Понятие «здоровье» и его составляющие



страница1/8
Дата20.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Понятие «здоровье» и его составляющие


У кого есть здоровье - у того есть надежда
У кого есть надежда - у того есть все!


(Восточная мудрость)


Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:


Первый - здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;

Второй - здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

Строго объективных критериев, дифференцирующих понятие «болезнь» и «здоровье», пока нет. Медицинская позиция всегда отталкивается от определенной болезни, которая характеризуете наличием боли, ограничениями, стеснением, страданиями. Здоровье при этом понимается как отсутствие болезни. ВОЗ был провозглашен стратегический принцип: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Все социологические определения здоровья и болезни определяют болезнь как физический или умственный процесс, который имеет тенденцию ограничивать способность человека действовать, решать поставленные задачи.

Существует более 300 определений здоровья. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм; 2) как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.


1. Психическое здоровье

В 1979 г. ВОЗ был введен термин «психическое здоровье» (Mental Health). Его можно определить как состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде. В докладе Комитета экспертов ВОЗ было отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

И. В. Дубровиной предложен термин «психологическое здоровье». Термин «психическое здоровье» относится, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, «психологическое здоровье» имеет отношение к личности в целом. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной, владеющей средствами самопознания, самопринятия, саморазвития. Психологически здоровый человек - это личность жизнерадостная, спонтанная и творческая, познающая мир не только разумом, но и чувствами.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и социального отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимо применять комплексный подход.

Совокупный уровень здоровья всех граждан может быть обозначен как общественное здоровье - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

2. Факторы обеспечения здоровья

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:



  •  генетические факторы - 15-20 %

  •  состояние окружающей среды - 20 - 25 %

  •  медицинское обеспечение - 10 - 15%

  •  условия и образ жизни человека - 50 - 55%

Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье.

3. Нормативная база, обеспечения здоровья.


За последние 10 лет министерствами здравоохранения и образования проведена работа по формированию нормативной базы, дающей возможность более эффективно заботиться о здоровье подрастающего поколения. В Федеральном законе № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения законодательством РФ возложена ответственность за: «...жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения ».

В Федеральном законе «Об образовании» устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование, среди них: «Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами». Отдельно в законе прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе:



  1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

  2. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

  3. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

  4. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения.

В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 г. введена в действие программа «Здоровый ребенок». В 2002 г. появился совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», в котором был намечен ряд конкретных мер по активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся, зафиксирована персональная ответственность директора школы за результаты этой работы.

По свидетельству статистики, здоровье подрастающего поколения с каждым годом ухудшается, около 90 % школьников имеют отклонения физического и психического здоровья. В связи с состоянием здоровья современных школьников назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница