Поточно-групповая модель как один из способов индивидуализации обучения в основной школе (из опыта преподавания обществознания) Шаяхметова В. Р., учитель обществознания маоу



Скачать 155.4 Kb.
Дата22.04.2016
Размер155.4 Kb.


Поточно-групповая модель как один из способов индивидуализации обучения в основной школе (из опыта преподавания обществознания)
Шаяхметова В.Р., учитель обществознания

МАОУ «Лицей №4» г. Перми,

доцент кафедры общей отечественной истории ПГНИУ,

доцент кафедры философии и общественных наук ПГГПУ, к.и.н.



Аннотация.

В статье представлен опыт апробации модели поточно-группового обучения обществознанию в 6 классе в рамках муниципального проекта «Основная школа – пространство выбора» в МАОУ «Лицей №4» г. Перми. Содержание учебной программы по обществознанию каждой группы стало результатом поиска учителей, предложивших специфический компонент внутри данной учебной дисциплины. Автор подчеркивает, что каждый учитель в процессе разработки рабочей программы исходил не столько из собственных возможностей, сколько из личностных и возрастных особенностей обучающихся. Автор представил специфику каждой группы, объекты оценивания и способы формирования у учащихся универсальных учебных действий.



Ключевые слова: педагогический эксперимент, поточно-групповое обучение, объект оценивания, формы и методы преподавания, универсальные учебные действия.
Известно, что новый образовательный процесс в современной школе направлен на формирование такого пространства, в котором будет обеспечено расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей учащихся для последующей успешной самореализации и самоактуализации. Курс «Обществознание» в основной школе обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных общественных наук и проведения межпредметных связей. Данная учебная дисциплина содержательно интегрирует достижения разных наук с целью сформировать у учащихся представления о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире и др.

Курс «Обществознание» в 6-7 классах носит пропедевтико-воспитательный характер, и общая логика распределения в нем учебного материала, как известно, линейно-концентрическая. Школьники получают учебную информацию, которая, во-первых, имеет ярко выраженное личностное значение и, во-вторых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов обществознания.

Главными целями изучения обществознания в 6-7 классах являются:


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.

  • воспитание уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Учителя обществознания МАОУ «Лицей №4» г. Перми с 2011 года работают в режиме апробации поточно-группового обучения в рамках муниципального педагогического эксперимента «Основная школа – пространство выбора». Для каждой группы учащихся, изучающей в потоке (т.е. параллели 6 классов) предмет «Обществознание», учителями выделены специфические компоненты содержания и формы деятельности (в обязательном порядке присутствуют такие элементы как совместная деятельность учителя и ученика, самостоятельно-поисковая деятельность ученика).

Специфика групп, по сути, стала результатом своеобразного творческого поиска каждого учителя, исходящего, в первую очередь, из личностных и возрастных особенностей обучающихся. Учителя не отказывались от содержательных и тематических линий «Обществознания» в 6 классе, среди которых особенно выявляются следующие: вопросы этики и нравственного становления человека; первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношениях между людьми; нравственно-правовые нормы и правила общественной жизни; права ребенка.

Деление учебного курса «Обществознание» на несколько групп, по нашему мнению, призвано помочь ученикам осуществить осознанный выбор дальнейшего пути обучения и, возможно, дальнейшей профессиональной деятельности. В нашем случае было выделено пять групп: 1) обществознание — экономика, 2) обществознание — социология, 3) обществознание — право, 4) обществознание — культурология, 5) обществознание — психология. В каждой из этих пяти групп предполагается пропедевтическое изучение основных сторон жизни общества: экономики, социальных и правовых отношений, психологии межличностных взаимоотношений и процессов передачи культурных ценностей. Данный способ обучения учителя лицея рассматривают как условие индивидуализации образования и формирования у учащихся навыков социального функционирования.

При разработке рабочих программ учителя обществознания не только самостоятельно разработали определенные типы учебных занятий, учебных действий и форм оценивания, но и также рассчитали количество учебного времени, необходимого для выполнения каждого вида деятельности. Фактически в каждой группе отрабатывается собственный подход структурирования учебного материала и определения последовательности его изучения, конкретизируются отдельные предметные темы образовательного стандарта, «работающие» на отражение специфики группы.

В группе «Подросток и экономическая сфера» (обществознание — экономика) учащиеся знакомятся с сущностью правовых норм, которые регулируют отношения между производителями и потребителями.

В группе «Я в мире права» (обществознание - право) учащиеся знакомятся с правовыми нормами, лежащими в основе правомерного поведения в семье, школе и в обществе. Подростки учатся разделять права как возможности достижения желаемого результата и правовые запреты как регуляторы общественных отношений, также составляют и решают правовые задачи, основываясь не на собственных представлениях – «понятиях», а на знании отдельных нормативно-правовых норм.

В группе «Социологические исследования» (обществознание - социология) учащиеся знакомятся с навыками и умениями положительной самоактуализации в малой социальной группе, также осваивают отдельные способы и приемы социологических исследований, в т.ч – проблемный анализ собранной информации.

В группе «Подросток и духовная культура» (обществознание — культурология) учащиеся знакомятся с культурным опытом и гуманистическими ценностями социума, в т.ч – знакомятся и принимают гуманистические ценности, культурные традиции российского народа.

В группе «Я и сверстники» (обществознание — психология) учащиеся знакомятся не только со способами контроля над собственными эмоциями, но и с сущностью межличностного общения и способами совместной деятельности, в т.ч. – освоение этических норм поведения и проявления сопереживания, доброжелательности и толерантности по отношению к сверстникам.

Каждая группа рассматривается как самостоятельная учебная единица, опирающаяся на рабочую программу, включающую инвариантную нагрузку и собственное специфическое содержание, определенное рамками выбранного компонента. Организация учебной деятельности в группах направлена на достижение определенного результата, который фиксируется с помощью особых форм деятельности: от проигрывания ситуаций на поиск верных решений до отработки смыслового чтения при работе с различными источниками (см. таблицу 1).



Таблица 1. Специфика групп внутри потока «Обществознание» в 6-х классах

Группа потока



Формы деятельности в группе

Объект оценивания

Результат обучения

«Я в мире права»

Автор-составитель:

Шаяхметова В.Р., учитель высшей категории, учитель истории и обществознания


1. Проигрывание правовых ситуаций, так называемая «правовая проба» (поиск верного варианта выхода из предложенного правового затруднения, соответствующего правовым нормам).

2. Практикум: работа с правовым источником (знакомство с терминологией в контексте закона, анализ содержания, возможность применения).



1.Умение использовать полученную учебную информацию на базе правовой терминологии.

2. Умение аргументировать собственную позицию, ориентируясь на содержание закона.




1.Знание правовой терминологии.

2.Освоение способов и действий защиты прав ребенка, человека и гражданина.

3.Знание общих положений «Декларации прав человека и гражданина», «Конвенции о правах ребенка», Конституции РФ (в части прав гражданина).


«Я и сверстники»

Автор-составитель:

Чепкасова Е.Г., педагог-психолог, учитель обществознания


1.Ведение дневника рефлексии (погружение в собственные эмоции).

2.Использование элементов психологических тренингов (фиксация с последующим контролем личных эмоций, действий).



1.Навыки по работе с психологическими источниками (объектами взаимоотношений), их интерпретации.

2.Умение разрешить возникшую ситуацию, основываясь на полученных знаниях

психологии.


1.Знание психологических понятий.

2.Освоение способов рефлексии собственных действий, способов воздействия на ближайшее окружение.




«Подросток и духовная культура»

Автор-составитель:

Мазалова В.Е., учитель истории и обществознания


1.Ролевые игры, эвристические беседы, элементы проектной деятельности.

2.Обсуждение «этических» текстов, на их основе моделирование ситуаций.



1.Оценка поступков и действий (моделирование, обобщение личного опыта).

2.Владение коммуникативной компетентностью.




1.Знание этических понятий.

2.Освоение идеалов и духовных ценностей.




«Социологические исследования»

Автор-составитель:

Обухова О.Ю.
учитель высшей категории, учитель истории и обществознания


1.Критический анализ массивов информации, полученных в результате анкетных опросов, блиц опросов и т.п.

2.Использование отдельных элементов социологических исследований (постановка проблемы, определение способа сбора информации, анализ информации).



1.Навыки по проведению социологического исследования (фиксация событий во время наблюдения, проведение опроса).

2.Умение аргументировать и интерпретировать результаты социологического исследования.



1. Знание социологических понятий.

2.Освоение способов и приемов сбора информации, подлежащей социологическому анализу.



«Подросток и экономическая сфера»

Автор-составитель:

Чиж Е.М., учитель экономики и обществознания


1.Анализ кейс-материалов.

2.Деловые игры.

3.Ролевые игры.


1.Умение работать с экономическими источниками и интерпретировать их содержание.

2.Сбор материала-кейс по заданной тематике.



1. Знание экономических понятий.

2.Освоение способов защиты прав потребителя.

3. Экономическая компетентность.

Изучение учебного материала в каждой группе потока, независимо от ее специфического компонента, начинается с того, что близко каждому школьнику, т.е. с его ближайшего социального окружения (семья, друзья, класс, школа). Уроки в группах проходят в форме бесед, ролевых игр.

В 6 классе учащиеся в основном через смысловое чтение и обсуждение как рефлексии по поводу прочитанного должны усваивать содержание урока. Учителя в рамках урока нацеливают подростков на формулирование личного мнения в форме «Я согласен(на) с..., поскольку…», «Я не согласен(на)..., так как…», «Мне кажется, что..., и я основываюсь на таких фактах…». Общая схема работы в группах потока такова: учащиеся читают (учебник, дополнительные печатные и электронные материалы, адаптированные под возрастные и личностные особенности подростков), в ходе совместного обсуждения объясняют, с чем согласны или не согласны, отвечают на вопросы для самопроверки (при этом учитель корректирует ответы), запоминают определения понятий и, в заключение, обсуждают предложенные в конце урока темы.

Элементы теоретических знаний учащихся сопровождаются рассмотрением реальных процессов и отношений (межличностный конфликт, отношения поколений, отношения между носителями различных этических установок и т.д.). Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательно-практической деятельности, включающий работу с любыми источниками информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике; опыт учебного исследования. На уроке обязательно присутствует источник (правовой, экономический, этический, социологический), дополняющий содержание урока и формирующий проблемную ситуацию. Учителям представляется, что этого достаточно для «вхождения» шестиклассников в материал курса «Обществознание» и начала формирования самостоятельного мышления.

Исходя из современных требований в рамках предмета «Обществознание» учителями проводится активная деятельность по формированию у учащихся универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД учащихся 6 класса становятся ориентиром при организации мониторинга их достижения (см. таблицу 2).

Таблица 2. Формирование универсальных учебных действий внутри потока «Обществознание» в 6-х классах



Формируемые УУД

Предметные действия

Типы заданий (на уроке, дома)

1.

Смыслообразо-вание



- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации;

- развитие приёмов просмотрового и ознакомительного чтения;

- развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий.



- просмотровое и ознакомительное чтение;

- интерпретация текста как результат изучающего чтения;

- выделение причинно-следственной последовательности

событий и действий в предложенных текстах.



2.

Регулятивные и познавательные УУД

- отработка приемов составления плана с выделением существенной и дополнительной информации;

- освоение технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает учащегося алгоритмом самостоятельного освоения (понимания) текста;

- овладение приемами анализа текста на нахождение

прямых и скрытых авторских вопросов, прогнозирование ответов.



- составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения);

- редактирование готового текста или составленного самим учащимся.



3.

Коммуникатив-

ные умения


- отработка приемов на отождествление своей позиции с позицией других (автора учебника, сверстников, учителя), соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- умение понимать контекстную речь с учётом целей коммуникации;

- формулирование высказываний с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в т. ч. - используя IT-средства.


- слушание чтения (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

- подготовка устных выступлений;

- устное словесное рисование, диалог-интервью с автором учебника, сверстником и т.п.


4.

Личностные универсальные действия

- освоение элементарных норм адекватного поведения; норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами;

- отработка приемов учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- отработка приемов по поиску информации (в печатном и цифровом виде).


- интерпретация адаптированного источника (с правовой, экономической и прочей информацией);

- проведение учебно-исследовательской и проектной деятельности по заданной теме;

- высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией.

В ходе осуществления контроля за уровнем знаний учителя предусмотрели проведение различных видов уроков, в т.ч. - практикумов, тестирования, ролевых игр, аналитических контрольных работ, терминологических диктантов, обсуждений прочитанного, собеседований и др.

Оценивание результатов учащихся 6 класса осуществляется в потоках следующим образом:

- текущие оценки ставятся по желанию ученика (!) за проблемные ситуации и задачи, решённые при изучении новой темы, поскольку ученик ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку;

- обязательное оценивание успешности всех учеников осуществляется за тематические проверочные и контрольные работы, при этом каждый учитель самостоятельно определяет форму данного контроля знаний, как последующие формы коррекции знаний учащихся.

Критерии оценки в потоке «Обществознание» в 6-х классах соответствуют трём уровням успешности: 1) необходимый уровень (базовый), предполагающий решение типовой задачи с применением уже отработанных действий и усвоенных знаний (входящих в стандартную систему знаний предмета); 2) программный уровень, на котором учащиеся решают нестандартные задачи с действиями в новой, непривычной ситуации, либо с использованием новых, усваиваемых в данный момент знаний (в т.ч. выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету); 3) максимальный (повышенный) уровень, предполагающий решение неизвестной «сверхзадачи», для которой требуются самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Подобная критериальная схема оценивания учебных действий учащихся позволяет диагностировать учителю успехи отдельных учеников по отдельным темам в рамках школьных требований и сверх них (см. таблицу 2).

Таблица 3. Оценивание учебных действий внутри потока «Обществознание» в 6-х классах



Уровни успешности учащихся

Оценка по пятибалльной шкале

1.

Не достигнут необходимый уровень учебных действий: ученик не решает типовых, много раз отработанных на уроке задач (не знает терминологии, не способен дать ответ).

Оценка «2», ниже нормы, неудовлетворительно.

Требуются коррекционные действия со стороны учителя, исходя из причин подобной ситуации: ученик не приступал к задаче, либо пытался ее решить, но не смог.



2.

Достигнут необходимый (базовый) уровень учебных действий: ученик решает типовые задачи, подобные тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания (знает терминологию, но допускает ошибки при формировании устного ответа, не выстраивает аргументацию своей точки зрения).

Оценка «3» соответствует норме, удовлетворительно.

Требуются коррекционные действия со стороны учителя на преодоление отдельных затруднений учащегося, и выявление проблем, которые ученик способен решить только с посторонней помощью.



3.

Достигнут программный уровень учебных действий: ученик

решает нестандартные задачи,

применяя комплекс новых знаний по изучаемой теме, либо усвоенных умений, но в новой, непривычной ситуации (знает терминологию, не допускает ошибок при формировании устного ответа, выстраивает аргументацию своей точки зрения, но допускает ошибки в логических схемах, не выявляет причинно-следственные связи).


Оценка «4» соответствует частично успешному учебному действию (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).


4.

Достигнут максимальный (повышенный) уровень учебных действий: ученик

решает задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, с применением самостоятельно добытых новых знаний,

либо новых, самостоятельно усвоенных действий (знает терминологию, не допускает ошибок при аргументации своей точки зрения, в логических схемах, в выявлении причинно-следственных связей).


Оценка «5» соответствует полностью успешному решению (без ошибок и полностью самостоятельно).

Таким образом, учащиеся 6 класса в рамках реализации педагогического эксперимента по апробации модели поточно-группового обучения обществознанию получат комплекс знаний о человеке и обществе, необходимый для понимания человеком самого себя, других людей и процессов, происходящих в окружающем социальном мире, для успешной самореализации. Кроме того, учащиеся смогут использовать приобретенные знания в практической деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей и сознательного выбора дальнейшего профиля обучения.


Литература

  1. Обществознание. 6-11 класс. Формирование политических и социальных компетенций: системные, творческие задания / автор-составитель Л.Л. Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2013.

  2. Обществознание. 5-9 классы. Примерная учебная программа. Стандарты второго поколения. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2660.


Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 «Менеджмент» магистранта группы №12учр
2014 -> «Российское общество эпохи реформ Александра ii»
2014 -> Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды
2014 -> Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница