Повседневность человека экзистенциального



Скачать 71.49 Kb.
Дата27.04.2016
Размер71.49 Kb.
Е.А. Ядрихинская

ВГУИТ

Воронеж, Россия
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО
Повседневность – это пространство, на котором протекает человеческая жизнь, обогащенная опытом предков, где события частного бытия соприкасаются с историческим процессом, взаимопроникают и отражаются в восприятии их самим человеком.

Повседневная жизнь полна событий, влияющих на размеренный образ жизни, и каждый её момент уникален в своей неповторимости. И только человек сам выбирает, какую «повседневность» ему прожить: «В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность» (А. Камю). Поэтому повседневность каждого человека индивидуальна. Повседневность – это привычка или процесс перехода изменений в обыденность, в результате которого индивид интегрируется в общество.

В экзистенциализме повседневность рассматривается двояко, подчеркивается либо её негативный, деструктивный характер воздействия на личность, либо, напротив, её благотворное влияние на становление личности. Именно творческий характер экзистенции здесь и имеется в виду: человек как творческая личность именно потому и не поддается определению, что изначально ничего собой не представляет. Человеком, то есть подлинной личностью, в понимании экзистенциалистов субъект станет лишь после создания себя самого и проекта собственной жизни.

Название философского течения «экзистенциализм» происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» — существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию.

Это философское направление получило широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер, французские философы Жан Поль Сартр, Габриель Марсель, а также Морис Мерло-Понти и Альбер Камю.

Работы писателей-экзистенциалистов наполнены трагическими образами, рисующими отчаянную, по их мнению, ситуацию современного человека. Все символы художественных произведений экзистенциалистов ориентированы на то, чтобы эмоционально передать состояния и умонастроения человеческого существования. В качестве основных категорий человеческого бытия в них выступают смысл жизни, уникальность, проблема духовного кризиса, забота, одиночество, отчужденность, страх, ответственность, выбор, смерть, свобода и любовь, истинные ценности, виртуальный мир души и духовное творчество.

На примере произведений Альбера Камю «Чума» и «Посторонний» рассмотрим повседневность человека экзистенциального.
Человек экзистенциальный в концепции А. Камю выступает в пяти ипостасях: «человек трагический»; «человек мыслящий»; «человек абсолютно свободный»; «человек выбирающий»; «человек сущностный», которые отражают основные принципы антропологической системы французского экзистенциализма.

Человек трагический воспринимает повседневность как абсурд. Жизнь человека экзистенциального подчинена трагическим законам бытия и собственному выбору или отказу от него: «J’avais vécu de telle façon, j’aurais pu vivre de telle autre. J'avais fait ceci et je n'avais pas fait cela. Je n’avais pas fait telle chose alors que j'avais fait cette autre» [1, p.187].

В какой-то момент человек в мире Камю вдруг чувствует опустошенность, усталость от повседневного существования, так как абсурд проникает в его сознание неожиданно: «… la même tâche que je poursuivais» [2, p.126].

Человек перестает понимать смысл жизни и цель повседневности: «… il y a de stérile dans une vie sans illusions» [1, p.233].

Человек экзистенциальный живёт в своем мире абстракций («l’abstraction») и не видит выхода из сложившейся ситуации. Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки: «… je n’avais rien à faire avec une société dont je méconnaissais les règles les plus essentielles …» [2, p.159].

Но человек пытается «вырваться» («fuir») из «атмосферы нарождающейся паники» («l’atmosphère de panique naissante»), так как боится «потерять голову» («perdre la tête»), утратить контроль над собой.

Внешний мир и внутренний мир экзистенциального человека тесно связаны. С приходом несчастья во внешний мир у человека экзистенциального происходят изменения во внутреннем мире, вызывая необходимость сущностного, на грани жизни и смерти или даже за пределами жизненного пути выбора: «Il ny avait que le Paradis et lenfer et quon ne pouvait être que sauvé ou damné, selon ce qu’on avait choisi» [1, p.180].

Герой экзистенциального мира закрывается в себе, обнаруживая несоответствия внутреннего и внешнего самопроявлений, в чем сказывается и его недоверие к внешнему миру.

Одним из доминирующих состояний человека вообще, и героя произведений Камю в частности, является непреодолимое, хотя и ситуативно, при благоприятных или необходимых условиях преодолеваемое одиночество.

Человек в концепции Камю не приемлет мир, в котором он существует, он выступает против «формальной нравственности», принимаемой большинством, и потому он обречен на одиночество: «la maladie <…> renvoyait les individus à leur solitude» [1, p.250].

Человек экзистенциальный не надеется на помощь других и остается сам со своими проблемами: «… chacun restait seul avec sa préoccupation» [2, p.220]. Он борется с обстоятельствами в одиночку: «Tarrou luttait, immobile <…> combattant seulement de toute son épaisseur et de tout son silence» [1, p.215].

Человек экзистенциальный чувствует время во всей его протяженности: «… jai occupé mes nuits à attendre cette aube» [1, p.169]. Герой экзистенциального мира трезво оценивает свою жизнь и в итоге понимает, что все, в сущности, абсурдно и бессмысленно: «… pendant cette vie absurde que j’avais menée» [2, p.185]. Его не покидают мысли о неизбежной конечности бытия, он осознает, что каждый «прошедший день» («le jour passé») приближает его к «концу испытаний» («la fin des épreuves»), вечность наступит «рано или поздно» («un jour ou l’autre»). Время экзистенциального человека во многом зависит от его воли и его выбора: «Pendant tout ce temps il (Rambert) avait en quelque sorte oublié sa femme, pour s’appliquer tout entier à sa recherche... » [2, p.119].

Повседневное пространство экзистенциального человека – это мир «естественного» человека, выбравшего полное «отстранение» от общественного бытия, навязываемых им правил и законов. Мир, замкнутого на себе, сводится, в конечном итоге, к самым примитивным, так называемым «естественным», физическим желаниям, ощущениям и чувствам: «... javais une nature telle que mes besoins physiques dérangeaient souvent mes sentiments» [2, p. 66].



Человек мыслящий в концепции экзистенциализма видит повседневность в том, чтобы никогда не «прекращать своего дела» («ne pas cesser le métier»), поскольку, по их представлениям, «все стоит труда» («ça vaut la peine»). Человек экзистенциальный, чьи основные события осуществляются преимущественно в сознании и субъективной рефлексии на окружающий мир, воспринимает все происходящее как некую необязательную условность, «игру» («un jeu»): «… tout cela m’a paru un jeu» [2, p.100]. Человек экзистенциальный, осознавший абсурд, старается уйти в свой собственный мир: «J’ai fini par ne plus m’ennuyer du tout à partir de l’instant où j’ai appris à me souvenir» [2, p.135]. Жизнь как действие в сознании проявляется в способности человека действовать самостоятельно, независимо от «внешнего мира» («le monde extérieur»), а чаще всего – вопреки общему мнению: «Le même homme qui au lendemain de la mort de sa mère se livrait à la débauche la plus honteuse a tué <...> et pour liquider une affaire de mœurs inqualifiable» [2, p.96]. Человек экзистенциальный готов воспринять жизнь как неизбежный абсурд и смириться с тем, что она не имеет смысла: «…pendant toute cette vie absurde que j’avais menée» [1, p.176].

Человек экзистенциальный осознает абсолют своей внутренней свободы, но осуществляет ее только в момент выбора:«… cette grande colère mavait purgé du mal, vidé despoir <...> je m’ouvrais pour la première fois à la tendre indifférence du monde» [2, p.188]. Человек экзистенциальный живет преимущественно «здесь и сейчас», стараясь не думать о трагическом прошлом и не менее трагическом будущем. Но он не может отрешиться от надежд на будущее: «... je n’avais jamais pu regretter vraiment quelque chose. J’étais toujours pris parce que allait arriver, par aujourd’hui ou par demain» [2, p.157].

Человек экзистенциальный, пребывая преимущественно в пограничной ситуации, может испытывать ощущение потерянности, неопределенности существования, до момента выбора или отказа от него: «j’étais un peu perdu entre le ciel bleu et blanc et la monotonie de ces couleurs» [2, p.36].

Человек выбирающий восстает против несовершенства повседневного мира, его трагических проявлений. Он не способен мириться с инерцией существования: «… cette espèce de la lutte morne entre le bonheur de chaque homme et les absractions de la peste» [1, p.75]. Герой экзистенциального мира испытывает отчуждение не только от обыденного мира, но и от собственного существования или даже сущности: «C’était le même soleil que <...> le front surtout me faisait mal et toutes ses veines battaient ensemble sous le peau. A cause de cette brûlure que je ne pouvait plus supporter» [2, p.92]. Человек экзистенциальный постоянно находится в преддверии выбора («faire le choix») или платы за него. «Выбор между “и” и “но”» («choisir entre “mais” et “et”») и сделанный выбор (или выбор как отказ от выбора) требуют большой затраты жизненных сил: «… il fallait choisir de hair Dieu ou de laimer» [1, p.182].

Человек сущностный в экзистенциализме не имеет права смириться с повседневной действительностью. Он начинает своё новое существование с обретения сущности: «En somme, ce qui m’intéresse <...> comment on devient un saint» [188, p. 193]. Человеку экзистенциальному свойственно развиваться, работать для других и для себя, быть этим довольным и считать себя на «верном пути» («la bonne voie»), на «правильном пути» («le chemin de la vérité»), но при этом не чувствовать себя счастливым, так как согласно принципам экзистенциализма, «победитель не получает ничего»: «… on na pas besoin d’être heureux pour recommencer» [1, p.67].

Таким образом, в экзистенциализме проблемы рождаются в ходе повседневной жизни каждой личности. Повседневность – это не только «накатанное» существование, повторяющее стереотипные ритуалы, но также и потрясения, разочарования, страсти и колоссальная ответственность самого человека за свою жизнь. Они существуют именно в повседневном мире. Смерть, стыд, страх, любовь, поиск смысла, являясь важнейшими экзистенциальными проблемами, являются также проблемами существования личности.


Литература

1. Camus A. La Peste / Albert Camus. – Paris : Edition Gallimard, 1947. – 250 p.



2. Camus A. L’Étranger / Albert Camus. – Paris : Edition Gallimard, 1957. – 190 p.

3. Ядрихинская Е. Макроконцепт «l’homme» в индивидуально-авторской картине мира А.Камю. Cтруктура и средства лексической репрезентации / Е. Ядрихинская. – Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012. – 68 с.
Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница