Подготовила: Степанова Елена Ивановна учитель дефектолог



Скачать 16,07 Kb.
Дата07.08.2019
Размер16,07 Kb.
Консультация для родителей.
Построение коррекционной среды в группе

для детей с задержкой психического развития


Подготовила: Степанова Елена Ивановна – учитель – дефектолог
Дети с задержкой психического развития направляются в специализированные группы после обследования городской ПМПК, которая непосредственно и дает направление ребенку в данную группу. Состав воспитанников оказывается очень сложным, полиморфным, что обуславливает сложность построения программ коррекционно–развивающего обучения.

Целью коррекционно–педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения, является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развить зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка.

Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в школе». (Н. Ю. Баранова)

Изучение научных исследований У.В.Ульенковой, позволило выявить специфику педагогических условий, необходимых для построения коррекционного процесса для дошкольников с задержкой психического развития.

При построении коррекционно–образовательного процесса играют роль следующие факторы:


  1. Общая психическая незрелость детей и состояние их здоровья. В этих целях следует:

- продумать организацию режима жизни детей, который должен носить щадящий, охранительный характер;

- увеличить длительность прогулок на свежем воздухе;

- продумать методику проведения прогулок: на прогулке педагог закрепляет знания, полученные детьми на занятиях, затем дети получают знания о природе, знакомятся с окружающим, соблюдают двигательный режим, при этом проводится индивидуальная систематическая работа с детьми;

- разработать для каждой возрастной группы содержание режима дня;

- разработать организацию адаптационного периода для детей;

- установить контроль за здоровьем каждого ребенка.

2) Специфика организации занятий для детей с ЗПР.

Учитывая значительную задержку в развитии умственной среды детей, педагогам следует стремиться к максимальному использованию различных форм ручной деятельности, предметных действий как важнейшему условию для развития восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации. Во время проведения занятий необходимо учитывать особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания.

Обязательным условием при проведении занятий является использование различных методов обучения: словесного (объяснение задания, указания, оценка и т.д.), наглядного (показ, демонстрация и т.д.) и практического.

Использование индивидуальных педагогических методов, приемов и средств, являющихся важнейшим принципом коррекционно–педагогической работы с детьми, не исключает проведения фронтальных групповых занятий с детьми этой категории. При организации таких занятий педагогам необходимо уделять особое внимание тем детям, которые труднее других усваивают (или вообще не усваивают) программный материал. Всем педагогам необходимо помнить, что, решая те или иные задачи, необходимо привлекать каждого ребенка к решению посильных для него задач, определять объем и характер работы с ним за пределами коллективного занятия. Педагогам рекомендуется проводить индивидуальную работу с ребенком как продолжение фронтального занятия, планировать и проводить ее до тех пор, пока ребенок не усвоит программный материал наравне со всеми детьми при использовании коллективных средств и методов обучения.

В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные) организуются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка.

3. Обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет делать), детей между собой и с педагогами.

Обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.

Широкое использование на занятиях с детьми (особенно в первой половине года и на тех занятиях, где дети испытывают большие затруднения) игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата.

Постепенное усложнение (от занятия к занятию) заданий для каждого ребенка. Поощряется и поддерживается любое проявление детской инициативы, любознательности.

Важным принципом в работе с детьми с ЗПР, направленным на компенсацию дефектов их психического развития, отмечает У.В.Ульенкова, является умение педагога научить детей удивляться, спрашивать взрослых и сверстников, стимулировать их желание понять, стремление найти объяснение непонятному явлению или предмету.



Работу в направлении умственного развития необходимо продумывать, дифференцировать и усложнять. Если на начальном этапе целью работы по умственному развитию детей является умение разбудить у детей элементарнее любопытство по отношению к окружающему, то целью последующего этапа работы является каждодневная работа по формированию любознательности, наблюдательности. Педагогу необходимо создавать проблемные ситуации на своих занятиях.

В результате правильного построения коррекционной среды обуславливается результат работы – компенсация дефекта, усвоение социального опыта, развития личности ребенка.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница