапия В. Франкла и её современное звучание.


14. Гуманистическая психология. Когнитивная психология.

1.Концепция самоактуализации А.Маслоу.

2. Модель самоактуализирующейся личности.

3. Гуманистический подход К. Роджерса.

4. Когнитивное направление в психологии.

5. Вклад в психологию Дж. Миллера и У. Нассера.

6. Метод когнитивной психологии.

7. Современное развитие гуманистической и когнитивной психологии.


15. Психология в России 18-19 века.

  1. Первые психологические идеи в России 18- 1 пол. 19 века.

  2. Рождение психологической науки в России в сер.19 века.

  3. Появление первых психологических школ в России.

  4. Объективный подход в психологии. Учение И.М. Сеченова.

  5. Идеалистическая психология. Идеи К.Д. Каверина.

  6. Духовное направление в психологии.


16. Учение о поведении. ( Психология в России конца 19- начала 20 века).

  1. Учение о поведении - вершина Российской психологии.

  2. «Объективная» психология В.М. Бехтерева.

  3. Вклад И.П. Павлова в мировую психологию.

  4. Учение о доминанте А.А. Ухтомского.

  5. Современные учения о поведении.


17. Психология в России советского и постсоветского периода.

  1. Политическая история советской психологии.

  2. Вклад Л.С. Выгодского в развитие психологии.

  3. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

  4. Психологические идеи А.Р. Лурии.

  5. Концепция С.Л. Рубинштейна.

  6. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.

  7. Концепция П.Я.Гальперина.




  1. ПРАКТИКУМ К ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ».



Творческие проекты (проведение сравнительного анализа для коллоквиума )

  1. Значение истории психологии для методологии психологических знаний

  2. Зарождение психологических идей в Древней Греции: Милетская школа, Пифагорейский союз, Элейская школа, Киники, Стоики.

  3. Развитие психологического знания в период расцвета античной Греции: Левкипп, Демокрит, Протагор, Сократ

  4. Характеристика взглядов античных врачей (Гиппократ, Гален)

  5. Психологические взгляды Платона и Аристотеля

  6. Эволюция психологических учений в Древнем Риме (Эпикурейская школа, стоицизм, скептицизм, эклектизм)

  7. Психологические взгляды мыслителей средневековья (Авиценна, Аль-Хайсам, Газали)

  8. Эволюция психологического знания феодальной Европы (Святой Августин, Фома Аквинский, Роджер Бэкон)

  9. Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Николай Каузанский, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно). Китай, Индия, Япония, Византия.

  10. Выделение сознания как критерия психики в ХY11 веке (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Д.Локк, В.Лейбниц)

  11. Формирование ассоциативной психологии в ХУ111 веке (Д.Юм, Гартли)

  12. Развитие эмпирического направления в психологии ХУ111 века (Ламетри, Кондильяк, Гельвеций, Кабанис)

  13. Зарождение и развитие культурно-исторического направления в психологии ХУ111 века (Вико, Монтескье, Гердер)

  14. Психологические идеи в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Фейербах)

  15. Естественно-научное направление психологических исследований в первой половине Х1Х века (Дарвин, Мюллер, Холл, Гельмгольц, Фехнер)

  16. Выделение психологии в самостоятельную науку Вундт, Кюльпе, Титченер, Джеймс, Вудвортс, Эббингауз, Торндайк, Бине, Штерн)

  17. Зарождение отечественных психологических взглядов в эпоху средневековья и нового времени (Постников, Ломоносов, Голицын, Новиков, Родищев)

  18. Развитие психологической мысли в России Х1Х века (Велланский, Галич, Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Ушинский, Сеченов, Лесгафт, Чиж, Бехтерев)

  19. Развитие психологии в России ХХ века.




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат выполняется с целью проверки знаний студента по основным вопросам курса и ориентирован на изучение и изложение теоретических основ дисциплины.

При подготовке к написанию реферата студент должен изучить рекомендованную литературу. В ходе написания реферата студенту необходимо продемонстрировать знание основных вопросов темы, проявить умение правильно, четко и кратко излагать материал.

Реферат должен отвечать следующим требованиям:


  1. Освещать вопросы только заданной темы. Желательно использовать схемы, графики, таблицы и другие формы графического отображения материала.

  2. Изложение реферата следует с:

Содержание

Введение


Раскрытия вопроса (ов):

Заключение

Списка использованной литературы (библиография)

Приложения (если таковые имеются),



по ходу освещения реферата выделять подзаголовки, делать достаточные интервалы между строками.

  1. Работа должна быть напечатана или написана четким и разборчивым почерком.

  2. Объем реферата не должен превышать 20-24 страниц.

  3. Страницы должны быть пронумерованы, а также обязательно наличие полей (3 см) для пометок преподавателя, рецензирующего работу.

  4. В ходе реферата не следует ограничиваться только рекомендованной литературой, нужно использовать дополнительные источники.


8.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1 ЭТАП

адание: выполнить реферат по темам)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Темы рефератов

  1. Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний

  2. Медологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки

  3. Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы

  4. Особенности применения метода планирования историко-психологического исследования

  5. Метод проблемологического анализа в изучении динамики психологического познания об индивидуальности человека

  6. Позитивные и негативные тенденции современного развития историко-психологических исследований

  7. Фома Аквинский: жизнь и учение

  8. Вильям Оккам и его идеи

  9. Пьер Абеляр как исследователь жизненного пути человека

  10. Роджер Бэкон как основатель опытной науки

  11. Аль Фараби как "второй Аристотель" - жизнь и творчество

  12. Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии

  13. Биография и психологическое наследие Ибн Сины

  14. Ибн Рушд как основоположник аверроизма

  15. Вклад в развитие психологического знания Ибн Аль-Хайсама

  16. Характеристика основных особенностей эпохи Возрождения

  17. Гуманистические идеи о человеке эпохи Возрождения

  18. Основные морально-философские и психологические воззрения периода Возрождения

  19. Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения

  20. Я.А. Коменский - выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения

  21. Литература периода Возрождения как источник психологических идей

  22. Философские и психологические идеи Бернардино Телезио

  23. Психологические идеи Леонардо да Винчи Психологические идеи в трудах Галилея

  24. Декарт и Гоббс - сходство и различие психологических идей

  25. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование

  26. Вклад Гоббса в развитие психологического познания

  27. Спиноза как представитель рационалистического подхода в европейской философии

  28. Спиноза - жизнь и творчество: основные идеи в развитии психологического знания

  29. Трактовка соотношения души и тела у Лейбница

  30. Механистическая картина человека: суть основных идей и положений

  31. Психологическое наследие французских энциклопедистов

  32. Дени Дидро: жизнь, идеи, учение

  33. Сенсуалистическая концепция Кондильяка: основополагающие идеи и влияние на психологию

  34. Вклад Гельвеция в развитие психологического знания

  35. Гольбах и его понимание внутреннего мира человека

  36. Ж. Руссо и его система психолого-педагогических взглядов

  37. И. Кант и его критическая философия: идеи и влияние на развитие научного познания

  38. "Трактат о человеческой природе" Д. Юма как основа эмпиризма в психологии Основные отличия научной картины мира в XVIII и XIX вв.

  39. Характерные черты развития философско-психологической мысли первой половины XIX в.

  40. И. Гербарт и его вклад в развитие психологической мысли

  41. Творческое наследие Гегеля и его значение для развития психологического знания

  42. Л. Фейербах как представитель классической немецкой философии

  43. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках

  44. В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии

  45. Эволюционная теория Дарвина и ее значение для развития психологических идей

  46. А.А. Потебня -выдающийся лингвист и философ конца XIX в.

  47. История формирования и развития психофизики

  48. Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца XIX в.


9. Вопросы к экзамену (зачёту).

  1. Предмет истории психологии.

  2. Задачи истории психологии.

  3. Место истории психологии в системе наук.

  4. Методы истории психологии. Источники изучения истории психологии.

  5. Понятие «душа» и его содержание на ранних этапах эволюции общества.

  6. Генезис и характерные черты античной философии

  7. Атомистические материалистические концепции души в античной философии.

  8. Философская и медицинская школа Гиппократа.

  9. Учение Сократа – поворотный пункт в развитии античной психологии.

  10. Особенности объективно-идеалистического учения, душа в учении Платона.

  11. Трехуровневая структура процесса познания в учении Платона.

  12. Философские взгляды, понятие души у Аристотеля.

  13. Учение о процессах познания Аристотеля.

  14. Представления об эмоциональных процессах (чувствах и аффектах) в учении Аристотеля.

  15. Учение о воле и характере в философских воззрениях Аристотеля.

  16. Психологические взгляды стоиков.

  17. Психологические идеи поздней античности.

  18. Психологические идеи средневековой Европы.

  19. Арабоязычная средневековая психологическая мысль. Учения Авиценна (Ибн-Сина), Альгазена, Аверроэса (Ибн-Рушда).

  20. Особенности психологической мысли периода Возрождения.

  21. Изменение стиля научного мышления при переходе от эпохи античности к эпохе Возрождения

  22. Философия Нового времени: рационалистический и эмпирический пути познания мира

  23. Философия Декарта.

  24. Психологическая концепция Б. Спинозы.

  25. Психологические взгляды Т. Гоббса

  26. Эмпирическая концепция Дж. Локка.

  27. Учение англ. Философа Бэкона о трудностях и путях познания.

  28. Проблемы рационального и бессознательного в психике человека в концепции Г.В. Лейбница. Учение о монадах.

  29. Особенности психологических идей французских просветителей ХVIIIв.

  30. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18 века – первой половины 19 века.

  31. Развитие ассоциативной психологии в Англии.

  32. Психологические взгляды М.В. Ломоносова как родоначальника естественно - научных представлений в русской психологической мысли.

  33. Концепция человека А.Н. Радищева. Его учение о душе.

  34. Особенности развития психологического знания в России в период Просвещения.

  35. Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки.

  36. Первые области психологии как самостоятельной науки: психофизика, психометрия, психофизиология органов чувств.

  37. Психологическая программа В. Вундта и его вклад в развитие экспериментальной психологии.

  38. Программа развития экспериментальной психологии в России в трудах И.М. Сеченова и его рефлекторная концепция психики.

  39. Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России.

  40. Экспериментальные исследования Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского.

  41. Вклад В.М. Бехтерева в становление и развитие отечественной психологии.

  42. Зарубежная психология периода открытого кризиса

  43. Бихевиоризм. Классический бихевиоризм Д. Уотсона.

  44. Необихевиоризм Э. Толмана и К. Халла.

  45. Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.

  46. Истоки возникновения и программа развития гештальтпсихологии.

  47. Феномены и законы зрительного восприятия в русле гештальтпсихологии.

  48. Исследования творческого мышления в русле гештальтпсихологии.

  49. Теория поля К.Левина.

  50. Глубинная психология. Психоанализ 3. Фрейда, общая характеристика.

  51. Система психоанализа.

  52. Методы учения Фрейда.

  53. Структура личности Фрейда и роль бессознательного.

  54. Индивидуальная психология А. Адлера

  55. Аналитическая психология К. Юнга

  56. Неофрейдизм

  57. Французская социологическая школа психологии Э. Дюркгейма,

Л. Леви-Брюль Ж- Пиаже.

  1. Когнитивная психология и процессы приобретения опыта.

  2. Гуманистическая психология.

  3. Логотерапия.

  4. Психогенетика.

  5. Основные этапы развития психологической науки в СССР.

  6. Методологические принципы развития психологической науки в СССР.

  7. Основные психологические школы Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
2 ЭТАП

адание: выполнить реферат по темам)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Темы рефератов

  1. Диалектика материального и духовного в полемике Чернышевского и Юркевича

  2. Вклад Спенсера в развитие ассоцианистской теории и психологии как науки

  3. Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце XIX в.

  4. Психологические взгляды К. Д.Кавелина

  5. Структурализм и функционализм в психологии: идеи и люди

  6. Творчество В. Вундта и его значение для психологии

  7. Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.

  8. Основные этапы кризиса методологических основ в психологии и их влияние на последующее развитие психологии

  9. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном

  10. Бихевиоризм - история формирования и основные идеи

  11. Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения

  12. Теория оперантного научения Скиннера как вариант бихевиоризма

  13. У истоков психоанализа - история науки о бессознательном

  14. Научные идеи и вклад в развитие психологии А. Адлера

  15. Научные идеи и влияние на развитие психологии К. Юнга

  16. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России

  17. Характеристика отечественного психологического знания в периодической печати начала XX в.

  18. Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной научной дисциплины

  19. Психологическая составляющая в деятельности российских научных обществ

  20. Научная и просветительская деятельность Московского психологического общества

  21. Основные предпосылки внедрения эксперимента в психологические исследования

  22. В.М. Бехтерев как основоположник комплексных исследований в российской психологии

  23. Основные вехи развития святоотеческих психологических воззрений в конце XIX- начале XX вв.

  24. Характеристика базовых идей святоотеческой (богословской, духовной) психологии

  25. С.Л. Франк как известный психолог

  26. Пропаганда марксистской методологии и ее внедрение в психологические исследования.

  27. Деятельность В.М. Бехтерева по формированию советской психологической науки и обоснование им рефлексологии.

  28. Роль и значение К.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии.

  29. Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.

  30. Теоретические достижения послереволюционной психологии в разработке методологических основ психологии.

  31. Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку методологических проблем советской психологии.

  32. Работа психологов по восстановлению боеспособности бойцов и трудоспособности раненых в годы войны: теоретические подходы и практические методики

  33. Деятельность А.Р. Лурии в годы войны

  34. История организации Академии педагогических наук

  35. История формирования и развития нейропсихологических исследований в нашей стране.

  36. К истории формирования военной психологии в годы Великой Отечественной войны.

  37. Разработка и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической науки: история и подходы

  38. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии

  39. Проблема развития психики и вклад А.Н. Леоньева в ее изучение

  40. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания

  41. К. Хорни и ее вклад в разработку проблем психологии

  42. Вклад Г. Салливана в разработку проблем личности

  43. Э. Фромм и его "гуманистический психоанализ"

  44. Представления о сущности человека в концепции Э. Фромма

  45. Достоинства и недостатки необихевиоризма

94.Гештальтпсихология: история формирования и ключевые представители направления

95.Формирование и развитие гуманистической психологии

96.Теория потребностей Маслоу
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1.Зарождение экспериментальной психологии. Основы психофизики (Вебер, Фехнер).



  1. Бихевиоризм, Работы Торндайка, Уотсона, Хантера).

  2. Необихевиоризм. Теория Толмена, Халла. Метод программированного обучения Скинера.

  3. Гештальтизм и Бихевиоризм. Одновременное зарождение школ. Общее и раздельное в теориях.

  4. Гештальт-психология. Идеи нового направления психологических исследований.

  5. "Теория психологического поля" Курта Левина.

  6. Психоанализ (Глубинная психология). З. Фрейд, как основоположник направления.

  7. Защитные механизмы в Глубинной психологии.

  8. Либидозная энергия Фрейда, как основа развития индивида и человеческого общества.

  9. Основа и задачи психоанализа, как метода психотерапии (З. Фрейд).

  10. Концепция развития личности Юнга. Открытие коллективного бессознательного.

  11. Типология личности по Юнгу (экстраверты, интроверты).

  12. А. Адлер: индивидуальная психология Основные положения теории личности.

  13. А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг - о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов личности и поведении человека.

  14. Неофрейдизм, структура личности (К. Хорни).

  15. Предмет и задачи истории психологии.

  16. Задачи и предмет истории психологии, периодизация науки.

  17. Периодизация истории психологии.

  18. Воззрение на природу психологического в доэллинистический период; анимизм и гилозоизм. Представления о первоэлементах психического.

  19. Представление о душе у Сократа и Платона.

  20. Представления о душе у Аристотеля и Пифагора.

  21. Развитие представлений о душе у стоиков, кикников, эпикурийцев.

  22. Психологические идеи мыслителей Востока (Авиценна, Аверроэс). Развитие опытных наук и их влияние на психологические идеи.

  23. Психологические идеи Средневековой Европы (Ф.Аквинский, Р. Бэкон).

  24. Эмпирическая психология сознания. Учение Т. Гоббса о сознании. Психологические идеи Дж. Локка и Лейбница.

  25. Возникновение ассоциативной психологии. Девид Гартли, Дж. Беркли, Давид Юм.

  26. Развитие психологических знаний в России. Предпосылки психологии в трудах М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева.

  27. Развитие психологических знаний в России 19 века. Взгляды А.И. Герцена, Н.Г.Чернышевского, К.Д. Кавелина, К.Д. Ушинского.

  28. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Учение Ч. Дарвина и учение о рефлексе как предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку.

  29. Основные течения зарубежной психологии. Бихевиоризм.

  30. Основные течения зарубежной психологии. Французская социологическая школа.

  31. Основные течения зарубежной психологии. Описательная психология.

  32. Тенденции развития зарубежной психологии в 20 веке. Когнитивная психология.

  33. Тенденции развития зарубежной психологии в 20 веке. Гуманистическая психология.

  34. Тенденции развития зарубежной психологии в 20 веке. Логотерапия В. Франкла.

  35. Теоретические исследования в психологии советского периода. П.П. Блонский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.

  36. Особенности психологической науки постсоветского периода.

  37. Гуманистическая психология. Новый подход к пониманию психики (А. Маслоу).

  38. Гуманистическая психология. К. Роджерс.

  39. Судьба русской психологии (Сеченов, Павлов, Бехтерев.)


10. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:

ЭБС «Университетская библиотека online», 2012

Марцинковская Т.Д.

История психологии. : 10 экз. рек. УМО. / Т.Д. Марцинковская. М. : Академия, 2009. - 544 с.

Якунин В.А. История психологии /В.А. Якунин : учеб. пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова.- 2001.-С. 379.- 2 экз.

Хрестоматия по курсу введение в психологию./Ред. сост.Е.Е. Соколова.- М.: «Психология».-2005.-С.656.-1 экз. Рек.УМО.

Петровский А.В.

Психология.- 8-е изд. ,стереотип.- : 10 экз. / А.В. Петровский. - М. : Академия, 2008. - 512 с. Психология.-/ Под. ред. В.Н. Дружинина.- : 2 экз. Санкт-Петербург. : Питер, 2000. - 608 ст. Столяренко Л.Д.

Психология.-/Учебник для вузов.: 1 экз. / Л.Д. Столяренко. - СПб : Питер, 2008. - 277 с.

Никандров В.В.

Психология.-/электрон. учебник.- : 1 опт. диск. / В.В. Никандров. - М. : Кнорус, 2009.

Никандров В.В.



Психология: электрон. учебник /В.В. Никандров.- : 1 экз. / В.В. Никандров. - М. : Кнорус, 2010. - электрон.д.

Дополнительная литература:

  1. Декарт Р. Страсти души. // Р. Декарт Собр. Соч.-М.-2002. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности.-М.,1999.

  2. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии.-Ростов-на- Дону.,1996.

  3. Вертгеймер М. О гештальттеории // История психологии: Тексты. Екатеринбург, 2003.

  4. Фрейд З. О психоанализе.5 лекций.-Екатеринбург.-1999.

  5. Соколов В.В. Философия Нового времени..-М.,2001

  6. Соколов В.В. Средневековая философия.-М.,2001.

  7. Годфруа Ж. Что такое психология. –М.,1996.

  8. Джемс В. Научные основы психологии.-СПб., 1902.

  9. Психология. Словарь / Под общ. ред .А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.,2004.

  10. Спенсер Г. Основания психологии.-СПб.,1897.

  11. Эдвард Чейс Толмен: жизнь научного и социального предназначения// Великие

  12. Годфруа Ж. Что такое психология. –М.,1996.

  13. Джемс В. Научные основы психологии.-СПб., 1902.с 563-571.

  14. Психология. Словарь / Под общ. ред .А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М.,2004.

  15. Спенсер Г. Основания психологии.-СПб.,1897.

  16. Эдвард Чейс Толмен: жизнь научного и социального предназначения// Великие психологи.-Ростов-на-Дону.2000с.психологи.-Ростов-на-Дону.2000


Базовые монографии рекомендуемые для успешного и углубленного изучения дисциплины "История психологии".

  1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVII и XIX веков. М., 1949

  2.   Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.): В 3 частях. Нижний Новгород, 1994-1999

  3.   Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX - начало XX в.). М., 1960.

  4.   Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.

  5.  Дессуар М. Очерк истории психологии. Минск, 2002.

  6.   Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учеб. пособие. М., 1992.

  7. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

  8. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России, Дубна, 1995.

  9.  Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967

  10.    Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. СПб., 2001.

  11.  Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975

  12. Соколов М.В. Из истории русской психологии. М., 1961

  13.   Якунин В.А. История психологии: Учебн. пособие. СПб., 1998

  14.  Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические.



Каталог: upload -> medialibrary
medialibrary -> Государственный образовательный стандарт Библиографический список статей из педагогической периодики
medialibrary -> Законодательства рф: Сводный перечень вопросов Тема Государственная символика РФ как выглядит флаг России? Что изображено на гербе России?
medialibrary -> Программа Содержание программы Инновационный потенциал современного российского образования
medialibrary -> Формирование гражданской компетентности учащихся мкоу «сош №4», Арамильского городского округа
medialibrary -> Методические рекомендации по формированию образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования и науки
medialibrary -> Л. Г. Лаптев заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор Методические рекомендации
medialibrary -> Закон «Об образовании в рф»
medialibrary -> Умк «Предшкола нового поколения» как модель предшкольного образования в доу.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница