Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе



Скачать 462.63 Kb.
страница1/3
Дата21.04.2016
Размер462.63 Kb.
  1   2   3


Структура программы учебного предмета



I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;




  • Обоснование структуры программы учебного предмета; -Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Календарно-тематические планы по годам обучения (классам);

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  • Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы, аудио и
видеоматериалов

  • Список рекомендуемой методической литературы;

  • Список рекомендуемой нотной литературы;

  • Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольное народное пение» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

Предмет «Сольное народное пение» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.

Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение песенно-музыкального, и обрядового фольклора России.

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная литература».

Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.



2. Срок реализации учебного предмета «Сольное народное пение» составляет 7 лет (2-8 классы).

Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольное народное пение»:

Срок обучения

7 лет

8-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

462


66

Количество часов на аудиторные занятия

231

33

Количество часов на внеаудиторную (сам. работу)

231

33

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Сольное народное пение» может проводиться в форме индивидуальных занятий и мелкогрупповых занятий (2-4 человека).

Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося. Занятия по постановке голоса на уроках «Сольное народное пение» позволят преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Сольное народное пение»
Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.



Задачи:

- развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;

- получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;

- создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества;

- развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);

- обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации;

- освоение учащимися навыков и умений сольного пения;

- развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.



6. Обоснование структуры учебного предмета «Сольное народное пение»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение


учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • наглядный (наблюдение, демонстрация);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Методика работы с учащимися, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора, а также авторских произведений и обработках народных песен.

8. Описание материально-технических условий для реализации учебного предмета

Минимально необходимый для реализации в рамках образовательной программы «Музыкальный фольклор» учебного предмета «Сольное народное пение» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий, концертный зал с роялем/фортепиано;

- звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт


дисков, магнитофон, видеомагнитофон, персональный компьютер);

- библиотеку и помещения для работы со специализированными


материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видео зал/класс).
II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Сольное народное пение», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения 7 (8) лет




Распределение по годам обучения


Класс


2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

33



33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

231

33

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов на внеаудиторные занятия по годам

33

33

33

33

33

33

33

33

Общее количество часов на внеаудиторные занятия

231


33




462


Максимальное количество часов занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2

2

Общее максимальное количество часов по годам

66

66

66

66

66

66

66

66

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

528

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Сольное народное пение»:

- вокально-хоровая работа;

-постановка концертных номеров и фольклорных композиций;

-аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных песен и др.



2. Требования по годам обучения

Процесс изучения предмета «Сольное народное пение» делится на 3 этапа обучения: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся.



Этапы обучения

Возраст

Срок реализации

Задачи

Подготовительный – 1 год обучения (2 класс)

7 – 8 лет

1 год

Знакомство с допесенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором

Начальный – 2 и 3 годы обучения (3-4классы)

9-12 лет

2 года

Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями.

Основной – 4 – 7 (8) годы обучения (5-8/9 классы)

13-15 (16) лет

4 года (5 лет)

Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно-бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Освоение областных особенностей песенного творчества России. Знакомство и освоение авторского творчества.

Учебно-тематические планы по годам обучения (классам)

Учебно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

В репертуар предмета «Сольное народное пение» включаются произведения народной песенной традиции различных жанров:


  • песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);

  • песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);

  • материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки,

сказки);

• лирические протяжные песни;

• эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи, баллады).
Авторские произведения, обработки народных песен.

1 год обучения (2 класс)


№№

Наименование темы

1.

Певческая установка.

Правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног в процессе пения. Ощущение внешней и внутренней подтянутости.



2.

Певческое дыхание.

Закрепление диафрагмального дыхания. Пение упражнений, формирующих певческое дыхание. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Равномерное распределение дыхания на одну фразу. Проговаривание скороговорок на одном дыхании в удобном регистре как в пении, так и в не пения.



3.

Звукоизвлечение.

Открытый способ звукоизвлечения. Звонкость, чистота, полетность – основополагающие компоненты открытого звучания.

Слуховой контроль за звукообразованием. Пропевание текста песен, потешек на одном звуке(разговорная интонация). Разучивание элементарных попевок, состоящих их 2-х, 3-х, 4-х нот.


4.

Дикция и артикуляция.

Развитие навыков правильной артикуляции. Четкое произношение согласных звуков. Проговаривание и пропевание скороговорок на разной высоте, в разном темпе. Работа со считалками и скороговорками, включающими согласные Б-П, Д-Т.



5.

Чистота интонации.

Работа над координацией слуха и голоса. Выявление примарной зоны и пропевание небольших по объему песен. Пение песен-попевок, считалок.



6.

Развитие чувства ритма.

Игра на ударных шумовых инструментах (ложках). Похлопывание несложного ритмического рисунка песен. Освоение с учащимися простейших метроритмов (две четверти, три четверти) при игре на шумовых ударных народных инструментах.



7.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Подготовка учащихся к выступлению в концертных программах и конкурсах.





2 год обучения (3 класс)


№№

Наименование темы

1.

Певческая установка.

Правильное положение корпуса (не допускается зажатость). Ощущение свободы тела и голосового аппарата, подтянутость внутренняя и внешняя.



2.

Певческое дыхание, чистота интонации.

Закрепление навыков, полученных в первом классе. Пение упражнений «на опоре», формирующих певческое дыхание. Пропевание длинных нот на дыхании, тем самым упражняя певческий аппарат вырабатывая правильное дыхание.

Выработка чистоты интонации с помощью небольших упражнений – попевок в «высокой позиции звука». Пение закличек,веснянок, потешек.


3.

Звукоизвлечение.

Свободный полетный звук, пение в грудном регистре. Контроль над звукообразованием, не допустим в пении крик. В репертуар может входить календарный фольклор. Активизация разговорной интонации.



4.

Дикция и артикуляция.

Работа над четким произношением слова. Проговаривание и пропевание скороговорок, включающими согласные Б-П, Д-Т, Р, по принципу от простого к сложному.



5.

Развитие чувства ритма.

Игра на ударных шумовых инструментах, включение их в песенный репертуар. Освоение простейших метроритмов (две четверти, три четверти, четыре четверти).



6.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Подготовка учащихся к выступлению в концертных программах и конкурсах.




3 год обучения (4 класс)

№№

Наименование темы

1.

Певческая установка.

Соблюдение правил певческой установки. Использование специальных упражнений, контролирующих осанку.



2.

Певческое дыхание.

Развитие навыков рационального дыхания при пении. Координация дыхания и звукообразования. Контроль работы диафрагмы и мышц живота. Тренинг дыхательного аппарата. Изучение правил дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка «зевок». Пение упражнений, помогающих почувствовать опору звука.



3.

Звукоизвлечение.

Тренировка навыков резонативной распевно-скороговорочной речи. Ощущение опоры диафрагмы. Закрепление примарной зоны. Пение с закрытым ртом звуков и слогов. Выработка и закрепление навыков народной манеры пения на основе упражнений, попевок в пределах квинты.



4.

Дикция и артикуляция.

Ясное формирование звуков, обусловленное крепкими и четкими движениями всего голосового аппарата, главным образом языка и губ. Работа над выразительностью слова. Использование в работе скороговорок, потешек.



5.

Чистота интонации.

Работа над координацией слуха и голоса. Уделение внимания выразительности слова. Пропевание небольших по объему песен. Освоение интонации поступенного движения. Интонирование нисходящих движений в объеме терции, кварты. Использование квартовых попевок: «Жаворонок-дуда», «Жаворонки- ноги тонки». Расширение диапазона до квинты.



6.

Развитие чувства ритма.

Развитие навыков игры на ударных шумовых инструментах, используя несложные ритмические упражнения.



7.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Подготовка учащихся к выступлению в концертных программах и конкурсах.




4 год обучения (5 класс)

№№

Наименование темы

1.

Певческая установка.

Закрепление навыков третьего года обучения. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.



2.

Вокально-хоровая работа.

Совершенствование вокальных навыков (дыхания, звукоизвлечения, дикции).

Ежеурочный тренинг дыхательного аппарата. Контроль работы диафрагмы и мышц живота. Работа над плавным голосоведением. Пение на одном дыхании каждой отдельной фразы. Работа над высокопозиционным звуком в упражнениях. Использование считалок для развития подвижности артикуляционного аппарата. Экономная артикуляция.


3.

Чистота интонации.

Интонирование музыкальных попевок. Закрепление диапазона в объеме квинты. Работа над собранными И и Ы через И. Пение с закрытым ртом. Прием активизирует слух, помогает сосредоточить внимание на интонации. Пропевание считалок.



4.

A capella.

Развитие навыка пения без сопровождения. Использование одноголосных песен с ограниченным диапазоном, умеренным темпом и ясным ладовым развитием.



5.

Развитие чувства ритма.

Использование ритмических упражнений. Умение исполнять ритмический рисунок песен на ударных шумовых инструментах.



6.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Выразительное и образное исполнение песен. Решение задач осмысленного.




5 год обучения (6 класс)

№№

Наименование темы

1.

Певческая установка.

Выработка навыка певческой установки и постоянный контроль за ней.



2.

Вокально-хоровая работа.

Закрепление выработанных навыков правильного звукообразования, грудного резонирования звука. Умение исполнять длинные фразы на одном дыхании. Пение естественным, нефорсированным звуком. Работа над скороговорками с согласными звуками В-Ф, З-С, Ц. Внятное произнесение согласных звуков на близком звуковом посыле.

Обучение самостоятельно начинать и заканчивать песню.


3.

Чистота интонации.

Работа над чистотой интонации средствами музыкальной выразительности в народной песне. Интонирование музыкальных попевок. Воспитание слухового контроля.



4.

A capella.

Совершенствование навыка пения без сопровождения. Исполнение календарных песен с небольшим диапазоном. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении).



5.

Развитие чувства ритма.

Точное воспроизведение ритмического рисунка. Развитие чувства темпа, ритма, моторики, координации движений при игре на народных шумовых инструментах. Импровизация ритмических рисунков в песнях.



6.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Изучение песен с элементами движения. Развитие эмоциональности и артистизма учащихся. Формирование навыка публичного выступления.




6 год обучения (7 класс)

№№

Наименование темы

1.

Вокально-хоровая работа.

Закрепление выработанных вокально-хоровых навыков. Работа над чистотой интонирования, ровным дыханием. Исполнение сложных скороговорок с согласными Г-К и Ш-Щ. Закрепление навыков артикуляционной культуры.



2.

Освоение новых песенных жанров.

Расширение жанрового разнообразия исполняемых песен: лирические, величальные, строевые. Ознакомление с характерными приемами народного звукоизвлечения. Включение в репертуар авторских произведений, расширяя исполнительский кругозор.



3.

Работа над сценическим воплощением песен.

Развитие творческих способностей, эмоциональности и артистизма. Работа над выразительностью поэтического текста.



4.

A capella.

Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Использование в репертуаре календарных песен.



5.

Ансамбль.

Пение в дуэте. Выработка навыков ансамблевого пения. Работа над цепным дыханием, чистотой интонации, сглаживанием регистров.



6.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Участие в концертных программах, обрядовых праздниках, спектаклях.




7 год обучения (8 класс)

№№

Наименование темы

1.

Вокально-хоровая работа.

Совершенствование вокально-хоровых навыков. Работа над правильным звукообразованием, хорошей дикцией, подвижностью голоса. Закрепление навыка народной манеры пения.



2.

Освоение новых песенных жанров.

Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра.



3.

Работа над сценическим воплощением песен.

Работа над художественным образом в песнях. Развитие творческих способностей, навыков импровизации.



4.

A capella.

Пение без сопровождения. Изучение одноголосных песен. Работа над звуком, артикуляцией, подвижностью голоса.



5.

Ансамбль.

Работа над чистотой интонирования партий отдельно и в ансамбле. Развитие навыков эмоционального общения в ансамбле во время исполнения песен. Закрепление навыков ансамблевого пения.



6.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Участие в концертных программах, обрядовых праздниках, конкурсах.




8 год обучения /дополнительный/ (9 класс)

№№

Наименование темы

1.

Вокально-хоровая работа.

Закрепление вокально-хоровых навыков и умений, полученных в 6-8 классах. Работа над совершенствованием тембра голоса. Освоение навыков пения авторских произведений.



2.

Ансамбль.

Совершенствование навыков цепного дыхания в вокальном ансамбле. Работа над единой певческой манерой, соединением регистров, выравниванием голосов на всем диапазоне.



3.

A capella.

Работа над ансамблевым строем в пении без сопровождения (трехголосное исполнение).



4.

Работа над певческим репертуаром.

Включение в репертуар подлинных образцов народных песен, записанных как в Волжском регионе, так и в других областях России (свадебные, лирические, строевые, частушки). Включение в репертуар авторских произведений. Изучение диалектных особенностей исполняемых песен. Ознакомление с певческими традициями различных регионов. Знание особенностей исполняемых песен.



5.

Концертная деятельность, участие во всероссийских, международных конкурсах.

Подготовка учащихся к различным выступлениям. Сценическое воплощение исполняемых песен. Соединение пения с движением, инструментальным сопровождением.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница