Положение о соблюдении единого орфографического режима в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении города Костромы



Скачать 145.88 Kb.
Дата24.04.2016
Размер145.88 Kb.
ТипПротокол

Принято на педагогическом совете

Протокол № ____ от _________________


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №22 г. Костромы

________________Н.А. Смирнова



ПОЛОЖЕНИЕ

о соблюдении единого орфографического режима

в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа №22»


  1. Общие положения.

В условиях модернизации российского образования предъявляются все более высокие требования к уровню владения языком как орудием познания, общения и творческого выражения личности. Овладение языком в тех пределах, которые устанавливает современная школа, выступает как требование государственной важности.

Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры устной и письменной речи при изучении всех учебных дисциплин, так как родной язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. Поэтому необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей.

Ведущая роль в овладении учениками культурной устной и письменной речью, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы, которые должны выполнить эту задачу за время обучения учащихся в школе. Однако родной язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всем наук, поэтому необходима координация усилий всего педагогического коллектива по осуществлению единого режима культуры речи и грамотного письма во всех сферах жизнедеятельности учебного заведения.

II. Задачи.

Организация целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива по обеспечению функциональной грамотности, речевой культуры учащихся, по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Соблюдение единых подходов к письменным работам учащихся.

III. Основные разделы.

1. Требования к устной и письменной речи обучающихся.

1.1. В ходе учебной работы каждому учителю необходимо помнить, что любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание опыта, рассказ по таблице или схеме, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

1.2. Учащиеся должны уметь:

- говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

- излагать материал логично и последовательно;

- правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

- строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом) в зависимости от цели ситуации общения;

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

1.3. Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

1.4. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.

2. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи обучающихся.

2.1. Учителям начальных классов закладывать основы культуры устной и письменной речи учащихся начальной школы, учить на каждом уроке связному рассказу, выразительному чтению, грамотному и красивому письму, постоянно формировать представление учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее проявления.

2.2. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей, писать разборчивым почерком.

Не допускать в речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушений норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.

На уроке проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебной информации, учебного текста. Чаще предлагать задания по составлению плана, составлению вопросов.

Больше внимание уделять формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять; при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

Шире использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Усилить внимание к интонационной, произносительной культуре речи учащихся.

Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.

Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки. Исправлять допущенные ошибки не только в тетрадях по всем предметам, но и в дневниках учащихся.

Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений как на уроке, так и вне урока.

Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, элективные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

Тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений, стендов, различных презентаций.

Предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.



3. О письменных работах обучающихся.

Организация и контроль оформления всех видов письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.



3.1. Основными видами письменных работ обучающихся являются обучающие работы:

- упражнения и задания по русскому и иностранным языкам, математике, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию;

- конспекты первоисточников по истории, обществознанию, географии, биологии,

химии и литературе в 5-11 классах;

- творческие работы по литературе в 5-11 классах (сочинения, изложения);

- планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках в 9-11 классах;

- планы статей и других материалов из учебников;

- письменные ответы на вопросы.



3.2. По русскому и иностранным языкам, литературе, математике, физике, химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем учебной программы, в конце учебной четверти, в конце полугодия или года.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым курирующими заместителями директора школы по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.



3. 3. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:



В школе I ступени:


Класс

Учебный предмет

Количество тетрадей

Комментарий

текущих

контрольных

1 классы

(букварный период)

Прописи







Русский язык

2







Математика

2







Литературное чтение







Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Окружающий мир






Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе входящих в УМК




ИЗО

Альбом




Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

2 – 4

классы

Русский язык

2

1




Математика

2

1




Литературное чтение




Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Окружающий мир




Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе входящих в УМК

ИЗО

Альбом




Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе входящих в УМК

Иностранный язык

В соответствии с программными требованиями

Нет




Музыка

В соответствии с программными требованиями

Нет




В школе II и III ступеней:



5-6 классы

Русский язык

2 рабочих тетради

1 для контрольных работ

1 для творческих работ



Литература

1 рабочая тетрадь


12-18 листов

12-18 листов

12-18 листов


12-18 листов

7-8 классы

Русский язык

2 рабочих тетради

1 для контрольных работ

1 для творческих работ



Литература

1 рабочая тетрадь


12-18 листов

12-18 листов

12-18 листов


24 листа

9 класс

Русский язык

2 рабочих тетради

1 для контрольных работ

1 для творческих работ



Литература

1 рабочая тетрадь

1 для творческих работ

12-18 листов

12 листов

18 листов


48 листов

24 листа


10-11классы

Русский язык

2 рабочих тетради

1 для контрольных работ

1 для творческих работ



Литература

1 рабочая тетрадь

1 для творческих работ

12-18 листов

12 листов

18 листов


48 листов

24 листа



по математике: в V-VI классах по 2 рабочих тетради (18 листов), 1 для контрольных работ (18 листов); в VII-IX классах - 4 рабочих тетради, из них 2 по алгебре и 2 по геометрии (18 листов), 1 для контрольных работ (18 листов);

в X-XI классах — 3 тетради, из них 2 по алгебре и началам анализа и 1 — по геометрии (48 листов), 1 для контрольных работ (24 листа);



по иностранным языкам: V-XI классах – 1 рабочая тетрадь;

по физике - 3 тетради, из них 1 рабочая (48 листов), 1 для лабораторных и самостоятельных работ (18листов), 1 для контрольных работ;

по химии : в VIII – XI классах — 1 рабочая тетрадь, 1 для практических и самостоятельных работ;

по информатике: в V-XI классах - 1 рабочая тетрадь (18 листов);

по истории, обществознанию: в V-XI классах - 1 рабочая тетрадь (48 листов), 1 для проверочных работ;

по экономике и праву в X- XI классах - 1 рабочая тетрадь (24 листа).

по биологии в VI- XI классах –1 рабочая тетрадь (48 листов), 1 для лабораторных работ;

по природоведению (V класс)- 1 рабочая тетрадь (24 листа) и 1 тетрадь на печатной основе;

по изобразительному искусству - 1 альбом по рисованию;

по факультативным и элективным курсам – 1 тетрадь либо по усмотрению учителя допускается наличие отдельной папки с необходимым материалом.

3.4. Порядок ведения тетрадей

Все записи в тетрадях обучающиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

- писать аккуратным, разборчивым почерком;

- единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по математике и т.п.), класс, номер и название школы. Ф.И. ученика

- соблюдать поля с внешней стороны;

- указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.12, 11\XI-12г), в тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября);

- писать на отдельной строке название темы урока или письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, практических, лабораторных и других работ);

- обозначать номер упражнения (по русскому языку только в домашних работах: упражнение 25), задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);

- соблюдать красную строку;

- выполнять аккуратно карандашом все графические записи (подчеркивания, чертежи и т.д.), условные обозначения допускается выполнять карандашом или ручкой;

- исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки, не использовать корректирующий карандаш;

- в первом классе отметки обучающимся в течение всего первого года обучения не выставляются; отметка вводится со второго года обучения; до введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания;

- тетради обучающихся первого класса подписывает сам учитель; ученические тетради 2-4 классов подписываются самими обучающимися; надписи на обложках оформляются по единой форме: запись даты написания работы ведется по центру рабочий строки; в первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы месяца; по окончании периода обучения грамоте записывается число и полное название месяца, в 4 классе в записи даты следует писать имена числительные прописью; запись вида работы производится на следующей строке по центру и оформляется как предложение; в ходе работы в тетрадях по русскому языку не пропускается ни одной строки;

- работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы индивидуальных и дифференцированных подходов и осуществляться в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе;

- если домашняя работа выполняется не в день написания классной работы, то следует писать текущую дату перед домашней работой;

- в тетрадях для контрольных работ (в обязательном порядке) и в рабочих тетрадях (по мере необходимости) следует делать работу над ошибками; ежедневная работа над ошибками должна представлять собой результативную целостную систему; по русскому языку и математике работа над ошибками выполняется обязательно после каждой проверенной учителем работы.



4. Порядок проверки письменных работ учителями

4.1. Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются в следующем порядке:

- по русскому языку и математике: в 1-5 классах и в первом полугодии 6 класса после каждого урока у всех учеников; во II полугодии VI класса и в 7-9 классах - после каждого урока только у слабых обучающихся, у остальных – после каждого урока проверяются только наиболее значимые работы; в 10-11 классах письменные работы после каждого урока проверяются только у слабых обучающихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех обучающихся старших классов;

- по иностранным языкам в 5 классах письменные работы проверяются после каждого урока; в VI-X классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся VI-VIII классов и не реже одного раза в учебную четверть — тетради учащихся IX-XI классов, а тетради-словари - не реже одного раза в четверть;

- по литературе в 5-9 письменные работы проверяются не реже 2 раз в месяц; в 10-11 классах — не реже одного раза в месяц;

- по истории, обществознанию, праву, экономике, природоведению, географии, биологии, физике, химии — выборочно, при этом каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.

4.2. Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех обучающихся.

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

- изложения и сочинения – в течение недели (в 9-11 классах), к следующему уроку – в 5-8 классах;

- контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-9 классах проверяются и возвращаются обучающимся к следующему уроку;

- контрольные работы по математике в 10-11 классах, физике, химии и иностранному языку в 5-9 классах, практические и лабораторные работы по химии, физике, биологии, географии проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) — через один - два урока.



4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующими правилами:

  • при проверке творческих работ (изложений, сочинений, свободных диктантов) в 5-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются и исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические - знаком Г;

  • при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V-XI классов

по русскому языку учитель исправляет и отмечает на полях допущенную ошибку,

по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

  • подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

  • проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

  • после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется отметка работы; по русскому языку – отметка за диктант выставляется и грамматическое задание (при наличии); при оценивании творческих работ по литературе, русскому языку выставляются две отметки (за содержание работы и грамотность); в журнале отметки за содержание и грамотность выполненных работ выставляются в одну клетку без дроби;

  • при проверке письменных работ по литературе (ответ на проблемный вопрос, характеристика героя и т.д.) в рабочих тетрадях ошибки исправляются, но отметка выставляется только за содержание с пометой: «содержание 5»;

  • при оценивании сочинений по литературе выставляются две отметки (за содержание работы и грамотность): за содержание работы отметки выставляются в журнал за литературу, за грамотность – на страницу русского языка в дату, близкую к проведению сочинения.

  • в тетрадях для контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе оформляются письменные работы, определяющие практическую часть прохождения программы (кроме тестов);

  • объем сочинений по литературе на основе анализа текста определяется, исходя из требований к заданиям части С в формате ЕГЭ;

  • темы сочинений по литературе рекомендуется формулировать в виде проблемного вопроса, использовать фрагменты текстов изучаемых художественных произведений.

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Отметки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.



При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками осуществляется в рабочих тетрадях.



Каталог: Kostroma EDU -> Kos-Sch-22
Kostroma EDU -> Программа деятельности Методического Ресурсного Центра
Kostroma EDU -> К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда
Kostroma EDU -> Публичный отчет директора за 2012-2013 учебный год г. Кострома 2013
Kos-Sch-22 -> Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся
Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница