Пояснительная записка Цели и задачи курса. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную



Скачать 345.1 Kb.
Дата11.02.2016
Размер345.1 Kb.
ТипПояснительная записка


Пояснительная записка

Цели и задачи курса. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).



Основные содержательные линии. Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:


  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета в учебном плане. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе 675 часов, из них в 1-ом классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), по 170 часов во 2-ом, 3-ем и 4 классах (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Содержание курса
Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:



  • раздельное написание слов;

  • обозначения гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.


Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.



Систематический курс

Фонетика и орфоэпия

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.



Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.



Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.



Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий , -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:


  • сочетания жи-ши2, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  • сочетания чк-чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные.

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имен прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.


Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

– достаточный уровень знаний о структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература)

соблюдении норм речевого этикета; составлять несложные устные монологические высказывания; составлять несложные письменные тексты;

– умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами; анализировать прочитанный учебный текст; пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;



– сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

В авторскую программу изменения не внесены.

Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса на уроках русского языка
Печатные средства обучения:

  • Учебник «Русский язык» 2 класс

Авторы: С.В.Иванов; А.О.Евдокимова; М.И.Кузнецова

  • Рабочие тетради № 1,2

Авторы: С.В.Иванов; А.О.Евдокимова; М.И.Кузнецова

  • Методическая литература для учителя

  • Плакаты, таблицы


Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор, экран

  • Компьютер

  • Телевизор

  • DVD проигрыватель

  • Видео материалы для просмотра

  • Магнитная доска

Тематическое планирование по русскому языку

С.В.Иванов, М.И.Кузнецова

4ч./неделю. За год136 часов.




Дата

Общая тема

Номер урока

Тема урока

Методические приёмы




Фонетика

( Как устроен наш язык )

1 – 6


1.Звуки речи и буквы.

Работа с таблицей «Звуки речи». Знакомство со словами фонетика, графика. Различение звуков и букв.




2.Гласные и согласные звуки и их буквы.

Основные различия гласных и согласных звуков. Знакомство с транскрипцией.




3.Обозначение звуков речи на письме.

Сопоставление: звуковая и буквенная запись слов. Упражнения: запись звучащего слова с помощью транскрипции.




4.Ударные и безударные гласные звуки в слове.

Упражнения: определение ударного звука в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.




5.Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие.

Упражнения на замену одного звука в слове. Составление слов из набора букв. Сравнение звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.




6. Звонкие согласные звуки в конце слова.

Сравнение звукового состава слов. Составление пар по звонкости-глухости. Наблюдение за оглушением парных звонких согласных на конце слова.




Обозначение буквами гласных звуков после шипящих.

( Правописание )


7 – 9

7.Учимся писать сочетания жи-ши

Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Изменение слов по образцу.




8.Учимся писать сочетания ча-ща

Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Изменение слов по образцу.




9.Учимся писать сочетания чу-щу

Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.




Фонетика

( Как устроен наш язык )


10 – 11

10.Разделительный

мягкий знак (ь)



Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Значение и особенности мягкого знака.




11.Слог.

Упражнения: деление слов на слоги, классификация слов по количеству слогов.




Перенос слов

( Правописание )


12 – 13

12.Учимся переносить слова.

Отработка правила переноса слов. Поиск ошибок, допущенных при переносе слов.




13.Учимся переносить слова.

Наблюдение за способами переноса слов с буквами й, ь, ъ. Поиск слов, которые нельзя переносить.




Фонетика

( Как устроен наш язык )


14

14.Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

Упражнения: способы определения места ударения в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.



15


15.Входной конт -рольный диктант. Повторение.

Проверка уровня усвоенного программного материала




Слово и предло- жение. Слова в предложении.

( Как устроен наш язык )


16 – 19

16.Работа над ошибками. Слово. Слова, называющие предметы.

Работа со схемами. Наблюдение над значением слов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Знакомство с термином «имя существительное»




17.Слова, называ- ющие признаки и действия предметов.

Наблюдение: слова, не отвечаю- щие на вопросы кто? что? Зна- комство с терминами «имя при- лагательное», «глагол»




18.Слово и предложение.

Сравнение: звук-слово-предло- жение. Знакомство с признака- ми предложения.




19.Восклицательные и невосклицатель- ные предложения.

Определение цели предложения и его интонационной окраски. Поиск ошибок в постановке знаков препинания в конце предложения.




Состав слова и словообразование

( Как устроен наш язык )


20 – 22

20.Окончание как часть слова.

Знакомство с понятием «окон- чание». Фронтальная работа: изменение формы слова, выделение окончаний.




21.Изменение формы слова с помощью окончания.

Наблюдение: изменение формы слова. Составление предложений из набора слов. Работа со словами с нулевым окончанием.




22.Неизменяемые слова.

Наблюдение: неизменяемые слова. Сравнение: неизменяемые слова и слова с нулевым окончанием. Выбор нужной формы слова для завершения предложения.




Заглавная буква в словах.

( Правописание )



23.Вспоминаем правило написания заглавной буквы

Повторение правила. Заполнение пропусков в предложениях. Отработка написания заглавной буквы. Составление диалогов.




24.

24.Контрольное списывание

Проверка уровня усвоенного программного материала




Состав слова и словообразование

( Как устроен наш язык )

25


25.Работа над ошибками. Корень как часть слова.

Наблюдение: значение и звуча- ние родственных слов. Коллективное формулирование выводов.




Проверяемые безударные гласные в корне слова

( Правописание )


26 – 28

26.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Сравнение: обозначение буквами ударных и безударных гласных, способы проверки. Коллективное выведение правила.




27. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Работа с группами родственных слов. Сравнение звуковых моделей слов. Подбор проверочных слов. Закрепление правила.




28. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Орфографический тренинг: работа со словами с безударными гласными в корне слова. Тренировка в подборе проверочных слов.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

29


29.Корень как общая часть родственных слов.

Коллективное обсуждение: признаки однокоренных слов. Сравнение: родственные слова-синонимы, омонимы.




Проверяемые безударные гласные в корне слова

( Правописание )


30 – 32

30.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Работа с безударными гласными. Сравнение звуковой и буквенной записи слов.




31. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Развитие орфографической зоркости. Работа с текстовым материалом: подбор провероч- ных слов. Отработка действия контроля.




32. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Проверочная работа.



Работа с группами однокорен- ных слов. Развитие орфографической зоркости. Самостоятельный орфографический тренинг.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

33


33.Работа над ошибками. Однокоренные слова.

Упражнения: подбор и различение однокоренных слов, отработка алгоритма нахождения корня слова. Поиск слов с заданным корнем.




Парные по звон- кости-глухости согласные в корне слова

( Правописание )

34 – 35


34.Учимся писать буквы согласных в корне слова.

Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Различение звуков.




35.Учимся писать буквы согласных в корне слова.

Упражнения: отработка способа проверки орфограммы. Развитие орфографической зоркости.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

36


36.Корень слова с чередованием согласных.

Наблюдение: чередование согласных в корне слова. Коллективное формулирование правила.




Орфограммы в корне слова

( Правописание )


37 – 39

37.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Сопоставление способа проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Поиск проверочных слов.




38.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Анализ буквенной записи, выде- ление орфограмм, классифика -ция звуков. Отработка способов проверки орфограмм корня.




39.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Развитие орфографической зоркости. Активизация словарно го запаса в процессе подбора проверочных слов.




40

40.Контрольный диктант. Правописание в корне слова.

Проверка уровня усвоенного программного материала




Состав слова.

( Как устроен наш язык )


41 – 42

41.Работа над ошибками. Суффикс как часть слова.

Функция, значение и местонахо- ждение суффикса в слове, фор-мулирование выводов. Упражнения: работа над правилом.




42.Значения суффиксов.

Наблюдение: значение суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия поиска суффикса в слове.




Непроизносимые согласные в корне слова.

( Правописание )


43 – 44

43.Учимся писать слова с непроизно- симыми согласными в корне

Наблюдение над языковым материалом, формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом.




44.Учимся писать слова с непроизно- симыми согласными в корне

Повторение правила. Решение орфографических задач. Работа с текстовым материалом. Дифференциация слов.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

45


45.Значения суффиксов.

Анализ языкового материала. Наблюдение: значение суффиксов.




Правописание суффиксов

( Правописание )


46 – 48

46.Учимся писать суффиксы –ёнок,

-онок

Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами –ёнок, -онок. Упражнения: алгоритм применения правила.




47.Учимся писать суффиксы –ик,

-ек

Сопоставление звуковой и буквенной записей слов. Наб- лююдение за языковым матери- алом: выведение правила напи- сания слов с суффиксами –ик, -ек.



48.Учимся писать суффиксы –ик,

-ек

Развёрнутое объяснение выбора суффикса. Конструирование слов с использованием правила.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

49


1.Значения суффиксов.

Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблем- ной задачи.




Правописание суффиксов

( Правописание )


50

2.Учимся писать суффикс -ость

Выделение суффикса, определе- ние его значения, сопоставление пар слов, противоположных по значению.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

51


3.Образование слов с помощью суффиксов

Наблюдение: образование слов суффиксальным способом. Обсуждение правила.




Правописание суффиксов

( Правописание )


52

4.Учимся писать суффиксы имён прилагательных.

Наблюдение за языковым мате- риалом. Коллективное выведе- ние правила, его обсуждение. Упражнения: отработка алгоритма применения правила.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

53


5. Образование слов с помощью суффиксов

Конструирование слов. Работа с текстом. Подбор родственных слов.




Правописание корней и суффиксов

( Правописание )

54


6.Проверочная работа. Учимся писать корни и суффиксы.

Самостоятельная работа: отработка алгоритмов применения правил. Работа с текстом.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )


55 – 56

7.Работа над ошибками. Приставка как часть слова.

Наблюдение: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила и формулирование выводов. Упражнение: алгоритм выделения приставки в слове.




8.Значения приставок.

Наблюдение за значением приставки в словах. Составление слов по заданной модели.




Правописание приставок

( Правописание )


57 – 58

9.Учимся писать приставки.

Коллективное обсуждение правила и алгоритма его приме- нения. Классификация слов.




10.Различаем приставки с буквами о, а.

Дифференциация правил написания приставок с буквами о и а. Обсуждение проблемной ситуации.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

59


11.Образование слов с помощью приставок.

Анализ слов, образованных приставочным способом. Формулирование выводов и обсуждение правила. Упражнения на поиск слов с приставками.




Правописание твёрдого и мягко- го разделитель- ных знаков

( Правописание )


60 – 61

12.Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)

Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения.




13.Различаем разделительные ъ и ь

Наблюдение: выведение признака дифференциации, развёрнутое объяснение выбора знака. Классификация слов.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

62


14.Как образуются слова.

Анализ слов, образованный приставочно-суффиксальным способом. Наблюдение: слова, образованные способом сложения.




Правописание твёрдого и мягко- го разделитель- ных знаков

( Правописание )

63


15.Различаем разделительные ъ и ь

Сопоставление случаев употребления твёрдого и мягкого знаков. Орфографический тренинг. Работа с текстами.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

64


16.Основа слова.

Обсуждение правила. Подбор слов к схемам. Упражнения: выделение основы слова.




Различение предлогов и приставок.

( Правописание )

65


17.Учимся различать предлоги и приставки.

Наблюдение за языковым материалом: выведение правила, обсуждение алгоритма дифференциации. Орфографический тренинг.




Состав слова.

( Как устроен наш язык )

66


18.Повторяем состав слова.

Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения.




Правописание различных частей слова

( Правописание )

67


19.Повторяем правописание частей слова.

Повторение орфограмм корня. Дифференциация приставок. Отработка написания различных групп приставок. Орфографический тренинг.




Лексика.

( Как устроен наш язык )

68


20.Слово и его значение.

Наблюдение: значение слова. Сопоставление слова и его значения. Классификация по значению.




Отработка изученных орфограмм

( Правописание )

69


21.Повторяем правописание частей слова

Орфографический тренинг. Отработка алгоритма проведения работы над ошибками.



70


22.Контрольный диктант. Правописа- ние слов.

Проверка уровня усвоенного программного материала




Текст

( Развитие речи )


71 – 72

23.Работа над ошибками. Текст.

Сравнение звука, части слова, предложения и текста. Выявление признаков текста.




24.Заголовок текста.

Наблюдение: смысловая цельность текста. Анализ текста и его заглавие.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


73 – 74

25.Как сочетаются слова.

Наблюдение: слово, его значение, сочетаемость слов. Связь лексических значений слов.




26.Значение слова в словаре и тексте.

Работа с текстом: уточнение значения слов.




Отработка изученных орфограмм

( Правописание )

75


27.Повторяем правописание частей слова.

Орфографический тренинг. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.




Текст

( Развитие речи )


76 – 77

28.Одинтекст – разные заголовки.

Работа в группах по подбору заголовков к текстам. Индивидуальная работа: подбор подходящего заголовка.




29.Учимся озаглавливать текст.

Индивидуальная работа: подбор заглавий к данному тексту.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


78 – 79

30.Слово в толковом словаре и тексте.

Работа с текстом: значение слова. Знакомство с толковыми словарями. Работа с толковым словарём учебника.




31.Слова однозначные и многозначные.

Обсуждение правила: однозначность и многозначность слова. Фронтальная работа.




Отработка изученных орфограмм

( Правописание )

80


32.Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Орфографический тренинг. Письмо по памяти.




Текст

( Развитие речи )


81 – 82

33.Учимся озаглавливать текст.

Проблемная ситуация: анализ данных заголовков, выбор наиболее подходящего.




34.Как строится текст. Окончание текста.

Наблюдение: незавершённый текст. Работа по группам: выбор и обсуждение подходящего по смыслу окончания текста.




83

35.Контрольное списывание. Текст.

Проверка уровня усвоенного программного материала




Лексика.

( Как устроен наш язык )


84

36.Работа над ошибками. Как появляются много- значные слова. Как определить значение многозначного слова.

Условия появления нескольких значений слова. Анализ многозначных слов. Работа с толковым словариком учебника. Замена многозначных слов близкими по значению словами.




Отработка изученных орфограмм

( Правописание )

85


37.Учимся находить и проверять орфограм- мы в слове.

Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов.




Текст

( Развитие речи )

86


38.Учимся заканчивать текст.

Комплексная фронтальная работа с текстом. Упражнения: корректирование предложенного текста.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


87 – 88

39.Слова - синонимы

Наблюдение языкового явления синонимии. Наблюдение: соче- таемость слов. Работа с текстом.




40.Сочетание синонимов с другими словами.

Обсуждение правила: ряды синонимов. Наблюдение: сочетаемость слов. Выбор наиболее подходящего слова из группы синонимов.




Отработка изученных орфограмм

( Правописание )

89


1.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Развитие действия контроля. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.




Текст

( Развитие речи )

90 – 91


2.Как строится текст. Начало текста.

Индивидуальная работа с последующим обсуждением текста. Работа в парах.




3.Сочиняем начало текста.

Наблюдение: различные начала текста в зависимости от заглавия и основной мысли.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


92 – 93

4.Как используются синонимы.

Наблюдение: синонимия; значение слова. Сопоставление: однокоренные слова и синонимы.




5.Синонимы в тексте.

Работа с текстами. Наблюдение: синонимия. Корректирование текста.




Текст

( Развитие речи )

94


6.Учимся составлять текст.

Фронтальная работа: составление текстов по заданному заголовку и началу.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


95 – 96

7.Слова – антонимы.

Наблюдение за языковым явлением антонимии. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»




8.Сочетание антонимов с другими словами.

Подбор антонимов к заданным словам. Сопоставление синонимов и антонимов.




Отработка изученных орфограмм

( Правописание )

97


9.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Группировка слов.




Текст

( Развитие речи )

98


10.Проверочная работа. Связь предложений в тексте.

Анализ текста с нарушениями. Самостоятельная работа.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


99 – 100

11.Работа над ошибками. Слова – омонимы.

Наблюдение за омонимами. Индивидуальная работа.




12.Слова исконные и заимствованные.

Сравнение заимствованных слов с исконно русскими. Повторение




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

101


13.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг.




Текст

( Развитие речи )

102


14.Абзац. Учимся выделять абзацы.

Наблюдение: тексты, записан- ные с абзацным делением и без него. Обсуждение правила.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


103

15.Значения заимствованных слов.

Наблюдение: заимствованные части слов (корни, суффиксы, приставки). Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных слов.




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

104


16.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Работа над словарными словами. Отработка действия контроля.




Текст

( Развитие речи )

105


17.Последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев.

Составление текста по заданным характеристикам. Анализ текстов.




Лексика.

( Как устроен наш язык )


106 – 107

18.Устаревшие слова.

Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов.




19.Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова.

Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников»




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

108


20.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов.




Текст

( Развитие речи )

109


21.Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам.

Составление текста по названию и ключевым словам абзаца.




Лексика.

( Как устроен наш язык )

110


22.Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?

Упражнения: подбор синонимов и антонимов, наблюдение за значениями незнакомых слов.




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

111


23.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Составление звуковой и буквенной записи слов. Отработка действия контроля.




112

24.Итоговый контрольный диктант.

Проверка уровня усвоенного программного материала




Текст

( Развитие речи )

113


25.План текста. Учимся составлять план текста.

Наблюдение: последователь- ность абзацев. Анализ текста. Индивидуальная работа: продолжение плана текста.




Лексика.

( Как устроен наш язык )

114


26.Фразеологизмы.

Обсуждение правила. Наблю- дение: значение слова в составе словосочетания. Фронтальная работа.




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

115


27.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Письмо по памяти.




Текст

( Развитие речи )


116 – 117

28.Составляем текст по плану.

Фронтальная работа: состав- ление текста по заданному плану. Составление плана текста с заданной тематикой.




29.Учимся писать письма по плану.

Составление плана письма. Корректировка предложенного письма.




Лексика.

( Как устроен наш язык )

118


30.Значения фразеологизмов.

Наблюдение языкового явле- ния фразеологии. Работа с текстом.




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

119


31.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Отработка действия контроля.




Текст

( Развитие речи )

120


32.Составляем текст по плану. Текст – описание.

Индивидуальная работа. Ана- лиз работ учащихся. Особен- ности текста-описания.




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

121


33.Учимся применять орфографические правила. Проверочная работа.

Орфографический тренинг. Отработка действия контроля.




Текст

( Развитие речи )

122 – 123


34.Особенности текста-описания.

35.Учимся сочинять текст-описание.



Составление текста-описания по рисунку. Анализ текстов.

Самостоятельная работа с текстом-описанием.






Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

124


36.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Составление слов, запись по-лучившихся слов в соответст- вии с правилом.




Текст

( Развитие речи )

125 – 126


37.Учимся сочинять яркий текст-описание.

Индивидуальная работа: описа- ние своей комнаты. Анализ работ учащихся.




38.Текст-повествова- ние. Особенности текста-повествования.

Распознавание текстов-описа- ний. Обсуждение характерис- тики текста-повествования. Корректировка текстов.




Отработка изучен ных орфограмм

( Правописание )

127


39.Учимся применять орфографические правила.

Орфографический тренинг. Отработка действия контроля.




Текст

( Развитие речи )

128 – 131


40.Учимся сочинять текст-повествование.

Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся.




41.Описание и повест-вование в тексте.

Анализ текстов и выявление в нём признаков описания и повествования.




42.Текст-рассуждение. Особенности текста- рассуждения.

Проблемная ситуация. Приз- наки текста-рассуждения. Анализ текстов.




43.Описание. Повествование. Рассуждение.

Индивидуальная работа по сочинению начала предложе- ний, сочинению конца предло- жений. Анализ работ.




Комплексное повторение пройденного.
132 – 136

44.Повторение.

Комплексная работа с текстами упражнений.

Орфографический тренинг.



Разбор слов по составу.




45.Повторение.




46.Повторение.




47.Повторение.




48.Повторение.



1 Изучается во всех разделах курса.

2 Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница