Пояснительная записка Концепция гуманитарного образования Учебный план 4



страница1/3
Дата15.02.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБОУ ГИМНАЗИИ № 36:


1.

Пояснительная записка

2.

Концепция гуманитарного образования

3.

Учебный план

4.

Календарный учебный график

5.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, реализуемых в гимназии

6.

Локальные акты

7.

Инструкции по обеспечению комплексной безопасности гимназии

8.

Перечень используемых учебников, учебных пособий

9.

Программа развития гимназии



Пояснительная записка

  1. Миссия МБОУ гимназия № 36 и средства ее реализации

Гимназическое образование традиционно признается универсальным образованием, ориентированным на интеграцию личности учащихся в систему национальной и мировой культур, активно адаптироваться к существующим социально-экономическим условиям. Гимназия реализует идею всестороннего развития общих и интеллектуальных способностей, нравственного воспитания личности.

Согласно принятым в нашей стране нормативно-правовым актам, гимназия - это вид бюджетного общеобразовательного учреждения с повышенным уровнем результатов обучения по всем изучаемым предметам. Гуманитарная гимназия ориентирована на высокий уровень и приоритетное значение общекультурного компонента содержания образования, установление межпредметных связей в системе общественных и гуманитарных дисциплин через гуманистическую составляющую мировозрения. Соответственно, миссия гимназии № 36 выражается в предоставлении учащимся возможности за счет бюджетного финансирования получить качественное образование соответствующее требованиям государственного образовательного стандарта по всем общеобразовательным предметам и превышающее уровень современных требований государственного образовательного стандарта в части социально-гуманитарных дисциплин. Особая роль в содержании образования гимназии № 36 отводится предметам, обеспечивающим развитие социальной и коммуникативной компетентности личности выпускника: родной и иностранные языки, современные информационные технологии, обществознание и т.п.

Базовыми концептуальными подходами реализации миссии при организации процесса обучения в МБОУ гимназии № 36 являются гуманистический подход, нацеленный на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности субъекта, но не отказывающийся от социальной детерминации личности и компетентностный подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем таковыми считаются не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

В традиционном (предметно-знаниевом) подходе акцент ставится на информировании учащихся: «Каким знаниям обучать?», основным содержанием обучения являются объекты и явления окружающего мира и представления о них в науке и практике. Это находит свое отражение в учебных программах, где перечисляются факты, понятия, теории, которые подлежат изучению (пониманию, закреплению).

В компетентностном подходе делается акцент на деятельностном компоненте содержания образования: «Каким способам деятельности обучать?». Основным содержанием обучения становятся действия, операции, соотносящиеся с проблемой, которую нужно разрешить. Особенность данного подхода в том, что прослеживаются условия применения знания. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский и практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, которые необходимо сформировать; на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися; на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.





  1. Модель выпускника МБОУ гимназии № 36

В соответствии со ст. 32 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении» МБОУ гимназия № 36 осуществляет образовательный процесс по уровням учебных программ трех ступеней общего образования:

I ступень - начальное общее образование;

II ступень - основное общее образование;

III ступень - среднее (полное) общее образование.

Назначение каждой ступени общего образования определяется ст. 33, 34, 35 упомянутого положения. Администрация и педагогический коллектив гимназии с привлечением членов Управляющего Совета гимназии, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, построили модель результата деятельности гимназии № 36 по ступеням обучения.



Учащиеся, завершившие обучение на I ступени общего образования, должны достичь следующих результатов:

  • высокий уровень физического и психического здоровья детей;

  • оптимальное интеллектуальное развитие ребенка, соответствующее
    его возможностям и возрастной норме;

  • развитие индивидуальности ребенка;

  • формирование у младших школьников желания и умения учиться;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим
    собой;




  • освоение учебной программы начального образования, овладение
    осмысленным и беглым чтением, письмом, культурой речи, счетом и т.п.;

  • готовность к продолжению обучения на II ступени общего
    образования.

Учащиеся, завершившие обучение на II ступени общего образования, должны достичь следующих результатов:

  • сохранение физического и психического здоровья;

  • сформированность опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия;

  • сформированность познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;

  • сформированность общих приемов и способов интеллектуальной и
    практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических
    для предметных областей;

  • сформированность устойчивости к асоциальным влияниям, к
    возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

  • овладение современными информационными технологиями;

  • индивидуальное развитие на базе возможностей дополнительного
    образования (кружки, секции, студии - различные виды развивающей деятельности);

  • сформированность осознанного выбора каждым учащимся своей
    образовательной траектории;

  • освоение учебной программы основного общего образования на
    уровне требований образовательного стандарта;

  • готовность к продолжению обучения на III ступени общего
    образования.

Учащиеся, завершившие обучение на III ступени общего образования, должны достичь следующих результатов:

  • сохранение физического и психического здоровья;

  • готовность к личностному, социальному и профессиональному
    самоопределению выпускника школы в его дальнейшей жизни;

  • готовность к осуществлению исследовательской деятельности;

  • освоение ключевых компетентностей как способа реализации себя в
    изменяющемся мире;

  • развитие социальной зрелости и личной инициативы;

  • освоение общеобразовательной программы среднего (полного)
    образования на уровне, превышающем требования государственного
    образовательного стандарта;

  • обеспечение интеграции гимназического образования с последующим
    более высоким уровнем - высшим образованием;

  • сформированность познавательных потребностей и внутренней
    мотивации к продолжению образования в профессиональных учебных заведениях разного уровня.

3. Цели и задачи образовательного процесса МБОУ гимназии № 36

Основная образовательная программа МБОУ гимназии № 36 направлена на достижение следующих целей:

1) обеспечение освоения учащимися общеобразовательной программы среднего (полного) образования на уровне, превышающем требования государственного образовательного стандарта;

2) создание педагогических условий, направленных на всестороннее развитие учащихся гимназии, формирование готовности к самореализации в условиях динамичных социальных изменений;

3) обеспечение норм САНПИНов, использование образовательных' технологий, учитывающих необходимость сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Задачи образовательного процесса МБОУ гимназии № 36:



  • развить у учащихся ключевые компетентности, востребованные в
    условиях постиндустриального общества;

  • обеспечить полное усвоение учащимися обязательного минимума
    содержания общесообразования в соответствии с требованиями
    государственного образовательного стандарта, а в рамках гуманитарных дисциплин — превышающее уровень этих требований;

  • обеспечить реализацию субъектной позиции учащихся в образовательном процессе школы;

  • обеспечить преемственность образовательного процесса школы при
    переходе от одной к другой ступени обучения;

  • выявить и создать педагогические условия развития способностей
    обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций,
    студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;

  • организовать креативную обучающую среду для развития научно-
    технического творчества и проектно-исследовательской деятельности учащихся;

  • обеспечить-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии микросоциальной среды гимназии;

  • включить обучающихся в процессы познания и преобразования
    внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

  • сформировать у выпускника гимназии готовность к продолжению
    обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР ГИМНАЗИЯ № 36

КОНЦЕПЦИЯ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Краснодар, 2014


КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ ГИМНАЗИИ 36

ВВЕДЕНИЕ


В российском обществе сегодня в качественно новом аспекте рассматривается проблема развития и использования человеческого капитала. Государство формирует новые требования к качеству отечественного образования, предъявляя их педагогическому сообществу в Приоритетном национальном проекте «Образование» и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Сегодня гимназическое образование призвано соответствовать потребностям современного общества в социально и профессионально компетентных людях, способных принимать решения в кризисных ситуациях, берущих на себя ответственность, обладающих широтой взглядов, способных к непрерывному образованию и творчеству. Становящееся в нашей стране гражданское общество будет построено свободными гражданами, занимающими активную социальную и жизненную позицию, способными правовыми средствами отстаивать собственные интересы.

Для решения указанных задач необходимо реализовать подход к обучению, в рамках которого учащийся предстает как субъект самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а учитель - как организатор стимулирующей эту деятельность обучающей среды. Каждый ученик создает свое собственное содержание образования, в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности, предъявляемое в форме творческих продуктов деятельности. Как результат - становление субъектной позиции в обучении, наличие у учащихся познавательного интереса, опыта творческого мышления, решения практических задач, ориентация на внутреннюю сторону успеха - личностный рост и жизненную самореализацию.

Согласно принятым в нашей стране нормативно-правовым актам, гимназия - это вид общеобразовательного учреждения с повышенным уровнем результатов обучения по изучаемым предметам. Гуманитарная гимназия ориентирована на высокий уровень и приоритетное значение общекультурного компонента содержания образования, установление межпредметных связей в системе общественных и гуманитарных дисциплин через гуманистическую составляющую мировоззрения.

Базовыми концептуальными подходами в организации процесса обучения в МБОУ гимназии № 36 являются гуманистический подход, нацеленный на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности субъекта, но не отказывающийся от социальной детерминации личности и компетентностный подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем таковыми считаются не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Гуманистический подход изменяет направленность современного гимназического образования:

1) индивидуализация - раскрытие личностного потенциала, самореализация, самоутверждение, саморазвитие личности и

т.п.;

2) активная социализация - адаптация человека к требованиям общества, освоение социальных и универсальных компетентностей, воспринимаемых как личностный ресурс.



Гимназическое образование традиционно признается универсальным образованием, ориентированным на интеграцию личности учащихся в систему национальной и мировой культур, активно адаптироваться к существующим социально-экономическим условиям. Гимназия реализует идею всестороннего развития общих и интеллектуальных способностей, нравственного воспитания личности.

Цели и задачи гуманитарного образования МБОУ гимназии № 36

Основной целью гимназии № 36 является формирование образовательной среды для полноценного развития учащихся, раскрытия их творческого потенциала, развития универсальных и социокультурных компетентностей. Среди общекультурных умений особое внимание уделяется освоению иностранных языков.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач по ступеням образования.



На первой ступени:

  • сохранение физического и психического здоровья детей;

  • поддержка индивидуальности ребенка;

  • формирование у младших школьников желания и умения учиться;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

На второй ступени:

  • сохранение физического и психического здоровья;

  • формирование опыта самопознания, самореализации, индивидуального и коллективного действия;

  • формирование познавательной мотивации, определяющей установку
    на продолжение образования;

  • формирование общих приемов и способов интеллектуальной и
    практической деятельности (компетентностей), в том числе специфических для предметных областей;

  • формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

  • включение в образовательный процесс современных информационных технологий;

  • включение в образовательный процесс школы возможностей
    дополнительного образования (кружки, секции, студии - различные виды развивающей деятельности);

  • создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей
    образовательной траектории.

На третьей ступени:

  • сохранение физического и психического здоровья;

  • обеспечение максимальной индивидуализации обучения, усиление
    творческого, самостоятельного начала в деятельности учеников;

  • развитие исследовательской деятельности, социальной практики как
    обязательных компонентов учебного процесса;

  • организация групповой работы в учебном процессе, психолого-
    педагогической поддержки;

  • развитие социальной зрелости и личной инициативы;

  • обеспечение интеграции гимназического образования с последующим
    более высоким уровнем — высшим образованием;

  • профессиональная ориентация учащихся.


Отличительные особенности содержания гуманитарного образования

МБОУ гимназии № 36

Приоритетным направлением Концепции является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Для этого необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у него универсальные компетентности:



Коммуникативная компетентность включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Языковая компетентность предполагает овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими).

Социокультурная компетентность включает приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям родного языка.

Учебно-познавательная компетентность - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родного языка, литературы и культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.

В связи с этим перед педагогами гимназии ставятся следующие задачи:



  • создать условия для освоения учащимися теоретического и
    практического материала о языке;

  • обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность в монологической и диалогической речи;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательные объекты;

  • содействовать развитию у гимназистов умений использовать научные методы познания: наблюдения, эксперимент, доказательность;

  • содействовать развитию таких качеств личности, как собранность,
    уважительность, любовь к родному языку, культуре и литературе;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную
    значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

В гимназии № 36 происходит существенное расширение содержания образования в сравнении с государственным минимумом с целью формирования универсальных компетентностей учащихся:

  • технология перевода;

  • второй иностранный язык (немецкий / французский);

  • программы дополнительного образования.

Углубленное содержание обучения филологических наук связано с особой ролью языкового образования: филологические дисциплины играют ключевую роль в процессе воспитания и образования личности, формирования духовно - нравственных качеств человека, его мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развития творческих способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, формирования коммуникативной культуры, культуры речевого общения.





Для увеличения часов

Для усиления базовых







базовых предметов

предметов федерального







федерального]

компонента

компонента учебными




Классы

базисного учебного плана

предметами, отражающими специфику содержания

Всего










гимназического образования







Количество

Распределение

Количество

Распределение







часов

часов по

часов

часов по










предметам




предметам







3

английский










5 а,б.в




язык







4




1

русский
















язык













1

английский










6 а,б.в




язык

1

технология

3




1

русский




перевода










язык













1

английский










7 а,б.в




язык

1

технология

3




1

русский




перевода










язык













1

английский










8 а,б.в




язык

1

технология

3




1

русский




перевода










язык













9 а,б

1
1

Английский язык,

русский язык



1

технология перевода

3

Углубленное изучение английского языка осуществляется в гимназии с 5 по 11 класс. Специфика гимназии заключается в ее ориентированности на подготовку учащихся к межличностному общению, участию гимназистов в международных акциях и обменных программах. Уровень углубленного изучения английского языка обеспечивается за счет дополнительных часов, выделенных в учебном плане гимназии.



классы

БУП-2004 кол-во часов в неделю

Учебный план гимназии

Кол-во часов в неделю

5 класс

3

4+1

6 класс

3

3+1

7 класс

3

4+1

8 класс

3

4

9 класс

3

4

10 класс

3

6

11 класс

3

6+1

Рабочие программы по английскому языку разработаны на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Английский язык для школ с углубленным изучением английского языка»- М: Просвещение, 2010 год, авторов О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой, Н.В. Языковой. Рабочие программы соответствуют федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и дают распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей учащихся.



Что предполагает углубление?

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница