Понятие мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения



страница1/6
Дата25.04.2016
Размер0,92 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Понятие мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения.

Современные условия требуют от человека сознательного отношения к происходящим событиям, понимания сути того, что с нами происходит, умения видеть перспективы развития мира, понимания смысла жизни, места человека в существующем мире и т.п. Такого рода представления человека составляют его мировоззрение.



Мировоззрение – это совокупность идей, представлений и знаний человека об объективной действительности, дающих единое понимание происходящих в ней явлений и событий, определяющих место и роль человека в мире, его жизненную позицию, устремления и идеалы.

Подумаем, ограничивается ли мировоззрение системой научных знаний? Кроме сказанного, мировоззрение представляет собой систему обобщенных чувствований, интуитивных представлений. Таким образом, мировоззрение включает как теоретические, логические, объективные знания, так и знания, основанные на субъективных переживаниях, знания, отражающие способность человека чувственно – эмоционально, образно осваивать действительность.



Итак, мировоззрение включает в себя две основные сферы:

мироощущение – чувственная, эмоционально-психическая сфера и

миропонимание – рациональная, интеллектуально-познавательная сфера.

Основой мировоззрения являются знания. Однако, чтобы знание обрело мировоззренческое значение, оно должно быть подтверждено нашим опытом и стать убеждением.

Убеждение – это интеллектуальная позиция, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность в правоте своих взглядов и идеалов, жизненной позиции.

Идеал – образец, совершенство, высшая цель, определяющие стремления и поведение отдельного человека или социальной общности. (Например, идеал общественного строя, представление о совершенном человеке, идеальных отношениях между людьми и т.п.). Жизнь подлинного человека, личности немыслима без идеалов, которые, как правило, обращены в будущее. Идеалы определяются совокупным опытом человечества и, в свою очередь, оказывают могучее воздействие на жизнь общества и отдельного человека. Именно идеалы составляют основу духовной жизни человека. И чем возвышеннее личные и общественные идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее данное общество, тем богаче и благороднее содержание индивидуальной и общественной жизни. Таким образом, мировоззрение не просто является отражением действительности, но и ориентирует на её изменение.

Структуру мировоззрения составляют:

1) знания, ставшие убеждениями;

2) этические взгляды и оценки;

3) эстетические взгляды и оценки (чувственно эмоциональное освоение природы, искусства, человеческой деятельности и оценка их в соответствии с пониманием красоты);

4. идеалы;

5. вера (особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в лучшем будущем)
Исторические типы мировоззрения. Философия как мировоззрение.

Мировоззрение – это систематизированная совокупность взглядов и представлений человека на мир и на самого себя как деятельную часть мира. Вполне понятно и допустимо, что такого рода совокупности могут быть весьма разнообразны. Поэтому выделяют типы и формы мировоззрения по самым различным основаниям.

Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское. Такое деление носит генетически-исторический характер. Оно фиксирует наиболее распространённые формы мировоззрения, отражая характер их становления. Они могут сочетаться в самых разных вариантах в сознании конкретного человека.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Само понятие «мифология» имеет два значения: первое – это совокупность сказаний легенд о богах, о героях, о первопредках, о происхождении и возникновении Богов и Земли, о природном и социальном мире людей; второе – мифология – это учение о мифах, теория мифа. Миф – (от греческого mythos – легенда) есть сказание о существенно важном событии в жизни людей. О малом и незначительном, второстепенном в жизни людей миф не слагается.Миф для древнего человека в дифференцированном выражении «слова» обобщал представления о том мире, в котором он жил, о тех силах, которые этим миром руководили.

Мифы выражаются в художественно-символической форме у определённых народов и в определённое время. Мифы заключают в себе особый вид мировоззрения, нерасчленённое, синкретическое представление о явлениях природы и общества. Мифологическое мировоззрение основывается на образном, художественно-эмоциональном переживании мира. Миф объясняет всё, так как для него нет ничего непознанного, неведомого. В мифах заранее ничего не придумывается, или сочиняется, в мифах дана реальность как сама жизнь. Миф – это реальность, которой живут, это практическое руководство к действию. Для мифа первичной реальностью является реальность космического бытия, которое переживается первобытным человеком.



Мифология выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему, первобытному обществу, как форма мировосприятия, понимания мира и самого человека, своего рода это первоначальная форма духовной культуры человечества. Осмысление какого-либо явления природы или общества зависело от конкретных природных, хозяйственных, исторических условий и уровня развития человека Восприятие мира первобытного человека происходило через мифотворчество. Особенностью мифологического мировоззрения явилось то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной. Следствием этого явилось очеловечивание природы, всеобщая персонификация. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства и качества. Как и люди, мифические персонажи связывались семейно-родовыми отношениями, им не чужды были такие качества как зависть, тщеславие, ревность, гнев и т. п. Мифологии присущи качества подобные детскому сознанию: например, ребенок до определенного периода развития не выделяет себя из природы. Для детского сознания все предметы представляются как живые, для самого ребенка они являются чем-то общим с ним самим. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотъемлемая частица. Кроме того, как и в детском восприятии в мифологии преобладает чувственно-эмоциональное восприятие мира. Логическое мышление в одном и другом случае еще недостаточно развито.

«Мифологическое мировоззрение – это такая картина мира, которая строится на уровне эмоционально-чувственного познания по законам воображения и методом аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода» (Алексеев П.В.) В результате этого переноса «мы» (т.е. человек) онтологизируется, а «оно» (т.е. природа) персонифицируется (А.Н. Чанышев). Мифологическое мировоззрение является предшественником религии, философии и науки. Так, первые философские учения о небесных сферах и первоэлементах бытия, первые географические представления, аналогичны представлениям в мифах. Мифологические представления о многосферности мира содержатся в религиях мира. (Христианство, ислам, буддизм – небо, земля, преисподняя). Миф сам по себе нерелигиозен (Ф.Х. Кессиди).

Перейдём к рассмотрению религиозного мировоззрения. До сих пор существует мнение, особенно распространенное в 30-50 годах ХХ столетия, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Слово религия в переводе с латинского языка (religare) – означает связь, соединение. Естественно, что первоначально под религией понимали связь человека с Высшим Миром или Высшим Началом. Однако в настоящее время это значение утрачено. Не существует ни одной религии, ни одного древнего учения, которое не было бы извращено лжеучителями и лжетолкователями. В особенности это применимо к священным писаниям, которые и составляют основу религии. Возможность ложного толкования священного писания заложена в форме изложения, в языке, с помощью которого излагаются истины.

Особенностью языка священных писаний является то, что истина сообщается людям не в чистом виде, но символически. Необходимость символического языка вытекает из того, что религиозное учение дается не для одного поколения, не на один век, а на десятки, в течение которых в каждый данный момент существуют люди различного умственного и нравственного развития. Символический язык позволяет сохранить жизненность и неувядающую свежесть писаний на протяжении веков, но он же и служит отчасти причиной извращения и ложного понимания учения.



В современном понимании религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, которое основывается на вере в существование «священного», богов. В отличие от научного знания, имеющего своим объектом природу, общество и человека, религиозное знание подразделяет всю реальность на мир естественный и мир сверхъестественный. В религиозной картине мира главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является Бог.

Ортодоксальное религиозное мировоззрение характеризуют следующие особенности:

1) вера (см. структура мировоззрения);

2) убеждение в возможности сверхъестественных, вне причинных и нео-бъяснимых явлений – того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;

3) наличие жестко установленных обрядов, ритуалов и культа;

4) наличие «Священного Писания» и последующих теологических догма-тов, которые воспринимаются в качестве Божественного Откровения.

Сходство заключается в том, что, как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку некую систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать своё поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближает его с философией. Однако между этими двумя сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия.
Научное мировоззрение, его особенности. Какова роль философии в его формировании.

Многие связывают философию с наукой. Например, стремление к объективному, достоверному познанию мира и человека. Но есть и различия. Философия, в отличие от науки, изучает наиболее общие, масштабные законы бытия. Это познание имеет мировоззренческое значение, т.е. формирует систему представлений и отношений к миру и человеку в целом. Практический смысл философии – руководить поступками человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным отношением к миру и возвышенными целями бытия.



Наукасфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и явлений природы, общества и мышления, их свойств, отношений и закономерностей развития. Наука одна из форм общественного сознания.

Буквально слово наука означает знание. Однако наука представляет собой не просто совокупность знаний, а знаний приведенных в систему, в которой раскрывается закономерная связь и взаимообусловленность определенных фактов и законов. Наука идет от простого собирания фактов через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к связной, логически стройной научной теории; она объясняет старые, уже известные факты и предсказывает новые. Причем, научной теорией знание становится в результате проверки достоверности этого знания на практике.

Наука появляется достаточно поздно и лишь в Западной Европе и существует приблизительно в своем чистом виде четыре века. Тот способ познания и отношения к миру, который мы называем наукой, представляет собой с начала своего возникновения локальное, исторически ограниченное явление и по месту и по времени. Наука имеет дело не с миром как таковым, не с бытием, а с определённой стороной мира, которую можно было бы назвать вещной стороной, от слова «вещь». Пока же сделаем предварительный вывод: поскольку наука есть знание о мире вещей и вещных отношений, или о вещной стороне Мира, а Человек не вещь, то, следовательно, человек как целое не может быть предметом исследования науки. Наука может исследовать только то, что в человеке есть вещного, вещную сторону человека. Как целое, как Индивидуальность, Личность, он бесконечно выходит за узкие пределы научного мышления, так как имеет другое основание.

Если подытожить всё вышесказанное, то можно констатировать, что философия в чём-то схожа, а в чем-то различна со всеми другими важнейшими сферами духовной культуры (или сферами духовного творчества) человека. Это обуславливает её центрально-цементирующее положение в духовной культуре человечества. Именно философия не позволяет этой культуре распасться в дурную множественность враждующих между собой идей, ценностей и мировоззрений.



Как рационально-теоретическое образование по преимуществу философия выступает самосознанием и всех видов теоретической деятельности, и всех видов духовной деятельности, лежащих за пределами рационального постижения бытия. Это делает её важнейшей формой самосознания всей человеческой культуры и важнейшей формой её творческого самовыражения.
Происхождение философии, связь с религией и мифологией

Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти растворения друг в друге (как в раннем буддизме), и кончая непримиримой конфронтацией, как это было свойственно Европе ХVIII в. В настоящее время набирает силу тенденция к взаимоуважительному диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично соединяющего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

Сближение философии и религии по целому ряду вопросов не представля-ется с профессиональной точки зрения таким уж необычным и связано с самим характером спекулятивного мышления. Действительно, и философы, и теологи необходимо затрагивают общие метафизические проблемы, такие, например, как проблемы необходимости Абсолюта или Абсолютного начала, первопричины, бытия и т.д.. И те, и другие рассуждают о критериях нравственности или истины, добра и красоты. Для современного периода любопытна тенденция нарастающего диалога между религией и естествознанием, особенно в области проблем современной космологии, трактовки разумности Космоса и т.д.

Сходство заключается в том, что, как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку некую систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать своё поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближает его с философией. Однако между этими двумя сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия.



Предметом философского анализа выступают, по сути, те же самые вечные вопросы, что и в мифологии и религии: происхождение мира и человека, законы бытия, смысл человеческой жизни и нормы поведения, будущее человека и общества и др. Однако, метод осмысления этих вопросов существенно отличается. Здесь на первом плане стоит не эмоционально-чувственное познание, не вера и ритуальные догматические установки, а разум и объективное знание. Философское мировоззрение опирается, прежде всего, на научные знания, наблюдение, критическое размышление, логический анализ, выводы и доказательства. Стремясь к объективному знанию, философия познает закономерности развития мира, рассматривает природные и общественные явления и процессы с различных сторон и точек зрения. Это позволяет философии выступить в качестве идейного основания науки – особой познавательной и практической деятельности человека. Не случайно многие древние философы одновременно являлись и естествоиспытателями.

Философия есть синтетическое явление духовной культуры. Её невозможно полностью соотнести и отождествить ни с искусством, ни с религией, ни с наукой, ни с этикой, ни с мистическим метарациональным постижением бытия. Она объединяет в себе перечисленные сферы культуры и предстаёт в качестве целостного, органичного сплава различных аспектов человеческого сознания и типов восприятия мира.

Философия имеет много общего с нравственностью. Приверженность высоким этическим ценностям была свойственна многим выдающимся философам, а учение о моральном законе занимало в их трудах видное место.

Соотношение философии с идеологией выглядит совершенно иначе. Идеология, как правило, выражает интересы узкой социальной группы, класса, партии и т. д. Но подлинная философия обращается к общечеловеческим ценностям, которые ставятся выше национальных, классовых или корпоративных интересов.



. Предмет философии. Специфика философского знания.

В любом случае появление философии связано со значительным переломом в жизни общества, когда смысл человеческой жизни, ее привычный ход и порядок оказываются под угрозой, когда старые мировоззренческие ориентиры и установки перестают функционировать, когда мораль кровнородственных отношений вступает в конфликт с частными интересами отдельной личности. Философия формируется в тот период, когда социально-политический и нравственный кризис ставят человека в неоднозначную ситуацию, вытесняя его мышление в плоскость смысложизненных проблем, относительно которых невозможно использовать привычную канву мифологического миропонимания.



Философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970), «представляет собой размышление о предметах, знание о которых ещё невозможно». И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознавать существование многих вопросов, не входящих в сферу науки». Карл Ясперс писал: «Там, где пробуждается человек, раньше других наук выступает философия». Для философских вопросов характерно то, что исследуется не какая-то причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому. Философ этот смысл связывает со своим микрокосмом. Поэтому какое-либо философствование является «экзистенциальным» и личностным.Платон утверждал, что философия есть познание сущего, вечного. По Аристотелю (384-322 до н.э.), философия – это исследование причин и принципов вещей. Философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она показывает нам «первоначала» бытия и познания», Философия – это учение о первоначалах и первосущностях вещей. Так думали и следовали за Аристотелем многие мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др. В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим». С некоторыми изменениями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как «…наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». К этому определению добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру». Тем не менее, как вы уже знаете, первое определение философии идет от Пифагора. Философия – это любовь к мудрости.

В качестве рационального знания, стремящегося к науке, философия имеет собственную область исследования, т.е. предмет. Связующим стержнем философии выступает установка на решение предельных (вечных) проблем человеческого бытия в мире, значимых для всех времен и народов. В центре философских исследований всегда, в конечном счете, явно или неявно, стоит Человек, и одна из целей философского знания – выявление сущности предназначения Человека в мире. Форма его зависела от конкретной исторической эпохи и её авторского переживания мыслителем. Философия отвечала на запросы эпохи, выступая самосознанием культуры. Поэтому, уточняя данные выше определения предмета философии, можем сказать, что философия исследует фундаментальные, предельные основания бытия и человеческого отношения к бытию, преломленные через историческое сознание индивида. Таким путём в ходе своей истории философия и создает из мозаики идей и систем, философских умонастроений и переживаний общую картину мира. Она никогда не может дописана окончательно.

Важнейшей стороной философии выступает её метод, с помощью которого она реализует себя как форму теоретического познания. Каждая философская система опирается на методы, присущие именно ей. Общим для всех философских систем выступает специфическое проблемное поле.

Философия свободна, критична, основана на рациональном мышлении; есть теоретическое осмысление мира. Дает сверхопытные знания(путем длительных размышлений), достраивает человеческое знание до единства.


Каталог: study
study -> Коммуникация как феномен современного общества: понятия коммуникации и информации; их соотношение и взаимодействие в современном обществе
study -> «Теория и методика культурно-досуговой деятельности»
study -> Стереотип (stereotypes)
study -> Лекция решая её, нужно определить, что означает психологическую готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует понимать эту готовность: наличие у ребёнка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению
study -> Лекции по дисциплине "Переговорный процесс"
study -> Общая характеристика. Основные направления
study -> 1. основные тенденции развития системы языкового образования в России и в мире
study -> Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница