Полезная информация (для учителей и родителей)



Скачать 152.66 Kb.
Дата21.04.2016
Размер152.66 Kb.
Полезная информация (для учителей и родителей)

Канал восприятия информации

Учителю полезно знать что аудиалы воспринимают мир ушами. Им не нужен контакт глазами, т.к они вслушиваются в речь, интонацию. Они любят повторять то, что услышали, трогают ухо. Из мимики у них выразителен рот. Они любят говорить и слушать, запоминая произношение слов и интонации. Они любят пошуметь и скорее переспросить, нежели записать. У них в большей степени развита слуховая память, они любят повторять вслух. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.

Визуалы воспринимают мир глазами. Им нужен контакт с глазами собеседника, у них преобладают рисующие жесты, они часто потирают глаза. Визуалы хорошие рассказчики, так как «видят» картину рассказа. Они любят придумывать и мечтать. А так как у них больше развита визуальная память, они лучше запоминают то, что видели на уроке. Слушая, они переводят глаза от говорящего, чтобы транслировать услышанное во внутренний образ. Для этого визуалу нужно немного времени. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.

Кинестетики воспринимают мир телом. Они любят движения – в этом их потребность. Им просто необходимо двигаться, трогать, пробовать и нюхать. Они любят «кучковаться», разбиваться на пары, группы. Рассказывая, кинестетики используют пантомиму. У них больше развита механическая память, когда слова сопровождаются движениями, внешне выраженным ритмом. Кинестетикам необходимы действия с материалом: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.



Признавая факт ВКВ, психологи, однако, отмечают, что современные дети в значительной мере полисенсорны, т.е. у многих из них смешанные типы восприятия, когда к ведущему каналу присоединяются и сопутствующие каналы [Гвоздева 2000]. Печально только когда факт ведущего канала игнорируется и детей одноканальных насильно перестраивают на другие, не их каналы. Неуспех и разочарование в таких случаях неизбежны. Сказанное выше приводит к выводу, что в условиях массовой школы целесообразно использовать задания полисенсорной направленности, которые сочетают ВКВ аудиалов, визуалов и кинеститиков. Так, например, желательно, особенно на младшей и средней ступенях, чтобы текст урока был прочитан для визуалов, прослушан для аудиалов, а кинестетики имели возможность в нем что-то подчеркнуть, выписать, графически изменить и т.д. Такие действия полезны всем, но при этом каждый находит подкрепление и опору необходимые его ВКВ [Митина 1991]. Помимо учета индивидуальных особенностей ВКВ психологи используют понятие ведущей сенсорной культуры образования, свойственной каждой возрастной группе [Вайсбурд 1999]. В каждом звене обучения прослеживается своя историческая сформировавшаяся сенсорная культура образования, знание которой необходимо для повышения эффективности работы всей образовательной системы. Младшая школа – кинестетическая культура образования. Важно использование прикладного материала, научение через делание своими руками, движение и физическая активность. Среднее звено – аудиальная культура образования. Учителя начинают оперировать более абстрактными понятиями, добавляется лекционная форма обучения. Возрастает роль эмоционального общения, а не делания. Старшее звено – визуальная культура образования. Широко предлагаются разные формы наглядности, такие как схемы, демонстрации и диаграммы в дополнение к текстам. Соответственно этому складываются определенные соотношения сенсорных типов в группах учеников. С первого по четвертый класс – более 80% учащихся – кинестетики. В 10-11 классе и во взрослых группах: 40% - визуалы, 20% - аудиалы, 20% - кинестетики, 20% - полисенсорные люди. (2) Исторически сложившаяся культура образования в разных звеньях предъявляет определенные требования к репрезентации учителя. Именно он обязан создать условия детям для наилучшего усвоения информации.

Визуалы

Про людей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают. Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно — ведь именно ею они пользуются чаше всего. Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко. Такой человек даже в речи часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например, он говорит: я хорошо вижу эту проблему; я смотрю на этот вопрос шире — и так далее. В комнате визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причем и свой, и чужой. Они тщательно продумывают интерьер своего жилища, а вид пиши иногда значит для них больше, чем ее вкус. При общении эти люди очень четко держат дистанцию, не оттого, что опасаются близости, а потому, что собеседника обязательно должно быть хорошо видно. Неудивительно, что подавляющее число художников, дизайнеров (от компьютерных до ландшафтных) относятся к визуалам.

Аудиалы

Люди, предпочитающие слуховой канал, все делают через звук: слушают, говорят, размышляют. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее. Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием. В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны. Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: Перестань скрипеть; Я услышал твою проблему. К внешности, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца. А бубняший звук включенного телевизора за стеной может довести до белого каления. Аудиалы часто становятся музыкантами, певцами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи.

Кинестетики

Кинестетики — это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Как ни странно, но инструментом для обработки информации и принятия решении для них служит интуиция. Они слушают свои внутренние ощущения, подчиняются им и часто поступают безошибочно. Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная — им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Если визави при разговоре крутит вашу пуговицу и то и дело прикасается к вашему плечу, не удивляйтесь и не злитесь — просто он кинестетик. Любые прикосновения несут для кинестетиков переизбыток информации, и поэтому в быту такие люди крайне внимательны и чувствительны к комфорту, вкусной еде и приятным запахам. Принцесса на горошине из одноименной сказки — вот яркий пример типичного кинестетика. Людей этого типа можно узнать и по весьма характерной манере говорить, например, «когда я вижу этого человека, у меня мурашки бегут по коже». Вообше же любимое слово кинестетика — чувствую, его они употребляют к месту и не к месту. Кинестетики обожают все. что дает им сильные телесные ощущения — спорт, танцы, секс. Что же касается профессиональных предпочтений, то кинестетиков много среди циркачей, танцоров, массажистов.м.

Ребенок-зритель


Дети этого типа ориентированы на зрительные образы. Лучше всего они понимают и запоминают то, что можно охватить зрением.

Вот основные черты юного зрителя.



Чувствительность к любой визуальной информации. Ребенок замечает даже незначительные изменения обстановки. "Кто трогал мою лошадку?" - совершенно нормальный вопрос для зрителя. Эти дети хорошо ориентируются на местности. Их завораживают яркие цвета и четкие линии.

Обратная сторона этой чувствительности - неприязнь к определенным цветам или формам. Еще совсем кроха может отказаться носить какую-то одежду, потому что она не соответствует его представлениям о красоте.



Пристрастие к знакам. Дети с интересом изучают любые обозначения. Им интересны буквы, карты, схемы, дорожные знаки. Им приятно понимать, что все эти знаки имеют смысл, нравится познавать этот смысл.

Эти малыши любят рисовать, играть в настольные игры, смотреть картинки. Они любят конструкторы.



Их конек - хорошая зрительная память, поэтому они, как правило, грамотно пишут (т.к. запоминают графический облик слова). С интересом занимаются математикой и логикой.

Их проблемы. Юным зрителям нелегко даются подвижные игры, они не умеют отстаивать себя в коллективе с помощью кулаков. Эти дети достаточно скованны, им сложна артистическая деятельность.

Как их учить. Большую часть информации лучше подавать, задействуя зрительный канал. Рассказ должен сопровождаться иллюстрацией, описанием или картой. Желательно давать возможность выражать себя в рисунке и письме - дети ценят материальное "подтверждение" деятельности и успеха.

Ребенок-слушатель

Слушатели лучше всего воспринимают то, что проходит через аудиальный канал. То есть они чувствуют себя как рыба в воде в мире звуков, мелодий.

Каковы же основные черты слушателя?

Чувствительность к любой звуковой информации. С одной стороны, ребенок легко запоминает мелодии и может, как в популярной несколько лет назад телеигре, "угадать эту песню с трех нот". С другой стороны, неприятные звуки вызывают агрессию. Резкие голоса, шум приводят к стрессу.

Купание в звуках. Случается, что единственный способ отвязаться от маленького слушателя - это включить диск с какой-нибудь оперой или симфонией. Юные слушатели (если не портить их вкус) отдают предпочтение классической музыке.

Слушатели сопровождают любую деятельность активным звукоподражанием. У них легковая и грузовая машина будут урчать и бибикать по-разному. В ролевых играх эти дети непременно меняют голоса, подстраиваясь под своих игрушечных актеров.

Ребенок-слушатель хорошо "читает" голоса, обмануть его - большая проблема.

Это дети-балаболки. Они очень разговорчивы сами и требуют общения от других.

Их конек - пение, артистическая деятельность, музыка. Они изобретательны, полны фантазии и творческих замыслов. Отменно усваивают иностранные языки, если попадают в языковую среду.

Их проблемы. Юным слушателям нелегко обучаться по классической системе. Чтение они лучше всего осваивают по Зайцеву. А еще они прекрасно умеют манипулировать взрослыми с помощью утонченного нытья.

Как их учить. Информацию желательно подавать, задействуя аудиальный канал. Рассказ должен быть прочитан эмоционально, с выражением. Дети любят аудиосказки: звуковое сопровождение в форме музыкального отрывка, закадровые шумы - все это помогает им запомнить материал. Этих малышей надо хвалить с огромным чувством: "Ах! Какой ты молодец!"

Ребенок-деятель

Это подвижные малыши, у которых активен кинестетический канал. То есть они получают и передают информацию через движение и касание.

Вот основные черты юного деятеля.

Чувствительность к любой кинестетической информации. Ребенок очень активен физически, непоседлив, нередко драчун. Он выражает свою симпатию или антипатию с помощью дружеских касаний или же кулаков. Легко отвечает обидчикам.

Он не может быть без дела: если его все-таки заставят стоять или сидеть, то он найдет какое-нибудь занятие, например, будет крутить в руках карандаш, отбивать ногой чечетку и т.п.

Это общительные дети, которые теребят родителей в прямом смысле слова. Чтобы привлечь внимание, они будут тянуть вас за руку вместо слов.

Пристрастие к движению. Ребенок интересуется спортом и танцами. Он неожиданно для взрослых умело копирует манеры героев фильма, выражает эмоции через подвижные ролевые игры. Может заворожено смотреть на спортивные соревнования и сам смело берется за неизведанный ранее снаряд.

Их конек - спорт и общение. Душа компании, изобретатель игр, не боящийся честного состязания. Ручной труд, основанный на придании формы материалу (лепка и т.п.)

Их проблемы. Юным деятелям сложно контролировать свой темперамент. Неусидчивая натура может раздражать воспитателей, да и родителей. Они - практики. Их сложно заинтересовать учебой, если она не связана с осязаемым результатом.

Как их учить. Лучше всего они обучаются в форме проекта, т.е. обучение идет с конца. Мы заявляем, что хотим сделать, и начинаем изучать то, что для этого необходимо. Информацию нужно подавать через движение и тактильные ощущения, педагог должен наглядно показывать, как замерзла птичка, и что домик был во-о-о-от такой высокий. Деятеля не нужно стеснять в движении во время занятий.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие Правое полушарие

Обработка вербальной информации:


Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие


Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Аналитическое мышление:


Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Воображение: Правое полушарие


Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Последовательная обработка информации:


Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Параллельная обработка информации:


Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Развиваем правое полушарие головного мозг

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова "эврика!"), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – "правополушарные" люди. развитие творческого мышления у детей

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность. Татьяна Везель в своей статье "Левша – это хорошо или плохо?" (журнал "Материнство") пишет: "В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди".

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.

Существуют также специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария. Опишем здесь некоторые из них.

1. Упражнения на визуализацию.

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок" - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый" - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок" - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.



2. "Ухо-нос".
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.

3. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. И напоследок еще одно забавное упражнение для детей, которые уже умеют хорошо читать.

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.



развитие творческого мышления у детей
Каталог: document
document -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
document -> Программы
document -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
document -> Методическое пособие Саморазрушающее (аддиктивное) поведение детей и подростков
document -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
document -> Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса
document -> Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050202 Информатика
document -> Социальное партнерство в сфере образования как путь к формированию компетентного специалиста
document -> Социальная психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница