Положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся



Скачать 67.83 Kb.
Дата24.04.2016
Размер67.83 Kb.
«Утверждаю»

Директор лицея Федосеева В.М

15.09.2008 г.
ПОЛОЖЕНИЕ

«О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся

на современном этапе развития школы».

МОУ «Лицей» г. Лесосибирска.
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива лицея
Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры устной и письменной речи при изучении всех учебных дисциплин, так как родной язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. Поэтому необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей.

Администрации лицея необходимо влиять,кординировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе. Следует включать вопросы о требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля; организовать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященных вопросам повышения куль туры речи учащихся.



I. Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая:

1) содержание высказывания;

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

— говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

— отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

— излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

— правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

— строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);

— отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

— оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.

II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

С этой целью рекомендуется учителям всех школьных дисциплин:

При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.

Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий. Выбирать соответствующий тон речи (спокойный, доброжелательный, но не резкий, раздражительный...) темп речи, делать акцент на самых главных по значению словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой.

Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.

На уроке проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебной информации, учебного текста. Чаще предлагать задания по составлению плана, составлению вопросов.

Больше внимание уделять формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять; при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

Шире использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Усилить внимание к интонационной, произносительной культуре речи учащихся.

Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.

Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

Исправлять допущенные ошибки не только в тетрадях по всем предметам, но и в дневниках учащихся.

Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений как на уроке, так и вне урока.

Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

Тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений, стендов.

Предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.



111. О письменных работах и тетрадях учащихся



1.Виды письменных работ учащихся.

1.1.Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы.

1.2.По русскому и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся согласуется между учителями, работающими в классе.



2.Количество и назначение ученических тетрадей.

2.1.Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку в 1-4 классах – по 2 тетради, в 5-9 классах по 3 тетради, в том числе одна тетрадь по развитию речи;

по литературе- 1 тетрадь;

по математике в 1-5 классах – по 2 тетради (в начальной школе , кроме того, тетрадь на печатной основе), в 6-9 классах – 3 тетради (2 по алгебре, и 1 по геометрии), в 10-11 классах -2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 – по геометрии;

по иностранным языкам по 2 тетради в 2-9 классах, 1 – в 10-11 классах, по 1 тетради- словарю для записи иностранных слов в 2-11 классах;

по физике и химии – 2 тетради, одна –для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая – для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума;

по биологии, географии, природоведению, истории, обществоведению, основам государства и права, факультативам, трудовому обучению и ОБЖ в 5-11 классах – по одной тетради;

по изобразительному искусству -1 тетрадь по рисованию;

по музыке -1 нотная тетрадь.

2.2.Для контрольных работ по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения работ над ошибками.
3.Порядок ведения тетрадей учащимися. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

3.1.Писать аккуратным, разборчивым почерком.

3.2.Единообразно выполнять надписи на обложке тетради

3.3.Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.07.). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября).

3.5.Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ.

3.6.Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы.

3.7.Соблюдать красную строку.

3.9.Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой.

3.10.Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение –тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

4.Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1.Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются: по русскому языку и математике:

в 1-4 и в первом полугодии 5 класса – после каждого урока у всех учеников;

во 2 полугодии 5 класса и в 6-9 классах_-после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности; в 10-11 классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

по иностранным языкам во 2-5 классах- после каждого урока; в6-11 классах- после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись все тетради учащихся 6-9 классов и не реже одного раза в учебную четверть – тетради учащихся 10-11 классов, а тетради-словари – не реже 2 раза в месяц;

по литературе в 5-9 классах не реже 2 раз в четверть; в 10-11 классах- не реже 1 раза в месяц;

по истории, обществоведению, основам государства и права, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению – выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного раза в четверть.



4.2.Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по всем предметам проверяются у всех учащихся.

4.3.Проверка контрольных работ учителями осуществляется к следующему уроку и тетради возвращаются учащимся.

4.4.В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

При проверке изложений и сочинений, в 5-11 классах отмечаются не только орфографические и пунктационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические; на полях тетради учитель обозначает эти ошибки значками: Ф,Л,Р,Г;

При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11 классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой;

Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок; после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

При проверке проверочных и контрольных работ по иностранному языку, физике, химии, истории, биологии, географии подчеркиваются и исправляются все ошибки.



4.5.Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные работы тоже оцениваются, но оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя.



4.6.После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялась соответствующая письменная работа.







Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница