Постгерменевтические принципы и виртуалистика



Скачать 91.45 Kb.
Дата25.04.2016
Размер91.45 Kb.
Л.В. Нургалеева

Постгерменевтические принципы и виртуалистика1

Претензии на формирование науки о понимании реализовывались на практике через наращивание опыта изучения феноменов, открывающих отдельные качества самой способности человека к пониманию. Обобщение накопленного теоретического опыта позволило сформулировать основные принципы постгерменевтики [1, с.6]. Примирительный контекст постгерменевтической теории основан на том, что человек не может найти истинных истоков своей способности понимать, но он имеет в своем опыте средства, позволяющие стимулировать волю к пониманию и оперировать результатами этого процесса. Даже тогда, когда сама возможность создания науки о понимании представлялась иллюзорной, значимость изучения средств достижения понимания оставалась непоколебимой. Это объясняется тем, что «наука понимать» реализует себя в поисках сущностного смысла реальности. Постгерменевтическая традиция поиска истины о понимании является аспектом процессуального видения отношений и связей в мире. Этот исследовательский подход получил свое дальнейшее развитие в традиции информационализма.

С развитием виртуальных практик и медиаискусства постгерменевтический горизонт расширил свои границы. Получила своё дальнейшее развитие идея о том, что воспроизводство способности понимать является атрибутом раскрепощения сущностных сил человека [1, с.6]. Теоретическое признание того факта, что искусственная акцентуация сознания на преимуществах логического структурирования мышления и ограничение пределов его развития рамками письменных традиций не имеет оснований, спровоцировало мощный символьный прорыв. Технологически он совпадает с открытием эпохи электронных коммуникаций. Этот процесс во многом определяет стратегию поиска новых оснований для развития постгерменевтических практик. Одним из исследовательских подходов может служить электронная виртуалистика как интерпретационный метод современной культуры, активно влияющий на сознание и жизнедеятельность индивида [3, c.31].

Развитие теории и практики виртуалистики оказывает свое влияние на технологии преподавания гуманитарных дисциплин и способы проведения исследований. Возникают предпосылки для развития возможностей интерпретативной эстетики, которая не упраздняет догмата художественного текста, но позволяет рассматривать его как многофакторный процесс, концентрирующий в себе энергему культуры того или иного исторического периода [4, c. 204-210].

Как показывает практика, для того чтобы художественный текст сохранял свою истинную актуальность и «вписывался» в сознание молодого исследователя, каким выступает современный студент, необходимо изучать его как «объемный» символьный объект со сложной пространственно-временной конфигурацией. Состоятельное исследование традиционно включает в исследовательскую работу студента анализ текстов, биографий, стилевых отношений, углубляющих понимание проблем художественного текста как изреченного слова. Но, применяя в качестве дополнительного средства возможности электронной презентации, студент получает возможность более глубокой экспериментальной проработки внутритекстовых и околотекстовых отношений.

Это связано с тем, что язык медиаискусства ориентирован на повышение статуса образности, её динамических, пластических и выразительных свойств. Образ выступает конституирующим фактором в условиях развития новых коммуникационных практик [10]. Жесткая ритмика иконического потока изменяет традицию структурирования социальной информации и становится самым действенным способом обращения к подсознанию. Сегодня пристрастно изучаются возможности расширения коммуникативного потенциала художественного образа [7, с.75; 8, c.15].

Динамизм образных презентаций экранного искусства, формирующий клиповое сознание, изменяет стратегии поиска смысла и механизмов понимания. Это явление мы наблюдаем в процессе виртуализации современной культуры, но редко задумываемся о том, что этот процесс объективно «вплетен» в логику исследовательских подходов и в наусной, и в образовательной среде. Молодой исследователь является в большей мере, чем зрелый, порождением культуры виртуального сдвига. Применение медиасредств в исследовательской практике является одним из важных методов изучения современного мира культуры «изнутри» и служит базой для формирования новых подходов к истине понимания, позволяя воспроизводить различные контексты сложно структурированного пространства смыслов.

Анализ опыта применения средств виртуалистики в современном исследовании художественного текста показывает, что постгерменевтическая традиция упрочивает свои методологические позиции. Предлагая студенту создать электронную презентацию с использованием динамических, визуальных и звуковых эффектов, мы не нарушаем традиции аналитической работы, но дополняем их. Это объясняется тем, что студент выступает в качестве эксперта, режиссера и интерпретатора, концентрируя насыщенность культурных контекстов за счет аффектов, имеющих способность непосредственной аппеляции к подсознанию. Тем самым виртуалистика актуализует практику постгерменевтического исследования как средства преодоления «плоскости» текста за счет разрастания ассоциативных доминант.

Особенность такого подхода заключается в возникновении некого подобия возрожденческого эффекта, основанного на синтезе интеллектуальных и художественных сил. Нельзя не сказать о преемственности традиций виртуалистики и с художественным экспериментом Серебряного века [9]. Применение медиасредств реализует принцип синестезии, межчувственных переносов. С психологической точки зрения речь идет о соединении различных ощущений; возбуждении одного органа чувств и одновременном раздражении другого [5, c.75].


Поиск ключей к воспроизведению звуковых и визуальных ощущений той или иной исторической эпохи позволяет приблизиться к описанию многомерной реальности, изначально прорабатываемой человеком, художником, зрителем. Такой подход открывает переживание способа культуры, понимание того, каким образом вырабатывается знание культуры вообще.

Итак, есть основания считать виртуалистику методом освоения гуманитарного знания, несущим в себе черты постгерменевтических практик. Актуальность этого подхода связана с ориентацией на изучение процессуальных факторов формирования интерпретативного пространства и образной системы современной культуры.

Литература

1. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998. - 336 с.

2. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Самосознание мировой культуры. - СПб.: Петрополис, 1999. - С. 279.

3. Борисов О.С. Виртуальная стратегия гуманитарного знания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Вып.12. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского философ. общества, 2001. - C. 31-38.

4. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. - М.: Прогресс, 1980. - 246 c.


5. Жаринов В.М. Раскрытие эстетической тайны. - М.: Приор, 2002. - 79 c.

6. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. - М.: изд-во МГУ, 1985. - С.103.


7. Рыжов В.П. Принципиальные особенности моделей эстетического воспитания // Эстетика: информационный подход. - М.: Смысл, 1997. - С.70-79.
8. Даниэль С. Сети для Протея: проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. - СПБ.: Искусство-СПБ, 2002. - 304 с.

9. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. - М: Прогресс-Традиция, 2001. 400 с.



10. Нургалеева Л.В. Образность дискурса сетевого искусства. - http://www.echo-net.ru/2003/russian/uch_320.html


1 Нургалеева Л.В. Постгерменевтические принципы и виртуалистика. // Герменевтика в гуманитарном знании. – СПб.: Политехника, 2004. – С. 23-36.

Каталог: kaf -> sotr -> kaf -> scientworks -> nurgaleeva
kaf -> Примерные темы выпускных квалификационных работ
kaf -> Курс лекций Саранск 2011 Лекция введение в сравнительный менеджмент
kaf -> Учебное пособие Воронеж 2012 Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева Психология
kaf -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Педагогическое обеспечение работы с молодёжью»
kaf -> А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета
nurgaleeva -> МОлох социального проектирования1 Особенности социального проектирования
nurgaleeva -> Л. В. Нургалеева
nurgaleeva -> Проблема актуализации исторических кодов и гуманитарное образование
nurgaleeva -> Л. В. Нургалеева проблемы формирования ценностного фундамента


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница