Подготовительная работа



Скачать 79.67 Kb.
Дата25.04.2016
Размер79.67 Kb.
«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Цели:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

  • Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:

  • Организация выставки рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, ткани, пластилина);

  • Изготовление приглашений на собрание для родителей;

  • Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

  • Подбор слайдов с пальчиковыми играми;

  • Изготовление кроссворда по теме собрания;

  • Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:

  • «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).

  • «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

  • «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);

  • Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.

  • Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

  • Мультимедийная установка для показа слайдов;

  • Слайды с фотографиями играющих детей.

Участники:

  • Воспитатель

  • Родители

  • педагог по изобразительной деятельности

  • Зам зав по ВМР

Форма проведения: собрание практикум.

Ход встречи:

  1. Организационная часть

Воспитатель. На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)


Наши ребята сразу догадались, о чем идет речь. Правильно о пальцах.

Тема нашей сегодняшней встречи посвящена как раз им, точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка. Предлагаю вам посмотреть выставку работ детей нашей группы.

… А вот кроссворд, который необходимо решить (примерный перечень слов кроссворда: моторика, рука, пальцы, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа).

О соотношении этих понятий нам расскажет педагог-психолог.



  1. Основная часть

  1. Сообщение педагога-психолога «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка»

Педагог-психолог.

Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Потому, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребенком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я, коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:

Массаж ладоней.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времён. Упражнения с шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, снижают усталость, повышают работоспособность. Способствуют улучшению произношения многих звуков.


  1. Массаж ладоней щёткой для волос, ковриком «травка».

  1. Массаж ладоней шестигранным карандашом. Катать карандаш между ладонями.

3. Массаж ладоней грецкими орехами или каучуковыми мячами. Катать их между ладонями

Разнообразная самостоятельная практическая деятельность по развитию мелкой мускулатуры рук не только оказывает ценное развивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и готовит к овладению письмом в школе. Письмо – сложный навык, основанный на выполнении тонко – координированных графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.


  1. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью медиатора» - ПДО по ИЗО. (Приложение 1)



  1. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка».

Воспитатель. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли- игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей. Особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для тетра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучают детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляют упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.


  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель. На информационный стенд мы поместили калейдоскоп интересных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук (приложение 2). Некоторые из них воспитанники уже выполняли на занятиях в группе, и сейчас мы сможем посмотреть самые лучшие варианты.

А теперь позвольте спросить:



  • что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?

  • какие выводы вы для себя сделали?

  • есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

(вручает каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» приложение 3)



Приложение 3

Развитие у ребенка мелкой моторики рук



(памятка для родителей)

  • как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть пройдет по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. Например: «это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».

  • Для развития рук полезно обводить любые вкладыши, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от белого, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.

  • Можно обводить все, что попадается под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.

  • Дошкольнику вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.

  • Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

  • На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.

  • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги – задание на тренировку руки и развитие аккуратности.

  • Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастерами, карандашами.

Каталог: roditelyam
roditelyam -> Закон «Об образовании»
roditelyam -> Рассказать ребенку о войне ! Приближается великий и светлый праздник День Победы!
roditelyam -> «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам»
roditelyam -> Родители и дети. Психология отношений. Как поступать, если ваш ребенок врет?
roditelyam -> Почему дети лгут?
roditelyam -> Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница