Полякова Марина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург Синицына Елена Анатольевна



Скачать 160.09 Kb.
Дата22.02.2016
Размер160.09 Kb.


Полякова Марина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Синицына Елена Анатольевна — заместитель заведующей по учебно-воспитательной

Опубликовано: Детский сад: теория и практика. №6 2014



Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий развития старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности, приведены примеры определения актуальных образовательных задач по результатам диагностики.

Ключевые слова: предпосылки учебной деятельности, диагностика готовности к школе, индивидуальная траектория формирования предпосылок учебной деятельности.
Каждый период существования общества, государства имеет свои исторические особенности. Это касается всех сфер, в том числе и образования человека. Характеризуя современный период российского образования, в качестве основной характеристики можно выделить явные тенденции к индивидуализации образования, приоритет задач личностного развития над задачами формирования знаний, умений и навыков. Доказательством этого является активное развитие современных образовательных технологий, базирующихся на системно-деятельностном, культурно-историческом подходах, а также изменение нормативно-правовой базы образовательной системы, в том числе на уровне дошкольного образования.

Так, в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» один из основных принципов государственной политики в сфере образования — «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей…» [11, гл. 1, ст. 3, п. 1.7]. Вступивший в действие с 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует воспитателя детского сада на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей и с учетом индивидуальной ситуации развития каждого ребенка [6]. В этом же документе отмечается, что на этапе завершения дошкольного образования при соблюдении требований к условиям реализации программы (в том числе принципа индивидуализации образования, построения индивидуальных траекторий развития) у детей дошкольного возраста происходит формирование предпосылок к учебной деятельности [6].

Очевидно, что эти предпосылки складываются на протяжении всего дошкольного периода взросления ребенка. На их становление и формирование влияет множество факторов, начиная от природных задатков и заканчивая социальной ситуацией развития ребенка. Логично предположить, что в связи с этим наблюдается неравномерность развития предпосылок учебной деятельности как у отдельно взятого дошкольника, так и в группе детей дошкольного возраста. В связи с этим воспитателю надо дифференцированно подходить к определению и реализации задач формирования предпосылок учебной деятельности для каждого из своих воспитанников, иначе качественного результата получить не удастся.

Индивидуализация образовательного взаимодействия воспитателя с детьми возможна только при условии проектирования работы на основе результатов педагогической диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим содержание понятия «предпосылки учебной деятельности», поскольку оно определяет выбор педагогом диагностических методик и ориентировочных норм для оценки результатов диагностики.

Термин «предпосылка» в данном случае можно определить как «предварительное условие чего-либо» [3]. Термин «учебная деятельность» означает овладение системой теоретических знаний и общими способами решения конкретно-практических задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Таким образом, ребенок сможет успешно осваивать и осуществлять учебную деятельность, только если у него сформированы необходимые характеристики для начала и дальнейшего развития учебной деятельности.

Анализ ряда научных источников по этой проблеме (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет выделить несколько таких характеристик. Ниже рассмотрим их более подробно.

Приходя в школу, ребенок не просто переступает порог, а переходит на новую общественно значимую социальную ступеньку — становится школьником. Соответствие этой социальной роли требует от ребенка умения ориентироваться на систему правил, управлять собственным поведением. Многие исследователи проблемы готовности к школе солидарны в том, что это один из самых важных показателей. Если ребенок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни. Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой.

Готовность к школе предполагает ориентировку в правилах школьной жизни и умение взаимодействовать с новым социальным окружением. Учебная деятельность в условиях массовой школы носит коллективный характер, поэтому важно уметь общаться с учителем и учениками, действовать в команде, поддерживая определенный темп деятельности. По разным исследованиям, от 10% до 33% первоклассников испытывают трудности в установлении контактов с окружающими (учителями и учащимися), что негативно сказывается на процессе адаптации к новому школьному окружению и, уже вторично, на освоении учебной деятельности.

Нами было выявлено, что готовые и неготовые к школе дети характеризуются целым рядом качеств, во многом определяющих успешность или неуспешность школьного обучения [5]. Так, для успешных учеников характерны активность, любознательность, сообразительность, внимательность, настойчивость и самостоятельность. Для неуспешных детей, по мнению учителей, эти качества не характерны. У ребенка, испытывающего существенные проблемы школьной адаптации, обычно ярко проявляются пассивность, беспокойство, невнимательность, обидчивость, нетерпеливость, конфликтность, свидетельствующие о недостаточном развитии произвольного поведения.

Психолог-исследователь Н.И. Гуткина отмечала, что произвольность является функцией мотивации. Для того чтобы поведение сознательно регулировалось, человек должен хотеть что-то сделать или понимать, для чего это ему нужно. Исходя из результатов исследования, можно предположить, что недостаточное развитие произвольного поведения и самоконтроля при поступлении в школу объясняется, главным образом, отсутствием у детей значимой мотивации к обучению в школе.

Таким образом, для оптимизации подготовки ребенка к школьному обучению необходимо целенаправленно развивать прежде всего личностную и мотивационную готовность ребенка к школе. Мотивация предполагает мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее познавательную направленность. Основой для формирования мотивов являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Появление в сознании ребенка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что у него начинает формироваться готовность к принятию внутренней позиции школьника.



Итак, в широком плане готовность к школе находит свое выражение в умении ребенка регулировать свои взаимоотношения со школьной средой, проявлять свойства и качества, необходимые для овладения новыми видами деятельности и отношений к различным сторонам новой действительности (к школе, к учебной деятельности, к учителям, к учащимся, к себе). Успешный переход на новую ступень образования обусловлен прежде всего уровнем личностного развития будущего школьника.

Под индивидуальной траекторией формирования предпосылок учебной деятельности мы понимаем своеобразие целей, форм и содержания взаимодействия воспитателя и ребенка, обусловленное его личностными особенностями, актуальным уровнем сформированности предпосылок учебной деятельности, возможностями и интересами.

Для проектирования индивидуальной траектории формирования предпосылок учебной деятельности воспитателю необходимо провести диагностику, чтобы определить исходное состояние готовности ребенка к школе, его интересы и личностные характеристики. Основные компоненты для оценивания:



  • проявление желания учиться в школе, дифференцированность представлений о правилах школьной жизни;

  • преобладающие у ребенка мотивы учения;

  • умение управлять своим поведением;

  • умение осуществлять самооценку и самоконтроль;

  • умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

  • умение принимать учебную задачу и следовать словесным инструкциям или действовать по заданной схеме;

  • особенности личностных и поведенческих проявлений ребенка в процессе общения и деятельности.

Диагностики по оценке готовности детей к школе широко представлены в психолого-педагогической литературе, в том числе и разработанные на основе выделенных выше показателей [см. напр.: 1, 9]. Поэтому останавливаться на диагностических методиках не будем. Рассмотрим подходы к проектированию индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников на основе полученных средствами диагностики результатов. Эти результаты описаны в кратких характеристиках детей.

Макар, 7 лет.

Подвижный, шустрый, очень активный, самостоятельный, добрый, открытый, очень любознательный мальчик. Обидчивый: если взрослый не обращает на него внимания, не спрашивает, то Макар может даже заплакать. Не выносит критики, замечаний, если полагает, что они несправедливы.

В детском коллективе — лидер. Сходится со всеми детьми, с ним всегда интересно, увлекательно. Может сам спровоцировать конфликт, но и умеет вовремя погасить его; если неправ, то всегда извинится.

Любит трудиться. Самокритичен.

Очень хорошая память, помнит давние события. Рассудителен, логичен, настойчив, работоспособен. Учебную задачу принимает. Ошибки замечает чаще сам, исправляет, не огорчается при этом. Если ему интересна деятельность, то будет настойчиво добиваться результата. При затруднениях доводит дело до конца с помощью воспитателя. Очень любит, когда его хвалят, в деятельности чаще ориентируется на оценку.

Легко работает по схеме, словесной инструкции, быстро сосредотачивается, не отвлекается, быстро усваивает суть материала, в числе первых решает задачи.

В школу ходить хочет, «чтобы учиться много, узнавать что-то новое».

Выводы: в целом формирование предпосылок учебной деятельности происходит успешно, достаточно проводить обычную образовательную работу. Требуется поддержка взрослого в решении следующих задач: развивать умение контролировать свое поведение, сдерживать при необходимости эмоции, преодолевать обидчивость. Стимулировать развитие самооценки. Основные пути: активное включение Макара в игры с правилами (подвижные, словесные, настольно-печатные), развитие представлений о себе и своих возможностях в процессе организованных бесед со взрослым и сверстниками, отражение этих представлений в разнообразных продуктах (рисунках, рассказах, коллажах, конструкциях, альбомах и др.).

Алиса, 7 лет.

Спокойная, воспитанная, самостоятельная, добрая, сдержанная, недрачливая, не задира. С удовольствием выполняет поручения, старается хорошо сделать свою работу, ответственная, вежливая.

Наблюдательная: все видит, все слышит, замечает поступки и поведение других детей. Часто жалуется, ябедничает. В то же время со сверстниками дружелюбна, проявляет должное уважение, не оскорбляет других, неконфликтная, уверенная, самодостаточная. Легко налаживает контакт с новыми детьми. Скромная, не выставляет свои достоинства и заслуги на показ.

Правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к советам, старается их учитывать.

Умеет справляться со своими эмоциями. Резких эмоциональных вспышек не бывает, уравновешенная.

Любопытная, любознательная, ее привлекает все новое, необычное: задает вопросы, интересуется, уточняет.

Легко и быстро сосредотачивает свое внимание, внимательно слушает объяснения, не отвлекается. Хорошая память. Достаточно быстро понимает материал, предлагает способы решения, решает задания в быстром темпе. Хорошо развита мелкая моторика, прекрасно владеет ножницами, в продуктивной деятельности творческая.

Все задания выполняет без помощи других, если что-то не получается — расстраивается, плачет, но старается доделать до конца, кропотливая.

Хочет в школу, «потому что там можно подружиться с новыми друзьями и играть. Там интересные задачки».

Выводы: формирование предпосылок учебной деятельности происходит успешно, достаточно проводить обычную образовательную работу. Однако необходимо больше внимания уделять развитию творчества, креативности у девочки. Эта задача связана с излишней ориентацией ребенка на правила, что порождает в том числе и ябедничество на детей при нарушении ими правил. Причиной ябедничества может быть также неудовлетворенная потребность ребенка во внимании взрослых, реализация которой затруднена у детей, проявляющих скромность. Воспитателю необходимо чаще отмечать достижения ребенка публично, посоветовать родителям больше общаться с дочерью, беседуя на разные темы.

Никита, 7 лет.

Активный, подвижный, шумный, самостоятельный. Отзывчивый, очень исполнительный, ответственный, дисциплинированный, доводит любое дело до конца. В трудовой деятельности выполнит любое поручение, сам ищет работу, на него всегда можно положиться и быть уверенным в качественном выполнении. («Мужичок».) Воспитанный, в семье к нему относятся как к взрослому. Активно участвует во всех мероприятиях, делах, поручениях, не считаясь с собственным временем.

Эмоциональный, оживленный, но быстро и адекватно реагирует на замечание взрослого (достаточно взгляда). Со сверстниками вежлив, тактичен, редко затевает ссоры. Если что-то не получается, обращается за помощью к взрослому, доделает до конца. Любит похвалу, стремится получить положительную оценку.

Широкий кругозор, много знает, на любые темы ведет разговор, любит книги, энциклопедии о технике, машинах.

На занятиях не всегда внимательно слушает, отвлекается, делает ошибки из-за невнимательности, но быстро их исправляет. Материал понимает, учебную задачу принимает, соблюдает все условия, но качественно выполнять работу не стремится. Хорошо выполняет задания по словесной инструкции, по схеме.

Хочет идти в школу, потому что «там много мальчишек. Там учат тому, что мы еще не знаем, решать примеры, задачи».



Выводы: формирование предпосылок учебной деятельности затруднено из-за недостаточного развития произвольности психических процессов и неумения регулировать свое поведение. Требуется помощь педагога в развитии умения управлять своим поведением. Основной путь — игры с правилами на сдерживание, запрет, терпение, самоконтроль. Учитывая высокую потребность мальчика в движении, это будут преимущественно подвижные игры. В остальном — текущая программная работа по формированию предпосылок учебной деятельности.

Милания, 7 лет.

Подвижная, активная, неординарная, имеет завышенную самооценку. Много фантазирует, придумывает, очень творческая личность.



Не умеет понимать и принимать свои ошибки и проигрыши, расстраивается, не разговаривает при этом со взрослыми и сверстниками.

Со сверстниками не умеет договориться, обижается. Ее приоритет —играть одной. Со взрослыми в общении не проявляет активности, подходит, если ей надо что-то спросить, уточнить (деловое общение).

К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.



На занятиях ей не интересно, предпочитает игру. Оценка взрослого ей не важна. Значимы только материальные стимулы. Конечный результат не важен, помощи не просит, если видит, что у других получается, переживает, но недолго; если затрудняется в выполнении задания, может подглядеть.

Очень хорошо рисует, лепит, придумывает рассказы, фантазирует, хорошо развита мелкая моторика. Творческая.

В школу хочет идти, «потому что мне там поставили звездочку по письму. Там есть рисование, шахматы, тренировки».

Выводы: формирование предпосылок учебной деятельности происходит проблемно из-за слабости познавательных интересов, недостаточного развития волевой сферы (произвольности в управлении поведением), нарушения взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми). Поскольку проблем много, все и сразу не решить, необходимо выделить приоритеты в организации индивидуальной траектории развития ребенка.

Прежде всего, следует формировать интерес к школе, познавательные мотивы, коммуникативно-игровые мотивы, развивать умение взаимодействовать со сверстниками, сначала в паре (например, с Алисой — девочкой доброжелательной), затем в небольшой подгруппе. Также необходимо средствами разнообразных игр с правилами развивать волевую сферу: учить контролировать свое поведение, удерживать внимание, сдерживаться в ситуациях проигрыша. В творческих заданиях следует предлагать конкретную тематику, развивая управляемое (произвольное) воображение, а творческие продукты оценивать с позиции соответствия заданной теме. Чаще общаться на личностно значимые для девочки темы, развивая внеситуативно-личностное общение со взрослыми.

Ниже предлагаются основные направления и формы, методы работы с детьми по формированию предпосылок учебной деятельности.

1. Воспитание интереса к школе, развитие представлений о предстоящем обучении в школе. С этой целью используем:


  • сюжетно-ролевую игру «Школа»;

  • экскурсии к школе, в школу;

  • рассказы воспитателя о школе, рассказы родителей о своих школьных годах, семейные газеты, семейные встречи;

  • рассказы о школе выпускников детского сада, учеников начальной школы;

  • чтение художественной литературы о школе;

  • просмотр телепередач про школу, просмотр мультфильмов, фильмов о школе;

  • составление коллажей о школе, рисование, конструирование, аппликация, рассказывание о школе (например, «Моя первая учительница», «Школа, в которой я буду учиться», «Я — первоклассник» и пр.);

  • совместные с первоклассниками выставки творческих работ, праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.

2. Развитие представлений о собственных возможностях и силах. С этой целью стимулируем детей к самонаблюдению, обращаем внимание на их внешние характеристики, интересы, предпочтения, мечты и пр. Например, у каждого ребенка на стене есть своя метка («Я расту»). Организуем обсуждения, кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок за месяц, за три месяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Регулярно проводим индивидуальные беседы на темы, связанные с ребенком («Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею, я хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и др.). Эти темы не только обговариваем, но и записываем, зарисовываем, делаем фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предлагая оформить семейную газету. Дети с удовольствием рассматривают такие газеты, делятся впечатлениями, сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения.

3. Развитие мотивов учения. Желание пойти в школу и успешность учебной деятельности во многом обусловлены мотивами, т.е. теми факторами, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития. Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов как: социальный мотив (стремление к новой роли школьника), познавательный мотив («узнать новое, интересное в школе»), оценочный мотив (желание услышать одобрение взрослого). Внешние по отношению к самой учебе мотивы (например, интерес к школьной атрибутике) и игровые мотивы быстро угасают и не могут являться свидетельством мотивационной готовности ребенка к школе. Важно наличие именно комплекса мотивов при ведущем устойчивом мотиве (познавательном, оценочном или социальном). Только тогда можно говорить о наличии у ребенка мотивации к обучению в школе.

Для развития социального мотива знакомим детей с профессиями и профессиональной подготовкой человека, проводим беседы о необходимости обучения в школе, стараясь сделать их увлекательными и содержательными. Для развития познавательного мотива используем детское экспериментирование, метод проектов, ТРИЗ-технологии, элементы проблемного обучения, включаем в среду познавательную литературу, организуем мини-музеи и пр. Для развития оценочного мотива учим использовать сначала взаимооценку, а затем самооценку. Проектируем ситуации успеха, которые помогают ребенку поверить в свои возможности. Организуем место в среде группы, где будут отмечаться достижения детей (например, стенд «Я научился…».

Коммуникативно-игровой мотив не является учебным, однако важно, чтобы ребенок мог наладить общение с одноклассниками. С этой целью используем задания в парах (например, рисование «Рукавички», «Сапожки»), коллективные виды деятельности (например, аппликация «Улица нашего города»), командные соревнования, театрализованные, сюжетно-ролевые и коммуникативные игры.

Если у ребенка много показателей оценено как недостаточно развитые, следует выделить наиболее важные из них и проектировать работу по их развитию. Приоритет следует отдавать развитию показателей, характеризующих готовность ребенка принять роль школьника. Особое внимание обращать на детей, испытывающих разного рода проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.

Существует множество психолого-педагогических источников, которые помогут подобрать интересные темы, формы, содержание для подготовки детей к предстоящему школьному обучению с учетом индивидуальных траекторий развития на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности [см. напр.: 2, 4, 7, 8, 10]. Индивидуально-направленный подход к формированию предпосылок учебной деятельности является более результативным и способствует оптимальному развитию каждого воспитанника.
Литература


  1. Березина Т.А., Полякова М.Н. Педагогическая диагностика достижений ребенка старшего дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Науч.-метод. пос.: В 3 ч. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. Ч. 1: Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 54–77.

  2. Гатанов Ю.Б. Развиваем логику и сообразительность. СПб.: Питер, 2000. (Серия «Мой первый учебник»).

  3. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Дрофа; Русский язык, 2000.

  4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет: Пос. для практических работников детских садов. СПб.: Детство-Пресс, 2004.

  5. Полякова М.Н. Представления взрослых о значимых направлениях подготовки ребенка к школе и реальные характеристики успешности современных первоклассников // Детский сад от А до Я. 2007. № 5. С. 24–31.

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

  7. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников: Учеб. пос. СПб.: Питер, 2004.

  8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005.

  9. Теоретические основы и практические процедуры системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Колл. монография / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

  10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2014.

  11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

polyakovamarina




Статья от 16 марта


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница