Пояснительная записка данный курс предназначен для учащихся 9 10 классов, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов социально-экономического цикла



Дата30.01.2022
Размер2,56 Mb.
#124013
ТипПрограмма


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данный курс предназначен для учащихся 9 – 10 классов, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов социально-экономического цикла.
Является углубленным вариантом базового раздела учебного предмета «Введение в экономику».
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наёмного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-владение основными видами публичных выступлений.
На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности всё более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. Эту мысль как нельзя лучше подтверждают высказывания учёного с мировым именем в области маркетинга - Филиппа Котлера: "В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным "механизмом", который способен обеспечить выживание предприятию".
Переход от централизованной экономики к рыночным условиям породил практические проблемы, связанные с необходимостью подготовки руководителей, способных работать в этих условиях. Значительно возросли требования к содержанию и качеству знаний в этой области, а также в квалификации управляющих. Появилась необходимость научить управляющих разных рангов и уровней принципам и методам маркетинга.
На вопрос "Какие ошибки совершают предприниматели на постсоветском пространстве, и какие особенные методы маркетинга помогли бы их избежать?", Филипп Котлер ответил: "Нет никаких особых ошибок - на каждом уровне предпринимательства совершаются одинаковые ошибки, но они зависят не от страны, а от внешних условий и типа предприятия. А методы маркетинга универсальны, просто нужно выбрать из них те, которые в данный момент и в данном месте могут принести наилучший результат".
Для того чтобы достаточно подробно изучить все вопросы, связанные с маркетингом, потребуются десятки библиотечных томов. Для тех же, кто приступает к изучению маркетинга впервые, необходимо общее представление о его основах, чтобы из всего многообразия информации, выделить самое главное и не запутаться в нюансах. Именно из таких соображений и разработана данная программа.
"Основы маркетинга" не следует рассматривать как поверхностный курс. Поскольку целью его изучения является формирование комплексного представления о роли и значении маркетинга в системе социально-экономических отношений на современном этапе развития общества.
Важность данного курса определяется и тем, что он является своеобразным базисом при изучении других дисциплин блока "Маркетинг", призван сформировать начальные знания и представления в области планирования и реализации маркетинговой концепции, раскрывающий доминирующую роль нужд и запросов потребителей, удовлетворение которых ведёт к достижению предприятием устойчивого положения на рынке в долгосрочной перспективе.
Рыночные отношения изменяют подходы к образованию в целом и методике подготовки экономистов-менеджеров в частности. Требуется преодолеть стереотипы мышления, выработанные под воздействием административных методов хозяйствования. Приоритетное значение также приобретают изучение рынка и формирование стратегий развития предприятия.
Умение критически мыслить является одним из основных качеств современного маркетолога, поскольку именно оно лежит в основе способности адаптироваться к меняющимся условиям.
Критическое мышление требует наблюдательности, умения классифицировать, интерпретировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, собирать и упорядочивать информацию, принимать решения и применять имеющиеся знания к новой ситуации.
Структура и содержание курса помогут учащимся уяснить место и роль маркетинга в деятельности предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям.
Данный курс предоставляет материал в доступной форме и охватывает ключевые вопросы, касающиеся маркетинга.
Стиль изложения материала приемлем для широкого круга обучающихся и в то же время максимально содержателен. Поскольку маркетинг имеет свою собственную терминологию, важная цель этого курса состоит в пополнении словарного запаса учащихся. Однозначное, лаконичное и содержательное научное определение понятий поможет избежать различий в понимании и толковании.
Широкий спектр рассматриваемых в курсе тем и вопросов даст учащимся прочный фундамент для дальнейшего изучения более сложных курсов и позволит им составить собственное представление о возможностях использования маркетинга. Теоретический материал курса ориентирован на сугубо практическое применение. Наличие схем, таблиц и тестовых заданий создаёт дополнительные удобства в усвоении материала. По всем темам предусмотрены тестовые задания и вопросы для повторения. Курс ориентирован на широкое применение активных форм обучения. Опыт показывает, что их использование помогает школьникам более глубоко усвоить теоретические знания, получить первый опыт применения экономических понятий на практике, облегчает и ускоряет усвоение предмета.
Данный курс учитывает происходящие изменения в деловом мире, поскольку затрагивает широкий спектр актуальных на сегодняшний день и на ближайшую перспективу вопросов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов)


Введение (1 час). Знакомство с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объёмом самостоятельных и практических работ, которые предстоит выполнить за данное время. Обсудить критерии оценивания самостоятельных работ.
ТЕМА 1. История зарождения маркетинга, его современное содержание (5 часов).
1.1. Сущность маркетинга.
1.2. Эволюция маркетинга.
1.3. Подходы к осуществлению маркетинговой деятельности.
1.4. Сферы возможного применения маркетинга.
ТЕМА 2. Управление маркетингом на предприятии (8 часов).
2.1. Процесс управления на основе маркетинга.
2.2. Содержание маркетингового менеджмента.
2.3. Сущность планирования, его принципы.
2.4. Организация маркетинговой деятельности предприятия.
2.5. Контроль маркетинговой деятельности предприятия.
2.6. Маркетинг в стратегии развития предприятия.
2.7. Основные направления и содержание деятельности маркетингового аналитика.
ТЕМА 3. Маркетинговая среда предприятия (4 часа).
3.1. Микросреда предприятия.
3.2. Макросреда предприятия.
3.3 Специфика реализации маркетинга на этапе перехода к рынку.
ТЕМА 4. Рынок в системе экономических отношений (4 часа).
4.1. Сущность рынка и рыночных отношений.
4.2. Факторы, определяющие деловую активность субъектов рынка.
4.3. Потребительский рынок и рынок предприятий.
ТЕМА 5. Информационное обеспечение маркетинга (6 часов).
5.1. Маркетинговая информационная система.
5.2. Практика проводимых исследований.
5.3. Последовательность проведения маркетингового исследования.
5.4. Методы получения информации.
5.5. Методические основы исследований в маркетинге.
ТЕМА 6. Сегментация рынка (4 часа).
6.1. Предпосылки проведения сегментации рынка.
6.2. Основные принципы сегментации потребительского рынка.
6.3. Виды целевого маркетинга.
ТЕМА 7. Поведение покупателей на потребительском рынке и рынке предприятий (7 часов).
7.1. Поведение покупателей на потребительском рынке.
7.2. Процесс принятия решения о покупке товара на потребительском рынке.
7.3. Особенности предложения товара рыночной новизны.
7.4. Поведение покупателей на рынке предприятия.
7.5. Процесс принятия решения о покупке товара на рынке предприятий.
7.6. Специфика различных видов закупок на рынке предприятий.
Тема 8. Товар в маркетинговой деятельности (8 часов).
8.1. Содержание товара в условиях рынка.
8.2. Классификация товаров.
8.3. Товарная номенклатура и ассортимент товаров.
8.4. Процесс разработки новых товаров и планирование их жизненного цикла.
8.5. Товарные знаки и торговые марки.
8.6. Упаковка и маркировка товаров.
8.7. Сервисное сопровождение товаров.
ТЕМА 9. Продвижение товаров на рынок (5 часов).
9.1. Сущность продвижения, его цели.
9.2. Коммуникации как средство продвижения товаров.
9.3. Характеристика основных элементов продвижения.
9.4. Процесс формирования комплекса коммуникаций.
ТЕМА 10. Распределение товаров (6 часов).
10.1. Значение распределительной системы, её структура.
10.2. Оптовая и розничная торговля.
10.3. Организация розничной торговли с использованием мерчендайзинга.
10.4. Особенности распределения различных типов товаров.
10.5. Выбор канала распределения товаров.
ТЕМА 11. Ценовая политика (5 часов).
11.1. Сущность ценовой политики предприятия.
11.2. Основные методы ценообразования.
11.3. Использование скидок и надбавок в процессе установления окончательной цены.
11.4. Ценовая адаптация.
ТЕМА 12. Современные тенденции развития маркетинга (1 час).
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЁТ ПО КУРСУ (1 час).
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (3 часа).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ


Введение. Цели и задачи курса. Место маркетинга в системе экономических знаний.


ТЕМА 1. История зарождения маркетинга, его современное содержание.
СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА. Понятие «маркетинг». Задачи и значение маркетинга. Рынок. Рынок продавцов. Рынок покупателей. Нужда. Потребность. Товар. Услуга. Полезность. Запрос. Обмен. Сделка. Виды сделок.
ЭВОЛЮЦИЯ МАРКЕТИНГА, Эпохи становления маркетинга. Эпоха производства. Эпоха сбыта. Эпоха маркетинга. Маркетинговая концепция.
ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Совершенствование производства. Совершенствование товара. Интенсификация коммерческих усилий по сбыту. Классический маркетинг. Социально-этичный маркетинг. Основные факторы маркетинговой деятельности.
СФЕРЫ ВОЗМОЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА. Пять ключевых точек зрения относительно роли маркетинга в жизни общества. Роль маркетинга в экономической науке и практической деятельности предприятий. Функции маркетинга на уровне предприятия. Коммерческая деятельность предприятий. Некоммерческая деятельность предприятий. Виды маркетинга. Потребительский маркетинг. Промышленный маркетинг. Маркетинг - ориентированный на товар, услугу или идею. Маркетинг - ориентированный на потребителя или целевую группу потребителей. Мультинациональный . Глобальный. Некоммерческий. Социальный. Макромаркетинг. Микромаркетинг.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.

ТЕМА 2. Управление маркетингом на предприятии.


ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГА. Управление на основе маркетинга. Процесс управления. Силы предприятия. Слабости предприятия. Рыночные возможности. Анализ рыночных возможностей с помощью матрицы И. Ансофа. Отбор целевых рынков. Сегментация рынка. Позиционирование. Комплекс маркетинга. Содержание понятия «комплекс маркетинга». Реализация маркетинговых мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Маркетинговый менеджмент. Основные задачи маркетингового менеджмента. Процесс осуществления маркетингового менеджмента. Планирование. Организация. Мотивация. Контроль. Процесс формирования общих целей предприятия. Ключевые цели структурных подразделений предприятия. Структурные подразделения предприятия. Маркетинг. Производство. Финансы. Персонал. НИОКР. Менеджмент.
СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО ПРИНЦИПЫ, План. Планирование. Уровни планирования. Принципы планирования.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Служба маркетинга предприятия. Схемы организации службы маркетинга. Функциональная организация службы маркетинга. Организация службы маркетинга по товарам и товарным группам. Организация службы маркетинга по рынкам и покупателям. Организация службы маркетинга по регионам. Достоинства и недостатки служб маркетинга, построенных по различным принципам.
КОНТРОЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Сущность контроля. Объекты контроля. Маркетинговый контроль. Типы маркетингового контроля. Контроль над выполнением годовых планов. Контроль прибыльности. Стратегический контроль. Ревизия маркетинговой деятельности.
МАРКЕТИНГ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. Понятие «стратегия». Стратег. Уровни формирования стратегии. Выбор направления деятельности. Формулировка целей организации. Использование методов для обоснования ожидаемых результатов и формирования на этой основе ориентиров. Описание средств достижения целей. Разработка программы действий. Процесс стратегического планирования. Виды стратегий в зависимости от субъекта рынка. Ошибки при формировании стратегии. Конкурентное преимущество. Способы, обеспечивающие конкурентное преимущество. Дифференциация товаров.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИТИКА. Специальность маркетингового аналитика. Экономический анализ. Этапы деятельности маркетингового аналитика.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 3. Маркетинговая среда предприятия.
МИКРОСРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ. Маркетинговая среда предприятия. Микросреда предприятия. Факторы микросреды предприятия. Поставщики. Конкуренты. Посредники. Продавцы. Покупатели. Потребители. Контактные аудитории. Изготовитель. Группы контактных аудиторий.
МАКРОСРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ. Макросреда предприятия. Факторы макросреды предприятия. Демографические. Экономические. Природные. Культурные. Политические. Научно-технические.
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ. Проблемы хозяйственно- экономического характера. Уровни и факторы маркетинговой среды на постсоветском пространстве. Производственные факторы. Основные фонды и оборотные средства. Рабочая сила. Финансы. Информационные ресурсы. Управленческие ресурсы.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 4. Рынок в системе экономических отношений.
СУЩНОСТЬ РЫНКА И РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Рынок. Рыночная экономика. Частная собственность. Система ценообразования. Прибыль. Конкуренция. Виды конкуренции. Конкуренция продавцов. Конкуренция покупателей.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДЕЛОВУЮ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РЫНКА. Обмен. Спрос. График спроса. Закон спроса. Величина спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Полезность. Субституты. Комплементарные товары. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Величина предложения. Ценовые и неценовые факторы спроса.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И РЫНОК ПРЕДПРИЯТИЙ, Виды рынков. Потребительский рынок. Рынок предприятий. Рынок товаров промышленного назначения. Рынок промежуточных продавцов. Рынок государственных учреждений.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 5. Информационное обеспечение маркетинга.
МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА. Понятие «информация». Кибернетика. Система маркетинговой информации. Подсистема внутренней информации. Подсистема внешней информации. Подсистема информации маркетинговых исследований. Цель маркетинговых исследований.
ПРАКТИКА ПРОВОДИМЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Хозяйственная деятельность предприятия. Виды исследований. Рыночное исследование. Маркетинговое исследование. Конъюнктурное исследование. Требования к проводимым исследованиям. Основные направления исследований. Изучение рынка. Изучение покупателей и потребителей. Изучение конкурентов. Изучение товара. Использование новых технологий получения и обработки информации.
ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Процесс маркетингового исследования. Определение проблемы. Вторичные данные. Первичные данные. Анализ данных. Рекомендации. Разработка структуры исследования.
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Группы методов. Информация о спросе. Информация о предложении. Информация о возможности использования инструментов маркетинга и их эффективности. Источники получения информации. Кабинетные методы. Полевые методы. Комбинированные методы. Достоинства и недостатки вторичной информации. Виды вторичной информации. Внутренняя вторичная информация. Внешняя вторичная информация. Достоинства и недостатки первичной информации. Методы сбора первичных данных. Опрос. Наблюдение. Эксперимент. Имитация. Характеристика различных методов опроса. Характеристика различных методов наблюдений. Преимущества и недостатки эксперимента. Преимущества и недостатки имитации
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В МАРКЕТИНГЕ. Группы методов. Общенаучные методы. Аналитико-прогностические методы. Методические приёмы. Аналитический обзор методов и приёмов, используемых в маркетинге. Дедуктивный метод. Индуктивный метод. Системный анализ. Программно-целевой метод. Функционально-стоимостный анализ. Линейное программирование. Метод сетевого планирования и управления. Метод теории игр. Методы теории вероятностей. Теория массового обслуживания. Имитационное моделирование. Эвристические методы. Экспертные методы. Другие методические приёмы.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 6. Сегментация рынка.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА. Сегментация рынка. Факторы, определяющие сегментацию рынка. Изобилие. Сложный анализ потребителей. Производство небольших партий товара. Новые формы распределения товаров. Критерии сегментации рынка. Измеряемость. Доступность воздействия. Объёмность. Сходство представителей. Цель сегментации.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СЕГМЕНТАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА. Основные принципы сегментации. Демографический. Географический. Поведенческий. Психографический. Демография. Географическая сегментация. Поведенческая сегментация. Психография.
ВИДЫ ЦЕЛЕВОГО МАРКЕТИНГА. Целевой маркетинг. Виды целевого маркетинга. Недифференцированный маркетинг. Концентрированный маркетинг. Дифференцированный маркетинг. Индивидуальный маркетинг. Сравнительная характеристика четырёх видов целевого маркетинга.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 7. Поведение покупателей на потребительском рынке и рынке предприятий.
ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ. Модель покупательского поведения. Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители. Сознание покупателей. Ответная реакция покупателя. Основная задача покупательского поведения.
ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ. Факторы, влияющие на покупательское поведение. Факторы культурного порядка. Культура. Субкультура. Социальное положение. Факторы социального порядка. Референтные группы. Семья. Роль и статус потребителя. Личностные факторы. Возраст. Семейное положение. Род занятий. Экономическое положение. Образ жизни. Тип личности. Факторы психологического порядка. Мотивация. Теории З.Фрейда, А.Маслоу, К.Альдерфера, Мак Клелланда, Ф. Герцберга, Мэррея. Иерархия потребностей. Восприятие. Усвоение. Убеждение. Отношение.

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ ТОВАРА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ. Рациональное принятие решения о покупке. Сбор информации. Разработка маркетингового плана. Источники информации. Личные источники. Коммерческие источники. Общедоступные источники. Источники эмпирического опыта. Реакция на приобретённый товар. Эмоциональный выбор товара. Импульсивная покупка. Признаки импульсивной покупки. Поиск разнообразия.


ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРА РЫНОЧНОЙ НОВИЗНЫ. Товар рыночной новизны. Классификация покупателей по степени восприятия товара рыночной новизны. Скорость и факторы восприятия товара рыночной новизны.
ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. Факторы, влияющие на поведение покупателей на рынке предприятий. Факторы экономического и неэкономического характера. Факторы окружающей обстановки. Факторы особенностей организации. Факторы межличностных отношений. Личностные факторы.
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПОКУПКЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. Процесс принятия решения. Этапы принятия решения. Оценка принятия решения.
СПЕЦИФИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАКУПОК НА РЫНКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. Особенности закупки на рынке товаров промышленного назначения. Виды закупок товаров на рынке ТПН. Промежуточный продавец. Классификация промежуточных продавцов по признаку товарного ассортимента. Закупки на рынке государственных учреждений. Отличительные особенности рынка государственных учреждений. Основные методы государственных закупок. Метод открытых торгов. Метод контрактов.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 8. Товар в маркетинговой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ТОВАРА В УСЛОВИЯХ РЫНКА. Товар. Товар в маркетинге. Три уровня товара в условиях рынка. Замысел товара. Товар реальный. Товар с сервисными услугами. Полезность. Типы полезности. Полезность формы. Полезность места. Полезность времени. Полезность приобретения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ. Классификация товаров. Систематизация товаров. Потребительские товары. Классификация потребительских товаров. Товары промышленного назначения. Классификация промышленных товаров. Услуги. Специфика услуг как товаров.
ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА И АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ. Товарная номенклатура. Классификация номенклатуры. Матрица Бостонской консалтинговой группы. Ассортимент товаров. Ассортиментные группы и ассортиментные позиции. Совершенствование товарного ассортимента.
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ТОВАРОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. Этапы разработки новых товаров. Генерация идей. Отбор идей. Экономический анализ. Разработка прототипа. Испытание товара. Коммерческая реализация. Жизненный цикл товара. Основные стадии жизненного цикла товара. Стадия разработки товара. Стадия выведения товара на рынок. Стадия роста объёмов продаж. Стадия зрелости. Стадия упадка. Концепция жизненного цикла товара. Факторы, определяющие концепцию жизненного цикла товара.
ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ТОРГОВЫЕ МАРКИ. Торговая марка. Марочное название. Марочный знак (логотип). Товарный знак. Особенности товарных знаков. Основные требования, предъявляемые к товарным знакам. Брэнд. Процесс создания бренда.
УПАКОВКА И МАРКИРОВКА ТОВАРОВ. Упаковка. Основные функции упаковки. Маркировка товаров. Особенности маркировки. Виды маркировки. Производственная маркировка. Торговая маркировка. Носители маркировки. Этикетка. Кольеретки. Вкладыши. Ярлыки и бирки. Контрольные ленты. Клейма и штампы. Ценники. Товарные или кассовые чеки.
СЕРВИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТОВАРОВ. Сервис. Сервисное сопровождение товаров. Основные задачи и цели сервиса. Виды сервиса. Предпродажный сервис. Послепродажный сервис. Гарантийный сервис. Послегарантийный сервис. Варианты организации сервиса.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 9. Продвижение товаров на рынок.
СУЩНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ. Элементы комплекса маркетинга. Товар. Продвижение. Распределение. Цена. Продвижение. Информирование. Убеждение. Напоминание. Формы продвижения товаров.
КОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ. Коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация. Язык жестов. Процесс коммуникации. Отправитель. Кадрирование информации. Передача сообщения. Декодирование. Восприятие. Обратная связь. Помехи. Процесс разработки эффективной коммуникации. Выявление целевой аудитории. Определение желаемой ответной реакции. Выбор обращения. Выбор средств распространения информации. Выбор источника обращения. Учёт потока обратной связи.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОДВИЖЕНИЯ. Основные элементы продвижения. Реклама. Виды и разновидности рекламы. Личная продажа. Торговый агент. Коммивояжер. Торговый консультант. Продавцы-консультанты. Менеджеры по продажи. Маркетинговые агенты. Инструменты продвижения товара. Стимулирование сбыта. Стимулирование покупателей. Стимулирование торговых посредников. Стимулирование торгового персонала. Общественные связи. Составные части общественных связей. Пропаганда.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА КОММУНИКАЦИЙ. Коммуникационная политика. Основные цели коммуникационной политики. Процесс формирования комплекса коммуникаций. Факторы, влияющие на коммуникационную политику. Элементы комплекса коммуникаций. Подходы при установлении сметы расходов на коммуникационную политику. Методы коммуникационной политики. Оценка эффективности комплекса коммуникаций.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 10. Распределение товаров.
ЗНАЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЁ СТРУКТУРА. Распределительная система. Каналы распределения. Рыночный посредник. Функции, выполняемые посредниками.
ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ. Основные типы посредников. Оптовики. Розничные торговцы. Оптовая торговля. Классификационные признаки оптовой торговли. Разновидности схем ведения оптовой торговли. Типы оптовых посредников. Дилер. Дистрибьютор. Торговый агент изготовителя. Брокер. Джабер. Комиссионер. Коммивояжер. Розничная торговля. Формы розничной торговли. Магазинная и внемагазинная торговля. Классификация предприятий розничной торговли. Признаки классификации предприятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА. Искусство торговать. Основные задачи мерчендайзинга. Технологии мерчендайзинга. Должностные обязанности мерчендайзера.
ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТОВАРОВ. Канал распределения. Каналы распределения потребительских товаров. Количество и типы посредников. Уровни канала распределения потребительских товаров. Каналы распределения товаров промышленного назначения. Уровни распределения промышленных товаров. Каналы распределения услуг. Уровни распределения услуг.
ВЫБОР КАНАЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ. Прямые и косвенные каналы движения товаров. Параметры, определяющие выбор канала распределения товаров. Способы охвата рынка. Интенсивное распределение. Выборочное распределение. Исключительное распределение. Физическое распределение. Сравнительная характеристика каналов распределения товаров. Параметры сравнения каналов распределения товаров.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
.ТЕМА 11. Ценовая политика.
СУЩНОСТЬ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Цена. Ценообразование. Ценовая политика. Этапы установления цены. Постановка целей и задач. Определение спроса. Оценка издержек. Анализ цен на товары конкурентов. Способы изучения цен конкурентов. Выбор метода ценообразования. Теоретическая модель установления цены на товар. Установление окончательной цены.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. Три группы методов ценообразования. Методы установления цены на основе затрат. Методы установления цены с ориентацией на спрос. Методы установления цены с ориентацией на уровень конкуренции.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКИДОК И НАДБАВОК В ПРОЦЕССЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ. Скидки (компенсации). Виды скидок. Функциональные скидки. Количественные скидки. Временные скидки. Скидки сконто. Зачёты. Надбавки.
ЦЕНОВАЯ АДАПТАЦИЯ. Стратегия ценовой адаптации. Принципы ценовой адаптации. Стратегия географического ценообразования. Стратегии ценообразования со скидками и зачётами. Ценообразование по принципу скидки с целью компенсации услуг по продвижению товара на рынок. Стратегия ценообразования в зависимости от товарной номенклатуры.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ТЕМА 12. Современные тенденции развития маркетинга.
Основные направления развития маркетинга. Совершенствование технологий передачи, получения и обработки информации. Усиление приверженности потребителями товарных знаков и торговых марок. Изменение форм организации маркетинговой деятельности. Интернет. Электронная почта. Прямой и
многоуровневый маркетинг. Виды прямого маркетинга. Преимущества сетевого маркетинга.
Тестовые задания по теме.
Вопросы для повторения.
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЁТ ПО КУРСУ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Название тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля



лекции

практич. работы

1

Введение

1

1




Беседа




Тема 1. История зарождения маркетинга, его современное содержание

5

3

2




2

Сущность маркетинга

1

1







3

Эволюция маркетинга

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

4

Подходы к осуществлению маркетинговой деятельности

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

5

Сферы возможного применения маркетинга

1

1







6

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 2. Управление маркетингом на предприятии

8

5

3




7

Процесс управления на основе маркетинга

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

8

Содержание маркетингового менеджмента

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

9

Сущность планирования, его принципы

1

1







10


Организация маркетинговой деятельности предприятия

1

0.5

0,5

Выполнение практической работы

11

Контроль маркетинговой деятельности предприятия

1

1







12

Маркетинг в стратегии развития предприятия

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

13

Основные направления и содержание деятельности маркетингового аналитика

1

1







14

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 3. Маркетинговая среда предприятия

4

1

3




15

Микросреда предприятия

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

16

Макросреда предприятия

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

17

Специфика реализации маркетинга на этапе перехода к рынку

1




1




18

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 4. Рынок в системе экономических отношений

4

2,5

1,5




19

Сущность рынка и рыночных отношений

1

1







20

Факторы, определяющие деловую активность субъектов рынка

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

21

Потребительский рынок и рынок предприятий

1

1







24

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 5. Информационное обеспечение маркетинга

6

3

3




25

Маркетинговая информационная система

1

1







26

Практика проводимых исследований

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

27

Общая последовательность проведения маркетингового исследования

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

28

Методы получения информации

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

29

Методические основы исследований в маркетинге

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

30

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 6. Сегментация рынка

4

2

2




31

Предпосылки проведения сегментации рынка

1

1







32

Основные принципы сегментации потребительского рынка

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

33

Виды целевого маркетинга

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

34

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 7. Поведение покупателей на потребительском рынке и рынке предприятий

7

3,5

3,5




35

Поведение покупателей на потребительском рынке

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

36

Процесс принятия решения о покупке товара на потребительском рынке

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

37

Особенности предложения товара рыночной новизны

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

38

Поведение покупателей на рынке предприятий

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

39

Процесс принятия решения о покупке товара на рынке предприятия

1

1







40

Специфика различных видов закупок на рынке предприятий

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

41

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 8. Товар в маркетинговой деятельности

8

4,5

3,5




42

Содержание товара в условиях рынка

1

1







43

Классификация товаров

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

44

Товарная номенклатура и ассортимент товаров

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

45

Процесс разработки новых товаров и планирование их жизненного цикла

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

46

Товарные знаки и торговые марки

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

47

Упаковка и маркировка товаров

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

48

Сервисное сопровождение товаров

1

1







49

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 9. Продвижение товаров на рынок

5

2,5

2,5




50

Сущность продвижения, его цели

1

1







51

Коммуникации как средство продвижения товаров

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

52

Характеристика основных элементов продвижения

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

53

Процесс формирования комплекса коммуникаций

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

54

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 10. Распределение товаров

6

3,5

2,5




55

Значение распределительной системы, её структура

1

1







56

Оптовая и розничная торговля

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

57

Организация розничной торговли с использованием мерчендайзинга

1

1







58

Особенности распределения различных типов товаров

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

59

Выбор канала распределения товаров

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

60

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний




Тема 11. Ценовая политика

5

3

2




61

Сущность ценовой политики предприятия

1

1







62

Основные методы ценообразования

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

63

Использование скидок и надбавок в процессе установления окончательной цены

1

0,5

0,5

Выполнение практической работы

64

Ценовая адаптация

1

1







65

Обобщающий урок

1




1

Контроль знаний

66

Тема 12. Современные тенденции развития маркетинга

1

1







67

Итоговый зачёт по курсу

1




1

Контроль знаний

68-70

Резервное время

3







Контроль знаний

ЛИТЕРАТУРА



  1. Основы экономической теории: Методическое пособие для преподавателя / Под ред. С. И. Иванова. Кн. 1, 2. – М.: Вита-Пресс, 2000.

  2. Основы экономической теории: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С. И. Иванова. Кн. 1, 2. – М.: Вита-Пресс, 1999.

  3. Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Под ред. С. И. Иванова. Кн. 1, 2. – М.: Вита-Пресс, 1999.

  4. Самуэльсон П. , Нордхаус В. Экономика. – 15-е изд. – М.: Бином, 1997.

  5. Сандерс Ф., Бах Г. Л., Калдервуд Дж. Д., Хансен У. Л. Основные экономические понятия: Структура преподавания. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

  6. Стэйнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. – М.: Республика,1994.

  7. Экономика для старших классов: Активные формы обучения / Уаттс М. и др. – М.: МЦЭБО, 1998.

  8. Маркетинг: Учебное пособие / И. Л. Акулич, В. В. Тарелко. – Минск: Соврем. шк., 2007.

  9. Основы маркетинга: Учебное пособие / В. И. Похабов, В. В. Тарелко. Минск, 2001.

  10. Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / В. Б. Зубик, А. И. Ильин, Г. Я. Кожекин ; под общ. Ред. Р. С. Седегова. Минск, 1995.

  11. Основы маркетинга / Ф. Котлер. М.: СПб., К., 1998.

  12. Маркетинг: практикум: Учебное пособие / И. Л. Акулич. Минск, 2003.

  13. Маркетинг: Учебник для экон. спец. вузов / И. Л. Акулич. Минск, 2005.

  14. Международный маркетинг / И. Л.Акулич. Минск, 2006.

  15. Практический маркетинг: Учебное пособие / Е. Дихтль, Х. Хершген. М., 1995.

  16. Маркетинг: ситуации и примеры / Р. Моррис. М., 1994.

  17. Современная экономика: Журнал для преподавателей экономики. Издание МЦЭБО.

  18. Интернет-ресурсы.

.
Каталог: doc -> konkurs2013
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
konkurs2013 -> Актуальность программы
konkurs2013 -> Методическая разработка краеведческой викторины «Животный мир Томской области. Знаешь ли ты свой край?»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница