Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта



Скачать 473.13 Kb.
страница1/2
Дата21.04.2016
Размер473.13 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2


Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций


    1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности

Педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании имеет сложившиеся традиции, но в современных условиях нуждается в модернизации. Это обусловлено несколькими группами факторов.

Во-первых, масштабностью и темпами социокультурных изменений. Для современной жизни характерно лавинообразное нарастание информации и ее стремительное устаревание, трансформация мировоззренческих ориентиров, рост ценности человеческого капитала и формирование элиты нового типа – компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих инновационными технологиями деятельности. Следствием этих процессов становится мобильность квалификаций и профессий.

Во-вторых, приоритетами социально-экономического развития России. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р), Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определяют в качестве таких приоритетов совершенствование национальной инновационной системы, повышение конкурентоспособности российской экономики, интеграцию России в мировые процессы создания и использования нововведений.

В-третьих, основными характеристиками образования на данном этапе становятся непрерывность, открытость, ориентация на компетентностный подход и методологию «learning outcomes».

Преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных кадрах, обладающих мобильностью, склонностью к предпринимательству и принятию риска, мотивированных на обучение в течение всей жизни, и реальным уровнем их подготовки связывается с модернизацией системы профессионального образования.

Успех реформ в профессиональном образовании во многом связан с обновлением педагогической деятельности: не только содержательным изменением и усложнением традиционных для этой деятельности трудовых функций (например, преподавания или научно-методического обеспечения образовательного процесса), но и появлением новых элементов бизнес-процесса (например, педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся).

Новые задачи педагога сегодня состоят в том, чтобы поддержать обучающегося в его самостоятельной познавательной деятельности, обеспечить возможность приобретения практического опыта. Уходит в прошлое роль преподавателя как «предметника», «информатора». Преподаватель становится фасилитатором, который стимулирует процесс учения, модератором, структурирующим работу группы, развивающим коммуникацию в ней и др.

Качественные изменения в деятельности педагогов основного и дополнительного профессионального образования связаны с возрастанием значимости компетенций в области педагогического проектирования, создания практико-ориентированной образовательной среды, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, формирования и оценивания компетенций, организации самостоятельной работы, обеспечения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Современная педагогическая деятельность уже не укладывается в рамки «спонтанно-ритуального поведения» (В.А. Болотов). В ней сочетаются, хотя и не без противоречий, тенденции к возрастанию наукоемкости (стандартизация, модульность, информационная поддержка, диагностичность целей и результатов), субъектно-авторской позиции педагога, смещению целей деятельности в область личностно-развивающих функций.

Новые черты педагогической деятельности требуют их адекватного описания. Квалификационные характеристики должностей (КСД) в области образования, которые были пересмотрены и вышли в обновленной редакции в 2010-11 гг., не в полной мере справились с этой задачей, так как идеология их разработки осталась прежней: справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели профессиональной деятельности. Это затрудняет использование КСД для решения задач управления персоналом, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Системное, полное описание трудовых функций педагогической деятельности в основном и дополнительном профессиональном образовании позволит решить комплекс задач:



в области управления образовательной организацией – качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и в совокупности обеспечивающих достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия сотрудников;

в области подготовки кадров - определения перечня основных и дополнительных образовательных программ педагогического образования, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного педагогического образования.

Активная деятельность по разработке профессиональных стандартов в сфере образования актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов. Интересны подходы к формированию требований к педагогической деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании в странах-участницах организации экономического сотрудничества и развития. Для анализа были отобраны Австралия, Австрия, Германия, Израиль и Финляндия. С одной стороны, большинство этих стран имеют основательные исторические традиции сотрудничества с Россией в сфере профессионального образования, с другой – они обладают разными моделями описания требований к профессиональной деятельности, разными подходами к ее стандартизации.

В Израиле нет профессиональных стандартов, как самостоятельных документов, но существует гибкая система подготовки педагогических кадров для разных ступеней образования в колледжах, институтах, университетах. Требования к квалификации израильских преподавателей формулируются в рамках специально и часто очень узко разрабатываемых программ, отвечающих актуальному состоянию деятельности. Показательны примеры наименований педагогических специальностей, по которым ведется подготовка в высших учебных заведениях Израиля. Они дают представление о квалификационной структуре в этой области. В Школе педагогики гуманитарного факультета Тель-Авивского университета ведется подготовка бакалавров по специальностям:

0712 - Консультирование в сфере образования;

0713 - Преподавание в специальных классах;

0714 - Сурдопедагогика;

0715 - Социальные основы образования;

0716 - Организация и администрирование в системе образования;

0717 - Система преподавания и оценок.

Школа педагогики готовит магистров по специальностям:

0712 - Консультирование в сфере образования;

0716 - Администрирование и организация в системе образования;

0731 - Разработка учебных программ;

0732 - Исторические и философские аспекты образования;

0733 - Системы исследований, измерений и оценок;

0734 - Социология в системе образования;

0761 - Подготовка педагогов.

Как видим, просматриваются отдельные виды деятельности, связанные с руководством в сфере образования, консультационной, социальной работой, оцениванием, разработкой методического обеспечения, работой с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

Австрия, Германия и Финляндия – страны, в которых не принято разрабатывать профессиональные стандарты в силу традиционно сильных связей с работодателями при разработке учебных планов. Преподавательский корпус системы профессионального образования преимущественно формируется из работников организаций работодателей. Требования к преподавателям в Германии (по-немецки «тренерам» или «инструкторам») определяет «Директива о пригодности инструкторов». К ним относятся, например, следующие требования:

- разработка содержания обучения (разработка программы и УМК);

- обеспечение достижения обучающимся положительных результатов (в том числе условий, которые способствуют успешному обучению и развитию мотивации деятельности (учебной и профессиональной), обратной связи с обучающимися);

- выбор методов и материалов обучения соответственно целевой аудитории и использование их в соответствии с учебной или рабочей ситуацией;

- определение потребностей в сотрудничестве с учреждениями-партнерами.

Требования к преподавателям высшего образования разрабатываются непосредственно вузами.

Национальное управление образования Финляндии совместно с Европейским центром развития профессионального образования и обучения (CEDEFOP) разработало «Рамку компетенций работников профессионального образования и обучения». В рамке представлены 4 вида деятельности: управление, обучение, повышение квалификации и саморазвитие, сетевое взаимодействие, описанные по трем уровням: преподаватель (учитель); мастер (инструктор) на производстве; руководитель. Стоит заметить, что это не должности, а именно квалификационные уровни в данной профессиональной деятельности. К каждому из этих уровней могут быть отнесены разные должности. По каждому виду деятельности рамка фиксирует основные функции, компетенции, знания и умения. Детализированное описание требований к компетенциям конкретных работников системы профессионального образования и ДПО Финляндии происходит на уровне учебных планов их подготовки или на уровне должностных инструкций образовательных организаций.

Еще один подход к стандартизации деятельности преподавателей профессионального и дополнительного образования отражен в документах Австралии. В 2011 году Австралия утвердила национальную рамку квалификаций.

Один из главных приоритетов развития образования Австралии (включая, общее и дополнительное образование) – это развитие способности педагогов разрабатывать образовательные программы, реализовывать их в соответствии с последними достижениями информационных технологий, использовать эти технологии в работе. На всех ступенях образования чувствуется необходимость в развитии высокоуровневых квалификаций, которые обеспечивали бы поддержку (методическую, информационную, научную и т.д.) деятельности учителей и преподавателей. Именно поэтому в новую версию пакета документов «Обучение и образование» вошли описание квалификаций, сгруппированных по разделам:

оценивание;

реализация, организация и поддержка образовательных процессов и процессов обучения;

управление в системе образования; разработка учебно-методических материалов и информационных ресурсов;

связи с работодателями и общественностью;

повышение квалификации;

сбор, обобщение, распространение эффективных образовательных практик;

консультационные услуги в образовании и обучении и др.

В соответствии с этими разделами выделены отдельные квалификации. Например: разработка оценочных средств; планирование оценочных процедур; продвижение лучших практик оценивания; разработка внедрения стратегии признания образования и обучения; разработка методических материалов (программ, их элементов) в профессиональном обучении; планирование, организация и реализация обучения в группах; координирование и поддержка дистанционного обучения; наставник на рабочем месте; международные образовательные услуги и т.д.

Предполагается, что эти квалификации могут быть соотнесены с такими должностями как учитель, руководитель, менеджер по образованию, консультант по организации образовательного процесса или процесса обучения, специалист (буквально «лидер») по развитию персонала, специалист по планированию потребностей в кадрах, менеджер, обеспечивающий прикладные исследования в сфере профессионального развития кадров и др.

Квалификации описаны так, что каждой из которых соответствует набор критериев оценки квалификации. Например, компетенция «Определять параметры программы» для квалификации «Разработка образовательных программ» имеет следующие критерии:

- согласовывать цели и тип образовательной программы с ключевыми заинтересованными сторонами;

- выбирать стандарты и другие документы сферы обучения и образования, на основе которых будет разработана программа;

- определять требования к уровню сложности программы; определять и описывать характеристики целевой группы обучающихся по программе.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что педагогическая деятельность интенсивно развивается, прирастает новыми функциями. Это мировой тренд, который необходимо учитывать при разработке профессионального стандарта.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации

Модернизация образования обусловливает обновление состава трудовых функций и профессиональных компетенций педагогов. В связи с этим при разработке проекта учитывалось изменение парадигмы образования, утверждение компетентностного подхода как методологии современного образования, а также актуальные требования к организации образовательного процесса, формированию образовательной среды.

В основу разработки профессионального стандарта была положена методика функционального анализа деятельности путем ее последовательной декомпозиции. Выделение трудовых функций по каждой ОТФ проводилось в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности. В качестве отправной точки анализа использовался перечень должностей педагогических работников. Эти материалы были дополнены анализом профессиональной деятельности с учетом мнения экспертов.

Проект профессионального стандарта сформирован на основе следующих принципов:

- учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям педагогов;

- учет образцов лучшей практики, опыта организаций, являющихся лидерами в области образования и ориентированных на будущее;

- учет объективной структуры профессиональной деятельности, сложившегося в отрасли разделения труда;

- последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) и трудовые действия (ТД);

- измеряемость (возможность проверки) овладения видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями.

- использования правил полноты перечня, точности формулировок ОТФ, ТФ и ТД, их относительной автономности, сертифицируемости и удобства применения в управлении персоналом;

- необходимости охвата реализации образовательных программ всех уровней и направленности, указанных в наименовании профессионального стандарта;

- специфики преподавания программ профессионального обучения, различного уровня профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования.

Выделение ОТФ выполнено с учетом разделения труда, существующего в данной области трудовой деятельности и закрепленного в номенклатуре должностей педагогических работников. В результате логика ОТФ в ПС определяется, во-первых, спецификой педагогической деятельности при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, а также уровнем профессионального образования. При этом в соответствие с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ)1 и сложившейся системой реализации дополнительных профессиональных программ педагогическая деятельность по их реализации соотнесена с педагогической деятельностью по реализации основных профессиональных образовательных программ соответствующего уровня профессионального образования.

Выделение трудовых функций по каждой обобщенной трудовой функции проведено в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и(или) с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности.

В результате в проект ПС вошло описание следующих ОТФ и ТФ (таблица 1).

Каждая из обобщенных трудовых функций в силу своей автономности может быть выделена в отдельную должность: преподавателя СПО, мастера производственного обучения, методиста и старшего методиста, профессора; доцента; старшего преподавателя, преподавателя, ассистента



Должности определены в соответствие с номенклатурой должностей педагогических работников, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678. Это создает условия для обеспечения сохранения государственных гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для педагогических работников. Исключение составляют функции организационно-педагогического сопровождения группы (курса) обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования. Выполнение функций куратора группы (курса) рекомендуется возлагать на преподавателя СПО, доцента, старшего преподавателя, преподавателя или ассистента с согласия педагогического работника, что и указано в тексте профессионального стандарта.
Таблица 1 - Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт


Обобщенные трудовые функции2

Трудовые функции

Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП

Педагогический контроль и оценка освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП

Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП

Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности

Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Педагогический контроль и оценка освоения квалификаций рабочих, служащих в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся

Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса

Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО

Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО

Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам высшего образования

Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам ВО

Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)

Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора

Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)

Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и дополнительных профессиональных программ, ориентированных на соответствующий уровень квалификации

Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) ДПО и(или) профессионального обучения

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения

Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и др.

Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ СПО и профессионального обучения

Организация разработки и разработка научно-методического и учебно-методического обеспечения реализации программ СПО и(или) профессионального обучения

Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ СПО и(или) профессионального обучения

Преподавание по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации3

Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и(или) ДПП

Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и(или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации

Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий 4

Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДПП

Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным

программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации5



Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП

Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДПП

Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП

Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП

Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации

Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП

Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДПП

Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану

Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов

Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану

Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП

Данные обобщенные трудовые функции и трудовые функции на основе экспертного анализа были распределены по трем уровням квалификации (с 6-го по 8-ой). В каждом уровне определено три подуровня. Определение подуровней квалификации в данных профессиональных стандартах (ПС)

А) возможно (см. Методические рекомендации по разработке ПС, п. 2.9);

Б) необходимо, т.к.

- позволяет дифференцировать различия между трудовыми функциями, относящимися к одному уровню квалификации, но различающимися по уровню полномочий и ответственности (степень самостоятельности, масштаб деятельности, полнота реализации функций руководства), характеру умений (прежде всего, необходимости разработки новых способов решения задач профессиональной деятельности), характеру (наукоемкости) знаний;

- такая дифференциация позволит разработать более прозрачные и эффективные механизмы оценки квалификации педагогов, проведения их аттестации не только на соответствие требованиям занимаемой должности, но и на категорию, определения базовой ставки з/платы, распределения стимулирующей части з/платы и т.д.

- кроме этого указание на более высокий подуровень квалификации ориентирует на различные формы профессиональной поддержки специалистов, не имеющих опыта работы, при выполнении соответствующих трудовых функций.

Необходимость введения подуровней подтверждена при проведении опросов специалистов в области образования. При определении уровней и подуровней квалификации обобщенных трудовых функций (ОТФ) и трудовых функций (ТФ) сравнение проводилось по уровню полномочий и ответственности (степень самостоятельности, масштаб деятельности, полнота реализации функций руководства), характеру умений (прежде всего, необходимости разработки новых способов решения задач профессиональной деятельности), характеру (наукоемкости) знаний.

Сравнение проводилось по 13 ОТФ и 42 ТФ, поскольку первоначально в соответствие с Государственным контрактом разрабатывался профессиональный стандарт педагогической деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании и дополнительном образовании, и лишь потом по многочисленным предложениям экспертов, поддержанным Минобрнауки России и далее Экспертным советом Минтруда России по профессиональным стандартам, из него был выделен данный ПС. Таким образом, для сопоставления имелось достаточное число ТФ, что в силу отсутствия отраслевой рамки квалификаций, задающей план формирования профессиональных стандартов, позволило обеспечить сопоставимость квалификаций и уровней квалификации в рамках группы видов профессиональной педагогической деятельности. Далее обоснование уровней (подуровней) квалификации ОТФ и ТФ приведено только для трудовых функций данного профессионального стандарта (таблица 2).

.

Таблица 2 – Перечень ТФ и обоснование определения их уровня (подуровня) квалификации



Наименование трудовой функции

код

уровень (подуровень) квалификации

Факторы, определяющие

уровень

подуровень

квалификации и его изменение

ТФ, обеспечивающие организацию и контроль деятельности обучающихся, направленной на освоение образовательной программы или программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ проф. обучения, СПО и(или) ДПП

A/01.6

6.1

6 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации.

Дополнительный фактор: для ТФ, обеспечивающих организацию деятельности обучающихся, по программам, ориентированым на освоение (совершенствование) квалификации вплоть до 6 уровня включительно, квалификация соответствующей педагогической деятельность должна быть не ниже.



Подуровень 1 определен, поскольку, как правило, организуется деятельность (осуществляется руководство деятельностью) группы обучающихся до 25 человек, что определяет масштаб деятельности, а, следовательно, и уровень ее ответственности, а также ее сложность


Педагогический контроль и оценка освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ проф. обучения СПО и(или) ДПП

A/02.6

6.1

Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих

B/01.6

6.1

Педагогический контроль и оценка освоения квалификаций рабочих, служащих в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся


B/02.6

6.1

Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и(или) ДПП

H/01.6

6.2

Подуровень 2 определен в силу большей наукоемкости программ учебных курсов, дисциплин (модулей) бакалавриата в сравнение с программами СПО и профобучения (сравнение с ОТФ A/01.6, B/01.6)

Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и(или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации

H/02.6

6.2

Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП

I/01.7

7.2

7 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации. Дополнительный фактор: для ТФ, обеспечивающих организацию деятельности обучающихся, по программам, ориентированым на освоение (совершенствование) квалификации 7 уровня, квалификация соответствующей педагогической деятельность должна быть не ниже.


Подуровень 2 определен, т.к. ТФ обеспечивают овладение деятельностью, как минимум, первого подуровня 7 уровня. По мнению экспертов, квалификация соответствующей педагогической деятельность должна быть более высокого подуровня

Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-

профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП



I/03.7

7.2

Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП

J/01.7

7.3

Подуровень 3 определен в силу большей наукоемкости программ учебных курсов, дисциплин (модулей) подготовки кадров высшей квалификации в сравнение с программами бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (сравнение с ОТФ G/01.7, G/03.7)

Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану

J/03.8

8.2

8 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации. Дополнительный фактор: для ТФ, обеспечивающих организацию деятельности обучающихся, по программам, ориентированым на освоение (совершенствование) квалификации 8 уровня, квалификация соответствующей педагогической деятельность должна быть не ниже

Подуровень 2 определен, т.к. ТФ обеспечивают овладение деятельностью, как минимум, первого подуровня 8 уровня. По мнению экспертов, квалификация соответствующей педагогической деятельность должна быть более высокого подуровня

Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов

J/04.8

8.2

Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану

J/05.8

8.2

ТФ, обеспечивающие организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся («классное руководство», «кураторство»)

Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО

C/01.6

6.1

6 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации.

Подуровень 1 определен, поскольку, как правило, организуется деятельность (осуществляется руководство деятельностью) группы обучающихся до 25 человек, что определяет масштаб деятельности, а, следовательно, и уровень ее ответственности, а также ее сложность

Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

C/02.6

6.1

Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам ВО

D/01.6

6.1

Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

D/02.6

6.1

Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора

E/01.6

6.1

Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)

E/02.6

6.1

ТФ, обеспечивающие разработку программно-методического обеспечения реализации образовательных программ

Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ проф. обучения, СПО и(или) ДПП

A/03.6

6.2

6 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации.

Дополнительный фактор: новые методические решения, разрабатываемые в данном случае, как правило, значимы на уровне индивидуальной профессиональной деятельности и(или) на уровне образовательной организации (подразделения). Разработка научно-методического и учебно-методического обеспечения реализации программ СПО и(или) профессионального обучения, используемого на уровне отрасли и(или) региона отнесена к ТФ E/01.7 и имеет 7 уровень квалификации



Второй подуровень определен, т.к. методическая деятельность определена экспертами как более наукоемкая и сложная в сравнение с «преподаванием» по соответствующим программам (ТФ A/01.6, A/02.6, B/01.6, B/02.6, С/01.6)

Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса

B/03.6

6.2

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения

F/02.6

6.3

Третий подуровень определен, т.к. в данном случае речь идет о руководстве методической деятельностью 6 уровня второго подуровня

Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и(или) ДПП

H/04.7

7.1

7 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации.

Дополнительный фактор: новые научно-методические и методические решения, разрабатываемые в данном случае, как правило, значимы на уровне крупной образовательной организации, какой является вуз и(или) на уровне отрасли (в сфере подготовки кадров соответствующей квалификации)



Первый подуровень определен, поскольку деятельность осуществляется под руководством

Организация разработки и разработка научно-методического и учебно-методического обеспечения реализации программ СПО и(или) профессионального обучения

G/01.7

7.3

Третий подуровень определен, поскольку в данном случае решаются задачи развития системы СПО и(или) профессионального обучения; получаемые новые знания являются основой для ТФ D/02.6, имеющей 6 уровень, третий подуровень квалификации

Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ СПО и(или) профессионального обучения

G/02.7

7.3

Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП

I/04.8

8.1

8 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации.

В данном случае разрабатываемые новые научно-методические и методические решения, как правило, значимы на уровне крупной образовательной организации, какой является вуз, вузов, осуществляющих подготовку кадров по данному направлению (специальности) и(или) на уровне отрасли (в сфере подготовки кадров соответствующей квалификации)



Первый и третий подуровень определены с учетом различной наукоемкости образовательных программ, для которых разрабатывается научно-методическое обеспечение

Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП

J/06.8

8.3

Различные ТФ, для которых характерно руководство (организация деятельности) группы педагогов или взаимодействие с работодателями и иными социальными партнерами

Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) ДПО и(или) профессионального обучения

F/01.6

6.3

6 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации

Третий подуровень определен, поскольку в данном случае речь идет о руководстве деятельностью 6 уровня второго подуровня (методическое обеспечение) и(или) результаты деятельности значимы на уровне организации, деятельность предполагает широкие социальные контакты, в т.ч. с работодателями и иными социальными партнерами


Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и др.

F/03.6

6.3

Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий 6

H/03.7

7.1

7 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации

Первый подуровень определен, т.к. речь идет о профессиональной поддержке выполнения ТФ F/01.6 и F/02.6, имеющих шестой уровень второй подуровень

Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДПП

I/02.7

7.3

Третий подуровень определен, т.к. речь идет о профессиональной поддержке выполнения ТФ F/01.6 и F/02.6 (уровень, подуровень квалификации 6.2), F/03.7, F/04.7 (уровень, подуровень 7.1) и G/01.7, G/03.7 (уровень, подуровень 7.2)

Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДПП

J/02.8

8.2

8 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации

Второй подуровень определен, т.к. речь идет о руководстве группой специалистов, в т.ч. выполняющих деятельность восьмого уровня первого подуровня квалификации

Спецификой педагогической деятельности является наличие «одноименных» ТФ, выделенных в логике процессуального подхода: разработка программно-методического обеспечения – организация деятельности обучающихся – педагогический контроль и оценка. При этом наиболее сложным является разработка программно-методического обеспечения. В результате она и получила более высокий подуровень. Например, второй (если осуществляется самостоятельно для «читаемых» дисциплин (модулей), курсов). Если ОТФ связана с сопровождением разработки программно-методического обеспечения другими педагогами, то это третий подуровень. Пока речь идет о шестом уровне квалификации.

Если же разрабатывается не программно-методическое обеспечение «читаемых» дисциплин (модулей), курсов, а научно-методическое обеспечение, значимость которого выходит за рамки отдельной образовательной организации и имеет отраслевое значение, то необходимо говорить о седьмом и восьмом уровне квалификации в зависимости от сложности образовательной программы и широты применения разработок.

Сложность образовательных программ влияет также на уровень квалификации ТФ «Организация» и «Контроль». Для дополнительных общеобразовательных программ, программ СПО и программ бакалавриата это 6 уровень (сложность программ бакалавриаты учтена за счет указания на 2 подуровень). Для программ специалитета и магистратуры, а также аспирантуры, (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки – это седьмой уровень (соответственно 2 и 3 подуровень).

Аналогичным образом путем сопоставления определены уровни и подуровни квалификации по всем ОТФ и ТФ, описанным в ПС. При этом специфика разделения труда, сложившегося в высшем образовании такова, что в рамках одной ОТФ имеются ТФ разных (как правило, двух смежных) квалификационных уровней (6-го и 7-го или 7-го и 8-го). В этих случаях определение уровня квалификации ОТФ проводилось по наивысшему уровню квалификации ТФ, поскольку в ином случае целостное выполнение ОТФ окажется невозможным.

Возможно, в процессе апробации ПС будет проведена корректировка, однако для этого уже на данном этапе важен факт присутствия в ПС не только уровней, но и подуровней квалификации



Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница