Политическая лирика А. С. Пушкина 4 Политический смысл стихотворения А. С. Пушкина



Скачать 138.15 Kb.
страница1/5
Дата11.02.2018
Размер138.15 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5

Содержание
Введение 3

1. Политическая лирика А. С. Пушкина 4

2. Политический смысл стихотворения А.С.Пушкина

«Бородинская годовщина» 8



3. Политический смысл стихотворения А.С. Пушкина

«Клеветникам России» 12

Заключение 14

Список литературы 15

Введение
Пушкинская лирика не была замкнута в эгоистический круг «самолюбивых», узколичных переживаний поэта, она откликалась на все зовы жизни. Пушкин является великим национальным поэтом; его творчество с огромной полнотой, глубиной и художественной силой выразило национальные особенности, широту и могущество духовных сил русского народа. Это прежде всего и составляет тот вклад, который внёс Пушкин в общую сокровищницу мировой культуры, обогатив её. Подлинно национальный характер творчества Пушкина обусловил его мировое значение.

В исключительно богатом и разнообразном творчестве А.С. Пушкина стихотворения занимают очень большое и значительное место. Ряд стихотворений поэта пронизан духом вольнолюбия.

Читая лирику Пушкина, мы наслаждаемся ее музыкальностью, отточенностью слога, искрометным юмором и силой чувств. Поэзия Александра Сергеевича прекрасна; часто мы просто читаем его стихи, чтобы насладиться их музыкальностью, не вдумываясь в их смысл. А ведь за совершенной формой поэт вскрывает и глубокое содержание. Политическая лирика Пушкина не только высокоидейна, гражданственна, но и напевна. Стихи льются свободным потоком, открывая красоту и напевность русского языка. Говоря о мастерстве Пушкина, Н.В. Гоголь писал, что “его эпитет так отточен и смел, что иногда один заменяет целое описание... В каждом слове бездна пространства...”. 

Целью данной работы является проанализировать политический смысл стихотворений А.С.Пушкина «Бородинская годовщина», «Клеветникам России».



1. Политическая лирика А. С. Пушкина
О политической лирике А.С. Пушкина можно сказать словами М.Ю. Лермонтова о стихах своего предшественника: «Звучал, как колокол на башне вечевой...» [2].

Захватническая внешняя политика царя в некоторой мере должна была ослабить классовые противоречия, отвести взгляд здравомыслящего человека от проблем внутренних, разжечь в каждом чувство национализма...

В петербургский период лирика Пушкина особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1818 года на квартире у декабриста Н.И. Тургенева ода «Вольность», одно из самых замечательных произведений русской политической лирики.



Россия превращалась в «жандарма Европы», сама задыхаясь под властью тирана. Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы. Это — ода «Вольность» А. С. Пушкина. Но не только пессимизмом веет от этого произведения поэта. Оно призывает и к борьбе: «Восстаньте, падшие рабы!»

В начале оды Пушкин лирике лицейских лет противопоставляет поэзию вольности и обличения порока, у свободы он ищет вдохновения. Ода «Вольность» прямо перекликается с одноименной одой Радищева. Недаром Пушкин в одном из вариантов своего «Памятника» в конце жизни прямо указывает, что «вслед Радищеву» восславил он свободу. Ода «Вольность» делает Пушкина одним из первых поэтов декабристского направления: еще не было стихов ни Рылеева, ни В.Л. Раевского [5].

Политические идеи пушкинской «Вольности» более умеренны, он не призывает к революционному низвержению самодержавия, он осуждает расправу народа с Людовиком XVI во время французской революции. Но он решительно высказывается против деспотизма самовластья и против крепостного рабства. Их господство Пушкин, подобно французским просветителям XVIII века, объясняет предрассудками, непросвещенностью людей. Исторический опыт заставляет Пушкина видеть также источник самовластья в честолюбии, в страстях отдельных исторических деятелей. Роковые страсти, жажда власти также могут рождать тиранов (тема Наполеона).

Деспотизм проявляется в нарушении законов, которым равно должны подчиняться и цари и пароды. Законы же должны соответствовать естественным потребностям человека в свободе. Это был отголосок теории естественного права, популярной в эпоху нарастания революции во Франции. Пушкин решительно отвергает идею происхождения царской власти от бога. Вместо церковно-клерикальной теории происхождения самодержавия Пушкин провозглашает ответственность царей перед законом. Соблюдение законов является залогом вольности народов.

Следует отметить, что не только в оде «Вольность», но и в дальнейших своих высказываниях Пушкин считает возможным проявление деспотизма не только со стороны царей. Так, в отвлеченно-гуманистическом понимании поэта чертами самовластья отличалась якобинская диктатура во Франции. В эту пору Пушкин еще не доходит до понимания наличия классов и их борьбы в обществе, к чему он придет в конце своей жизни.

Ода «Вольность» представляет собой пример гражданской витийственной лирики, образцы которой Пушкин мог найти не только у Радищева, но и в поэзии Державина («Властителям и судиям», «Вельможа»). Поэт использует здесь традиции классицизма, но развивает их в декабристской направлении. Ода «Вольность» проникнута и новым, романтическим пафосом.

Помимо общих вольнолюбивых идей, ода «Вольность» содержала также прямые политические намеки на события недавнего прошлого: на самовластие и падение Наполеона, на убийство Павла I, организованное с ведома его сына Александра I [2].

В конце 1818 года в связи с конституционной речью Александра I в Варшаве Пушкин пишет знаменитый «N061» («Сказки»), в котором издевается над обещаниями царя и либеральными надеждами на то, что он из любви к правам людей, по царской милости своей дарует им свободу.

К 1818 году относится стихотворение «К Чаадаеву», в котором идея свободы сливается с идеями патриотизма, любви к родине. Пушкин выражает разочарование в надеждах на «тихую славу», т. е. на мирное достижение свободы, и в его лирике звучат уже прямые революционные мотивы. Поэт выражает твердую уверенность в падении самовластья, в том, что «Россия вспрянет ото сна», что они сами с Чаадаевым прославят себя как участники борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается в стихотворении с возвышенно-патриотическим.

Летом 1819 года в селе Михайловском Пушкин пишет стихотворение «Деревня» с резкой критикой крепостных нравов. В «Деревне» отразились антикрепостнические настроения передовой молодежи и шире — настроения всего русского народа. В декабристской среде составлялось немало записок царю относительно вреда рабства в России, вроде записки Н. И. Тургенева «Нечто о крепостном состоянии в России», представленной Александру I в январе 1820 года. Своего рода поэтической запиской о крепостном праве является и стихотворение Пушкина «Деревня» [7].

Оно начинается идиллическим изображением деревенской природы в духе сентиментальной литературы. Поэт мечтает на лоне природы погрузиться в изучение трудов великих мыслителей. Но дух его не может быть спокоен при виде страданий человека. «Друг человечества», преданный закону (здесь «Деревня» связывается с одой «Вольность»), поэт возмущен тем, что на лоне прекрасной природы свирепствует «барство дикое», присваивая «и труд, и собственность, и время земледельца». «Деревня» как бы отвергает идеал «Жизни Званской» Державина и сельскую идиллию сентименталистов. В заключение Пушкин выражает надежду на отмену рабства, призывает «прекрасную зарю» «свободы просвещенной». Концовка стихотворения перекликается непосредственно с посланием «К Чаадаеву».

В стихотворении «Деревня», так же как и в «Вольности», ощутимо влияние высокоодического стиля, витийственной лирики классицизма. Вместе с тем картины крепостной деревни сближают поэзию Пушкина с реальной русской действительностью. Обличительные мотивы «Деревни» будут подхвачены лирикой В. Раевского, «Горем от ума» (в речах Чацкого).

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина — на Аракчеева, на архимандрита Фотия и других реакционных деятелей александровского царствования.

Как свидетельствуют современники («Н.Я. Плюсковой), вольнолюбивые стихи Пушкина искрами разлетались по всей России. Именно в эти годы за Пушкиным упрочивается слава первого поэта вольности. Сам он ощущает себя «неподкупным голосом», «эхом русского народа».

Популярность поэта усиливалась его прямыми выпадами против самодержавия, политическими анекдотами и т.п. А.С. Пушкин становится выразителем не только дворянской передовой молодежи своего времени, но вообще выразителем прогрессивных национальных чаяний, антикрепостнических народных настроений.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница