Понятие социальной адаптации и ресоциализации осужденных



Pdf просмотр
страница1/6
Дата01.06.2019
Размер1,27 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6




2


3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие социальной адаптации и ресоциализации осужденных........ 6 1.1. Соотношение ресоциализации и социальной адаптации осужденных .. 6 1.2. Проблемы ресоциализации осужденных ................................................. 29
Глава 2. Характеристика осужденных, готовящихся к освобождению из исправительных учреждений ............................................................................... 40 2.1. Характеристика осужденных, готовящихся к освобождению из исправительной колонии общего режима ...................................................... 40 2.2. Характеристика осужденных, готовящихся к освобождению из исправительной колонии строгого режима .................................................... 55 2.3. Характеристика осужденных, готовящихся к освобождению из воспитательной колонии .................................................................................. 68
Глава 3. Деятельность исправительных учреждений по подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы: понятие и содержание ............................................................................................................. 79
Заключение ............................................................................................................ 90
Литература ............................................................................................................. 94


4
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социализации и ресоциализации осужденных очень актуальна в нашем обществе.
Система исполнения уголовных наказаний ориентирована на две основные задачи: исправление осужденных и полноценное включение их в жизнь общества после отбытия наказания.
В условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, внесоциальное существование, а ценности, отображающие деятельную и социальную сущность человека, уходят на второй план.
Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация.
Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных.
Объектом данной магистерской диссертации является предпосылки, проблемы и сам процесс подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы.
Предметом исследования является российское уголовное, уголовно- исполнительное и иное законодательство, практика деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также деятельность других государственных органов и общественных организаций, направленная на подготовку осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к освобождению.
Целью настоящей магистерской диссертации является изучение аспектов социальной адаптации и ресоциализации лиц, освобождающихся от наказания, а также составление характеристики лиц, принимающих участие в
Школе подготовки к освобождению.
Задачи данной магистерской диссертации:


5

Определение понятия социальной адаптации и ресоциализации осужденных, установление соотношения этих понятий, а также нахождение их проблематики;

Анализ личных данных осужденных, готовящихся к освобождению из колонии общего режима, строгого режима, а также из воспитательной колонии для несовершеннолетних;

Рассмотрение деятельности исправительных учреждений по подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы.
Степень научной разработанности рассматриваемой темы очень велика.
Изучением данной темы занимаются теоретики и практики, юристы и психологи. Количество трудов, затрагивающих данную тему достаточно широко, это хорошо отражалось в работах таких ученых как Васильев В.Л.,
Алферов Ю.А., Галагузова Н.А., Малков В., Баранов Ю., Ольховик Н.В.,
Прозументов Л.М., Серебряник Е.В., Барышева А.В., Уткин В.А. и др.
Вместе с тем, исследования большинства ученых проводились в иных, существенно отличающихся от имеющихся ныне экономических, политических, правовых и социальных условий жизнедеятельности личности, общества и государства. Более того, некоторые важные аспекты по-прежнему остаются не освещенными и требуют дальнейшей теоретической разработки.
База исследования. Исследование проводилось при помощи Управления
ФСИН России по Томской области, Отдел воспитательной работы с осужденными. За основу были взяты общие статистические данные осужденных исправительных учреждений г. Томска, готовящихся к освобождению и принимающих участие в Школе подготовки осужденных к освобождению, а именно ИК-3, ИК-4, ВК-2.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что результаты могут быть использованы в учебной работе, а также в практической и научной деятельности в рамках социальной работы в пенитенциарной системе.


6
В основу работы положены метод анализа, системный и сравнительный метод, историко-правовой метод, юридический метод, формально-логический метод. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.
Структура магистерской диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографический список. В библиографическом списке представлен 31 источник по теме исследования, в том числе нормативные акты, а также интернет-источники. Работа иллюстрирована 40 таблицами.
Общий объем магистерской диссертации составил 99 страниц.


7
Глава 1. Понятие социальной адаптации и ресоциализации осужденных
1.1. Соотношение ресоциализации и социальной адаптации осужденных

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Данный показатель отражает способность человека выполнять определенные биосоциальные функции, такие как адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватное отношение и общение с окружающими; возможность обучаться, трудиться, организовывать свой досуг и отдых; способность к взаимообслуживанию и самообслуживанию в коллективе и семье; адаптивность поведения в соответствии с ожиданиями общества.
Также, существует такое понятие как «реадаптация» – это повторный процесс приспособления человека к окружающей его среде. Больше всего, данный термин подходит к лицам, освобождающимся или освобожденным из мест лишения свободы, которым необходимо заново адаптироваться и привыкать к социальным связям, прерванным или утерянным в период отбывания срока наказания.
1
Сам термин «адаптация» происходит от латинского слова adoption – приспособление. Данный термин известен в гуманитарных и социальных науках из естествознания, где понимался как «процесс приспособления строения и функции организмов (особей, популяций, видов), из органов к условиям среды».
2
Одной из главных задач адаптационного процесса является проблема выживания человека, непосредственно используя приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Для осуществления данной задачи необходимо изучение адаптации как сложного механизма социальной адаптации личности, включающего в себя восприятие личностями своего окружения и себя самого, освоение людьми новых
1
Денисов С.В. Понятие и сущность социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы //
Правовое государство: вчера, сегодня, завтра: Сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей: В 2 ч.
- СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. - Вып. 25. -Ч. 1.-С. 47-50.
2
dic.academic.ru – интернет-словарь


8 социальных ролей, формирование мотивационной сферы, а также многие другие социально-психологические явления и состояния.
Понимание адаптации, с психологической точки зрения, сводится к установлению баланса и взаимного воздействия, между субъектом и средой.
Адаптацией обеспечивается равновесие субъекта и объекта, то есть баланс между воздействием организма на среду, а также ее обратным воздействием.
Адаптация является видом взаимодействия индивида либо группы с окружающей их общественной средой, по ходу которой социальные требования и ожидания его участников согласовываются, что, безусловно, во многом зависит от определенного, самоидетифицированного личностью положения в системе иерархии общества. Самоидетнификация личности определяется не посредственно в процессе самоопределения индивида, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Также, под термином «адаптация» понимается сам процесс и следующий из него результат согласования личности или группы с существенно меняющейся окружающей средой, в течение которого согласуются требования и ожидания обеих сторон, таким образом, что личность получает способность выживания в ней. Субъекты управления в силах изменить отрицательные тенденции, набирающие обороты в российском обществе, при помощи анализа и корректировки общественной политики, на основе понимания процесса, описанного выше.
Само понятие «адаптация», является ни чем иным, как выразителем явлений от акта привыкания живого организма к окружающей среде, до социального и профессионального приспособления человека, которое является, в первую очередь, процессом взаимодействия субъекта, коим может являться индивид, социальная группа, коллектив и т.п., с внешней, социальной средой. В процесс взаимодействия с окружающей социальной средой следует включать, неразрывную с ней, природную среду. Данный момент обуславливается тем, что человек – биосоциальное существо, он познает окружающий мир, самого себя, воздействуя на природу.


9
Это, в свою очередь, приводит к пониманию своего места в мире, что ведет к преобразованию окружающей действительности.
Адаптация на социальном уровне, имеет несколько особенностей:
1.
Сам процесс приспосабливания к социальной среде отличается активным участием сознания, но отдельные этапы данного процесса могут и не осознаваться личностью;
2.
Окружающая среда, в которой происходит адаптация, по отношению к индивидам, имеет совсем иной характер, она оказывается его действительностью;
3.
Личность пассивно принимает результаты адаптации, а также в состоянии менять их в соответствии с социальными условиями;
4.
Процесс социальной адаптации проходит в условиях деятельности групп и коллективов.
3
Исходя из всего вышесказанного, можно подчеркнуть, что «социальная адаптация человека к обществу – восприятие норм поведения этим человеком в соответствии с требованиями моральных принципов, вживание, вхождение в коллектив, приспособление к отдельным условиям».
4
В данной работе необходимо дать определение социальной адаптации бывших заключенных. Для этого необходимо выяснить, кто же является лицом, освобожденным от наказания. В соответствии со ст. 172 Уголовно-
Исполнительного Кодекса Российской Федерации основаниями освобождения от отбывания наказания являются:

отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;

отмена приговора суда с прекращением дела производством;

условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;

замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания;

помилование или амнистия;
3
См: Алферов Ю.А. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы. М., 1992. – с.32.
4
См: Алферов Ю.А. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы. М., 1992. – с.34.


10

тяжелая болезнь или инвалидность;

иные основания, предусмотренные законом.
5
Механизм социальной адаптации осужденного, отбывшего наказание в местах лишения свободы – это ничто иное, как система отношений, преломляемая через психику, между индивидом, вышедшим на свободу, и социальным окружением.
В данной ситуации, на процесс социальной адаптации влияет:

Нравственная, организационная, психологическая подготовка осужденных к выходу на свободу;

Восстановление правового статуса гражданина, социально полезных связей;

Эффективность исполнения наказания;

Усвоение осужденными своих новых социальных ролей.
Обычно, недостаток даже одного из этих пунктов крайне отрицательно сказывается на адаптации освобождающихся лиц. Кроме того, у них обнаруживается повышенный уровень рецидивной преступности, причем уже в течение первого года после освобождения из мест лишения свободы.
Наиболее важным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его непосредственное приспособление к жизни на свободе. Обычно, главные проблемы бывают связаны с новыми для себя условиями, сложными неустроенными бытовыми ситуациями, разорванными прежними социальными связями, отсутствием места жительства, проблемами с трудоустройством и т.п.
Такие проблемы обычно бывают связаны с применением значительных душевных усилий, терпения, выносливости, с чем справляется далеко не каждый человек, а тем более, лицо, освобождающееся из мест лишения свободы. Результатом таких моральных нагрузок, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, могут совершить новые преступления.
5
Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ст. 172


11
Описанное выше, показывает, что необходимо проведение в условиях лишения свободы специализированных мероприятий по психологической подготовке освобождающихся к новым условиям жизни. Такой вид подготовки состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях социума. Результатом таких воздействий становится формирование у освобождаемого психологической готовности жить в новых для себя условиях, которая обеспечивает максимально безболезненное вхождение в новую социальную среду, а также деятельность в ней, без особых затрат энергии и напряжения.
Важнее всего, — отмечает В. Л. Васильев, — активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей.
Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям.
6
Самая широко распространенная форма психологического воздействия
– это беседа, с лицом, освобождаемым из мест лишения свободы. В такую беседу, должны быть включены данные положения:
1.
Проведение консультаций по трудоустройству;
2.
Обсуждение возможности продолжения учебы;
3.
Информирование о порядке освобождения, а также соблюдения правил административного надзора, после освобождения;
4.
Ознакомление с правилами прописки;
5.
Советы по восстановлению общения с членами семьи;
6
Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997. с.73.


12 6.
Порядок поведения освобожденного лица, в случае недоверия и пренебрежительного отношения к нему иных граждан.
Такого рода беседы проводятся как в группах, так и индивидуально.
Важным фактором составления таких групп осужденных, является характер осужденных, сходство психологических характеристик, а также их знакомство между собой. Если учтены данные факторы, то это значительно облегчает возникновение отношений взаимной откровенности. Роль человека, ведущего такие беседы (воспитателя, психолога, терапевта), заключается в указании на конкретных примерах, нахождение выхода из трудных, жизненных, бытовых проблем разного рода. С индивидами, у которых наблюдается повышенная замкнутость или ранимость рекомендовано проводить, в основном, индивидуальные беседы.
Процесс социальной адаптации весьма сложен. Приспособление к новым для лица, условиям жизни на свободе, в обществе, требует от освобожденного проявления всех лучших качеств, а также сдерживание и самоконтроль в напряженных проблемных ситуациях. В очень краткие сроки, лицу, освобождающемуся из мест лишения свободы предстоит получить широкий набор социальных навыков, таких как: обеспечивать себя питанием, одеждой, простейшими, на первый взгляд необходимыми предметами бытовой необходимости, научиться расходовать деньги, заработанные в местах лишения свободы, ориентироваться в социальной среде, уметь мобильно перемещаться в пределах района местонахождения и т.п.
Возможность и скорость социальной адаптации во многом зависит от уровня социальной отчужденности лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также характера совершенных им преступлений, продолжительности его преступной деятельности, состояния окружающей его среды. Исследования показывают, что проще освоиться в жизни на свободе мошенникам и взяточникам, сложнее же лицам, совершившим преступления насильственного характера, таким как убийство, разбой, изнасилование.
7 7
Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных /Ю.А. Алферов. Домодедово:
РИПК МВД РФ, 1994. с.112.


13
Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.
8
Таким образом, — констатирует В. Л. Васильев, — процесс адаптации освобожденных из мест лишения свободы завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части — к одному году. Самое трудное время для адаптации — период до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процес­сом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном же случае высокая эффективность профилактики ре­цидивной преступности среди освобожденных от наказания обес­печена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации про­текает неудовлетворительно, и есть реальная почва для рецидива.
9
Социальную адаптацию конкретного лица можно считать успешной, в случае, когда у освобожденного из мест лишения свободы восстанавливаются социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности, например, лицу удалось помириться с семьей, найти жилье, устроиться на работу, заняться полезным проведением досуга, а также, порваны связи с преступной и иной неблагоприятной средой общения.
Социальная адаптация представляет собой протекающий во времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. Видимо, правильнее говорить об этапах социальной адаптации.
8
См: Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов,
В.Н. Казанцев и др.; Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. Рязань: Академия права и управления
Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. – с.165.
9
См: Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1997. с.75.


14
Польский социолог Щепаньский выделяет четыре этапа:

первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается;

второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга;

третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители последней признают некоторые его ценности;

четвертый этап (самой полной адаптации, этап «ассимиляции»), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
10
По мнению С.С. Фролова, по отношению к бывшим заключенным приведенная периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее среды, что происходит не всегда. Итак, социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проходит следующие три этапа:
1)
Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания - самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Можно отметить, что отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не
10
Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов,
В.Н. Казанцев и др.; Под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. Рязань: Академия права и управления
Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. с.25.


15 только сложно, но и в большинстве случаев просто невозможно противостоять.
2)
Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек.
Именно поэтому, часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой, изменившийся за время социальной среде с большим внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.
3)
На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно этических норм. Таким образом, здесь речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления судимого лица.
11
З.И. Лаврентьева подчеркивает, что при оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели.
12
Объективные критерии фиксируют внешние признаки: положительное поведение, добросовестное отношение к труду, беспрекословное выполнение соблюдение законов, активное участие в общественной жизни трудового коллектива.
11
См: Общая теория социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания. — Харьков-
Запорожье, 2002. с.55 12
См: Общая теория социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания. — Харьков-
Запорожье, 2002. с.57


16
Субъективные критерии, выделенные Лаврентьевым З.И. характеризуют уровень осознанности лицом необходимости соответствовать общепринятым нормам поведения, ожидаемым обществом, соответствие адекватным социальным ролям, следование намеченным планам и т.д.
Из вышесказанного следует, что указанные критерии можно использовать для определения успешности протекания социально адаптации у индивида, а также для выявления обстоятельств, препятствующих, или же, наоборот, ускоряющих процесс.
Таким образом, следует подвести итог тому, что социальная адаптация осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, является широким процессом, охватывающим практически все сферы подготовки лица к жизни в обществе, а также приобретения новых социальных ролей, восстановления старых, установление социально полезных связей, восстановление общения с семьей, трудоустройство, и, что не мало важно, устранение препятствующих для реабилитации в обществе факторов.
Отбывание наказания в местах лишения свободы связано с неблагоприятными факторами, которые очень осложняют процесс социальной адаптации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений.
Ослабление социально полезных связей, вникание в криминальную субкультуру, потеря навыков пользования материальными ценностями, неумение выходить из тяжелых жизненных ситуаций, предвзятое отношение окружающих к освободившемуся лицу создают для них существенные трудности, в особенности в первое время на свободе.
Исходя из этого, многие ученые и служащие Уголовно-исполнительной системы выступали за создание системы социальной адаптации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Данная система должна носить обоюдный характер, то есть, с одной стороны создать специальную службу для подготовки осужденных в исправительном учреждении, а с другой – создание специализированной службы по приему осужденных после освобождения из исправительного учреждения. Имея такую систему, можно


17 говорить о положительной социальной адаптации осужденных, при которой обе службы осуществляют необходимую психологическую, социальную, педагогическую поддержку, оказывают помощь при трудоустройстве, бытовом устройстве. Также, в этом случае можно говорить о профилактике рецидивной преступности.
Деятельность службы внутри исправительного учреждения регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. В
Уголовно-исполнительном кодексе закреплена целая глава, положения которой регулируют вопросы оказания помощи осужденным, освобождающимся от наказания. За полгода о освобождения администрация исправительного учреждения начинает процесс подготовки осужденного к освобождению, путем предварительного решения вопросов бытового и трудового устройства лица, а также направляет в органы местного самоуправления уведомление о предстоящем освобождении осужденного.
13
В исправительном учреждении, сотрудниками проводится психологическая и воспитательная работа с осужденными, готовящимися к освобождению, разъясняются их права и обязанности. Особое внимание уделяется следующим категориям граждан:

Осужденным, которые нуждаются по состоянию здоровья в постороннем уходе;

Осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие малолетних детей;

Несовершеннолетние осужденные;

Осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы;

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше
55 лет.
Для всех освобожденных от уголовного наказания предусмотрен бесплатный проезд к месту жительства. Администрация ИУ снабжает
13
Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно- исполнительной системы.


18 освободившихся продуктами питания на время следования, выделяет одежду и обувь по сезону. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 800 от 25.12.2006г. освобождаемым может выдаваться единовременное денежное пособие в размере 720 рублей.
14
Необходимость решения вопросов социальной адаптации освобождающихся послужило толчком к созданию в ИУ групп социальной защиты осужденных, функционирование которых нормативно закреплено приказом Минюста России № 262 от 30.12.2005г.
15
«Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и приказом № 2 от
13.01.2006г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Кроме этого, по инициативе ФСИН совместно с Минюстом и МВД для рассмотрения в Государственную Думу внесен проект закона по проблемам социальной реабилитации осужденных.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница