Потребность человека в человеке



Дата18.11.2020
Размер18,5 Kb.

№ 1.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане проблемам. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и экономической неустроенности. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Педагогической наукой накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию.

Выдающиеся педагоги 19-го и 20-го вв. Л.Н. Толстой и В.А. Сухомлинский в воспитании основывались на принципе гуманизма. И считали, что в детях необходимо воспитывать:


  • Любовь, уважение и преданность родным и близким;

  • Потребность человека в человеке;

  • Чувства сострадания, сопереживания, сочувствия;

  • Чуткость, отзывчивость.

И действительно, невозможно воспитать хорошего человека, не прививая с раннего детства эти качества. Собственный пример родителей и педагогов отношения к другим людям, отдачи духовных сил во имя человека, помощи тем, кто в ней нуждается, умение делать это бескорыстно и получать удовольствие и радость от самоотдачи; беседы; объяснения - всё это поможет воспитать высоко морального гражданина, патриота своей страны и, конечно же, Настоящего человека.

№ 2


В нашей жизни аморальные поступки становятся чем-то обыденным, повседневным. Со временем перестаешь замечать, что подросток или юноша не уступают место в общественном транспорте пожилому человеку или беременной женщине; что зачастую люди во всех делах преследуют лишь собственную выгоду. Примеры такого поведения есть в каждом литературном и кинопроизведении. Однако, хотелось бы остановиться на самых, по моему мнению, ярких. Например, трагедия «Анна Каренина» передает отступление главной героини от жизненной позиции обращенности, любви, долга перед другими людьми.

Нравственная проблема проходит через весь роман. Трагедия Анны осмысливается многогранно. Она отдается эгоистической страсти, презрев долг, заходит в нравственный и жизненный тупик. Героиня теряет естественность и обаяние. Все силы она сосредоточивает на то, как не потерять любовь Вронского, как сделать так, чтобы он принадлежал только ей. Она продолжает интересоваться жизнью, искусством. Но она не искренна и интересуется этим только для того, чтобы в глазах Вронского выглядеть глубокой натурой. Толстой, решая вопрос о том, что привело Анну к тупику, далек от упрощенных выводов. Вина полностью возложена им на общество.

Для сравнения рассмотрим роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Главная героиня Татьяна Ларина в конце романа, совершает правильный нравственный выбор: она отказывает Онегину в адьюльтере, не желая изменять мужу. Хотя она и признает, что все еще любит Онегина, нравственные принципы для нее важнее - выйдя замуж, она может принадлежать только своему супругу.

Если рассматривать вопросы педагогической морали, то приведу пример из рассказа «Уроки французского», где автор Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.



Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» описывает трудную жизнь крестьян в 30-е годы 20 века, а также значение учителей для жителей деревни. Благодаря учителям в деревне появились учебники, краски, женщины обзавелись иголками и нитками. Деревенские мужики сделали столы и скамейки. Организовали школу. К весне, когда все обменянные на утильсырье тетрадки и карандаши закончились, учитель стал водить учеников в лес. Он много знал, но часто и ребята учили его. Однажды на горе им попалась змея, и учитель встал на защиту детей, убив её палкой. Только позже ребята догадались, что он никогда раньше не видел змей. Рассказ учит настоящей дружбе, искренней любви к родному краю и показывает, каким должен быть настоящий учитель.

Еще один пример высоко моральной личности из рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница», основанный на реальных событиях. История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница