Подготовка руки ребенка к письму в подготовительной группе



Скачать 45.05 Kb.
Дата25.04.2016
Размер45.05 Kb.
Подготовка руки ребенка к письму в подготовительной группе
Важное место в работе с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит подготовке руки детей к письму, укрепление мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев.

На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, ребенок готовит руку к письму, знакомится с элементами букв, учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо.

Рабочая тетрадь «Рисую штрихом» дети подготовительной группы знакомятся с понятиями: «штрих», «линия», «декоративное пятно», «контур», «силуэт», «декоративная линия», «геометрический рисунок». Рисование штрихом помогает развить художественные способности ребенка, такие как образное мышление, творческое воображение, зрительная память, наблюдательность.

При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением тетради и умением правильно держать ручку.

Сначала педагоги учат ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п.

Все графические задания при подготовке к письму целесообразно выполнять шариковой ручкой, а раскрашивать можно цветными карандашами или фломастерами.

При выполнении любых графических заданий необходимо учить ребенка расслабляться после каждого движения, разжимать, расслаблять пальцы, кисть руки, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть, только после этого выполнять следующее движение.

Следующий шаг – умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.

Следующий этап – письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

Следующий этап- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».

Следующий этап – овладение умением передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом - по узкой тропинке.

Следующий этап – ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой .

Важным этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. Прежде всего нужно показать детям сходство и различие начертания печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят буквы. В процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента.

Основные требования к письму в подготовительный период:

Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).

Правильно держать ручку. Выучить буквы. Писать печатные буквы (в строке с соблюдением пропорции, четкости штрихов, наклона). Уметь писать свое имя и простейшие слова.

Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать буквы в строке.

Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв.

Писать основные элементы букв:

- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);

- овалы;

- линии с закруглением внизу и вверху.

6. Различать и писать зеркальные элементы.

7. Выполнять связные ритмические движения.

8. Копировать сложные сочетания извилистых линий.

9. Копировать фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами.

10. Различать буквы, написанные курсивным письмом.

На занятиях в подготовительной группе в процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.

При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности можно представить так.

Развитие движений руки при рисовании и письме:

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании

Локоть и кисть правой руки находится на весу

Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано

Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша

Бумага лежит пряно, ровно от края стола

Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями

Характер движения руки, положения тетради, карандаша при письме

Локоть и кисть правой руки лежат на столе

Кисть повернута книзу с опорой на мизинец

Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди

Движения руки строго ограничены.



Учет приведенных особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница