Пояснительная записка № п/п Исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины ок- 4



страница1/3
Дата23.05.2016
Размер0,49 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


п/п

1.1. Исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины

ОК- 4

ОК-11
ОК– 12





Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации





    1. Цель преподавания дисциплины

По мере приближения следующего тысячелетия поговорка «Единственная определенность — это изменчивость» становится все более справедливой. Головокружительная скорость изменений и сопровождающаяя их неопределенность оказывали и будут оказывать сильнейшее воздействие на организации и способы управления ими. И хотя основное внимание уделяется технологиям, но все-таки в современной бизнес-среде единственное стабильное конкурентное преимущество остается за людьми. Вопрос о том, как эффективно управлять человеческими ресурсами, становится важным не только для участия в конкуренции, но и для выживания. Для эффективного менеджмента обязательно требуются искренняя симпатия к людям и желание работать с ними. Управляющие должны также понимать и уметь применять инновационные технологии для лучшего управления человеческими ресурсами.
1.3.Задачи изучения дисциплины:

  • понимание основных типов и форм поведения в организации;

  • ознакомление с основными социальными процессами и факторами, регулирующими поведение личности в организации и группе;

  • уяснить механизм взаимодействия личности и организации как основы эффективного управления организацией;

  • явления, концепции, теории и методы, характеризующие поведение человека и групп, так и организации в целом.

Взаимосвязь учебных дисциплин

Для усвоения дисциплины необходимо хорошие знания менеджмента, управления персоналом, экономики и социологии труда, психологии.

п/п

1.4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4

ПК-10


ПК-11

ПК-19


ПК-28
ПК-29

проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ

организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия

позиционировать электронное предприятие на глобальном рынке; формировать потребительскую аудиторию и осуществлять взаимодействие с потребителями, организовывать продажи в среде Интернет

использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования

использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг

создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ




1.5. Структура изучения дисциплины


Всего часов

144

В.ч.




Аудиторных занятий

34

Из них лекций

17

семинарских/практических занятий

17

лабораторных занятий




практикумов




Самостоятельных занятий

74

изучение основной и дополнительной литературы

10

написание курсовых работ, эссе, рефератов,

10

выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

8

выполнение контрольных работ, тестов

10

Подготовка к экзамену, экзамен

36 часов

1.6. Бально-рейтинговая оценка студентов
В течение всего семестра студент имеет возможность набрать 100 баллов за учебную деятельность по данной дисциплине в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1.



Вид отчетности

Количество баллов

1-я контрольная работа (по лекционным темам)

20

Ответы на семинарских занятиях

10

2-я контрольная работа (по лекционным темам)

20

Ответы на семинарских занятиях

10

3-я контрольная работа (по лекционным темам)

20

Ответы на семинарских занятиях

20

ИТОГО

100

Итоговая (семестровая) оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом при различных формах контроля. Полученная итоговая сумма баллов может быть засчитана в семестровом контроле (на экзамене).

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в зачетную книжку и экзаменационную ведомость в соответствии со следующей шкалой (табл. 2):

Таблица 2


Количество баллов

Оценка

91÷100

"отлично"

71÷90

"хорошо"

60÷70

"удовлетворительно"

Менее 60

"неудовлетворительно"

В случае, если студент желает повысить итоговую оценку на экзамене, то он должен знать, что при сдаче экзамена набранная им семестровая итоговая оценка обнуляется и студент сдает экзамен на котором он может набрать баллы от 0 до 100. Затем набранные на экзамене баллы оцениваются в соответствии с таблицей 2.


1.7 Обучение лиц с ограниченными возможностями

Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.

В рамках изучения курса предоставляются условия для обеспечения процесса обучения людей с ограниченными возможностями. В частности возможности дистанционного обучения через использование ПТК УМКА. Индивидуальные консультации с использованием сети «Интернет».

В процессе обучения будут использоваться информационные, образовательные и компенсационные технологии. Главная задача состоит в том, чтобы в рамках изучения курса люди с ограниченными возможностями смогли раскрыть свой интеллектуальный потенциал в рамках образовательной деятельности, почувствовать себя полноправными членами общества, а также повысить свой уровень жизни.




II. Содержание учебной дисциплины

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»


Тема

Содержание


Вид занятий

Форма занятий

Коли-чество часов

Форма контроля


1. Человек и организация. Теория поведения человека

Личности и социальные группы как субъекты организационного поведения. Взаимодействие личности и организации: психологический и социологический подходы. Виды взаимодействия. «Поведенческая матрица». Основные типы поведения человека в организации

Аудиторные

Самостоятель-ные



Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


1

2
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)


2. Социальные регуляторы ролевого поведения

Личный и социальный статусы. Ролевое поведение. Групповые нормы. Ценности и ценностные образцы. Эффект «большинства». Восприятие личностью окружения. Школа «теории поля» К.Левина. Теория самосогласованности П. Леки. Организационная культура и ее структура

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


1

2
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)


3. Типы организации

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой; по взаимодейсвию подразделений: традиционные, дивизионные и матричные; по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуалистская; эдхократическая организация; многомерная организация; партисипативная организация; предпринимательская организация; предпринимательская организация; организация, ориентированная на рынок

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


1

2
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)


4. Организационные процессы

Коммуникация в управлении. Коммуникационные стили. Принятие решений. Модели принятия решений. процесс принятия управленческих решений. Власть и влияние. Источники власти в организации. Лидерство и власть. Управление конфликтами. Типы конфликтов. Структурные методы управления конфликтом. Уровни конфликтов

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


1

2
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)

1-я модульная контрольная (20 мин)



5. Механизм поведения личности в организации. Лидерство

Структура личности и поведение в организации. Мотивационный и диспозиционный механизм. Функции установки в поведении личности. Измерение установок. тесты установок. Индивидуально-психологические основы поведения.

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


2

4
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)


6. Мотивация и результаты организации

Сущность мотивационного процесса. Потребности, мотивы, интересы личности. Теории содержания мотивации. (А.Маслоу, К. Альдерфер, Мак-Клеланда, Герцберга). теории процесса мотивации (теория ожидания, целей, теория партисипативного управления).

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


2

4
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)


7. Виды взаимодействия в организации. Формирование группового поведения

Взаимодействие личности и группы. Место группы в структуре организации. Виды групп. Структурные характеристики групп. Типология неформальных групп. Механизм образования групп. Этапы формирования рабочей группы. Межличностные взаимодействия в группе

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


2

4
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)

2-я модульная контрольная (20 мин)



8. Динамические процессы в организации и рабочей группе.

Социально-психологические механизмы регуляции коллективной деятельности. Адаптации. Коммуникация. Идентификация. Интеграция. Изменения. Социально-психологический климат и его влияние на внутригрупповове взаимодействие. Концепция «организационного климата». Д.Литвина и Р. Стрингерс. Понятие психологической совместимости. Проблема группововй сплоченности

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


3

6
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)


9. Адаптационные взаимодействия личности и организационного окружения

Понятие адаптации. процесс включения человека в организацию. Основные критерии адаптированности работника. Основные виды и способы адаптации. Формы адаптации. Концепция «научнения поведению». Модификация поведения личности в организации

Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


2

4
8


Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)


10. Организационное поведение в системе международного бизнеса

Социально-психологические аспекты организационного поведения в системе международного бизнеса.

Руководство персоналом, основные принципы. Факторы повышения эффективности руководства. Социальная система управления и групповой подход к организацими работ. Политика доходов. Политика в отношении сотрудничества с профсоюзами. Политика социального обеспечения работников.



Аудиторные
Самостоятель-ные

Лекции

Семинарские занятия

Изучение дополнительной литературы


2

4
11



Письменный опрос в конце лекции (5-10 мин)

3-я модульная контрольная (20 мин)



11. Подготовка к экзамену




Самостоятельные

Изучение ресурсов УМК по курсу Изучение базовой и дополнительной литературы по курсу

36

Экзамен


III. Экзаменационные вопросы


  1. Понятие социального взаимодействия.

  2. Модели взаимодействия личности и организационного окружения.

  3. Типы и формы поведения личности в организации.

  4. механизм поведения личности в организации.

  5. Виды социальных групп в организации.

  6. типология неформальных групп.

  7. Динамические процессы в рабочей группе.

  8. Понятие социально-психологического климата.

  9. Межгрупповые взаимодействия в организации.

  10. особенности коммуникативного поведения.

  11. Адаптационное поведение.

  12. Инновационное поведение.

  13. Теория иерархии потребностей.

  14. Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда.

  15. Теория Герцберга.

  16. Теория ожидания.

  17. Теория постановки целей.

  18. Концепция «организационного климата» Д. Литвина.

  19. Понятие коммуникативного поведения.

  20. Коммуникативные роли.

  21. Понятие «лидерство» и «руководство».

  22. Социальные отношения зависимости и власти.

  23. Социально-психологический климат в коллективе.

  24. Организационная культура.



IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1. Список литературы
Основная литература:

  1. Дизель Л.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. — М., 2010.

  2. Антипина Г.С. теоретико-методологические проблемы исследования малых групп. — Л., 2010.


Дополнительная литература:


  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. —М., 2003.

  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 2004.

  3. Бойко В.В. Социально-психолгический климат коллектива. — М., 1983.

  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. —М., 1995.

  5. Донцов А.И. Психология коллектива. —М., 1984.

  6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Пихология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М., 1991.

  7. Кудашев А.Р. Сеовременный менеджмент. 100 основных понятий. — Уфа, 1994.

  8. Лебедев В.И. Социально-психологические аспекты упраления. — М., 1980.

  9. Мескон М., Альберт Хедоури Ф. Основы менеджмента. —М., 1992.

  10. Марчвенко Т.А. Потребность как социальное явление. — М., 1990.

  11. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.

  12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. —М., 1982.

  13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. —М., 1978.

  14. Верховин В.И. Содержиние, структура и функции трудового поведения // Социологические исследования, №11, 1991.

  15. Десев Л. Психология малых групп. — М., 1979.

  16. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. —М., 1989.

  17. Имадзе И.В. Потребность и мотив поведения человека // Человек в системе наук. — М.,1989.

  18. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967.

  19. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993, 1995.

  20. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системы и ситуационный анализ управленческих функций — Т.2 — М., 1981.

  21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.

  22. Лучшие психолгические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозавдск


4.2. Реестр электронных библиотечных ресурсов.

  • электронная библиотечная система ZNANIUM.COM.

  • Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе на платформе ЭБС ZNANIUM.COM: 3600 (три тысячи шестьсот) пользователей.

  • электронная библиотечная система Айбукс.ру/ibooks.ru.

  • Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Айбукс.ру/ibooks.ru: пароли и логины предоставляются для всех студентов ВолГУ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

  • электронный научный информационный ресурс зарубежного издательства Springer.

  • На платформе: http://link.springer.com. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Springer с любого компьютера, подключенного к локальной сети ВолГУ. Количество ключей не ограничено.

  • научно-электронная библиотека eLIBRARY.RU

  • Интегрированный научно-информационный ресурс по адресам: elibrary.ru и scienceindex.ru. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе eLIBRARY.RU с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Количество ключей не ограничено.

  • электронное издание базы даных Polpred.com

  • Количество ключей – 10000.


4.3. Ссылка на ПТК «УМКа»:
Учебно-методический комплекс по дисциплине находится в ПТК «УМКа» на сайте Волгоградского государственного университета. Режим доступа – http://umka.volsu.ru/newumka2.
Приложение 1.

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий




Предусмотрено учебным планом

из них интерактивные методы

Итого интерактивные методы, час

%, интерактивных методов

Дискуссия

Опрос студентов

Разбор проблемной ситуации

Работа в малой группе

Компьютерная симуляция

Модуль 1

























1.Взаимодействие личности и организации: психологический и социологический подходы

4

2

2










4

100

Всего

4

2

2










4

100




























Модуль 2

























1. Лидерство и власть.

4

2













2

50

Всего

4

2













2

50




























Модуль 3

























1. Социально-психологические аспекты организационного поведения в системе международного бизнеса

4







4







4

100

Всего

4







4







4

100

Итого

12

4

2

4







10

83



приложение 2


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница