После исследований Л. С. Выготского и Ж



страница1/2
Дата04.09.2023
Размер467 Kb.
#223951
  1   2
Связанные:
Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное равтие ребенка
Бадмаев Б.Ц.Психология в работе учителя, Клюева Н.В. (ред.) Педагогическая психология













После исследований Л.С.Выготского и Ж.Пиаже об умст­венном развития ребенка в психологии установилось мнение, что в старшем дошкольном и первом школьном возрасте про­исходит глубокое изменение мышления - переход от его доло­гических к собственно логическим формам. Правда, Выготский и Пиаже разошлись в оценке роли, какую в этом переходе играет школьное обучение; видимо, потому, что Выготский ориентировался на "хорошее обучение", а Пиаже - на факти­чески господствующее в школах. Но за этим у обоих скрыва­лась неясность представлений о деятельности ученика в про­цессе обучения и возможных изменениях организации этой де­ятельности. Все многообразие известных в то время форм обу­чения не позволяло ясно поставить эту проблему.
Лишь после того, как вне этой проблемы и вне исследо­ваний мышления (и в этом смысле ненамеренно и неожиданно) у нас сложились сначала один, а затем и другой метод "по­этапного формирования" одних и тех же умственных действий и понятий, - одних и тех же, но в каждом из них с сущест­венно разными свойствами и, главное, с прозрачной зависи­мостью между этими свойствами и методами их воспитания -стало понятно, почему эта зависимость прежде оставалась скрытой.
Дело в том, что ранее известные формы обучения, не­смотря на внешнее разнообразие, оказались вариантами одно­го и того же метода, при котором деятельность ученика в процессе овладения новым заданием происходит без достаточ­ного руководства, контролируется главным образом по конеч­ному результату и приходит к нему ощупью. Мы же поставили перед собой другую задачу: выяснить условия, при наличии
которых ученик будет действовать так, "как надо", в неизбежно придет к заранее намеченным результатам.
В поисках этих условий, продолжавшихся долго и труд­но, незаметно изменился самый порядок исследования. Обыч­но усвоение нового задания обеспечивается с двух сторон: со стороны учителя - ясным и доходчивым разъяснением это­го задания, со стороны ученика - наличием необходимых пред­варительных знаний и умений; дальнейшее - ответственность за ход и результаты научения - возлагаются на способности (внимание, понимание, память). Мы же решили не полагаться на них и сначала выяснить, какие качества знаний и умений мы хотим получить, и затем подобрать, а если нужно, то и сконструировать условия, которые обеспечивали бы, - именно обеспечивали бы - формирование новых знаний и умений с за­данными показателями.
Так в конце концов сложилась система условий, которая получила название "поэтапного формирования" и которую лучше назвать "планомерно-поэтапным формированием умственных действий и понятий".
2. Эта система намечает четыре больших группы условий: формирования достаточной (а лучше - адекватной) мотивации действий ученика; обеспечения правильного выполнения ново­го действия; воспитания его желаемых свойств и последняя, его превращения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница