Поведение потребителей методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 260800 – «Технология продукции и организации общественного питания»



Скачать 238.78 Kb.
страница1/6
Дата11.02.2016
Размер238.78 Kb.
ТипПрактическая работа
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ГТУ)
Кафедра Технологии продуктов общественного питания


ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Методические указания к практическим занятиям

для студентов по направлению подготовки 260800 – «Технология

продукции и организации общественного питания»

очной и заочной форм обучения

Владикавказ 2013

УДК 339.138

ББК 88


Т 32
Рецензенты: д.э.н., профессор кафедры «Технологии продуктов общественного питания» Горского ГАУ Семенов П. Н.;

к.пед.н., доцент, зам.директора по учебной работе Владикавказского филиала Современной Гуманитарной Академии Хутинаева С.З.



Темираев Рустем Борисович, Кокаева Марина Гурамовна

Методические указания к практическим занятиям для бакалавров по направлению подготовки 260800 – «Технология продукции и организации общественного питания» очной и заочной форм обучения

Изд-во «Терек», 2013.- с. 58
Подготовлено кафедрой «Технологии продуктов общественного питания»

Редактор


Компьютерная верстка
Издательство «Терек» СКГМИ(ГТУ), 2013

___________________________________________________________
Подписано в печать Формат

Тираж_____ Объем усл.п.л. Заказ №_______


Подразделение оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ)

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44



Содержание
Введение

Практическая работа №1 Конкуренция – ключевая категория рынка

Практическая работа №3 Факторы внешнего влияния на поведение потребителей

Практическая работа №7 Влияние культуры на поведение потребителей

Практическая работа №4 Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей

Практическая работа №8 Процесс принятия решения о покупке

Практическая работа №9 Мерчандайзинг как программирование поведения покупателя

Практическая работа №6 Психология человеческих потребностей и роль мотивации в потребительском поведении

Практическая работа №5 Особенности организационного покупательского поведения

Практическая работа №8 Процесс принятия решения о покупке

Практическая работа №2 Изучение потребительского спроса. Реклама

Практическая работа №9 Мерчандайзинг как программирование поведения покупателя

Список литературы

Введение
Поведение потребителей вплетается нашу жизнь каждый день. Это происходит по-разному. При этом каждый из нас сталкивается с множеством серьезных проблем, требующих принимать те или иные решения. Независимо от того, решаете ли вы, какую специализацию выбрать, какую карьеру избрать, какую пищу съесть, какую одежду надеть, какое телевизионное шоу посмотреть или какой интернет-сайт посетить, вы предпринимаете действия, которые являются предметом исследования потребительского поведения.

Целью освоения дисциплины «Поведение потребителей» - ознакомиться с факторами и моделями поведения потребителей, попробовать определить способы и методы воздействия на поведение потребителей, научиться применять положения теории покупок при разборе конкретной ситуации.

Задачей дисциплины является изучение и применение существующих в социологии, психологии и экономике теоретико-методологические подходов к потребительскому поведению, а также методов управления процессом принятия решений, действиями и восприятием индивидов в оценке, приобретении, применении и избавлении от товаров и услуг в современных условиях.

Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу Б1.В.ДВ.3, дисциплина по выбору студента. Курс дисциплины «Поведение потребителей» тесно взаимосвязан с блоком гуманитарных и точных дисциплин, изучаемых в вузе (пререквизиты): социология, культурология, психология, экономика, правоведение, менеджмент, маркетинг.

Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин (кореквизиты) – организация производства и обслуживания на ПОП, метрология, стандартизация и сертификация, экономика и организация производства, профессиональная этика и этикет.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общеобразовательных и профессиональных компетенций:



  • ОК-10 - владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • ПК-16 - определяет цели и ставит задачи отделу продаж по ассортименту продаваемой продукции производства и услугам внутри и вне предприятия питания. Анализирует информацию по результатам продаж и принимает решения в области контроля процесса продаж, способен владеть системой товародвижения на предприятиях питания;

  • ПК-21 - умеет осуществлять поиск, выбор и использование новой информации в области развития потребительского рынка, умеет систематизировать и обобщать информацию;

  • ПК-38 - умеет прогнозировать конъюнктуру рынка продовольственного сырья и анализировать реализованный спрос на продукцию производства, оценивать эффективность маркетинговых мероприятий по продвижению на рынок, обеспечивать обратную связь с потребителями, участвует в программах по разработке предложений по формированию продукции питания и продвижению ее на рынке.

Методическое пособие к практическим работам содержит теоретическую часть, ситуационные задания, задачи, контрольные вопросы и тесты для проверки знаний в области поведения потребителей.

Практикум может быть полезен при организации самоконтроля в процессе изучения курса, обосновывая выбор варианта ответа на тот или иной вопрос, можно пользоваться материалами конспектов аудиторных занятий и литературой, рекомендованной в библиографическом списке.

Практическая работа №1

Конкуренция – ключевая категория рынка
Цель работы: изучить основные принципы конкуренции, виды конкуренции; значение монополии; выполнить задания.

Теоретическая часть:

Главной особенностью рынка является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает успех автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.



Конкуренция (лат. «конкурро» – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров (табл. 1)

Таблица 1 - Рыночные структуры и формы конкуренции



http://www.xliby.ru/filosofija/yekonomicheskaja_teorija_zavtra_yekzamen/i_014.png

Конкуренция наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рынка, его ключевой категорией. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла:



  • в период, когда происходит подготовка к производству, т.е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

  • в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями;

  • в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;

  • в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.

Конкуренция – весьма жесткое явление. Она имеет ряд отрицательных черт:

  • расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);

  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);

  • не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;

  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

К положительным качествам конкуренции относится то, что она:

  • способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

  • способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

Недобросовестная конкуренция – это методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции. В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.

Конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей). Она может быть ценовой и неценовой, совершенной и несовершенной. Рассмотрим последние четыре вида конкуренции более подробно.



Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента.

Ценовая дискриминация – это продажа отдельных видов товаров или услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям. Различия в цене определяются не столько различиями в качестве продукта или издержками его производства, сколько возможностью монополии произвольно устанавливать цены.

Ценовая конкуренция часто применяется при оказании услуг (врача, адвоката) или при транспортировке скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой и т. п.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

Повышение качества продукта может быть достигнуто: путем дифференциации самого продукта; путем дифференциации продукта методами сбыта; путем конкуренции новых торговых марок.

Дифференциация самого продукта означает разнообразие однородных изделий посредством изменения их дизайна и улучшения качественных характеристик. Эти меры направлены на завоевание «верности» покупателей, выражающейся в убеждении последних, что данные изделия «лучше» изделий конкурентов.

Дифференциация продукта методами сбыта включает в себя: рекламирование в средствах массовой информации, пробные продажи, стимулирование сбыта через агентов по продаже товаров и создание торговых точек.

Конкуренция новых торговых марок учитывает, что в условиях технологического прогресса существующие изделия фирм начинают быстро устаревать. Чтобы остаться конкурентоспособной, фирма вынуждена внедрять новые торговые марки или переделывать старые.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: свободной конкуренции и несовершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.



Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

    • на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;

    • обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;

    • покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;

    • существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. Увеличение или уменьшение количества продукции, выпускаемой отдельной фирмой, не оказывает ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, на цены. Более того, ни один продавец не сможет поднять цену выше установившейся рыночной цены, не потеряв своих клиентов. Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться.

Монополия (греч. «монос» – один, «полео» – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:



  • Картель – соглашение о квоте (количество) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

  • Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

  • Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

  • Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

  • Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.


Задание 1. Проведите экспертизу ситуации. Запишите вывод.

Если ваше предприятие по производству продуктов детского питания уступило конкуренту и переживает нелучшие времена, то следует срочно принять важные решения. Вы можете:

а) перенести производство в другой крупный город;

б) закрыть предприятие;

в) сократить количество работников;

г) сократить количество выпускаемых изделий;

д) расширить ассортимент выпускаемой продукции;

е) пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции ;

ж) продать предприятие.
Задание 2. Составьте кроссворд, используя терминологию, которой вы овладели, изучив теоретическую часть.
Задание 3. Ответить на контрольные и тестовые вопросы.

Контрольные вопросы:


  1. Проанализируйте позитивные и негативные стороны конкуренции.

  2. Что такое недобросовестная конкуренция? В каких формах она осуществляется?

  3. Что такое ценовая дискриминация? При каких условиях она возможна?

  4. Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной? Какая из этих форм преобладает на российском рынке?

  5. Известно, что ценовой механизм эффективно функционирует на рынках совершенной конкуренции. Означает ли это, что на рынках с несовершенной конкуренцией, охватывающей лишь небольшое число участников, невозможно эффективное производство?

  6. Охарактеризуйте основные организационные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты. Укажите причину их возникновения, характерные черты и различия. Какая из них была наиболее характерна для дореволюционной России? Что собой представляют современные холдинги?

Тесты

1. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа отдельных видов товаров и услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям;

б) продажа товаров более высокого качества и надежности;

в) снижение цены за счет снижения издержек;

г) снижение цены за счет уменьшения прибыли.


2. Внутриотраслевая конкуренция – это:

а) соперничество между предпринимателями, производящими одинаковую продукцию;

б) соперничество между предпринимателями из разных отраслей экономики;

в) соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.


3. При совершенной конкуренции:

а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену;

б) существует чистая монополия;

в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

г) господствует олигополия;

д) ограничен вход на рынок.


4. При монополистической конкуренции:

а) на рынке действует ограниченное число фирм;

б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка.


5. На монопольном рынке:

а) один продавец;

б) свободен вход на рынок;

в) продукт дифференцирован.


6. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:

а) синдикат;

б) конгломерат;

в) картель;

г) трест;

д) концерн.




Практическая работа №2

Факторы внешнего влияния на поведение потребителей
Цель работы: изучить какие внешние факторы влияют на поведение потребителей, определение каждого фактора; выполнить задания.

Теоретическая часть:

Социальный класс - это относительно устойчивое и однородное общественное образование, к которому можно отнести отдельных людей или семьи, имеющие схожие ценности, стиль жизни, интересы и поведение.

В настоящее время предлагается следующая стратификационная структура современного российского общества:



  • Элита. Элита характеризуется высоким доходом и возможностью влиять на выработку направлений общественного развития.

  • Верхний слой. К нему относится (по Т.Заславской) реально правящий слой, представители которого занимают наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах.

  • Средний слой - люди со стабильным доходом.

Референтная группа - это группа, с которой ассоциирует себя человек. Такие группы вырабатывают стандарты, нормы и ценности, которые влияют на поведение людей.

Индивидуум, желающий показать свою принадлежность к определенной группе, должен использовать определенные символы, характеризующие данную группу.



Типы референтных групп. По типу контакта:

  • первичные - характерны личные повседневные контакты. Например, семья, род
    ственники, друзья, товарищи по учебе или коллеги по работе. Они оказывают
    наиболее сильное влияние на человека.

  • вторичные - все прочие группы, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать человек (профессиональные ассоциации, общественные организации и др.). Личное взаимодействие также присутствует, но оно - эпизодично и не так сильно влияет на образ мыслей и поведение человека.

По степени открытости:

  • закрытые - характеризуются постоянным устойчивым общением членов группы в течение длительного периода времени;

  • открытые - характеризуются высокой внутренней мобильностью (т.е. достаточно частыми изменениями в составе и межличностных отношениях). Референтные группы оказывают различное воздействие на человека при покупке тех или иных товаров и марок.

Лидер мнений - это человек, пользующийся доверием определенной социальной группы и способный дать информацию по конкретным продуктам или товарным маркам.

Поведение лидера определяется следующими характеристиками:



  • уверен в себе;

  • энергичен;

  • информирован;

  • общителен и взаимодействует с большим количеством людей.

Семья - это группа людей, объединенных кровными узами, браком, а также юридически оформленным фактом усыновления или удочерения. Ядром семьи являются живущие вместе отец, мать и дети. Выделяют нуклеарную и расширенную семью.

Нуклеарная семья - это группа, состоящая из отца, матери и ребенка (детей), живущих вместе. Нуклеарная семья имеет несколько вариаций: полная и неполная (образуется в результате развода или смерти другого родителя).
Расширенная семья - это нуклеарная семья плюс другие родственники (бабушки, дедушки, дяди и тети). Расширенные семьи характерны для стран Востока, распространены в России, однако не характерны для США.
Кроме того, существует еще такое понятие как домохозяйство - это все люди, проживающие в одном доме, ведущие общее хозяйство, при этом не обязательно являющиеся родственниками.

Процесс принятия решения о покупке в семье - явление достаточно сложное. И, прежде всего потому, что решение зависит от степени влияния каждого члена семьи.

К основным факторам, определяющим поведение всей семьи, относятся: стадия жизненного цикла семьи, наличие и возраст детей, принадлежность к социальному слою.



Осознание проблемы – сущность, степень несоответствия состояний потребителя. Варианты проблем: простые, ограниченные, расширенные. Внутренний и внешний поиск информации. Четыре источника информации. Направленность и интенсивность поиска. Оценочные критерии при выборе вариантов. Наиболее распространенные оценочные критерии. Механизм оценки альтернатив потребителем: свойства, значимость свойств, функция полезности каждого свойства. Факторы, влияющие на принятие окончательного решения. Правила решений: компенсационные (простое сложение, взвешенное сложение), некомпенсационные (совместное правило, раздельное правило, правило элиминирования по аспектам, лексиграфическое правило).
Процесс принятия решения о покупке можно разделить на пять стадий: осознание возникшей проблемы, которое инициирует процесс покупки товара; поиск информации, способствующей более полному решению проблемы и осуществлению наиболее подходящей покупки; оценка возможных альтернативных вариантов покупки; принятие решения о покупке; ответная реакция на покупку.

Покупка - это заключение сделки между потребителем и продавцом.
Задание 1. Оцените по следующим шкалам свое взаимодействие с друзьями по отношению к костюмам официантов в Вашем ресторане.

1. Вы вообще обсуждаете со своими друзьями костюмы официантов Вашего ресторана?

очень часто никогда

5 4 3 2 1

2. Когда Вы обсуждаете со своими друзьями костюмы официантов в ресторане, то предоставляете им много информации?

много мало

5 4 3 2 1

3. Со сколькими людьми Вы обсуждали бы тему костюмов для официантов ресторана?

ряду людей ни одному

5 4 3 2 1

4. Что происходит чаще: Вы говорите больше или они?

Вы рассказываете друзьям ваши друзья рассказывают Вам

5 4 3 2 1

5. Если бы Вы с друзьями решали какую модель костюма выбрать для официантов, какую роль играли бы Вы?

попытаюсь убедить буду в основном слушать других

5 4 3 2 1

6. В целом во всех других дискуссиях с друзьями и соседями у Вас:
часто спрашивают совета никогда не спрашивают совета
5 4 3 2 1

Респондентов, получивших больше 18 баллов, можно расценивать в качестве «Лидера мнений». По результатам проведенного исследования сделайте вывод.


Задание 2. Назовите ту референтную группу, к которой Вы относите себя в данный момент или с которой отождествляли себя в прошлом. Вспомните те ситуации и случаи, в которых Вы принимали решения под воздействием референтной группы. Укажите также, было такое воздействие скрытым или явным.
Задание 3. Ответить на контрольные вопросы и выполнить тестовые задания.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое социальный класс?

  2. Что мы называем референтной группой? Какие типы референтных групп Вы знаете?

  3. Что такое покупка?

  4. Перечислите лиц, которые участвуют в принятии решения о покупке товара.

  5. Охарактеризуйте шесть стадий покупательской готовности.

  6. Какие решения принимает потребитель относительно покупки, потребления и освобождения от товара?

  7. Назовите стадии, через которые проходит потребительское решение.

  8. Приведите пример импульсной покупки товара.

  9. Что такое «семья»? виды семьи.

  10. Какие факторы относятся к основным, определяющим поведение семьи?

Тесты

1. Факторы внешнего влияния на потребительское поведение:



  1. социальные факторы, стиль жизни, ресурсы потребителя, влияние семьи, ситуационные факторы, природные и культурные;

  2. законодательная база, приверженность традициям, экология, уро-вень технической грамотности, доступность кредитов, референтные группы, ситуация при покупке;

  3. потребности, культура, влияние семьи, духовные ценности, полити-ческая стабильность, уровень доходов населения, климатические условия;

  4. знания потребителя, эмоции, сформированная система ценностей, уровень информатизации, социальная структура общества, вмешательство государства в экономические процессы, вероисповедание;

  5. скорость обновления товаров и технологий на рынке, сформировав-шийся и гарантированный уровень жизни, уровень и динамика цен, темпера-мент, политическая стабильность, мотивация, роль и социальный статус по-требителя.

2. Какие переменные определяют принадлежность индивида к соци-


альному классу?

    1. возраст, доход, образование, профессия, национальность;

    2. район проживания, доход, образование, количество детей, нацио-нальность;

    3. власть, престиж профессии, доход, образование, район проживания;





Процесс принятия решения о закупке
Мониторинг спроса и его формирование

Каталог: Portals
Portals -> Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта Методический сборник
Portals -> Менеджмент высшего учебного заведения инклюзивного типа кольченко к. О
Portals -> Проект Концепция инклюзивного образования
Portals -> Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика и технология»
Portals -> Проблемы современного образования и воспитания: инновации, тенденции развития
Portals -> Современная гуманитарная академия
Portals -> Задача создания системы разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни
Portals -> №3/2011. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница