«Повышение уровня успеваемости учащихся на уроках математики»



Скачать 124,71 Kb.
Дата25.04.2016
Размер124,71 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

имени Героя Советского Союза Олега Васильевича Гудкова
«Повышение уровня успеваемости учащихся на уроках математики»
Подготовила

учитель математики

Валиулина Н. Н.

г. Георгиевск, 2013



Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от правильно выбранных на уроке приёмов и методов. Математика, являясь одним из главных предметов современной школы, вызывает у многих учащихся затруднение в освоении материала. Однако без математического образования современный человек обойтись не может.

Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики. Возникает необходимость кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы не заставлять насильно делать неинтересное, чтобы ученику «захотелось» понять и учить математику. Реализовывать данную задачу поможет отлаженная система работы учителя и учащихся.

Я на своих уроках выделяю следующие приёмы работы:

1. нацеленность на осмысление изучаемых явлений и формирование понятий;

2. обучение логическому изложению материала;

3. выдвижение системы вопросов, требующих обобщения;

4. подборка упражнений, направленных на формирование определений, умозаключений, на классификацию предметов и явлений;

5. подборка задач и заданий, связывающих знания с практическим применением.

Наблюдения за учащимися показывают, что знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»*.

В своём выступлении я хочу рассказать о некоторых методах и приёмах, которые используются мною. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации. Основными методами и приёмами я считаю:
* Толстой Л.Н. Сборник статей «О народном образовании». М. Педагогика 1983 г.

1.Создание на уроке учебной проблемной ситуации.

2.Использование тестов.

3.Практические работы.

4.Использование опорных схем.

5.Использование информационных технологий.

6.Применение актуализации знаний.

7.Использование здоровьесберегающих технологий.

8.Использование исторического материала.

Остановимся на них подробнее. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - детскую любознательность. Выдающийся немецкий педагог А.Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Рассмотрим пример. Начинаем изучать «Деление обыкновенных дробей» (6 класс). Как добиться, чтобы ученики получили возможность участвовать в выводе правила деления? Этой цели служит специальное домашнее задание. На уроке, предшествующем данной теме, предлагаю решить уравнение.

1/4 * х = 1/3

Конечно, чтобы получить ожидаемое, необходимо вести целенаправленную работу на предыдущих уроках. В результате вариантов решений несколько. Все рассматриваем, но внимание обращаем на следующий способ:

1/4*х = 1/3


1/4*4/1*х = 1/3*4
1х = 1/3*4

Х = 4/3
Вывод: Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратную делителю.

Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений и т.д. На этом же уроке создание проблемных ситуаций можно продолжить, предложив деление смешанных чисел, деление обыкновенной дроби на натуральное число.

А при изучении темы: «Пропорция» с помощью наводящих вопросов я побуждаю учащихся самих сформулировать определение пропорции, самих находить неизвестный член пропорции, используя основное свойство пропорции.



Недавно появившаяся в России система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки ученика, с другой стороны.

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения, как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. Тестирование позволяет:

- учитывать индивидуальные особенности учащихся;

- проверять качество усвоения материала;

- разнообразить процесс обучения;

- сэкономить время на опрос;

- использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро «диагностировать» овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Я привожу пример теста, созданного мною по теме: «Методы решения логарифмических уравнений» 11 класс.





Кроме этого после изучения той или иной темы учащиеся работают с тестами на печатной основе. Учащиеся 11 класса - тесты под редакцией Ф.Ф.Лысенко по подготовке к ЕГЭ. Тестирование, это относительно новая форма контроля знаний учащихся.

Проводя диагностику, я сделала вывод, что количество неудовлетворительных оценок уменьшилось. При выборе верного ответа ученик концентрирует внимание на вычислениях, а не на оформлении решения. А сильные учащиеся некоторые задания выполняют устно и записывают ответ, уделяя больше времени на упражнения, повышенного уровня сложности.

Одним из главных методов является практический, опирающийся на использование жизненного опыта учащихся. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы.

Я, в своей работе, тоже опираюсь на витагенное обучение. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти.

Начиная с 5 класса, ребятам предлагается выполнить макеты геометрических, стереометрических фигур из различных материалов. В ход идёт и бумага, и картон, и фанера. В кабинете их поделки везде: на стенах, в шкафах, на полках. Во время изучения геометрии эти поделки становятся наглядным пособием. Дети этим гордятся.

Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. Приведу пример.

Практическая работа

Тема: Прямоугольный параллелепипед.

У каждого на парте куб и прямоугольный параллелепипед.

Задание: 1. Измерьте длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда и куба. Данные занесите в таблицу.



Длина а

см.


Ширина в см.

Высота с

см.


Объем V

см.3



Площадь поверхности S см2

Сумма длин ребер Р см

Параллелепипед

Куб

2. Вычислите по формулам объем, площадь поверхности, сумму длин ребер

прямоугольного параллелепипеда

V = а·в·с, V =

S = 2(а·в+а·с+в·с), S =

Р = 4(а+в+с), Р =

и куба

V = а3, V =



S = 6а2, S =

Р = 12а, Р =

3. Заполните таблицу.

4. Сделайте вывод.


Проводя тестирование после изучения этих тем, я сделала вывод, что знания, подкреплённые практической работой, были усвоены лучше.

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся. Ещё в начале своей педагогической деятельности я прочитала книгу Шаталова В.Ф. «Педагогическая проза». И уже тогда заинтересовалась применением опорных схем на уроках. Сначала я использовала уже готовые. Потом стала придумывать свои. Затем в этот творческий, познавательный процесс начала привлекать учеников. Так я пришла к выводу: опорные схемы лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии, выделяется лучшая модель, корректируется предложенная и создаётся новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно. Например, правило умножения десятичных дробей:



Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, на различных этапах урока, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности наглядно, красочно, интересно объяснить новый материал, разнообразить устный счёт, организовать самостоятельную работу с последующей проверкой на этом же уроке. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же, или другими начальными параметрами. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Проводя мониторинг, я пришла к выводу, что объяснение, закрепление, проводимое с помощью интерактивной доски, дают лучшие результаты. Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность.


  • * http://www.pedsovet.ru

  • http://www.openclass.ru

  • http://www.uztest.ru

В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. А использование методов анализа и синтеза способствует развитию логического мышления учащихся.

Некоторые приемы устного счета я хочу показать.




Извечный детский вопрос: «а как было раньше?» позволяет с успехом использовать исторические материалы. Это оживляет урок и активизирует познавательный интерес. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают в детских душах живой отклик. И вот уже звучит сообщение об известном математике, или решается задача, над которой, трудилась Софья Ковалевская.

На внеклассных мероприятиях по математике часто использую старорусские задачи.

В качестве главных героев выступают исторические личности или, для решения задания, необходимо знать какие- либо факты о них. И так на сцене появляется Архимед со своими учениками.

- Разгадал загадку круга.

Метод площадей нам дал.

Знаем мы, как в Сиракузах

Родину он защищал.

Свой народ спасал от бед.

Его имя _________( Архимед)

Всё это стимулирует к самостоятельному поиску нужного материала, развивает познавательный интерес к предмету. Наблюдая за учениками, я заметила: чем интереснее, красочнее представлен материал из истории математики, тем лучше идёт запоминание. А это ведёт к повышению познавательной активности.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности. А выполнить это позволяют грамотно подобранные приёмы и методы.

И учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

В своей дальнейшей работе я планирую предлагать решение тестов не только на весь урок, в качестве итогового контроля, а разработать тесты на 10 – 15 минут. Это позволит увидеть, над какими вопросами надо особенно поработать при закреплении. Кроме этого планирую продолжить разработку опорных схем.

Считаю необходимым продолжить работу и по использованию информационных технологий. Планирую накапливать и пополнять базу данных с презентациями учащихся.



В своей работе я прихожу к выводу, что обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница