Пономарева Е. В. (г. Пермь) Структурные модели коммуникативной личности



Дата19.04.2016
Размер56,5 Kb.
Пономарева Е.В. (г. Пермь)

Структурные модели коммуникативной личности



Человек как личность формируется в процессе социализации, включаясь в систе­му общественных отношений, вследствие чего он наделяется большим количеством статусов, выполняет набор различных ролей, является носителем идей, чувств и пр. Большое значение для становления любой личности имеет взаимодействие с другими людьми, совместная деятельность, общение.

Для того чтобы быть успешным в современном, быстро развивающемся мире люди должны эффективно управлять процессами общения, обладать определенными коммуникативными компетенциями. Именно поэтому изучение коммуникативной личности является актуальным.

Среди отечественных социологов сегодня существует множество различных подходов к тому, как определять коммуникативную личность (В. Б. Кашкин, В. П. Конецкая, Д. П. Гавра). К тому же при изучении коммуникативной личности возникает проблема построения структурной модели этого феномена. А также ведутся споры насчет того, какими компетенциями должна обладать коммуникативная личность: харизма, коммуникабельность, эмпатия и др. (В.П. Конецкая, А.В. Мудрик, И. М. Юсупов, Е.П. Ильин, А. П. Василькова, Н.Л. Гусакова и др.).

Коммуникативная личность – это одно из проявлений личности, субъект коммуникации, наделенный совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые определяют мотивационные, когнитивные, семиотические предпочтения и коммуникативную компетенцию личности.



Проявление коммуникативной личности обусловлено совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, а также адекватность восприятия и понимания сообщения. Так, эффективность общения зависит от эмоционального настроя личности, а также индивидуальных характеристик, среди которых особую роль для коммуникативной личности играют коммуникабельность, харизма и эмпатия.

Прежде всего, коммуникативная личность должна обладать таким свойством личности как коммуникабельность. А.В. Мудрик говорит о том, что «коммуникабельность можно определить как сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления» [1, с. 98]. Согласно И. М. Юсупову коммуникабельность имеет эмоциональную сторону. Он отмечал, что собеседники практически «говорят» друг другу о своем эмоциональном состоянии, не сознавая этого. Обмен информацией в эмоциональном плане возникает как результат потребности в выражении чувств и эмоций, а также как проявление ожиданий ощутить эмоциональное состояние своего собеседника [2, с. 152].

Кроме того, важной установкой на эффективное общение является эмпатия, т. е. готовность к сопереживанию (переживанию тех же чувств, которые испытывает собеседник) и сочувствию (отзывчивому отношению к переживаниям собеседника). Эта эмоциональная особенность личности играет большую роль в общении между людьми и в установлении взаимопонимания. Как отмечает А. П. Василькова, мягкость, доброжелательность, общительность и эмоциональность свойственны тем, кто проявляет высокую степень эмпатии [3, с. 66].

Также особую роль для коммуникативной личности играет харизма. «Харизма понимается как личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия, способность вдохновлять и увлекать за собой других людей и пр.» [4, с. 20].

Таким образом, представленные индивидуальные характеристики коммуникативной личности влияют на эффективность коммуникации.

Одной из наиболее важных проблем в изучении коммуникативной личности является проблема построения структурной модели этого феномена.

Существует ряд структурных моделей коммуникативной личности, разработанных разными авторами. Рассмотрим структурную модель, предложенную В. П. Конецкой. Согласно подходу В. П. Конецкой коммуникативная личность обладает следующими параметрами: мотивационным, функциональным и когнитивным [5, с. 106-109].

Центральным параметром в структуре коммуникативной личности является мотивационный параметр. Этот параметр определяется коммуникативными потребностями личности, ведь потребность в обмене информацией является мощным толчком как для взаимодействия между людьми, так и для коммуникативной деятельности, в частности. Мотивированность – это тот компонент структуры коммуникативной личности, который определяет успешность коммуникации уже на начальном этапе.

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Для личности в процессе коммуникации важны знание коммуникативных кодов, которые обеспечивают адекватное восприятие информации, а также интроспекция, т. е., самонаблюдение, способность адекватно оценивать когнитивный и коммуникативный диапазон партнера-коммуниканта, который зависит от демографических, социально-экономических и др. факторов. Когнитивный параметр как бы связывает мотивационный и функциональный параметры.

Функциональный параметр характеризует коммуникативную компетентность личности. Этот параметр включает следующие характеристики: практическое владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения, построение дискурса в соответствии с нормами коммуникативного кода и правилами речевого этикета.

Итак, эти три параметра коммуникативной личности нацелены на поддержание контакта, установление коммуникативных связей, самокоррекцию и т.п., что в итоге определяет успешность коммуникативного акта.

Р. Димблби и Г. Бертон предлагают иные структурные компоненты коммуникативной личности: потребности; комплекс «знания – верования – стереотипы – предположения – ценности – предшествующий опыт»; обратная связь в процессе коммуникации, т.е. восприятие собеседника и его сообщений; самопрезентация; выбор и взаимооценка ролей; эмоциональное состояние [6, с. 191].

Д. П. Гавра предлагает выстроить структурную модель коммуникативной личности на базе двух подходов: 1) социально-психологический подход, задающий базовую структуру личности – «могу» - «хочу» - «знаю» - «умею» - «действую»; 2) процессно-информационный подход к социальной коммуникации, имеющий в своей основе трансакционную модель А.Тэна [6, с. 192-201]. Такую модель Д. Гавра обозначает как трансакционную, исходя из того, что, во-первых, личность в коммуникативном процессе способна выступать и в роли коммуникатора, и в роли реципиента, это трансакционный характер функционирования; во-вторых, для анализа структуры действия коммуникативного актора выбрана трансакционная модель коммуникации А. Тэна, важнейшими элементами которой являются параметры коммуникативной ситуации, цели субъектов коммуникации, их культура, определяющая характер кодирования и декодирования, различные коммуникативные шумы.

Д. П. Гавра считает что, структурная модель коммуникативной личности, как и личности в целом, складывается из двух подсистем: внутренней (подсознания и сознания личности) и внешней (коммуникативного поведения личности). Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая коммуникативное поведение, способное реализовываться как через выполнение функций коммуникатора, так и реципиента.

Внутренняя подсистема коммуникативной личности включает в себя несколько компонентов:

1) Целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»). Этот компонент составляет ядро коммуникативной личности, поскольку превращение личности в коммуникативного актора начинается с появления соответствующей потребности, цели и далее мотива.

2) Абилитационный компонент – коммуникационные возможности и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»). Абилитационный компонент состоит из широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются: перцептивность; рефлективность; скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации; внимательность, способность концентрировать внимание; кратковременная и долговременная память; способность к обработке массивов информации; способность к эмпатии; обаяние и др.

3) Когнитивный компонент – знания и освоенная информация, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования, обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного актора («коммуникативное знаю»). В структуру когнитивного компонента входят: знание правил кодирования; знание норм и правил применения знаков в различных коммуникативных ситуациях; знание основных элементов культуры (норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т. п.); знание характеристик каналов коммуникации; знание критериев и методов оценки коммуникативной компетентности.

4) Операциональный компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации («коммуникативное умею» и «коммуникативное действую»). Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности. Структура операционального компонента складывается из следующих элементов: умение определять характер и прагматические параметры коммуникативной ситуации для выбора релевантных ей коммуникативных средств; практическое владение кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации, умение кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств; умение варьировать коммуникативные средства в процессе взаимодействия; умение наблюдать за своим коммуникативным поведением и оценивать его; умение оценивать коммуникативные практики и коммуникативную компетентность партнера по общению; умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации.

Отсутствие либо полная неразвитость любого из этих компонентов делает личность неспособной к коммуникации.

Говоря о внешней подсистеме, можно сказать, что коммуникативная личность реализуется в коммуникативном поведении, которое представляет собой осмысленную последовательность коммуникативных действий субъекта в качестве, как источника, так и получателя сообщений. В то же время, коммуникативное поведение – это сложная форма социальной активности субъекта, направленная на достижение его цели посредством коммуникации с другими субъектами. Коммуникативное поведение личности является функцией не только ее внутреннего коммуникативного потенциала, но также и ситуации общения и поведения ее партнеров по коммуникации. Коммуникативное поведение личности можно представить как иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик и коммуникативных действий.

Итак, внутренняя подсистема коммуникативной личности определяет цели, мотивы и эффективность коммуникации, которые реализуются во внешней подсистеме, т. е. в коммуникативном поведении личности.

Описанные модели коммуникативной личности необходимы не только для понимания того, каким образом функционирует коммуникативная личность, но и для прикладных целей, например, для развития и совершенствования коммуникативной компетентности.

Таким образом, коммуникативная личность – это проявление личности, обусловленное совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые определяют мотивационные, когнитивные, семиотические предпочтения и коммуникативную компетенцию личности, обеспечивающих эффективность коммуникации при использовании коммуникативных стратегий и тактик. Различные структурные модели коммуникативной личности позволяют проанализировать то, каким образом протекает процесс коммуникации с точки зрения мотивов, целей, предшествующего коммуникативного опыта личности. Среди представленных структурных моделей наибольший интерес с социологической точки зрения представляет модель Д. П. Гавры, которая описывает цели и мотивы личности как субъекта коммуникации (целемотивационный компонент), коммуникативные возможности и способности личности (абилитационный компонент), предшествующий опыт личности во всех областях знания (когнитивный компонент), коммуникативные навыки и умения личности, которые формируются в процессе взаимодействия личности с другими людьми (операциональный компонент).

Список использованной литературы



  1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.

  2. Гусакова Н.Л. Подходы к анализу феномена коммуникативного потенциала в психолого-педагогической литературе // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 3 (39).

  3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.

  4. Голдобин Н.Д., Степанов В.Н. Основы теории коммуникации и журналистика в маркетинговой деятельности: учеб. пособие. Ярославль: Ремдер, 2008. – 164 с.

  5. Конецкая В.П. Социология коммуникаций: учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

  6. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2011.

Каталог: sites -> default -> files -> conf -> files -> 2015
2015 -> Букреева К. Д. (г. Тамбов) Гендерные образы современной рекламы
2015 -> Широков Ф. О. (г. Нижний Новгород) Коммуникативная природа эскапизма в контексте исторического мифа
2015 -> Психовирусы как продукт социального мифотворчества
2015 -> Социальные технологии в формировании и поддержании имиджа политика в период проведения предвыборной кампании
2015 -> В эпоху глобализации, информационное пространство претерпевает существенные изменения
2015 -> Андреянова Ю. Д. (г. Саратов) Формирование имиджа организации по продвижению детских товаров
2015 -> Букреева К. Д. (г. Тамбов) Гендерные образы современной рекламы
2015 -> Пономарева Е. В. (г. Пермь) Структурные модели коммуникативной личности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница