Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся моу сош №31



Скачать 107.4 Kb.
Дата24.04.2016
Размер107.4 Kb.
Принято на заседании

педагогического совета

МОУ СОШ №31

Протокол №1 от ____2013

Утверждено:

приказ №__от _____2013


ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценивания знаний, умений, навыков учащихся

и форме, порядке и периодичности текущего контроля и

промежуточной аттестации обучающихся МОУ СОШ №31
I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствие с Законом РК "Об образовании", Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях среднего образования (приказ МО и НРК от «18» марта 2008 года  № 125), Устава МОУ СОШ №31, «Правил внутреннего распорядка МОУ СОШ№31».

1.2. Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений и обязательно для учащихся и учителей школы.

1.3. В настоящем Положении использованы следующие определения:



Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений – это процесс, по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Тематический контроль – это выявление и оценка знаний, умений, навыков учащихся, усвоенных ими после изучения логически завершённой части учебного материала (темы, подтемы, раздела).

Периодический контроль – подразумевает проверку степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени и проводится три раза в год в виде входного, рубежного и итогового контроля ЗУНов учащихся по всем предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Промежуточная аттестация учащихся – процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объёма одной учебной дисциплины после завершения её изучения.

Годовая Государственная аттестация учащихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования.

1.4. Целями разработки данной системы являются:



  • повышение качества образования;

  • установление единых требований к выставлению отметок и оценки учебных достижений;

  • формирование мотивации учения;

  • установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями госстандарта;

  • контроль за выполнением учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов;

  • формирование самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося;

  • повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося.

1.5. Система оценивания состоит из следующих разделов:

  • единые требования к отметке и оценке учебных достижений;

  • виды, формы и функции контроля ЗУНов;

  • промежуточная и итоговая аттестация;

  • система отслеживания формирования ключевых компетенций.

Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей.

Актуальность пересмотра процесса оценивания определяется различными проблемами, одной из основных проблем является отсутствие единых требований к отметке и оценке учебных достижений учащихся.

Каждый учитель оценивает деятельность учащихся из своих интуитивных представлений. В школе не существует однозначных, конкретных и четких критериев оценок.

Школьная отметка – это результат не только работы ученика, это – характер и стиль работы учителя, его отношение к ученику, настроение учителя, его миропонимание.

Существующая отметочная система оценивания ЗУНов учащихся во многом субъективна и является инструментом абсолютной власти учителя.

Систему оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной.

Систему оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель - ученик, родитель - классный руководитель, администрация - педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.



Отметка

Отметка – это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Задачи школьной отметки:

  1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

  2. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

Принципы выставления школьной отметки:

  1. Справедливость и объективность – это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;

  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  3. Гласность и прозрачность – это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

  4. Незыблемость – выставленная учителем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит).

Функции отметки

  1. Нормативная (сравнение с нормативом, утвержденным Госстандартом);

  2. Информативно-диагностическая (показывает, на сколько глубоко изучен материал, каковы затруднения, пробелы в знаниях учащихся);

  3. Стимулирующе-мотивационная.

Критерии выставления отметок

Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:



  • полнота и правильность – это правильный, полный ответ;

  • правильный, но неполный или неточный ответ;

  • неправильный ответ;

  • нет ответа.

При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:

  • грубые ошибки;

  • однотипные ошибки;

  • негрубые ошибки;

  • недочеты.

Шкала отметок

В школах Краснодарского края принята 5-ти бальная шкала отметок,

хотя фактически работает 4-х бальная:
"5" – отлично;
"4" – хорошо;
"3" – удовлетворительно;
"2" – неудовлетворительно.

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

Виды отметок

Текущие отметки выставляются учителем ежеурочно по поставленным на урок целям деятельности учащихся.



Тематическая отметка (рейтинговая, бальная оценка) выставляется учителем после изучения большой темы или раздела. У учителя есть право выбора формы проведения тематического контроля, например, если учитель выбирает уровневую контрольную работу и включает 6 заданий, то:

  • первые 3 задания (1/2 от объёма) это – задания репродуктивного уровня, соответствующие Государственному образовательному стандарту. При правильном выполнении этих заданий ставится отметка "3".

  • 2 задания (1/3 от объёма) это – задания конструктивного уровня, превышающих Госстандарт (применение знаний в нестандартной ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного уровня и конструктивного уровня ставится отметка "4".

  • 1 задание (1/6 от объёма) это - задание творческого уровня, превышающее Госстандарт (применение знаний в новой ситуации). При правильном выполнении заданий репродуктивного, конструктивного и творческого уровней ставится отметка "5".

В случае использования рейтинговой отметки задание репродуктивного уровня оцениваются в 1 балл каждое, второго конструктивного уровня в 2 балла, творческого уровня - в 3 балла. Итого за работу ученик набирает 10 баллов, которые переводятся в отметки: 9-10 баллов – "5", 6-8 баллов – "4", 3-5 баллов – "3", 0-2 балла – "2".

Если учитель выбирает в качестве тематического контроля тестирование и включает в него 30 вопросов, то:



  • 15 (1/2 от объёма) должны быть заданиями репродуктивного уровня, каждое из которых оценивается в 1 балл (15 баллов);

  • 10 заданий (1/3 от объёма) – это задания конструктивного уровня, каждое из которых оценивается в 2 балла;

  • 5 заданий (1/6 от объёма) – это задания творческого уровня, каждое из которых оценивается в 3 балла (15 баллов).

Всего ученик набирает 50 баллов, которые переводятся в отметки:

  • 45-50 баллов - "5";

  • 30-44 балла - "4";

  • 15-29 баллов - "3";

  • менее 15 баллов "2".

Рейтинговая отметка используется при проведении тематического и периодического контроля ЗУНов учащихся и при этом она выполняет информативно-диагностическую функцию.

Четвертная, полугодовая, годовая отметки выставляется за три дня до окончания учебной четверти, полугодия или года.

Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок.

Пересмотр четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок в 5-11 (12) классах не допускается.



Права и обязанности учащихся при получении отметки

При проведении тематического контроля отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел знаниями и умениями темы. Ученик не может отказаться от выставления учителем этой отметки, но имеет право пересдать не устраивающую его отметку в течение 7 дней.

В случае получения неудовлетворительной отметки ученик обязан пересдать и исправить двойку в течение 7 дней.

В случае отсутствия ученика по уважительной причине в школе в день проведения тематического контроля ЗУНов "н" в классный журнал не выставляется, а ученик обязан сдать эту тему и получить отметку в течение 7 дней.



Оценка

Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности ученика является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением.

Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, или чего-нибудь; это словесная характеристика результатов действия ("молодец", "оригинально", "а вот здесь не точно, потому что").

Задачи  оценки:
1. Формирование и корректировка ценностных отношений учеников.
2. Формирование у учеников адекватной самооценки.

Принципы оценки:
1. Объективность.
2. Эмоциональность.
3. Адекватность.
4. Может даваться любому действию ученика, особенно успешному.

Функции оценки


  1. Ориентирующая функция – содействует осознанию учеником результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нём.

  2. Информирующая – даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях ученика.

  3. Корректирующая – способствует изменению действий ученика, его установок, взглядов.

  4. Воспитывающая – создаёт условия для воспитания качеств личности, проявления чувств и т.д.

  5. Социальная – влияет на самооценку, статус ученика в коллективе сверстников.

  6. Диагностическая – определяет уровень знаний, сформированность умений, качеств личности.

  7. Стимулирующая – способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

Формы оценивания учащихся в учебной деятельности

От одобрения, похвалы, благодарности и материальной формы поощрения до высказывания отрицательных оценок.



 

Виды оценок

Основание

Виды оценок

Содержание оценивания

Конкретные оценки или неопределенные. Например: согласие, ободрение, одобрение, порицание (первые) или понукание типа "ну садись", замечание без объяснения причин (вторые) и т. д.

Направленность на учение

Прямые учителя, опосредованные через другого участника учебного процесса, косвенные

Характер воздействия

Положительные, нейтральные, отрицательные

Временная направленность

Ретроспективные, актуальные, перспективные

Предмет оценивания

Парциальные, фиксированные, интегративные

Субъект оценивания

Педагогическая (учитель), ученическая (одноклассник), самооценка

Количество участников

Индивидуальные, коллективные

Формы предъявления

Вербальные, невербальные

Отсутствие оценки

Своеобразные, ведущие к ухудшению состояния ученика, депрессии, поиску причин ситуации, поведения учителя, одноклассников и т. д.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница