Подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в педагогических вузах



Скачать 58,49 Kb.
Дата22.04.2016
Размер58,49 Kb.
Е.К. Хеннер

Пермь, ПГПУ
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Подготовка специалистов по информатике и информационным технологиям в образовании является необходимым элементом сопровождения одного из ведущих инновационных процессов в системе непрерывного образования — информатизации.

Практически все педвузы России начали указанный процесс в 1985-86 гг. подготовкой учителей, для которых квалификация «учитель информатики» была второй; первой была квалификация либо «учитель математики», либо «учитель физики». У некоторых (немногих) педвузов, например таких как Омский и Свердловский, был опыт предшествующей деятельности в этом направлении, у большинства же «стартовый капитал» отсутствовал.

Все педвузы начинали указанную работу практически одинаково, по единым учебным планам и программам курсов. В ходе реформ 90-х годов пути подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в педвузах существенно разошлись и сопоставление различных вариантов представляется полезным.

Прежде всего, уже на раннем этапе стало очевидно, что система образования нуждается не только в учителях информатики, но и в других специалистах: организаторах работы кабинетов вычислительной техники, работниках информационных (информационно-аналитических) служб системы образования, администраторах банков педагогической информации, специалистах по обслуживанию медиатек и т.д. При этом важно, чтобы базовая подготовка была педагогической (хотя и не обязательно учительской; например, работнику информационного центра необязательно знать методику преподавания информатики, но надо профессионально работать с банками данных). Особенно ощущается такая потребность в регионах, в которых информатизация общего образования стала одним из приоритетных направлений инновационной деятельности.

Остановимся вначале на современных возможностях подготовки учителей информатики. В большинстве педвузов выпускник может получить квалификацию «учитель информатики» лишь в виде дополнительной. В этом случае возможностей для расширения подготовки в обсуждаемой сфере практически нет. Однако появление в классификаторе высшего педагогического образования специальности 310100 «Учитель информатики» открыло путь к подготовке учителей гораздо более высокой квалификации, в которых система образования реально нуждается. Ряд педвузов реализовал такую возможность, а в некоторых даже открыты факультеты информатики. В случае подготовки по (основной) специальности «учитель информатики» для подготовки специалистов более широкого профиля существует возможность воспользоваться дополнительными специализациями.

Существенно большие возможности в выпуске специалистов педагогического, но не обязательно учительского, профиля имеют те педвузы, которые сочетают подготовку по учительским специальностям с подготовкой по направлениям высшего педагогического образования. В настоящее время подготовка бакалавров не пользуется особой популярностью в педагогических вузах, на что есть свои причины, не всегда отражающие существо проблемы. Однако эта подготовка открывает большие возможности в создании вариативных образовательных траекторий. Бакалавр образования по направлению 540106 — не учитель информатики (хотя, согласно решению Минобразования РФ, имеет право работать учителем на тех же основаниях что и выпускник-специалист). Как и во многих странах бакалавр должен быть образованным человеком, имеющим возможность либо получить впоследствии достаточно узкую специальность, либо продолжать образование в магистратуре.

В ПГПУ при подготовке специалистов по информатизации образования избран путь многовариантной образовательной траектории. Бакалавры широкого профиля (в нашем случае основной профиль — информатика, а дополнительный — экономика) имеют возможность продолжения подготовки по специальности «Учитель информатики» (с дополнительной квалификацией «Учитель экономики»), а также магистерской подготовки по программе «Информатика в образовании». В ходе последней магистранты могут получить еще одну дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» и в итоге имеют образовательный уровень «Магистр» и несколько квалификаций. В принципе на базе бакалавриата можно было бы получать и не учительскую специальность, но на этом пути пока существуют нерешенные правовые проблемы. По уровню и характеру подготовки бакалавры вполне могут работать (и реально работают) специалистами информационно-аналитических служб системы образования, центров педагогической информации, специалистами медиатек и т.д.

В ходе развития описанной выше подготовки были, в частности, решены следующие задачи:



  •  планирование детального содержания основных дисциплин специальной подготовки (стандарты бакалавриата и магистратуры его не раскрывают);

  •  сопряжение подготовки бакалавра по направлению 540106 и учителя по специальности 310100 (соответствующие стандарты плохо согласованы);

  •  разработка соответствующих учебных планов, включая учебный план магистратуры.

Важным является и вопрос о выборе вида дополнительной подготовки в ситуации, когда основной является подготовка по информатике. При этом целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  •  некоторые виды педагогической подготовки, близкой к информатике по духу, не могут реально быть дополнительными (например, математика, которую иногда относят к одной образовательной области с информатикой);

  •  предметные блоки основной и дополнительной подготовки должны иметь значительную интегративную часть;

  •  оба вида подготовки взаимно дополняют друг друга в плане обеспечения выпускнику трудоустройства в системе образования (прежде всего в школе);

  •  выбор учитывает интересы вуза, в том числе привлекательность с точки зрения коммерческого набора части студентов.

В ПГПУ в настоящее время готовятся специалисты по информатике со следующими видами дополнительной подготовки:

  • экономика (бакалавр и учитель экономики);

  • переводчик с английского языка;

  • переводчик с французского языка.

Готовится начало подготовки с дополнительной квалификацией «менеджер социальной сферы».

Продолжается и поиск тех направлений и специальностей подготовки, для которых информатика может быть дополнительным направлением (специальностью). В ПГПУ, наряду с традиционной подготовкой учителей математики и учителей физики с дополнительной квалификацией «учитель информатики», на протяжении нескольких лет ведется подготовка учителей экономики дополнительной квалификацией «учитель информатики» и учителей начальных классов с дополнительной квалификацией «учитель информатики». Если первая из них органически вписалась в общую картину, то вторая столкнулась с рядом трудностей и будет прекращена (возможно, лишь временно). Основная трудность — слишком большое различие специальностей и психологическая неготовность студентов факультета начальных классов к получению образования по информатике. При планировании подготовки нашим намерением было готовить учителя начальной школы к преподаванию пропедевтического курса информатики именно в начальной школе, но нормативные положения не позволяют присваивать соответствующую квалификацию, а требуют подготовки учителя информатики в целом, и поэтому задачу подготовки учителя начальных классов к преподаванию основ информатики более целесообразно решать на пути усиления подготовки будущих учителей начальной школы по информатике и информационным технологиям (либо усовершенствовав соответствующий госстандарт, либо в рамках соответствующей специализации).

Если учесть, что в регионе наряду с педагогическим университетом задачу подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям для системы образования решает еще одно специализированное высшее учебное заведение — Пермский региональный институт педагогических информационных технологий, занимающийся в основном повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работников системы образования, то можно сделать вывод, что система непрерывной подготовки специалистов по информатике является достаточно разветвленной.

Среди нерешенных вопросов в контексте обсуждаемой проблемы следует отметить:



  •  недостаточность материально-технической базы большинства педвузов;

  •  недостаточность учебно-методического обеспечения учебного процесса;

  •  недостаточность специализированного программного обеспечения;

  •  недооценка частью администрации и профессорско-преподавательского состава педвузов важности применения информационных технологий в педагогической деятельности.

Сопоставляя подготовку учителей информатики второй половины 80-х годов и нынешнее состояние подготовки специалистов в данной сфере для системы образования можно видеть, сколь велик в целом прогресс на этом пути. Создание системы непрерывной многовариантной подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям для системы образования является одним из ведущих достижений высшего педагогического образования последнего десятилетия.
Каталог: Journal -> vestnik -> ARHIW -> N2 1999 -> n2 1999
ARHIW -> Закономерности воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Некоторые факторы негативного развития культуры безопасности студентов
ARHIW -> Особенности психологической готовности учащихся
ARHIW -> Музыкальная культура как средство подготовки подростков к безопасной жизнедеятельности
ARHIW -> Задачный подход к технологии воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Межпредметных связей
n2 1999 -> Процессы интеграциИ региональных систем педагогического образования Предпосылки интеграционных процессов в образовании
n2 1999 -> Разработка и функционирование учебно-методического комплекса по физике в педагогическом вузе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница