Понятие о воле стр. 4 Познание и воля ст



Скачать 273.94 Kb.
Дата26.04.2016
Размер273.94 Kb.



Формирование волевых качеств личности у подростков.

ВВЕДЕНИЕ……..………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВОЛЕ И ЕЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ…………………………………………….. …..…стр.4

    1. Понятие о воле………………………………………………..…..стр.4

    2. Познание и воля………………………………………………..…стр.5

    3. Физиологические основы волевых действий……………...…стр.6

    4. Общественно – историческая обусловленность воли….. ...…стр.7


ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ………………..стр.8

    1. Осознание цели …………..…….…………………………………стр.8

    2. Планирование……………………….…………………….. ………стр.9

    3. Исполнение…………………………….……………………………стр.9


ГЛАВА 3. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ……………………………………………………………………....стр.10

    1. Идейная основа волевых качеств личности………………...стр.10

    2. Целеустремленность………………………………………………стр.10

    3. Решительность……………………………………………….…….стр.10

    4. Настойчивость………………………………………………….…..стр.11

    5. Выдержка, самообладание……………………………………..…стр.12

    6. Мужество и смелость………………………………………….......стр12

    7. Самостоятельность…………………………………………............стр.12

    8. Дисциплинированность……………………………………………стр.13

    9. Формирование волевых качеств личности у подростков…стр.13


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…стр.16

Выводы……………………………………………………………………..стр.16

Практические рекомендации…………………………………………...стр.17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………стр.18


ВВЕДЕНИЕ

Человек как активное существо не только отражает, воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях в соответствии со своими потребностями. В то же время человек регулирует и контролирует свою деятельность, управляет своим поведением. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно и четко осознает.

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует особых усилий. Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Насколько человек способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько он умеет управлять своим поведением и выражается воля человека.

Актуальная значимость выбранной мной темы заключается в том, что волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.



Цель настоящей статьи - опираясь на существующую научную литературу, проследить формирование волевых качеств личности в подростковом возрасте как переходном этапе во взрослое состояние.

На уровне личности подростка проявление воли находит свое выражение в таких качествах как настойчивость, воздержка, целеустремленность, решительность, мужество, смелость, самостоятельность, дисциплинированность и другие.



Объект исследования: подростки от 11-12 до 14-15 лет.

Задачи реферата:

  1. Дать понятие воли, её физиологических основ;

  2. Рассмотреть преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

  3. Проанализировать приобретение человеком контроля над своим поведением;

  4. Познакомиться с волевыми качествами личности;

  5. Рассмотреть способы формирования и воспитания у подростков волевых качеств личности;

  6. Проанализировать выполненную работу и сделать выводы;

  7. Предложить практические рекомендации.

Данная статья поможет не только объяснить педагогам психологическое понятие о воле, но и научит формировать основные качества личности подростка. Философской основой излагаемого материала является марксистко – ленинское учение - диалектический и исторический материализм.

Объяснение всех психических процессов и качеств личности основано на диалектическом единстве психического и физиологического (учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова). Реферат показывает как под влиянием целенаправленного воспитания (идейных взглядов, идеалов, убеждений, мировоззрения), обучения и условий жизни у подростка формируются основные волевые качества личности.



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ВОЛЕ И ЕЁ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ



1.1.Понятие о воле

В жизни мы наблюдаем, как человек работает, учится, отдыхает, занимается любимым делом. Мы наблюдаем, как он стремится к намеченной цели, преодолевая массу преград. Во всем этом проявляется воля человека.



Воля - это психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении внутренних и внешних трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Еще И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

На природу воли сложилось два противоположных взгляда - материалистический и идеалистический.

Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, будто воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции. Воля никому и ничему не подчинена. Она свободна. Иными словами, человек делает то, что хочет, как желает, так и поступает. Все зависит от его свободной цели. Подобную трактовку природы воли называют индетерминистической (т.е. необусловленной). По сути своей такое понимание природы воли ведет к её божественному происхождению.

Сторонники материалистического подхода к природе воли подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен. Подход этот носит название детерминистического (т.е. обусловленного) понимания природы воли. В данном подходе имеется два варианта понимания детерминизма воли - механистический и диалектико-материалистический.

Представители механистического детерминизма считают, что человек, его развитие, так же как и любая часть природы, подчинены законам необходимости, существующим в материальном мире. Отсюда они делают вывод об отсутствии у человека свободы воли и в беспомощности его в борьбе с тем, что ему предопределено. В итоге это приводит к фатализму.

Диалектический материализм решает эту проблему иначе. Воля, наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Невозможно отделить волю от материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим образом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не может ни поддержать, ни продолжать жизнь.

«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, - писал Ф.Энгельс, - а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». И далее: «свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела».

Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. В воле проявляется сознательная активность личности, целенаправленная и планомерно действующая.
1.2. Познание и воля

Воля не является изолированным свойством психики человека. Она должна рассматриваться в связи с другими сторонами психики и в первую очередь с познанием. Познание направлено на анализ и синтез, обобщение и абстрагирование полученных из окружающей среды впечатлений, знаний. Эти знания глубоко информируют о том, что окружает нас. Таким образом, воля содержательна. Её содержание заключено в представлениях и понятиях, которыми оперирует мышление, воображение. Вместе с тем воля - своеобразный пусковой и тормозной механизм. Волевое регулирование поведения - это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.

Между мышлением как познанием и волей как сознательным регулированием поведения нет тождества. В жизни можно наблюдать людей, которые развивают бурную деятельность, проявляют завидное упорство в стремлении к цели, но сама эта цель незначительна, мелка. Нередко можно наблюдать и другое. Умный человек принимает совершенно правильные и необходимые решения. Они безупречны по замыслу, но человек не в состоянии напрячься, собраться, сделать более или менее длительное усилие, распорядиться своим поведением, чтобы выполнить решение.

Таким образом, осознать что-либо, понять - не одно и тоже, что действовать.

Воля, по словам И.М.Сеченова, - «деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

Наши переживания - своеобразное отражение внешнего мира, поэтому чувства содержательны, они выполняют роль мотива действий, поступков. Вместе с тем, переживания могут служить сдерживающим средством поведения. Они как бы накладывают «вето» на действия, поступки. Например, чувство совести удерживает подростка от неблаговидного поступка. Чувства должны быть подконтрольны нашей воле. Иногда возникает необходимость действовать наперекор чувствам. Например, подростку страшно прыгать с парашютной вышки, но он подавляет чувство страха, бросается вниз, так как там, на земле стоят его товарищи. Быть трусом в их глазах куда неприятней, чем пережить минутную боязнь. Все это возможно благодаря воле. Именно здесь она выявляет одну из главных своих функций - тормозную.

Оценивая волевую регуляцию, необходимо всегда помнить её направленность, которая может быть коллективистической и индивидуалистической. В первом случае содержанием воли выступают общественно значимые побуждения, то, что отражает интереса и потребности коллектива, общества; во втором - индивидуальные, значимые только для данного человека.
1.3.Физиологические основы волевых действий

Волевые действия, как и вся психическая деятельность человека, являются функцией мозга. Огромное значение для правильного понимания физиологических механизмов волевых действий имеют труды И.П.Павлова.

В коре головного мозга можно различать две основные зоны: чувствующую (сенсорную) и двигательную (моторную). В задней части коры головного мозга расположены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов (зрительные локализованы в затылочной области, слуховые - в височной области) сюда приходят сигналы с соответствующих рецепторов, и здесь происходит первичная обработка этих сигналов, их анализ и синтез. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, в которых происходит сложный процесс организации двигательных актов (обеспечение их точности, координации). Соответствующий «приказ» о характере движения направляется в специальные двигательные клетки, от которых нервные пути идут к мышцам.

Произвольные движения, согласно учению И.П.Павлова, происходят на основе образования сложных систем временных нервных связей между двумя зонами - сенсорной и моторной, между клетками - «представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма» и двигательными клетками, которые приводятся в деятельное состояние различными внешними раздражениями и раздражениями, поступающими от внутренних органов. То есть началом движения является действие разнообразных раздражителей. Что же касается сложных волевых движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, следовательно, также имеют условно-рефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.

Большую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов. Слово не только является «пусковым сигналом» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта.

Волевое действие может выражаться также в отказе от какого-либо действия. Согласно учению И.П.Павлова, нежелательные движения тормозятся сигналами второй сигнальной системы. Выдержка, самообладание как проявление воли связаны с избирательным торможением ответных двигательных реакций. На основе избирательного торможения у человека вырабатывается способность задерживать действия, что создает барьер для импульсивных реакций. Это выражается в том, что человек не принимает поспешных решений, обдумывает свои действия и поступки.

Таким образом, волевое поведение человека, выражается ли оно в сознательном осуществлении действий или в сознательном торможении их, регулируется через вторую сигнальную систему.
1.4.Общественно-историческая обусловленность воли.

Способность к волевым действиям возникла с переходом наших предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля - это специфически человеческая сторона психики, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, а для человека характерен труд - сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы. Воля человека сформировалась в процессе труда.

Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, в зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он представляет. Направленность воли была различной в различные эпохи и у представителей различных классов.

Морально воспитанная воля, которая высоко ценится в обществе и воспитывается у молодого поколения - это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремления с устремлениями народа.

Только люди с морально воспитанной волей могут совершать подвиги, великие дела.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ

Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые имеют два звена - постановку цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена - осознание цели, планирование и исполнение. Рассмотрим сложное волевое действие.
2.1.Осознание цели

Мотивы человеческого поведения многообразны. Ими могут быть материальные потребности - голод, жажда, наличие одежды - и духовные - общение с другими людьми, овладение знаниями.

Зарождающая потребность отражается в сознании человека в виде смутного, неясного влечения. По мере возрастания потребности и осознания её влечение превращается в желание. Желать чего-либо - это значит быть в состоянии выразить какая испытывается нужда и чем можно её удовлетворить.

Желание - это существующее идеально содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию. Желать - еще не значит действовать. Хотя в желании отражено содержание потребности, в нем нет действенности, активного элемента. Желать человек может многого, но это не значит, что он действует или будет действовать во всех направлениях. Таким образом, желать чего-либо - это прежде всего знать, что побуждает к действию.

Однако нельзя ставить знак равенства между желанием и знанием вообще. Не всякое знание превращается в желание, но всякое желание - это знание. Прежде чем желание превращается в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком. Иначе говоря, совершается напряженная умственная работа по отбору и обоснованию желаний.

Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор, называют борьбой мотивов.

Борьба мотивов, с одной стороны, служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные высшими мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В борьбе мотивов проявляется воля человека. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения.

Принять решение - это значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели.

После принятия решения ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов. Человек испытывает полное облегчение, если принятое решение полностью соответствует его желаниям, помыслам. Более того, в этом случае он переживает чувство радости и удовольствия.


2.2.Планирование

В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи.

При выборе средств, как и при выборе самой цели, возможны трудности, переживаемые в виде напряжения. С одной стороны, трудности возникают из-за того, что некоторые пути и средства достижения цели представляются простыми, но не соответствующими моральным нормам, с другой стороны, иные пути могут быть трудными, требовать огромных затрат энергии, но не противоречат этическим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Внутреннее напряжение создается потому, что складывается конфликтная ситуация: человек понимает возможность легкого пути достижения цели и невозможность его принятия. Когда эта конфликтная ситуация разрешается, напряжение спадает.
2.3.Исполнение

Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Поведение человека подчинено поставленной задаче к заранее спланированным способам действия. Однако человек не только действует, он контролирует и корректирует свои действия.

Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные процессы, люди, время, пространство. Могут возникать препятствия личного порядка, такие как, усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков.

Внешние и внутренние препятствия порождают напряжение. Конфликтная ситуация разрешается либо последовательным движением к цели, а значит поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от волевого усилия, а в конечном счете - от цели.

В.С.Селиванов различает четыре основных типа волевых поступков:

1. Положительные нравственные мотивы реализуются в таких же делах, поступках.

2. Отрицательные в нравственном отношении мотивы порождают и безнравственные поступки.

3. Человек исходит из положительных мотивов, но по различным причинам совершает безнравственные действия.

4. Отрицательные мотивы ради отрицательных целей маскируются внешне положительными действиями.

ГЛАВА 3. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И


ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
3.1. Идейная основа волевых качеств личности

С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки, регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых качеств личности. Эти качества, наряду с другими личностными особенностями, образуют стиль поведения человека. Но отдельный человек не изолирован от других людей. Он член общества, представитель класса, имеющего свою идеологию, мораль, обычаи и традиции. В практической деятельности личность руководствуется индивидуальными потребностями, интересами, а также идеями, моральными нормами, традициями людей, в среде которых живет.



Идеология, выраженная в мировоззрении, мораль и традиции, господствующие в обществе, - это широкая основа, на которой вырастают конкретные действия и поступки человека. Вместе с тем существуют конкретные жизненные обстоятельства у каждого человека: большая или меньшая материальная обеспеченность, определенные взаимоотношения в семье, воспитательные воздействия, природные задатки. Сливаясь с общими условиями в единый поток, эти конкретные условия создают среду для формирования волевых качеств личности. Рассмотрим основные волевые качества личности.
3.2. Целеустремленность

Волевое качество личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью.

Целеустремленный - это одержимый человек. Он точно знает, за что борется, куда идет. Ясность цели - вот основное достоинство целеустремленного человека.

Борясь за претворение личных целей, целеустремленный человек одновременно борется за достижение целей общественных; решая общественные задачи, осуществляет личные решения.

У некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели. Однако содержание их отражает только личные потребности и интересы. Действия развертывающиеся на основе таких целей не имеют или имеют очень малое общественное значение.
3.3.Решительность

Решительность - волевое качество личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов её достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях, там где действие связано с некоторым риском.

Своевременность принятия решений есть умение принять решение в нужный момент, тогда, когда этого требуют обстоятельства. Решительный человек - это тот, который всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

Решительность - качество личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения. Не всем свойственна решительность высокого уровня. Мы встречаем людей, у которых явно не хватает этого качества. Они долго и мучительно думают, как поступить, сомневаются в правильности принимаемого решения, опасаются за последствия самого решения и результата его осуществления.

Раздвоенность мыслей, чувств - характерная особенность нерешительного человека. Это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не подумав, не взвесив, принимает поспешное решение.

Источники различных видов нерешительности у подростков разнообразны. Ими может быть боязнь ответственности, непредвиденных последствий, потеря веры в свои силы и возможности на основе ряда предыдущих неудач и др. Иногда подобная нерешительность бывает следствием недостаточной опытности.


3.4.Настойчивость

Волевое качество личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью, называется настойчивостью.

Настойчивость предполагает неуклонное движение к цели, невзирая на отдельные неудачи и поражения. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а наоборот проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявляется тогда, когда работа трудна, скучна, тяжела.

От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли - упрямство. Настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, упрямый преследует неразумные цели. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии перебороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых сам понимает.



Упрямство – это проявление каприза избалованного ребенка, выросшего в атмосфере захваливания, обожания, отсутствия требовательности. Нередко, упрямство, особенно у подростков, есть следствие неправильного понимания или этого качества, результат оценки ими упрямства как проявления твердости, непреклонности, самостоятельности. Наконец, упрямство может быть следствием переутомления.

Упрямство - недостаток, от которого необходимо освобождаться.



3.5.Выдержка, самообладание

Выдержка и самообладание - волевое качество личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Это качество предполагает способность воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности.

Выдержка - качество личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция воли. Примером исключительной выдержки служит поведение героев войны, космонавтов, летчиков.

Выдержка в большей мере необходима и учителю. Спокойный, уверенный в себе учитель, без нужды не повышающий голоса, не теряющийся ни при каких обстоятельствах, умеющий владеть собой, как правило, пользуется большим авторитетом среди учащихся.

Противоположным, отрицательным качеством является невыдержанность, импульсивность. Например, подросток импульсивен, под влиянием порыва может совершить необдуманный поступок, в любой момент готов сорваться с места. Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны учителя, систематическая работа по воспитанию у них выдержки должна быть специальной целью педагога.


3.6.Мужество и смелость

Мужество и смелость - это качества личности, выражающие готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасности для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств - готовность к выполнению опасных действий. Но мужество предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверенности в себе, в правоте своего дела, готовности во имя цели пойти на любые жертвы. Мужество может проявляться в мирной жизни, в труде, в самоотверженной работе.

Противоположным, отрицательным качеством является трусость. Страх за себя и за свою жизнь руководит действиями трусливого человека, который в следствии этого легко может изменить своему долгу.


3.7. Самостоятельность

Волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути её достижения и практически выполнять принятые решения, называется самостоятельностью.

Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из неё, ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути её реализации. Он уверен в правильности принимаемого решения и энергично борется за его осуществление. У самостоятельного человека сильно развита критическая сторона сознания.

Внушаемость - качество воли, противоположное самостоятельности. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие. Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей. Иначе говоря, к мыслям, делам других людей внушаемые подходят не критически, тогда как к своим собственным предъявляют чрезмерно повышенные требования.
3.8.Дисциплинированность

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила социалистического общества, соблюдает порядок, ведет борьбу за их выполнение другими.

Дисциплинированность не оковы воли. Наоборот, соблюдение правил, выполнение распоряжений развивают волю человека, преодолевают внешние и внутренние препятствия на пути к цели.

Речь идет не о дисциплине, основанной на страхе, а о сознательной дисциплине, когда человек, подчиняясь ей, понимает необходимость этого подчинения. Хорошая дисциплина - вернейший признак воли.

Недисциплинированность, непослушание нередко наблюдается у подростков, особенно у мальчиков. Объясняется это тем, что для них характерен общий подъём жизнедеятельности, высокая степень энергии и активности. У них накапливаются силы, ищущие выхода. Если активность, энергия не находят разумного выхода, это часто ведет к шалостям, озорству непослушанию.
3.9. Формирование волевых качеств личности у подростков

У каждого человека представлены все волевые качества личности, но развиты они неодинаково.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых качеств, справедливо называют людьми сильной воли. Но нередко встречаются люди, у которых развито какое-либо одно качество, остальные же оказываются на более или менее низком уровне. Например, решительный, но ненастойчивый человек принимает хорошо продуманные, правильные, своевременные решения, но не может довести их до конца. Или может быть человек настойчивый, но не выдержанный; решительный, но в то же время внушаемый и т.д.

Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых качеств. Таких людей обычно называют слабовольными.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.

Подростковый возраст (от11-12 до 14-15 лет) является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста - школьники, они находятся на иждивении родителей, их ведущей деятельностью остается учеба. Учебная деятельность, во-первых, требует от подростка умения управлять своей психической деятельностью; делать умственные усилия при решении задач, проявлять усидчивость, внимание, запоминать огромное количество школьного материала, доводить начатую работу до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от подростка умения управлять своим поведением; он должен выполнять то, что от него требуется, должен отказаться от игры, прогулки, интересной передачи ради учебных обязанностей. Смысл учебной деятельности для подростка - в самообразовании и самосовершенствовании. Подросткам свойственна более высокая организация учебного процесса, связанная с новым отношением к знаниям и к учению.

Большинство авторов, изучавших интересы подростков, отмечают рост и расширение круга познавательных интересов (В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин, Д.Б.Эльконин). Учащиеся этого возраста нередко выходят за пределы программы обучения в школе. Широта интересов подростков связана как с ростом их общей активности, так и со становлением самостоятельности. Почти все подростки интересуются несколькими предметами обучения как естественного, так и гуманитарного цикла. Системе интересов личности подростка первое место занимают читательские интересы, которые связаны как с познавательными, так и с практическими потребностями, а именно интерес к определенной профессии.

Однако стремление быть взрослым, самостоятельным и отсутствие жизненного опыта, недостаточное знание окружающего мира, общение с ним порождают много противоречий в психике, поведении подростка. С одной стороны, он может позволить себе спорить с взрослыми и одновременно стесняться в присутствии товарищей ласково называть маму «мама», начинает презрительно, высокомерно относиться к «девчонкам».

Основной путь воспитания волевых качеств личности подростка - организация его деятельности. Строгий распорядок жизни приучает его активно и разумно управлять своим поведением, выполнять обязанности независимо от личных желаний и потребностей даже тогда, когда деятельность представляется ему малоинтересной, непривлекательной, скучной, однообразной. Овладение знаниями, умениями и навыками, разнообразные формы труда в условиях школы и дома заставляют подростка постоянно упражняться в преодолении трудностей, наблюдать, запоминать, активно мыслить, что нередко требует больших волевых усилий.

Решающее значение в воспитании волевых качеств подростка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, родители и окружающие подростка взрослые применяют определенные приемы и средства по воспитанию воли и направляют её развитие. Взрослые учат подростка овладевать собственным поведением, организуя его волевую деятельность как практику поведения в обществе. Воля воспитывается только в преодолении трудностей. Воспитание ответственности, долга важное условие воспитания воли.

Большое значение в деле воспитания воли имеет личный пример взрослых. Воля воспитывается через подражание делам и поступкам волевых людей - учителя, родителей, героев книг и др.

Велика роль коллектива в воспитании волевых качеств личности. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на подростка, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. От коллектива нельзя отстать, и подросток подражает лучшим.

Немалую роль в воспитании волевых качеств у подростков играют этические беседы. В процессе этических бесед разъясняется учащимся, что такое воля, каковы правильные пути её воспитания. (Нередко подростки лихачество принимают за подлинную смелость, упрямство оценивают как настойчивость и т.д.)

Большое значение в старшем подростковом возрасте имеет самовоспитание воли. Взрослые должны помочь подросткам осознать сильные и слабые стороны их воли, раскрыть конкретные пути самовоспитания в процессе решения реальных жизненных задач (ликвидация отставания по учебным предметам, приобретение нужных и полезных привычек и др.)

Важнейшим средством воспитания воли является творческий, общественно полезный труд. В труде, связанном с преодолением разнообразных трудностей, воспитываются лучшие качества воли. Труд на пришкольном участке, работы в школьных мастерских - все это прекрасная школа воспитания волевых качеств личности.

Немалая роль в воспитании волевых качеств, принадлежит физкультуре, спорту, правильному режиму. Физически слабый человек быстрее может поддаться влиянию страха и потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым людям, физкультура и спорт укрепляют организм, приучают человека к управлению своим телом, движениями и поведением.

В воспитании воли, так же как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями. Только совместно с семьей учитель может добиться высоких результатов в воспитании воли, характера подростка.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к подростку, он ещё недостаточно изучен и правильно оценен. Сущность подросткового возраста состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые к нему отношения, сложившиеся в пору его детства. При этом, чем дальше он стоит от положения, которое принадлежит ему по праву, тем значительнее его протест.

Проведенные исследования убеждают, что главное для подростка не просто приобретение качеств, характеризующих взрослого человека, а раскрытие этих качеств через активность, задающую его новую социальную позицию и признаваемую обществом.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Интересы подростка по сравнению с младшими школьниками становятся разнообразными, широкими. Возникают новые интересы, в числе их познавательные, общественно-политические, трудовые и спортивные. Все это объясняется ростом общей активности и подготовленности (жизненная опытность, знания и умения) подростка.

2. Интересы подростка становятся более осознанными. Об этом говорит факт возникновения профессиональных интересов, и не только положительное отношение к самому процессу деятельности, но и к результатам работы.

3. Волевые качества личности подростка, подобно другим вырабатываются в деятельности, в тренировке волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.

4.Важную роль в воспитании волевых качеств учащихся играет личный пример преподавателя и требования коллектива.



5. Только в процессе обучения и воспитания формируются интеллектуальные и волевые качества личности, достигается тот уровень развития, когда подросток начинает мыслить и чувствовать по-новому, у него возникают новые желания, которые он может реализовать только в положении «взрослого». Вот почему подросток борется за признание своей взрослости и вытекающей из нее самостоятельности.


Практические рекомендации
Преподаватель, стремящийся воспитать у подростков сильную волю, должен соблюдать в повседневной работе с ними следующие педагогические правила:

  1. не делать за учащегося то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его учебной деятельности;

  2. активизировать самостоятельную работу учащегося и вызывать у него чувство радости от достигнутого;

  3. ничего не решать за учащегося, а лишь подводить его к рациональным решениям и добиваться от него непременного осуществления принятых решений;

  4. неуклонно воспитывать у учащихся привычку следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, импульсивность, нерешительность).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Общая психология. Под редакцией В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова. М. «Просвещение» 1981г.




    1. А.Г.Ковалев. Психология личности. М. «Просвещение» 1970г.



    1. К.Н.Корнилов. Воля и её воспитание. М. 1957г.




    1. Психология. Под редакцией В.А.Крутецкого М. «Просвещение» 1974г.



    1. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М. 1946г.




    1. Л.Д.Столярского. Основы психологии. М. «Феникс» 1999г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница