Пояснительная записка. Данная модифицированная программа составлена для учащихся 3-х классов маоу «Прогимназия N64»



Скачать 105.57 Kb.
Дата22.04.2016
Размер105.57 Kb.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная модифицированная программа составлена для учащихся 3-х классов МАОУ «Прогимназия N64» на основе программы Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (Издательство «Просвещение» Москва 2010год) и является продолжением программы предмета Изобразительное искусство в школе. В программу Б. Неменского внесены изменения и дополнения, связанные с материальным обеспечением школы, с учетом национально­регионального компонента. Дополнены занятия по цветоведению и декоративно­прикладному искусству. В 3 классе учащиеся знакомяться с профессиями художника в различных сферах жизни и деятельности человека.

Программа включает в себя все основные виды изодеятельности: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные виды искусства. Учащиеся знакомятся с архитектурой и дизайном. Программа рассчитана на 35 часов.

Именно в 3 классе четко прослеживается связь жизни с видами и жанрами искусства, погружение чувствами и мыслями, осознание особенности языка каждого вида искусств, неповторимости духовной и социальной функции, роли в жизни человека и общества.

Данная про грамма использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность, направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка, к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через собственное творчество и создание художественных образов. Данная цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания, направленные на развитие художественно­образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность в процессе обучения.

Основными задачами этого курса являются: 1) осуществление эстетически­нравственного воспитания; 2) вооружение учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка, 3) формирование навыков рисования по памяти, по представлению, 4) развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, 5) воспитание интереса и любви к искусству.


Содержание образовательной программы

3-й класс (35 ч)

Искусство вокруг нас


Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека. В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

Тема 1. Искусство в твоем доме (9 ч)


Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. Твои игрушки Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины. Посуда у тебя дома Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды: для кого она, для какого случая. Мамин платок Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения. Обои и шторы в твоем доме Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки. Твои книжки Художник и книга. Иллюстрации. Форма Поздравительная открытка Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)


Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами. Памятники архитектуры – наследие веков Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест. Парки, скверы, бульвары Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в Казани, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары". Фонари на улицах и в парках Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты. Транспорт в городе В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Что сделал художник на улицах моего города (в моем селе) Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)


В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление. Театральные маски Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок. Художник в театре Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля. Театр кукол Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке. Театральный занавес Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека). Афиша, плакат Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Эскиз плаката-афиши к спектаклю. Художник и цирк Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (9 ч)


Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей – центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев. Музеи в жизни города Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города. Искусство, которое хранится в этих музеях Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения. Картина-пейзаж Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении. Картина-портрет Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Исторические картины и картины бытового жанра Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Художественные знания умения навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, цвет, линии, фактура, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств.

Освоение основы первичных представлений о основных видах художественной деятельности: изображение, украшение с использованием различных художественных материалов.

Приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, дизайн, начало архитектуры, ДПИ.

Развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.

Развитие фантазии воображения в конкретных формах творческой деятельности.

Освоение выразительных возможностей материалов: акварель, гуашь, тушь, карандаш, бумага, пластилин, цветная бумага, цветной картон.

Навык художественного восприятия различных видов искусства.

Учатся анализировать произведения искусства, обретают знания конкретных произведений выдающихся художников, учатся активно использовать художественные термины.

Овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, приобретают навык коллективной деятельности.

Навык изображения предметного мира, изображения растений, животных, изображения пространства на плоскости.

Обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, создания среды жизни и предметного мира.

Приобретают представление о деятельности художника в синтетических видах искусства.
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Устные ответы

При оценке устных ответов учитываются:

1) активное участие в беседе;

2) умение найти нужное, выразительное слово;

3) умение высказывать свое суждение;

4) умение делать выводы;

5) использование в беседе домашних наблюдений.
Оценка практической работы

Оцениваются упражнения, зарисовки, наброски, выполненные оригинально, имеющие художественную ценность в словесной игровой форме.

Практическая работа более крупного плана оценивается по нескольким показателям:

а) соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

б) графические выразительные особенности, композиционное решение, живописное решение (можно поставить две оценки).
Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы. Из лучших работ детей организуются выставки. Часть работ (самые выразительные) используются в качестве дидактического материала. Оценивается включение в творческий процесс. Отдельно оценивается трудолюбие - это добросовестное отношение к домашним заданиям, поддержание порядка на рабочем месте, эстетика работы, бережное и экономное отношение к художественным материалам и инструментам, выполнение отдельных поручений (дежурство, работа ла­боранта, роль главного художника и т.п.).

Источники информации
- Программа для общеобразовательных учебных заведений «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменекого, «Изобразительное искусство и художественный труд» (Издательство «Просвещение» Москва 2010год)

- О. В. Островская, Уроки изобразительного искусства в начальной школе, 1-4 классы, Москва, ГИЦ Владос, 2009 год.



- Т. А. Копцева, художественно-экологическая программа по изобразительному искусству «Природа и художник», Москва, творческий центр, 2009 год.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница