Полазненский детский сад №7



Скачать 90,56 Kb.
Дата27.05.2016
Размер90,56 Kb.
МДОУ "Полазненский детский сад №7"(корпус-2)

Фомирование основ здорового образа

жизни у дошкольников

(из опыта работы)

Воспитатель:

Кочева Т.Ю.

I кв. категория

Полазна-2015



Живой организм представляет собой саморегулирующую систему, поддерживающую

саму себя, восстанавливающуюся,

корригирующуюся и даже самоусовершенствующуюся

И.П.Павлов

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно - полезным трудом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, от внешней среды на 17-20%, от генетики 8-10% и на 50% от образа жизни. на фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения приведут к положительным результатам.Поскольку проблема профилактики заболеваний у детей считается одной из самых актуальных. А современные детские сады отдают приоритет развитию умственных способностей детей, статическое напряжение в котором находятся дошкольники, сидя за столом, губительно сказывается на их здоровье. А ведь потребность ребенка в активном образе жизни, движении - запрограмированна природой. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из самых главных направлений.



Цель: Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников

Задачи:

  • Создавать условия для формирования знаний и практических умений по укреплению и бережному отношению к своему здоровью;

  • Формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

  • Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;

  • Способствовать формированию у детей мотивации к здоровому образу жизни;

  • Воспитывать у детей желание активно применять знания о способах ведения здорового образа жизни на практике;

  • Повышать педагогическую компетентность родителей.

В работе с детьми были использованы следующие методы:

Словесные методы

Рассказ педагога:

- создавать яркие, точные представления о строении, функции организма, правилах гигиены и т.д.



Приемы: вопросы, беседа до и после рассказа.

Рассказы детей:

- совершенствовать знания, умение отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний.



Приемы: вопросы, напоминания, анализ, соучастие воспитателя.

Беседа:

- уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация;

- развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание.

Чтение художественных произведений:

- расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.



Наглядные методы

Наблюдение:

Цель: - формирование основного содержания знаний дошкольника об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной формы мышления, речи.

-Рассматривание картин, таблиц, схем:

- уточнение, обогащение представлений об организме, обогащение словаря детей;

систематезация знаний детей; активация словаря, развитие связной речи.

Приемы: вопросы, образец рассказа, задания творческого характера.

- Слайды, диафильмы, кинофильмы:

- расширение знаний детей; развитие речи.

Приемы: вопросы-обсуждения, рассказ, рисование на темы.

Практические методы

Упражнения - многократное повторение

- овладение разными способами умственной деятельности;

- формирование валеологических и практических навыков и умений.



Игровой метод - использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - создание моделей, их использование, формирование знаний о свойствах, структуре, отношениях объектов.

Экспериментирование - самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленной задачи.

Формы организации детей

  • непосредственно-образовательная деятельность;

  • экскурсии;

  • наблюдения;

  • дидактические игры;

  • чтение специальной литературы;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • простейшие физиологические опыты;

  • моделирование;

  • самостоятельные наблюдения в центре здоровья;

  • занятия-консультации и пр.

Виды непосредственно-образовательной деятельности

  • беседы;

  • экскурсии;

  • игры;

  • эксперименты;

  • проблемные ситуации;

  • праздники;

  • конкурсы;

  • викторины и т.д.

Формы работы с родителями

- пропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением специалистов из поликлинник, физ.работников;

- дни открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического образования;

- совместные праздники здоровья;

- участие родителей в оформлении предметно игровой среды по валеологии (изготовление наглядного и раздаточного материала);

- экскурсии с детьми по месту работы некоторых родителей: в клинику, детскую поликлиннику, стоматология, глазной кабинет, педиатр)

Практическая работа с родителями


  • обучение правилам точечного массажа;

  • разработка папок-передвижек для родителей по темам:

  1. "Что такое валеология"

  2. "Если у ребенка ОРВИ"

  3. "Дыхательная гимнастика"

  4. "Домашняя аромотерапия"

  5. "Как правильно закаливаться"

  6. "Витаминотерапия в оздоровлении детей" и т.д.



  • валеологические газеты созданные совместно с ребенком о здоровье, здоровом образе жизни;

  • семинар-практикум;

  • родительское собрание "Если хочешь быть здоров!".

По данной теме была разработана диагностика, где были указаны главные для детского развития разделы:

  1. "Я человек" - куда входят название частей тела и их назначение;

  2. "Я осваиваю гигиену и этикет" - который содержит, культуру гигиенических навыков, сервировку стола, прием пищи;

  3. "Я учусь организовывать свою жизнь" - куда входит, знание частей суток, органы тела человека, средства для здорового существования.

(смотри приложение)

Разработкой этой темы занимались следующие педагоги и физиологи:

- Н.Ю.Баландина программа физического воспитания валеологической направленности для детей от 2 до 10 лет "Росточки";

- Т.Э.Токаева "Азбука здоровья";

- Р.Б.Стеркина, О.Н.Князева "Основы безопасности здоровья" и др.

Для дальнейшей работы по теме я разработала перспективные планы которые предполагают как непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельную, совместную и взаимодействие с семьей.

(смотри приложение)

Я начала работу с обогащения предметно-развивающей среды, непосредственно с участием родителей. Так у нас в группе появился центр "Здоровья", назвали его "Здоровячек". В центре "Здоровья" есть книги-энциклопедии для детей по формированию основ здорового образа жизни, картинки, иллюстрации, книжки раскладушки, детские рисунки, альбомы. И конечно инвентарь для занятий физкультурой.

Детям предлагаеются настольно-печатные игры "Валеология или здоровый малыш" - 1,2 части. Которые знакомят детей с правилами личной гигиены и бережному отношению к своему здоровью.

Игра "Утро, день, вечер, ночь" - расчитана на ознакомление и закрепление частей суток, их последовательности, значение частей суток в жизни человека.

Игра "Я расту!" - формировать у детей знания о развитии и взрослении человека.

Игра "Вкусно и полезно" - формировать у детей знания о вкусных и полезных продуктах питания.

Игра "Малыши-крепыши" - формировать навыки здоровьезбережения детского организма.

Игры могут использоваться как самостоятельно, так и в беседе совместно с воспитателем. Для рассматривания в утренний или вечений отрезок времени.



Так же для детей предлагаются альбомы:

- "Наши помощники" -органы слуха, зрения, обоняния и т.п. Альбомы пополняются картинками в зависимости от темы беседы.

- "Веселая книга о том, что вкусно и полезно" - альбом с рассказами, сказками и стихами о полезных продуктах.

- "Наши лучшие друзья!" - альбом с иллюстрациями о вкусной и здоровой пище. Этот альбом мы создавали вместе с родителями и детьми. и т.д.



Картотека дидактических игр:

- "Определи, что это такое?" - активизировать работу органов чувств детей по распознанию разных предметов.

- "Умею - не умею" - активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма, развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

- "Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее? - активизироватьзнания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии (повар, фокусник, дирижер) и т.д.



Картотека подвижных игр:

- "Жмурки" - активизировать внимание и зрительную память дошкольников.

- "Покажи кто как ходит" - равивать физическую активность, иммитировать животных, птиц и т.д.

Картотека стихов и загадок о полезных продуктах, овощах, фруктах и т.д.

Картотека гимнастик и упражнений:

- точечный массаж;

- гимнастика для глаз;

- упражнения для плоскостопия;

- миогимнастика;

- физминутки;

- взбадривающая гимнастика;

- закаливающее носовое дыхание и т.д.



Правила ухода за:

- глазами, носом, ногами, руками, ушами, ртом,зубами, языком, кожей.



Картотека утренней гимнастики для детей 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Кроме того в центре есть физкультурный инвентарь. На развитие быстроты, ловкости движений, выносливости.

Целенаправленная систематическая работа по данной теме позволила довиться позитивного результата.

- дети стали более осознанно относиться к своему здоровью;

- знают способы ведения здорового образа жизни;

- увеличился процент детей которые не только знаю, но и применяют на практике полученные знания;



- Повысилась педагогическая компетентность родителей. Они овладели приемами точечного массажа, гимнастикой для глаз. И о владели знаниями о формах работы с детьми по валеологическому воспитанию.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница