Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает



Скачать 454.41 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер454.41 Kb.
  1   2
Введение

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению. Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.

Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.

Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.

При поступлении в школу важен не столько объем знаний, сколько целый комплекс социальных и интеллектуальных умений, позволяющих быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, творчески решать возникающие проблемы, понимать свою меру ответственности за свои решения, прогнозировать последствия своих действий.

Основы этого закладываются уже в дошкольном возрасте в процессе осуществления творческой деятельности.

К сожалению, в большинстве случаев педагогу приходится сталкиваться со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым стереотипам. Дети воспроизводят только однозначный способ решения мыслительной задачи, не видят возможности нескольких вариантов решения, не умеют изменять неэффективные способы. Психологи связывают такие особенности интеллектуальной деятельности с результатами использования готовых шаблонов для решения различных типов задач. Развивающий эффект подобного обучения оказывается ничтожным.

Методы развивающего обучения основаны не на передаче готовых схем решения задач, а на организации такой деятельности, которая обеспечивает детям формирование продуктивного, творческого мышления, способствует решению нестандартных задач, в которых учитываются различные признаки объекта в зависимости от ситуации.

Свойство творческого мышления, позволяющее варьировать способы решения задачи, перестраивать их в зависимости от ситуации, трактуется в психологической литературе как гибкость. Люди, обладающие гибкостью мышления, предлагают сразу несколько вариантов решения, комбинируя известные варианты задачи. Гибкость мышления заключается в умении выявлять все возможные скрытые, неочевидные стороны, свойства, функции объекта и, используя их, быстро изменять способ решения.

Проблема гибкости мышления отражена в работах как зарубежных (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Р. Кеттел, П. Андерсон, и др.) так и отечественных ученых (Т.В. Кудрявцев, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, А.З. Редько, Е.С. Ермакова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева, Г.П. Антонова, Н.Е. Веракса, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьков и др.)

Обращая внимание на творческий подход при решении тех или иных задач, мы тем самым развиваем интеллект, расширяем спектр интеллектуальных возможностей у детей в целом. Учеными доказано, что «высокотворческие» люди имеют интеллект выше среднего.

При формировании гибкости мышления у дошкольников помогает использование комбинаторных задач. Они характеризуются как задачи, требующие выбора из некоторого заданного множества его подмножества в том или ином порядке. Включение комбинаторных задач в обучение детей от случая к случаю не позволяет решить проблему развития гибкости мышления. Возникает необходимость использования системы обучения детей решению комбинаторных задач.

Формирование комбинаторных способностей - важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Комбинаторные способности включают умения:

а) находить оптимальную (или, по крайней мере, удовлетворительную) комбинацию, отвечающую требованиям ситуации;

б) видеть все разнообразие возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию;

в) прогнозировать как можно более полно возможные (даже весьма отдаленные) эффекты и последствия комбинаций.

В основе системы обучения детей комбинаторике лежат следующие принципы:

- психологическое содержание обучения составляет стратегия развития гибкости мышления детей (следование этапам ее формирования);

- учет процесса интериоризации (первоначальное выполнение заданий детьми в практической деятельности, затем перенесение практических действий через речевые действия в план умственных действий);

- тесная связь содержания комбинаторных заданий с основным содержанием начального курса математики в соответствии с образовательными стандартами для детей дошкольного возраста;

- последовательное использование метода перебора – с целью обучения рациональным приемам систематического перебора и как основы для введения в дальнейшем комбинаторных правил и формул.

Процесс решения детьми комбинаторных задач активизирует у них такие мыслительные действия, как анализ, сравнение, позволяет произвести обобщение по различным основаниям, способствуя развитию гибкости мышления. Решая комбинаторные задачи, дети овладевают способом перебора. Этот способ они смогут использовать в дальнейшем и для решения задач другого типа.

Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку (свойству) объектов и напрямую связан с операцией классификации объектов. Поэтому важным элементом готовности ребенка к овладению способами решения комбинаторных задач является его умение выделять различные признаки предметов, классифицировать множества одних и тех же объектов по различным основаниям.

Исходя из выше сказанного я решила провести экспериментальную работу по развитию творческого мышления старших дошкольников через комбинаторные задачи.

1 этап - Констатирующий

Гибкость мыслительной деятельности связана с умением ребенка отказаться от стереотипного способа действия и даже в знакомой ситуации выделить новые свойства и отношения объектов. Это способность перестраивать имеющиеся способы действия, что зависит от умения ребенка выделять в средствах мыслительной деятельности, которыми он уже владеет, новые свойства и отношения, применять эти средства в новых ситуациях. Задача, которая стояла передо мной, заключалась в том, чтобы экспериментально показать возможность ребенка анализировать имеющиеся средства мыслительной деятельности с разных сторон в зависимости от особенностей ситуации и выделять в одном и том же средстве новые возможности.

Критериями гибкости мышления выступили следующие показатели (Н.А. Менчинская и др.):

1. Целесообразное варьирование способов действий. Умение использовать различные способы решения одной и той же задачи.

2. Легкость перестройки знаний, навыков и их систем в соответствии с измененными условиями. Из этого общего показателя выделяется более частный, связанный с переключением с прямого хода решения на обратный.

3. Способность к быстрому и точному переключению с одного известного способа действия на другой (также хорошо усвоенный).

В соответствии с вышеперечисленными критериями я выделила три уровня развития гибкости мышления детей старшего дошкольного возраста:

- низкий уровень развития гибкости мышления характеризуется доминированием абстрагирующих действий, соответствующую уровню неустойчивых комплексных представлений. Для них характерна преобладающая ориентация на внешние, иногда случайно выбранные признаки, отсутствие четкой структуры представлений, хотя в отдельных случаях наблюдается адекватное изменение способа действий на оптимальный, т.е единичные случаи проявления гибкости мышления. Наблюдаются количественные вариации деталей в рисунках методики «нарисуй необычное». В потенциальном плане представлены единичные, разрозненные лексико-семантические варианты многозначного слова. Низкая актуализация потенциального плана проявляется в том, что дети затрудняются в выборе адекватного условиям контекста лексико-семантического варианта.

- для среднего уровня развития характерны обобщающие действия, выражающиеся в преобладающей ориентировке на существенные в данной ситуации признаки, проявлением ориентации на внутренние свойства. Проявляются элементарные обобщения, позволяющие классифицировать объекты по различным признакам. В рисунках детали объекта заменяются по различным основаниям. Преобладают комплексные представления ситуативно-устойчивого уровня, проявляется их схематизация и структурирование. В потенциальном плане представлены небольшие по объему совокупности лексико-семантических вариантов, которые возникают в результате обобщения и абстрагирования значений слова, однако актуализация их еще не высока.

- Функционирование устойчивых, содержательных комплексных представлений, отражающих совокупность признаков объекта, связано с высоким уровнем развития. На данной ступени формируется умение свободно выделять «новые» свойства и отношения в объектах. Отмечается диалектическая трансформация объектов в рисунках. Объем лексико-семантических вариантов многозначного слова в потенциальном плане довольно высок. Легкость актуализации потенциального плана значений многозначного слова проявляется в свободном переходе лексико-семантических вариантов из него в план актуальный в зависимости от речевого контекста.

Было проведено экспериментальное исследование, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В нем приняло участие 20 детей в возрасте 6-7 лет.

На констатирующем этапе эксперимента использовались следующие методики изучения гибкости мышления:

Первая - разработанная Е.С. Ермаковой методика изучения гибкости мышления дошкольников на основе комплексных представлений. Задания были направлены на выявление возможности построения различных оперативных образов одного и того же объекта и адекватного их применения при сохранении комплексного представления о предмете. Ребенок должен был отразить объект во всей совокупности его признаков, выделяя каждый раз в новой ситуации признаки объекта в новом качестве, так, как до этого он не был представлен. Материалом эксперимента служили известные детям геометрические фигуры (квадраты). Ребенка просили достроить ряд из четырех однотипных фигур путем выбора недостающей из другого контрольного набора. Четыре однотипных квадрата эталонной карточки включали несколько признаков: цвет и направление штриховки, количество штриховых линий, их параллельность, расположение фигур. Недостающую фигуру ребенок мог выбрать из пяти последовательно предъявлявшихся контрольных наборов карточек, в которых отсутствовали идентичные эталонному рисунки. Однако в каждом из наборов было по одному квадрату, который обладал каким-либо одним признаком с эталонным. В зависимости от набора признак варьировал. Задача состояла в том, чтобы в одном случае подобрать фигуру, идентичную по цвету, в другом – по направлению штриховки и т.д. Таким образом, правильное выполнение заданий могло быть осуществлено только при построении комплексного представления, соответствующего изображениям квадратов эталонной карточки в совокупности их признаков, и на основе оперативного образа, специфического для каждого контрольного набора карточек. В этом случае гибкость мышления должна проявиться в смене оперативного образа в зависимости от изменения ситуации: смене контрольных наборов карточек. При этом квадрат, изображенный на карточке эталонного ряда, в зависимости от контрольного набора отражался на основе оперативного образа каждый раз иначе: в одном случае отражался его цвет, в другом – расположение и т.д. кроме того, каждый раз ситуация была наглядной, требовала однозначного решения и давала возможность количественной оценки правильности выполнения задания.

По данной методике существуют следующие нормативы:

Высокий уровень развития – 5 баллов;

Средний уровень – 3-4 баллов;

Низкий уровень развития – 2 и ниже баллов.

Таблица 1 - Уровень сформированности комплексных представлений



Уровень

Число детей

%

высокий

2

10%

средний

9

45%

низкий

9

45%

Вторая – методика Н.Е. Вераксы «Нарисуй необычное». В методике детям предлагалось нарисовать «необычного человека», «необычную ложку», «необычное дерево». После выполнения задания детей просили пояснить свои рисунки. Суть методики заключается в том, что ребенка просят нарисовать не «нечто необычное», а «необычный конкретный объект». Такая задача стимулирует активность ребенка не просто на творческий результат, но на результат, получаемый в процессе преобразования исходных представлений детей об «обычных» предметах. Автор методики предполагает, что такая предметная определенность задания может выявить механизмы детского мышления, связанного с оперированием на образном его уровне, для которого также возможны механизмы гибкого мышления.

По данной методике существуют следующие нормативы:

Высокий уровень развития – отмечается диалектическая трансформация объектов в рисунках;

Средний уровень – в рисунках детали объекта заменяются по различным основаниям;

Низкий уровень развития – отмечаются репродуктивные рисунки.

Таблица 2 - Уровень сформированности образного мышления.

Уровень

Число детей

%

высокий

2

10%

средний

7

35%

низкий

11

55%

Третья – методика определения уровня овладения многозначными словами и синонимами (Е.С. Ермакова) включала два задания. В первом задании детям предлагался набор картинок, включающий изображения объектов, связанных с одним из значений многозначного слова. Например, к слову «иголка» - изображения ежа, елки, швейной иглы, «ручка» - шариковой ручки, дверной ручки, сумки с ручками, куклы с вытянутой рукой, к слову «кисть» - изображения кисти винограда, кисти для рисования, шарфа с кистями. Ребенка просили выбрать только те картинки, которые относятся к названному многозначному слову. Например, к слову «гребешок» он должен выбрать картинки с изображением петушиного гребешка и гребешка для волос. После выполнения задания ребенка просили объяснить, почему он выбрал именно эти картинки. Предлагалось пять многозначных слов и слов-омонимов. Таким образом, ребенок мог назвать все известные ему значения многозначного слова. Правильные решения предполагали возможность отражения многозначного слова в совокупности его различных лексико-семантических вариантов.

Во втором задании детям рассказывалась сказка Л.Н. Толстого «Три медведя», где после названия определенных словосочетаний («тяжелая дверь», «большой медведь», «чистая вода», «просторная кровать», «страшный голос» и т.д.) задавался вопрос: «А как еще можно сказать?», и ребенок должен был подобрать один - три синонима, адекватных условиям контекста. Строгих ограничений для числа подобранных синонимов не вводилось.

По данной методике существуют следующие нормативы:

Высокий уровень развития – объем лексико-семантических вариантов многозначного слова довольно высок;

Средний уровень – представлены небольшие по объему совокупности лексико-семантических вариантов, которые возникают в результате обобщения и абстрагирования значений слова, однако актуализация их еще не высока;

Низкий уровень развития – дети затрудняются в выборе адекватного условиям контекста лексико-семантического варианта, либо не владеют значениями многозначного слова, отсутствует подбор синонимов.

Таблица 3 - Уровень сформированности овладения многозначными словами и синонимами



Уровень

Число детей

%

высокий

3

15%

средний

11

55%

низкий

6

30%

На основе полученных результатов в ходе проведенной диагностики была составлена таблица 4.

Таблица 4 - Уровень сформированности гибкости мышления на констатирующем этапе

Уровень

Число детей

%

высокий

2

10

средний

8

40

низкий

10

50

По результатам констатирующего эксперимента можно сказать, что большинство детей (50%) находятся на низкой ступени развития гибкости мышления. Выделялись репродуктивные рисунки, воспроизводящие ранее полученные представления об объектах без их трансформации (необычное дерево – новогодняя елка), а также рисунки с количественными вариациями, где изображался обычный объект с добавлением или убавлением деталей (необычный человек – с тремя головами). У восьми испытуемых отмечены комплексные рисунки, отражающие объект с заменой его деталей по разным основаниям (необычное дерево – фруктовое дерево: на ветках вместе растут яблоки, вишни, лимоны). Высокая ступень развития наблюдалась лишь у двух девочек. Наименьшие трудности вызывали значения слов-омонимов: коса и иголка. Чем больше значений многозначного слова нужно было отразить, тем хуже дети справлялись с заданием. Как показали данные по определению уровня владения синонимами, без образной поддержки «вынести» их в вербальный план не всегда удается (30% детей не справились с этим вообще).



2 этап - Формирующий.

Развитие гибкости мышления детей – сложный многогранный процесс. Программа развития и совершенствования гибкости – одна из сложнейших в психолого-педагогичекой литературе.

Констатирующий этап исследования показал преобладание низкого уровня гибкости мышления у детей (50%). На основании этого я поставила задачу сформировать гибкость мышления детей старшего дошкольного возраста.

На данном этапе группа детей была поделена на экспериментальную и контрольную, которые были равны по количеству, составу и уровню развития детей.

С детьми экспериментальной группы проводилась работа по развитию гибкости мышления. Для этого была разработана система занятий по развитию гибкости мышления на основе комбинаторных задач.

Длительность формирующего этапа исследования – октябрь 2012 – март 2013 г.

Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю после полдника, в течении 25 минут.

Работа была построена на основе принципа «от простого к сложному».

Первый этап включал игры и упражнения рассчитанные на подготовку ребенка к выполнению комбинаторных задач. Они были направлены на развитие быстроты реакции, нестандартность мышления.

Задача второго этапа – выработать у детей умение выделять различные признаки предметов и классифицировать предметы по этим признакам.

При этом я ориентировалась на такие последовательные этапы:

- выделение признаков одного объекта;

- выделение общих и различных признаков двух объектов;

- выделение общих и различных признаков трех и более объектов.

Третий этап – проведение системы занятий по развитию гибкости мышления на основе комбинаторных задач.

Рассмотрим содержание этапов более подробно.

На первом этапе программы осуществлялась разминка, где решались познавательные задачи, рассчитанные на подготовку ребенка к выполнению комбинаторных задач. Это достаточно легкие, но интересные задания, рассчитанные на быстроту реакции, гибкость, нестандартность мышления.

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Примеры ответов:



Свет яркий, ласковый, живой;

Солнце - …

Утро - …

Лампа - …

Костер - …

Свеча - …



Темнотазакрытый, ночной;

Ночь - …


Вечер - …

Пещера - …

Найти как можно больше признаков для непохожих предметов.

Колодец – паркет;

Бревно – коробка;

Облако – дверь;

Кукла – снег.

В игре «Покажи одинаковые предметы» перед ребенком раскладывали 15 разных предметов (тарелка, чашка, хлеб, сахар, ключ, карандаш и тд.) и предлагали последовательно найти среди них металлические, съедобные, мягкие, тяжелые, белые, круглые, длинные и т. п.

На втором этапе осуществлялась работа по подготовке детей к решению комбинаторных задач.

Одна из задач этого этапа – выработать у детей умение выделять различные признаки предметов и классифицировать предметы по этим признакам.

В качестве объектов изучения лучше сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо знакомых детям, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления. Организовать беседу с детьми, направленную на выделение признаков одного объекта, можно с помощью вопросов:

- Что вы можете рассказать о предмете? (Например, апельсин – круглый, яркий, оранжевый; арбуз – большой, круглый, зеленый, с полосками, с хвостиком.)

- Что вы можете сказать о размерах (или формах) предметов? (Маленький, большой, квадратный, круглый, треугольный, как прямоугольник и т. д.)

- В чем сходство и различие этих предметов (рисунок 8)?

Рисунок 8 – Материал для беседы с детьми направленной на выделение признаков одного объекта.

Большое значение в работе с дошкольниками имели игры. Например, можно провести игры: «Поезд», «Угадай, что спрятано», «Отгадай загадку», «Съедобное - несъедобное», «Сравни» и др.

Игра «Поезд». Педагог объявляет игру в поезд, где картинки, на которых изображены предметы, будут вагончиками, а для скрепления каждого вагончика со следующим необходимо использовать общий признак (смысловую связку) и объяснить его. Например, «яблоко» соединяем с «вишней», так как это фрукты. «Вишня» созревает летом, когда цветут «ромашки». «Ромашки» стоят в букете в «вазе». В «Вазу» и «кастрюлю» наливают воду. В «кастрюле» варится «курица». «Курица» несет «яйцо». «Яйцо» любит кушать маленький «мальчик».

Игра «Угадай, что спрятано». Педагог предлагает детям по словесному описанию определить, какую вещь или игрушку они будут сейчас искать. Например, педагог описывает предмет: «Узкая, длинная, с зубьями» (расчестка); «Животное зеленое, небольшое, прыгающее» (лягушка); «Твердый белый предмет, оставляет след» (мелок) и т. д. При затруднениях детей можно добавлять признаки.

Детям 6 лет вполне доступно понятие «признак» или представление о нем. Познакомив их с этим термином, я включала его в формулировки заданий: «назови признаки предмета», «назови общие признаки предметов», «назови различные признаки предметов» и др.

Например:

- назови три предмета, которые могут сочетать два названных признака: яркий и желтый, пушистый и зеленый, прозрачный и голубой, сильный и добрый, звонкий и громкий, сладкий и легкий, черствый и черный;

- назови два предмета, которые обладали бы сразу тремя признаками: гладкий, черный и тихий; темный, тяжелый и шумный; светлый, легкий и блестящий; белый, мягкий и съедобный.

Показатель сформированности умения осмысленно выделять признаки объектов – самостоятельное применение его для решения различных задач, без указаний: «сравни…», «укажи признаки…», «в чем сходство и различие…».

Например:

1) Найди лишнее слово. Определи, почему оно лишнее. (Примеры таких заданий: гнездо, нора, курятник, берлога; минута, секунда, час, вечер, сутки; береза, сосна, липа, тополь, осина; огурец, помидор, груша, капуста, свекла; и др.)

2) Назови одним словом: окунь, карась, щука (слон, жираф, муравей; осень, лето, зима; лопата, грабли, метла; сыр, сметана, молоко).

3) Какие следующие слова в ряду: лужа, пруд, озеро.. (Дом, улица, район… Век, секунда, минута…)

Это же умение проявляется в играх: «Пустая клетка», «Заполни квадрат», «Выбери нужную фигуру», и др.

Игра «Пустая клетка»: Оборудование: вырезанные из бумаги круги различной величины (большой, средний, маленький), треугольник, квадрат, карточки с числовыми фигурами (1, 2, 3), 4 карточки, разделенные на 9 секторов. На каждой карточке 8 и 9 секторов есть определенные рисунки, один сектор – пустой.

В начале игры педагог раскладывает на каждый стол по 4 карточки, разделенные на 9 секторов, и вырезанные из бумаги фигуры: 3 круга (большой, средний, маленький), треугольник, квадрат, карточки с числовыми фигурами (1, 2, 3). Примерная беседа педагога с детьми: «Сегодня на занятии мы будем играть в интересную игру, которая потребует от нас внимательности. Посмотрите, что лежит у вас на столах

Дети перечисляют объекты, отмечают их признаки. Педагог замечает беспорядок среди фигурок, так как некоторые фигурки на клеточках не дорисованы. Он предлагает детям поместить картинки в пустые клетки каждой карточки. Сначала организуется работа с первой карточкой.

Ведущий: «Что изображено на карточке? Как расположены большой, средний и маленький круги в клеточках? Какой фигуры не достает в пустой клетке? Найди карточку с этой фигуркой и положи в пустую клетку». Также ребенку можно предложить дорисовать недостающую фигурку. Аналогично организуется работа со второй, третей и четвертой карточками.

Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие – основа приема классификации.

В процессе работы можно использовать задания на классификацию различных видов:

1. Подготовительные задания. К ним относятся: «Убери (назови) лишний предмет», «Нарисуй предметы такого же цвета (формы, размера)», «Дай название группе предметов».

2. Задания, в которых на основание классификации указывает педагог.

3. Задания, при выполнении которых дети сами выделяют основание классификации.

Сначала я предлагала детям задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур. Например, рассмотрев рисунки с изображением огурца, свеклы, яблока, лука, груши, апельсина, можно разбить множество предметов на два класса: овощи и фрукты. В данном случае классификация проводилась по одному признаку.

Классификация предметов по одному, двум и трем признакам может быть организована в ходе следующей беседы.

Посмотрите внимательно на рисунок (рисунок 9)

Рисунок 9 - Материал для беседы с детьми направленной на классификацию предметов по нескольким признакам.

- Сколько на рисунке маленьких (больших) кругов?

- Сколько всего на рисунке темных (светлых) кругов?

- Сколько на рисунке темных маленьких (темных больших, светлых маленьких, светлых больших) кругов?

- Сколько маленьких (больших, светлых, темных) кругов стоит на правой полочке? Сколько таких же кругов стоит на левой полочке?

- Сколько темных маленьких кругов, стоящих на левой полочке?

- Сколько темных больших кругов, стоящих на правой полочке?

- Сколько светлых больших кругов, стоящих на правой полочке? И т. д.

Задания, связанные с приемом классификации, формулируются в таком виде: «Разбейте (разложите) все круги на две группы по какому-то признаку». Большинство детей успешно справлялись с подобными заданиями, ориентируясь главным образом на цвет и размер.

На этом этапе важно сформировать у ребенка ряд элементарных понятий и положений теории множеств. Такие слова, как «некоторый», «каждый», «все», «отдельные» и другие, встречаются в большинстве формулировок комбинаторных задач. Без осознанного понимания математического смысла этих слов ребенок не сможет выработать правильные решения. Организовывала работу по усвоению этих и подобных им понятий я следующим образом. Детям предлагала внимательно послушать задачи и решить их:

- Все дети вашей группы пойдут завтра в цирк. Пойдешь ли ты в цирк?

- Все ли животные имеют волосяной покров?

- Все ли квадраты желтые?

- Часть ребят пойдет в кино, а часть – в парк. Пойдет ли в кино Коля?

- Назовите имя каждого мальчика своей группы. Сколько среди них различных?

- Назовите имена некоторых девочек группы. Зовут ли хотя бы одну девочку из группы Машей?

- Отдельные животные зимой впадают в спячку. Можно ли в зимнем лесу встретить животное?

- Почему вы так считаете? Что означают слова «все», «некоторые», «отдельные», «часть»? что же больше: «все» или «некоторые», «целое» или «часть»?

Подобный анализ задач необходим, так как он позволяет развивать умение анализировать объект с разных сторон, рассуждать самостоятельно. Дети могут составить свои задачи с этими словами.

Формирование комбинаторных способностей – важнейшее условие развития логического и творческого мышления.

Следующий этап – проведение системы занятий по развитию гибкости мышления на основе комбинаторных задач.

Занятие 1. «Конструируем из палочек»

Цели:


- Формировать умение детей сравнивать предметные множества, определять их численность;

- развивать умение рассматривать объекты с различных позиций;

-развивать конструктивные умения детей.

Оборудование: наборы счетных палочек двух цветов (по 22 палочки на каждого ребенка).

У детей на столах счетные палочки (10 белых и 12 желтых).

- Что вы видите у себя на столах? Что вы можете сделать с помощью счетных палочек? Сегодня мы научимся составлять с помощью палочек разные фигуры и затем превращать эти фигуры в новые фигуры.

- Каких палочек у вас больше: белых или желтых? Как вы узнали?

Дети, используя метод приложения, составляют пары «белая - желтая» палочки. Они отмечают, что есть желтые палочки, которые остались без пары. Следовательно, желтых палочек больше.

- На сколько желтых палочек больше, чем желтых? (На 2.)

- На сколько белых палочек меньше, чем желтых? (На 2.)

- Кто сможет посчитать, сколько белых палочек? А сколько желтых?

Далее педагог организует выполнение детьми следующих упражнений.



Упражнение 1. Составьте из палочек домик. Сколько палочек потребуется? Переложи две палочки так, чтобы получился флажок.



Упражнение 2. Сколько одинаковых квадратиков на рисунке? Собери пять таких же квадратиков из палочек.

а) Убери три палочки так, чтобы осталось три квадратика;

б) убери четыре палочки так, чтобы осталось три квадрата;

в) убери пять палочек, чтобы осталось три таких же квадрата.

Ответ:



Упражнение 3. Сколько одинаковых квадратиков на рисунке?

Собери из палочек шесть таких же квадратиков.



Убери пять палочек так, чтобы после этого осталось три таких же квадратика.

Ответ:



Упражнение 4. Сколько одинаковых квадратиков на рисунке?

Собери семь таких же квадратиков.



а) Убери шесть палочек так, чтобы осталось пять квадратиков;

б) убери шесть палочек так, чтобы осталось четыре таких же одинаковых квадратика.

Ответ:


В конце занятия каждый ребенок может составить свои фигуры из имеющихся у него палочек.



Занятие 2-3 «Такие разные стулья»

Цели:


- Развивать у детей умение ориентироваться на плоскости;

- развивать умение анализировать признаки предметов, обобщая их по различным основаниям;

- формировать умение детей решать комбинаторные задачи с сочетаниями из 4 элементов по 2 элемента.

Оборудование: 1) круги трех размеров (2 больших, 4 средних, 6 маленьких); 2) 4 больших белых квадрата и 28 темных маленьких квадратов; 3) на каждого ребенка по 3 квадрата красного, желтого, синего и зеленого цвета.



Игра «Расставим стулья по кругу в ряд»

Педагог загадывает загадку: «4 братца под одной крышей живут, одним поясом опоясаны. Что это такое?» (Стол)

Ведущий: «Что необходимо людям, чтобы они сели за стол? Можно ли по-разному расставлять стулья за столом?»

Детям предлагается для решения задача 1: «За круглым столом стоят 5 стульев: 2 больших и 3 маленьких. Как можно их расставить за столом?»

У детей круги трех размеров (2 больших, 4 средних, 6 маленьких). Используя их, они обнаруживают, что существует только 2 варианта расположения стульев.

Педагог предлагает детям задачу 2: «Как эти же 5 стульев можно расставить в ряд?»

Возможные варианты ответов детей:

И другие.

Дети отмечают, что вариантов расстановки много. Их больше, чем в задаче 1.

Игра «Расставим стулья у стен комнаты»

Ведущий: «Стулья – предметы нашего быта. Мы привыкаем к ним и порой не замечаем, что они предлагают нам много интересных задачек. Попробуем разрешить задачки, которые ставят перед нами обычные стулья».



Упражнение 1. Как поставить 2 стула у стен комнаты, чтобы у каждой из 4 стен стояло по одному стулу?

Ответ:




Упражнение 2. Как поставить 3 стула, чтобы у каждой их 4 стен стояло по одному стулу?

Ответ:




Упражнение 3. как поставить 4 стула у стен комнаты, чтобы у каждой из 4 стен стояло по два стула?

Ответ:




Упражнение 4. Как расставить 7 стульев у 4 стен комнаты, чтобы у каждой стены их было поровну?

Ответ:


У детей на столах по 4 больших и по 28 маленьких квадратиков. Дети, используя квадраты, моделируют различную расстановку стульев у стен. Задачи решаются последовательно.



Игра «Обивка стульев тканью»

Опираясь на практические действия с моделями, педагог организует решение детьми задачи: «Имеется 4 расцветки ткани: красная, желтая, зеленая, синяя. Сколькими способами можно обить 2 одинаковых стула так, чтобы расцветка у каждого стула была разной?».

У каждого ребенка на столе 12 одинаковых квадратиков (по 3 каждого цвета: красного, желтого, синего, зеленого). Заменяя стулья квадратами, дети выкладывают наборы:



Занятие 4. «Раскрасим домики»

Цели:


- Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с сочетаниями из 5 элементов по 3 элемента, а также задачи с перестановками из 3 элементов;

- развивать коммуникативные способности.

Оборудование: по 6 кругов красного, зеленого, желтого, синего и белого цветов, рисунки 6 одинаковых домиков, цветные карандаши.

Игра «Выбираем краски»

В начале занятия педагог выясняет, кто из ребят любит рисовать, чем они больше любят рисовать, какие цвета знают, какие из них больше нравятся им.

Педагог предлагает детям подумать, сколькими способами можно выбрать 3 краски из имеющихся 5 красок.

У детей на столах круги красного, зеленого, желтого, синего, белого цветов (по 6 кругов каждого цвета). Они выбирают 3 круга разных по цвету, составляют наборы. Порядок выбора цветов в наборе значения не имеет. Возможно, дети составят не все возможные наборы. Тогда педагог организует сравнение наборов, выставляя различные наборы на фланелеграфе. Дети дополняют свои наборы и определяют, что 3 краски из 5 можно выбрать 10 способами.



Игра «Раскрасим домики»

Педагог предлагает детям выполнить задание: «Для малышей детского сада сделали 6 одинаковых деревянных домиков. Вам нужно показать, как можно покрасить эти домики, если у вас есть 3 краски: зеленая, желтая и белая». Домики нужно покрасить по-разному, чтобы малыши по расцветке узнали свой домик.

Детям выдаются рисунки домиков, а они раскрашивают их.

Ведущий: «Малыши будут очень довольны вашей работой!»



Занятие 5. Игра «Заполним клетку» (1)

Цель:


- Учить выделять различные признаки предметов, группировать предметы по двум признакам.

Оборудование: у каждого ребенка 5 карточек с двумя или одной пустыми клетками и цветные карандаши.




Первая карточка: в клетках изображение геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата) различного цвета (зеленого, желтого, красного). Выделяемые признаки – форма и цвет.

Вторая карточка: изображения геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата) одного цвета, но с различным количеством (2, 1, 3) фигур в клетке. Выделяемые признаки – форма и количество.

Третья карточка: изображение прямоугольников различного цвета (красного, желтого, зеленого), а также различной величины (маленький, средний, большой). Выделяемые признаки – цвет и величина.

Четвертая карточка: изображение треугольников разной величины (маленький, средний, большой) и с различным количеством их в одной клетке. Выделяемые признаки – величина и количество.

Пятая карточка: схематические изображения самолетов с различной формой корпуса (овал, треугольник, прямоугольник), а также крыльев (треугольные, прямоугольные, квадратные) и с различным количеством иллюминаторов (1, 2, 3). Выделяемые признаки – форма и количество.

На столах у детей по 5 карточек, разделенных на 9 секторов, два из которых пустые, и цветные карандаши.

Педагог: «Сегодня на занятии мы будем играть в интересную игру, которая потребует от нас внимательности. Посмотрите, что лежит у вас на столах?»

Дети перечисляют объекты, нарисованные на карточках, отмечают из признаки. Педагог замечает, что на карточках не все клеточки заполнены, и предлагает детям нарисовать нужную фигуру в пустой клетке в каждой карточке. Сначала организуется работа с первой карточкой.

Ведущий: «Что изображено на карточке? Какими признаками обладают нарисованные объекты? Какова особенность расположения объектов? Каких фигур не достает в пустых клетках? Нарисуйте эти фигуры в клетках».

Аналогично организуется работа с остальными каточками.

Занятие 6. Игра «Заполним клетку» (2)

Цель:


- Формировать умение выделять несколько различных признаков у одного предмета, группировать предметы по различным признакам.

Оборудование: у каждого ребенка две карточки.

Первая карточка – изображение квадратов, включающих в себя три выделяемых признака. Первый признак – фигура внутри квадрата (крест, круг, треугольник), второй признак – количество линий (одна, две, три линии), третий признак – расположение «толстой» стенки (вверху, слева, справа).

Вторая карточка – схематичное изображение котов с различной формой тела (круг, треугольник, квадрат); различной формы головы (круг, треугольник, квадрат), а также с различным количеством усов (1, 2, 3 с каждой стороны) и различным направлением хвостов (влево, вправо, вверх).



У детей на столах по две карточки, разделенные на 9 секторов, один из которых пустой. Педагог предлагает детям заполнить пустые сектора подходящими объектами. Дети опираются на опыт, приобретенный в ходе аналогичной игры на предыдущем занятии, но в этой игре они должны выделить три признака объектов, чтобы правильно заполнить пустые клетки.



Занятие 7. «Конструируем из палочек»

Цели:


- Развивать умение детей анализировать объекты с различных позиций;

- развивать конструктивные умения детей.

Оборудование: наборы счетных палочек (по 12 на каждого ребенка).

У детей на партах счетные палочки.

Педагог: «Что вы видите у себя на столах? Сегодня мы поучимся составлять с помощью палочек разные фигуры и затем превращать эти фигуры в новые фигуры».

Преподаватель организует выполнение детьми следующих упражнений.



Упражнение 1.

а) Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 7 одинаковых квадратов.



Ответ:


б) Из полученной фигуры убери 2 палочки так, чтобы осталось 5 квадратов.

Ответ:



Упражнение 2.

Убери 4 палочки так, чтобы образовалось:

а) 5 одинаковых квадратов,

б) 5 различных по величине квадратов.



Ответ:
а)



б)

В конце занятия педагог предлагает детям составить из палочек свои фигуры или рисунки. После выполнения задания отмечаются самые оригинальные варианты.

Занятие 8. «Деление тортов на равные части»

Цели:


- Формировать умение детей делить квадрат на несколько равновеликих фигур разными способами;

- формировать умение сравнивать фигуры по площади с помощью преобразования одной фигуры в другую;

- закрепить состав числа 8 из меньших чисел.

Оборудование6 фланелеграф, схематические рисунки тортов двух видов.

Педагог: «Мама к празднику испекла два торта. Как вы думаете, на сколько человек можно разделить этот торт? Сколько человек можно угостить этим тортом так, чтобы каждому досталось по ягодке и кусочки торта были равными?»

Педагог прикрепляет к фланелеграфу рисунок торта с изображениями ягод малины и организует беседу по следующим вопросам:



- Какими ягодами украшен торт?

- Сколько ягод пошло для украшения торта? Как ты узнал?

- А как по другому посчитать?

Тем самым закрепляется состав числа 8 из меньших чисел.

Педагог: «Найдите у себя квадраты с красными точками и поделите их на 8 равных частей».

Дети путем перегибания листа бумаги делят квадрат на 8 равных частей.

Педагог прикрепляет рисунок другого торта с изображением черных ягод.



Педагог: «Чем могла мама украсить этот торт, а сможете ли вы этот торт разделить на 8 равных частей так, чтобы каждому досталось по целой ягодке?»

Дети делят торт на 8 равных частей. Педагог предлагает найти разные способы деления. В результате индивидуальной и коллективной деятельности дети получают два способа деления торта:

Педагог: «Какой формы получились кусочки? Какой больше? Какой меньше? Вырежьте по одному кусочку и сравните».

Дети должны заметить, что кусочки прямоугольной и треугольной формы должны быть одинаковыми по величине, так как они делили равные торты на 8 равных частей, но по-разному. Дети из треугольника получают прямоугольник, а из прямоугольника получают треугольник, преобразовывая одну фигуру в другую.

Занятие 9. «Приготовление торта»

Цели:


- Развивать гибкость мышления детей средствами решения задач на взаимное расположение объектов относительно друг друга;

- развивать коммуникативные способности;

- воспитывать интерес к математике.

Оборудование: наборы полосок (по 3 полоски коричневого и по 2 желтого цвета), фланелеграф.

Ведущий: «Мама пекла сыну на день рождения торт. Для его приготовления она испекла 3 коржа. Когда мама стала укладывать коржи слоями друг на друга, она задумалась: какими способами их можно уложить и какой способ будет самым удачным?»

Педагог предлагает помочь маме. У каждого ребенка на столе по 3 полоски коричневого и по 2 полоски желтого цвета. Используя их, каждый ребенок составляет свой вариант торта. Затем все варианты выносятся на фланелеграф, обсуждаются детьми, оцениваются, какой наиболее удачный для торта и почему.





Занятие 10. «Размещение птичек на ветках (1)»

Цель:


- Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с перестановками и размещениями из 3 элементов.

Оборудование: у детей по 12 кругов коричневого, желтого и черного цвета.

Воспитатель выясняет, что дети знают о воробье, синичке и ласточке. Затем предлагает детям помочь птичкам разместиться на ветках.

Задача 1. Сколькими способами могут сесть на ветки воробей, синица и ласточка, так чтобы на каждой ветке сидело по одной птичке?

Возможны следующие варианты ответов детей:


ВСЛ СЛВ ЛСВ

ВЛС СВЛ ЛВС



Задача 2. как могут сесть на 2 ветки (верхнюю и нижнюю) ласточка, воробей и синичка, так чтобы на каждой ветке бала хотя бы 1 из птичек. Сколько возможных вариантов?

При разборе задачи педагогу важно обратить внимание на то, как дети понимают слова «хотя бы 1 из птичек».

Верхняя ветка Л С С Л В В В Л Л В

Нижняя ветка В В С Л Л С С С


Верхняя ветка С В В С Л Л С С

Нижняя ветка Л Л С В В С Л В В Л

Дети выполняют предложенные задания, оперируя картинками с изображениями воробья, синички и ласточки или геометрическими фигурами, заменяющими этих птиц: коричневый круг – воробей, желтый – синичка, черный – ласточка.

Педагог обращает внимание детей на то, что посадки, например, С В и В С считаются различными.



Занятие 11. «Размещение птичек на ветках»

Цель:


- Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с перестановками из 3 элементов на основе практических действий с моделями предметов.

Оборудование: наборы по 5 кругов коричневого, желтого и черного цвета.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии, и сообщает, что к ним за помощью прилетели еще 3 птички с задачкой: «сколькими способами могут сесть на три ветки (верхнюю, среднюю, нижнюю) ласточка, воробей и синичка, так чтобы на каждой ветке было по одной птичке?»

Дети решают эту задачу средствами граф-дерева, которое составляется в совместной деятельности с педагогом. Вместо букв на граф-дерево могут помещаться рисунки соответствующих птиц или круги разного цвета.


С Л В С Л В верхняя ветка

Л С С В В Л средняя ветка

В Л С нижняя ветка

Занятие 12. «Птички на кормушке»

Цель:


- Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с сочетаниями из 4 элементов по 2 элемента путем перебора.

Оборудование: у всех детей наборы кругов: по 4 круга разного цвета (коричневого, желтого, синего, красного).

В начале занятия педагог выясняет, что дети знают о питании птичек в разное время года, какие трудности бывают у птичек с питанием, как им помогать, кто из ребят уже умеет подкармливать птичек, как он это делает. Затем педагог предлагает детям для решения задачу: «Ребята сделали кормушку для птиц, в которой одновременно могут поместиться для питания не больше 2 птичек. К кормушке подлетели воробей, синичка, голубь и снегирь. Сколькими различными способами эти птички могут поклевать корм в кормушке?»

Вначале педагог выясняет, как дети понимают слова «на больше 2 птичек», то есть одна или две. Для решения задачи дети используют круги разного цвета: коричневый круг – воробей, желтый круг – синичка, синий круг – голубь, красный круг – снегирь. Всего может быть предложено детьми 10 вариантов.



Занятие 13. «Составим подарок»

Цель:


- Формировать умение детей решать задачи с сочетаниями из 4 элементов по 2 элемента средствами графа.

Оборудование: у педагога демонстрационные рисунки игрушек: мяча, куклы, петрушки, зайца.

Детям предлагается задача: «У Оли 4 любимые игрушки: кукла, мяч, петрушка, заяц. Две из них она решила подарить своей любимой подруге. Какие игрушки она могла подарить? Сколько различных подарков можно составить?»

Педагог располагает на доске по окружности рисунки, предлагает детям. Каждый ребенок по очереди называет свой набор, выходит к доске и соединяет линией две игрушки, составляющие его подарок. В результате на доске детьми составляется граф:



Дети подсчитывают возможное число связей (линий) и отвечают на вопрос задачи.



Занятие 14. «Выращивание дерева»

Цели:


- Формировать классифицирующую деятельность;

- знакомить с граф-деревом, формировать умение работать с ним.

Оборудование: наборы геометрических фигур (квадраты, круги, овалы, прямоугольники). Фигуры разного цвета (красного, желтого, зеленого) и разного размера (большие и маленькие). Рисунок граф-дерева.

У педагога на столе наборы геометрических фигур (квадраты, круги, овалы, прямоугольники). Фигуры разного цвета (красного, желтого, зеленого) и разного размера (большие и маленькие). Он подводит детей к столу и предлагает им описать фигуры, лежащие на столе. Дети могут описывать как одну из выбранных фигур, так и несколько, опираясь на основные признаки (форма, цвет, размер, материал, из которого она изготовлена). Затем педагог предлагает детям разделить фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были фигуры, чем-то похожие друг на друга. Дети могут предлагать различные варианты группировки, в зависимости от основания классификации.

После выполнения этого задания педагог вывешивает рисунок дерева, на котором должны «вырасти» фигуры, лежащие на столе.

Педагог разъясняет детям принцип, по которому каждая фигура помещается на дерево:

- Чтобы узнать, на какой ветви какая фигура «вырастет», возьмем, например, одну из фигур. (Педагог берет зеленый маленький прямоугольник.) Начнем двигать эту фигуру от корня дерева вверх по веткам. Какого цвета эта фигура?

- Зеленого.

- Значит, мы должны двигаться по веточке, соответствующей зеленому цвету. Какой формы эта фигура?

- Это прямоугольник.

- Значит, мы должны двигаться по веточке, у которой нарисован прямоугольник. Какого размера эта фигура?

- Она маленькая.

- Куда же мы должны поместить маленький зеленый прямоугольник?

Дети, действуя поочередно, размещают остальные фигуры на дереве.



Занятие 15. «Поможем выбрать рыбок»

Цель:


- Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с сочетаниями из 5 элементов по 2 элемента, а также на правило произведения на основе практических действий с моделями предметов.

Оборудование: цветные карандаши.

Ведущий: «Ребята, к нам за помощью обратился мальчик Слава. Он пошел в зоомагазин, чтобы купить рыбок, но не знает, какому набору рыбок отдать предпочтение. Поможем ему выбрать рыбок?»

Педагог формулирует задачу: «В магазине продавали 5 больших рыбок и 4 маленьких. Слава хочет купить для своего аквариума 2 большие рыбки и 1 маленькую. Какие наборы рыбок может сделать Слава?»

- Чем удобнее заменить рыбок, чтобы составить Славе наборы для покупки? Как показать, что рыбки разные?

У детей на столах карандаши красного, синего, зеленого, желтого и оранжевого цветов.

- Изобразите 5 больших рыбок и 4 маленьких.

Дети, используя разные цвета, рисуют овалы.



Далее дети зарисовывают несколько наборов из 3 рыбок: 2 большие и 1 маленькая. Всего может быть составлено 40 разных наборов.

- Каких же рыбок мог купить Слава в магазине? Какой набор тебе больше нравится? Почему? Слава благодарит за помощь и обещает подумать, какой же из наборов самый удачный для него.

Занятие 16. «Покупка рыбок»

Цели:


- Развивать у детей умение выделять признаки предметов и группировать предметы по различным основаниям;

- формировать умение детей решать задачи с сочетаниями на основе практических действий, преобразовывать неразрешимую задачу в разрешимую.

Оборудование: модели 4 больших и 3 маленьких рыбок, отличающихся цветом, формой хвоста и плавника.

Игра «Разделим рыбок на группы»

Ведущий: «Сегодня, ребята, мы отправимся в зоомагазин, где продаются рыбки. Они такие же, как те, что лежат у вас на столах».



- Сколько всего рыбок вы видите?

Педагог предлагает детям разделить рыбок на группы так, чтобы в одну группу попадали рыбки, чем-то похожие друг на друга. Дети выполняют задание, ориентируясь на какой-либо признак. Они могут разбить рыбок на группы:

- по цвету (светлые и темные);

- по размеру (большие и маленькие);

- по форме хвоста ( );

- по форме плавника ();

Все варианты внимательно выслушиваются.



Занятие 17. «Выбор фруктов»

Цель:


- Формировать умение детей решать комбинаторные задачи на правило суммы и задачи на правило произведения на основе практических действий с моделями предметов.

Оборудование: красный, желтый и зеленый круги, зеленый и желтый треугольники.



Игра «На какое количество дней хватит фруктов»

Детям предлагается для решения задача: «Мама купила фрукты: 3 яблока и 2 груши. Она решила давать дочке Свете в день 1 фрукт: или яблоко, или грушу. На какое количество дней хватит маме фруктов?»

У детей на столах наборы геометрических фигур: красный, желтый и зеленый круги, зеленый и желтый треугольники. Обсуждая условие задачи, дети заменяют фрукты, о которых говорится в тексте, геометрическими фигурами: яблоки – кругами, груши – треугольниками. Педагог задает вопрос: «Какой фрукт мама может дать дочке в первый (второй, третий и т. д.) день?»

Каждый ребенок отвечает на поставленные вопросы практически, выкладывая свою геометрическую фигуру. Дети замечают, что фруктов хватит только на пять дней, на столько дней, сколько яблок и груш вместе.



Игра «Поможем Свете сделать наборы фруктов»

Для решения детям предлагается задача: «В одной вазе лежали 3 яблока (красное, желтое, зеленое), а в другой – 2 груши (зеленая и желтая).

Мама разрешила Свете сразу взять одно яблоко и одну грушу. Сколькими способами Света могла сделать свой выбор?»

Дети, используя круги (красный, желтый, зеленый) и треугольники (зеленый и желтый) делают наборы из одного яблока и одной груши. Например:



Всего дети могут составить 6 разных наборов.

Эти наборы фиксируются на фланелеграфе или наборном полотне.

Обучение, кроме самих игр, включало в себя также использование их структурных фрагментов в игровой деятельности детей, рисовании, наблюдениях в природе, в процессе которых взрослый ставил ребенка в ситуации, требующие гибкости мышления.

Особую роль в обучении играли одобрительные реплики, стимулирующие работу взрослого и вселяющие в детей уверенность в свои силы. Например, «Хорошо, молодей! Не получилось – ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить, - и успех, конечно же, придет!» Подавляющее большинство воспитанников, как правило, старались работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности. При этом мы считали очень важным помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы.


Каталог: iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница