Пояснительная записка 2 Цели и задачи программы 5 Анализ текущего состояния на момент начала реализации программы 9



Скачать 300,03 Kb.
Дата21.05.2016
Размер300,03 Kb.
ТипПояснительная записка

Оглавление




Пояснительная записка 2

Цели и задачи программы 5

Анализ текущего состояния на момент начала реализации программы 9

Что такое ИКТ-компетентность? 11

уровни ИКТ - компетентности педагогов 15

МОУ «Сланцевская сош №3» 15

Учебно-тематическое планирование работы на втором (основном) этапе реализации программы 21

Результаты и достижения участников образовательного процесса, использующих ИКТ 23

Глоссарий 27

Использованная литература 28

Приложения 29





Пояснительная записка


Актуальность программы повышения уровня ИКТ – компетентности педагогов обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современной школы и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и компьютерных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Сегодня у многих имеется не только собственное информационное мобильное устройство (телефон, смартфон, ноутбук, планшет и др.), но и собственное информационное пространство (возможность общения и работы в социальных сетях и сетевых сообществах). И, к сожалению, сегодняшние ученики обладают большими знаниями по использованию этих мобильных возможностей, чем их учителя.

В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер. ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках модернизации российского образования. В связи с этим изменились требования к педагогу, он должен быть ИКТ–компетентен.

В педагогической литературе можно найти следующие объяснения понятий компетенция, компетентность.



Компетенции - это обобщенные и сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях.

Компетентность - специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.

В чем их отличия?

Компетенция - результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета. Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и.т.д.

Если представить это в виде таблицы, то можно увидеть следующее:



Понятие

Объем понятия (ключевое слово)

Представление понятия

Проявление понятия

Уровни проявления

Компетенция

Круг полномочий.

Область знания



Нормативно-правовой документ (диплом, приказ, устав и т.д.), стандарты

Занимаемая должность. Программа

Категория, уровни

Компетентность

Способность

Знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д.

В деятельности

Уровни компетентности

В начальный период распространения информационно-коммуникационных технологий ИКТ-компетентность воспринималась как некая новая составляющая грамотности населения («компьютерная грамотность»), выражающаяся в наличии технических знаний, умений и навыков пользования компьютером и некоторым «общепринятым» набором ИКТ.

Идеология программы может быть сформулирована так:

формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.

Ближайшие несколько лет российское образование будет осуществлять переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – Стандарт). Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Одним из основных положений нового Стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно.

«Программа формирования универсальных учебных действий» на всех ступенях общего образования содержит «Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности», которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

Тем самым ИКТ-компетентность педагогов, становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

В связи с вышесказанным в МОУ «Сланцевская СОШ №3» остро встал вопрос о формировании и повышении уровня ИКТ – компетентности педагогического коллектива.

Цели и задачи программы


В целях повышения уровня ИКТ – компетентности педагогов была разработана «Программа повышения уровня ИКТ - компетентности педагогов МОУ «Сланцевская СОШ №3».

При разработке программы использовалось пособие «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО». Данные рекомендации построены с учетом трех подходов к информатизации школы, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде.



Первый подход – «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.

Второй – «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.

Третий – «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Структура ИКТ-компетентности учителей

Шесть модулей в каждом из трёх подходов

Применение ИКТ

Освоение знаний

Производство знаний

Понимание роли ИКТ в образовании

Знакомство

с образовательной

политикой


Понимание

образовательной

политики


Инициация

инноваций



Учебная программа и оценивание

Базовые знания

Применение знаний

Умения жителя общества знаний

Педагогические практики

Использование ИКТ

Решение комплексных задач

Способность к самообразованию

Технические и программные средства ИКТ

Базовые инструменты

Сложные инструменты

Распространяющиеся

технологии



Организация и управление образовательным процессом

Традиционные формы

учебной работы



Группы сотрудничества

Обучающаяся

организация



Профессиональное развитие

Компьютерная

грамотность



Помощь

и наставничество



Учитель как мастер

учения


Задачи программы:

  1. Повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников проекта;

  2. Создание информационно – коммуникативной службы в ОУ;

  3. Формирование у педагогов потребности использовать ИКТ с целью организации взаимодействия с учениками, коллегами, администрацией и родителями;

  4. Создание условий для использования ИКТ педагогами школы.

Сроки реализации:

I этап. Подготовительный - Сентябрь 2011 г. - май 2012 г.

Задачи:


  1. Разработка модели управления профессиональным развитием педагогического коллектива.

  2. Анализ информационной среды и уровня ИКТ-компетентности педагогов.

  3. Разработка системы мониторинга профессионально-личностного развития учителя и педагогического коллектива.

II этап. Основной – Сентябрь 2012 г. – май 2014 г.

Задачи:



  1. Управление профессионально-личностным развитием педагогического коллектива на основе моделей.

  2. Мониторинг профессионально-личностного развития учителя и педагогического коллектива.

  3. Мониторинг качества педагогической деятельности.

III этап. Заключительный – Сентябрь 2014 г.

Задачи:


  1. Анализ уровня профессионально-личностного и организационного развития педагогического коллектива.

  2. Анализ мотивационно-ценностной среды педагогического коллектива.

  3. Анализ уровня готовности к инновационной деятельности.

  4. Анализ динамики внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании.

  5. Корреляционный анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива.

Ожидаемые результаты от реализации программы:

  1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.

  2. Повышение компетентности педагогов в вопросах использования информационно-коммуникативных технологий;

  3. Обновление форм и методов взаимодействия учителей с учащимися;

  4. Создание и функционирование на базе ОУ информационно-коммуникативной службы.

  5. Создание Коллекции образовательных ресурсов, медиатеки школы.

  6. Переход на электронный формат внутреннего и внешнего документооборота

  7. Повышение наглядности преподавания предметов, переход на компьютерное тестирование по темам, организованная проектная деятельность учителей и учащихся

  8. Создание сайта школы, персональных сайтов учителей,

  9. Повышение процента педагогов участвующих в различных сетевых проектах,

  10. Интернет поддержка процесса образования, управления, методического обеспечения.

В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:

На I этапе - базовая подготовка (ИКТ-грамотность)



  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

На II этапе - общая подготовка

  • овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;

  • овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации педагога;

  • овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.

На III этапе – полная ИКТ-компетентность

  • овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

  • овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

  • изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.

  • участие в формировании сетевых педагогических сообществ.


Анализ текущего состояния на момент начала реализации программы


Состояние материально – технической базы:

На начало 2011 – 2012 учебного года (подготовительный период) в школе имелось 67 компьютеров (вместе с компьютерами в компьютерных классах), 15 принтеров, 6 сканеров, 4 интерактивных доски и 17 проектора.



Анализ информационно-коммуникационной среды МОУ

«Сланцевская СОШ №3»

Педагогический коллектив любой современной школы работает в современной информационно-коммуникационной среде. Какие же новые актуальные компетенции учителя и условия сотрудничества учителя с ИКТ уже вошли в контекст школьного ритма или стоят на его пороге?



Для учителя они определяются не только общекультурной пользовательской составляющей в области ИКТ грамотности, которая, несомненно, требует расширения и удовлетворения индивидуальных запросов педагога в его профильной сфере развития – его информационной культуры, но и конечно его новые методические компетенции, проявившиеся в условиях информатизации школы как новые методы обучения детей с использованием новых видов учебных материалов с ЦОР и цифровых образовательных услуг. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагогов в коллективной информационной деятельности в школе:

  • активное и повсеместное использование учителями дополнительного цифрового оборудования (видео, фото, интерактивных досок, датчиков и цифровых микроскопов, аудио оборудования);

  • профессиональные навыки выступлений учителя с использованием интерактивных компьютерных сред и цифровых образовательных ресурсов;

  • использование ИКТ инструментов управления учебным процессом – электронных журналов, баз данных учащихся, цифровых коллекций образовательных ресурсов;

  • внедрение образовательных информационных систем (единой коллекции ЦОР, АСУ школ, систем ДО, систем компьютерного тестирования, систем педагогического сетевого взаимодействия) в школах предполагает активное вовлечение всех без исключения учителей в информационное образовательное пространство школы на регулярной основе.

Анализ общей ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;

  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Что такое ИКТ-компетентность?


Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, куда входят устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

ИКТ - компетентность учителя – это комплексное понятие.

Его понимают как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя сегодня является оставляющей профессиональной компетентности учителя.

Можно выделить три основные аспекта ИКТ - компетентности:


  1. Наличие достаточно высокого уровня компьютерной грамотности.

  2. Эффективное, обоснованное применение ИКТ в своей образовательной деятельности для решения профессиональных задач;

  3. Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.

ИКТ - компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:

  • новых целей образования;

  • новых форм организации образовательного процесса;

  • нового содержания образовательной деятельности.

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя-это совершенно разные понятия.

  • ИКТ – грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

  • ИКТ - компетентность - не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

 

Рис. 1. Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога.

Для определения уровня ИКТ – компетентности было проведено анкетирование педагогов (см. Приложение 1).

Основные критерии оценки



  • умение создавать текстовые и графические документы;

  • умение формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;

  • использование компьютера как педагогического технического средства;

  • умение разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

  • умение использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;

  • создание и ведение баз данных с целью осуществления различных видов мониторинга;

  • умение использовать способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

Надо отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, посещение уроков, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей. Для контроля были выбраны следующие навыки: общие (работа с файловой системой), работа с текстовым процессором, работа с электронными таблицами, создание презентаций, поиск и Интернете, владение электронной почтой. Как оказалось, в своей работе учителя используют из имеющихся возможностей программ только самые простые.

Ниже приводятся результаты анкеты, проводившейся в школе анонимно:



  1. Уверенно и регулярно используют ИКТ – 24% педагогов.

  2. Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 63%.

  3. Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 50%.

  4. Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 12%.

  5. Найти учебные материалы – 76%.

  6. Адаптировать дидактические материалы для собственного использования – 37%.

  7. Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 24%.

  8. Использование ИКТ для объяснения на уроке – 51%.

При этом часть учителей, по каким-то причинам оставляли вопросы открытыми.

Уровень ИКТ - компетентности педагогического коллектива.

В анкетировании, проведѐнном в коллективе ОУ в сентябре 2011 года, приняли участие 43 человека. Анализ результатов выявил следующие тенденции:

Уверенно владеют навыками работы с:


  1. MS Offise Word – 35 (76%)

  2. MS Offise Excel – 20 (48%)

  3. MS Offise Power Point – 28 (66%)

  4. MS Offise Publisher – 15 (36%)

  5. Имеют навыки работы в сети Интернет – 43 (53%)

Диаграмма 1. Уровень ИКТ - компетентности педагогического коллектива



Использование ИКТ технологий в образовательной деятельности учителями - предметниками.

Приняли участие в анкетировании - 43 педагога.



  1. Имеют дома компьютеры – 33 (77%)

  2. Имеют дома возможность выхода в Интернет – 23 (53 %)

  3. Используют компьютер для:

  • подготовки дидактических материалов и планирования – 25 (58%)

  • подготовки презентаций к урокам и внеурочном мероприятиям – 21 (49%)

  1. Проведения уроков с использованием ЦОР – 5 (12%)



Диаграмма 2. Использование ИКТ технологий в образовательной деятельности

учителями - предметниками.


уровни ИКТ - компетентности педагогов

МОУ «Сланцевская сош №3»


Существует множество причин, которые мешают школам и учителям в полной мере использовать появляющиеся возможности. Это и нехватка средств на закупку оборудования, и ограниченный доступ в Интернет, и отсутствие цифровых образовательных ресурсов на родном языке. Но главная причина в том, что учителя не всегда знают, как эффективно использовать ИКТ и зачем следует это делать.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.



Группа 1

уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация –отсутствует – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.

Группа 2

уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке, поскольку теряются при организации поиска информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т.к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3

уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.

Группа 4

уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Выявлены также причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ - компетентности:

  • экономия времени при разработке дидактических материалов;

  • перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

  • переход на новый уровень педагогического мастерства.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определило выбор форм управления повышением ИКТ-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер - классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИКТ-компетентности нам потребовалось создать систему повышения квалификации на школьном уровне.

Для повышения уровня ИКТ – компетентности были использованы следующие формы:


  • недели педагогического мастерства;

  • мастер-классы;

  • педагогические мастерские;

  • обучающие семинары;

  • работа в парах;

  • индивидуальные консультации;

  • тематические семинары, в которых тема семинара была предложена именно участниками, а не организаторами обучения.

Особой популярностью пользовались две последних формы работы.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ОУ организовывались недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводились открытые уроки, на которых представлялся лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе на уроке.

Мастер-классы проводились с целью обучения педагогов методам и приемам работы с использованием информационных технологий и т. д.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно было организовать постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами были использованы педагогические мастерские и индивидуальные консультации.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играли также обучающие семинары. К проведению семинаров были подключены педагоги группы 4, которые давали практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживали их выполнение.

Работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Тематические семинары по вопросам информатизации проводились непосредственно учителем информатики или поручались педагогам группы 4. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др.

Темы семинаров:



  1. Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint.

  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.

  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.

  4. Создание управляющих кнопок.

  5. Разработка тестовых приложений.

  6. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

  7. Публикация презентации как Web-документа.

  1. Microsoft Word

  1. Шрифт, размер, другие атрибуты текстового документа.

  2. Создание и редактирование текстового документа.

  3. Набор и редактирование текстового документа.

  4. Абзацные отступы и интервалы.

  5. Создание и форматирование таблиц.

  6. Вставка рисунка, объектов SmartArt, WordArt.

  7. Нумерация страниц. Вставка и оформление колонтитулов.

  8. Создание титульной страницы.

  9. Создание автособираемого оглавления.

  10. Печать готового документа.

  11. Дополнительные возможности Microsoft Word.

  1. Microsoft Publisher

  1. Подготовка открытки.

  2. Подготовка буклета и печать.

  3. Создание собственной веб-страницы.

  1. Интернет.

  1. Поиск в сети Интернет.

  2. Электронная почта.

  3. Организация работы в социальных сетях и сетевых сообществах.

  4. Разработка и создание персонального сайта на платформе Ucoz.

  5. Разработка и создание персонального сайта на платформе Jimdo.

  1. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий.

В помощь педагогам в ОУ была создана творческая группа, которая разрабатывала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводились и другие мероприятия.


Учебно-тематическое планирование работы на втором (основном) этапе реализации программы




месяц

тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Сентябрь 2012

Тестирование педагогов по выявлению представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ

1

0

1

2

Октябрь 2012

Рабочий стол. Операции с мышью. Поиск файлов и папок

1

1

2

3

Ноябрь 2012

Управление компьютером с помощью меню

1

1

2

4

Декабрь 2012

Microsoft Word


2

2

4

5

Январь 2013

Обработка текстовой информации

1

2

3

6

Февраль 2013

Работа в текстовом редакторе. Таблицы

1

1

2

7

Январь 2013

Создание рисунков в MS Word

1

1

2

8

Февраль 2013

Практические работы «Технологии работы в MS Word»

0

2

2

9

Март 2013


Создание мультимедийной презентации в PowerPoint

2

2

4

10

Апрель 2013

Использование анимации в PowerPoint

1

2

3

11

Май 2013

Создание мультимедийной презентации презентации

2

2

4

12

Сентябрь 2013

Создание буклетов в Publisher

1

2

3

13

Октябрь 2013

Электронные таблицы MS Excel

1

2

3

14

Ноябрь 2013

Поиск информации в Интернете

2

2

4

15

Декабрь 2013

Электронная почта

2

2

4

16

Январь 2014

Создание сайта

2

2

4

17

Февраль 2014

Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker

1

2

3

18

Март 2014


Итоговое практическое занятие

0

1

1

19

Апрель 2014

Тестирование педагогов по выявлению представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ

1

0

1

Всего:

23

29

52


Результаты и достижения участников образовательного процесса, использующих ИКТ


В ходе реализации Программы повышения уровня ИКТ – компетенции достигнуты следующие результаты:

  • Произошли изменения в материально-техническом оснащении школы. Количество компьютеров (в том числе и в компьютерных классах) к моменту завершения работы программы – 109 (было 67 компьютеров).

  • Созданы условия по повышению мотивации педагогов к повышению уровня собственной ИКТ-компетенции и формированию положительного отношения к использованию ИКТ;

  • Произошел рост овладения учителями навыков работы на ПК в связи с предоставлением им возможности успешно использовать эти знания для решения повседневных профессиональных задач.

  • В обучении, контроле, самообучении и самоконтроле отмечен рост использования ЦОРов, интерактивных технологий.

  • Отмечено активное использование учителями  школы готового программного обеспечения, а также создание более 300 собственных методических разработок с использованием ИКТ по предметам учебного плана и для внеклассных мероприятий.

  • Среди обучающихся МОУ «Сланцевская СОШ №3» произошел рост числа участников дистанционных Интернет-олимпиад.

  • Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Год

Всего учащихся

Победители и призеры

Всего участников

Победители и призеры

2011-2012

49

6

58

8

2012-2013

93

27

163

39

2013-2014

102

32

508

45

Диаграмма 3. Участие МОУ «Сланцевская СОШ №3» обучающихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно, сегодня педагоги:



  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);

  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;

  • владеют навыками организации поиска информации в Интернете;

  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;

  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

На данный момент в ОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Подготовлена медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям.

15 % педагогов школы имеют собственный, регулярно обновляемый сайт. Платформой для создания сайтов учителей являются Ucoz и Jimdo. Обучение работе с данными ресурсами также была организована в рамках реализации программы.

22 % педагогов являются активными участниками различных педагогических интернет сообществ, имеют публикации собственных методических разработок на сайтах: Современный учительский портал (http://easyen.ru/), Учительский портал (http://www.uchportal.ru/), Педсовет.ру (http://pedsovet.org/), Фестиваль педагогических идей 1 сентября (http://festival.1september.ru/) и др.

Таким образом, реализуя программу повышения уровня ИКТ - компетентности педагогов в МОУ «Сланцевская СОШ №3» можно с уверенностью сказать, что задачи, поставленные при разработке программы, выполнены.

В течение последних трех лет (время реализации программы) среди педагогов нашей школы наблюдается устойчивый рост количества учителей, умеющих пользоваться компьютером.

К моменту завершения программы по результатам анкетирования базовой ИКТ компетенцией в нашей школе владеют 59 человек (100%), расширенной ИКТ компетенцией - 18 человек (00%), профессиональной ИКТ компетенцией - 6 (00%)

Стоит отметить, что этот рост коррелируется не с количеством учителей, окончивших курсы, а с количеством имеющихся домашних компьютеров. Курсовая подготовка неэффективна без постоянного использования техники, навыки у взрослых людей вырабатываются труднее, чем у детей, а забываются быстрее. Но она более чем эффективна при условии постоянного использования компьютера дома или на работе.



Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на некоторых рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерных классов, классов с ИД затруднительно использовать их для проведения уроков учителей-предметников. Наличие свободных ноутбуков в школе значительно бы увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Достаточно хороший пользовательский уровень учителя-предметника является залогом успешного применения им ИКТ-технологий в своей повседневной работе, но часто именно краткосрочные специализированные тематические занятия дают учителю-предметнику необходимый толчок, и он уже целенаправленно проходит обучение или на пользовательских курсах углубленного уровня, или на специальных курсах для учителей.

Индивидуальные консультации проводятся в каникулярное и учебное время. На первом этапе внедрения программы информатизации в школе регулярно проводились открытые уроки с использованием ИКТ, на которых демонстрировались различные области применения компьютеров и сети Интернет в урочной деятельности.

Для обеспечения роста мотивации учителей в повышении уровня ИКТ-компетенций в рамках школы разработана методика контроля за результатами внедрения программы создания единого информационного пространства. Поскольку в школе не существует должности заместителя директора по информатизации, функции контроля распределяются в соответствии с имеющимися должностными инструкциями. Необходимая координация действий проводится по линии методобъединений учителей. Анализ материалов учителей, предоставленных по результатам внедрения программы, проводит учитель информатики. В конце года администрации предоставляется отчет, в котором отражается активность участников педагогического процесса по внедрению ИКТ в работу школы (в соответствии с планом мероприятий). Результаты анализа учитываются при подведении итогов работы в текущем учебном году.

Глоссарий


Готовые педагогические программные средства (ППС), обучающие программы, цифровые или электронные образовательные ресурсы – ЦОР или ЭОР – такие ППС, которые готовы к непосредственному использованию учителями и учащимися (например, тренажер для обучения орфографии). Отличаются от ЦОР, которые подготавливает сам учитель (например, примеры правописания слов, составленные им с помощью текстового редактора).

Графические программные средства – компьютерные программы, предназначенные для создания и редактирования изображений, картинок, фотографий, графиков и рисунков.

ИКТ – информационные и коммуникационные технологии, что означает компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, спутниковые навигационные системы, электронные инструменты и записывающие устройства, радио, телевидение, компьютерные сети, спутниковая связь, т. е. практически все, что помогает собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию в электронном виде. ИКТ включают в себя как технические средства (оборудование), так и программные средства (используемые оборудованием).

Компетенция – навыки, знания и способности, необходимые для успешного выполнения определенной работы.

Компьютерная грамотность – базовые компьютерные навыки, как то: навыки пользования текстовым редактором или навык выхода в Интернет.

Образовательные стандарты - перечень и уровень освоения навыков, знаний и способностей, которыми должны овладеть учащиеся.

Педагогические практики – обычно означает приемы, стили, методы обучения, способы работы учителя. Также может означать процесс обучения или изучение этого процесса.

Технология – нередко используется вместо термина ИКТ, хотя, строго говоря, относится к любым типам инструментов или прикладных знаний. Например, карандаш и бумага, грифельные доски, черные доски и белые доски – все это различные технологии для письма.

Использованная литература


    1. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. , Как подготовиться к тестированию по проверке ИКТ – компетентности школьников. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2007, 60с.

    2. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО

    3. Федеральные государственные образовательные стандарты

    4. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ–компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


Приложения





Каталог: files -> pages
pages -> Выпускных квалификационных работ
pages -> Программа для подготовки к сдаче вступительного экзамена в магистратуру по специальности «6М051400 Связь с общественностью»
pages -> Программа курса «Художник без кисти»
pages -> Специальность 280202. 65 Инженерная защита окружающей среды Аннотация учебной дисциплины «Английский язык»
pages -> Специальность 08050265 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Аннотация учебной дисциплины
pages -> Программа практики направления 030300. 62 «психология»
pages -> Методические указания по выполнению контрольных заданий учебной дисциплины «Теория и практика деловых коммуникаций»
pages -> Г гордость (первый звук, буква)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница