Задание. Подготовьте сообщение о научной деятельности сурдопедагогов XIX-XX веков.
Сурдопедагогика конца 19 – начала 20 века развивалась как одна из отраслей педагогического знания, в органической связи с общей педагогикой. Общепедагогические идеи. Принципы, идеалы являлись для сурдопедагогов руководящими в их поисках решения проблем обучения и воспитания глухих детей. В разработке методических систем обучения детей с недостатками слуха находили своеобразное преломление теории формального и материального образования того времени. На этот период приходится деятельность таких сурдопедагогов, как:
1.Виктор Иванович Флери (1800-1856)
Он был высокообразованным человеком, владел французским, латинским и греческим языками. В 1817 году он был принят на должность преподавателя гимназии, которая находилась в ведении Петербургского университета.
Основные принципы обучения и воспитания глухих:
1. Глухота, создающая огромные трудности на пути умственного развития глухого, не лишает его достигнуть полноценного интеллектуального и нравственного развития.
2. Обучать глухих устной словесной речи. Ввести обучение устной речи как самостоятельного предмета в общий план обучения глухих и «полуглухих» детей.
3. Сочетать различные формы речи в обучении глухих словесной речи и их дифференцированного использования в соответствии с особенностями глухоты и немоты ребенка.
4. Обосновал идею раннего, т. е. дошкольного, обучения глухих речи.
5. Практически осуществил дифференцированный подход к обучению глухонемых, позднооглохших, полуглухих (слабослышащих) детей.
Труды:
1. «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования самым свойственным их природе» 1835 г.
2. «Правила нравственности» 1847 г.
3. «О преподавании изустного слова глухонемым» 1859 г.
2.Иван Яковлевич Селезнев (1859-1869)
Иван Яковлевич Селезнев был приглашен в Петербургское училище на должность инспектора по учебной части. Он энергично вводил обучение глухих детей словесному языку.
Труды:
1. «Пособие при уроках отечественного языка» 1859 г.
2. «Вызывание у глухонемых произношения и чтения по губам или положение голосовых органов при произношении» 1868 г.
3. «Словарь из области понятий обыденной жизни» 1867 г.
4. «Руководство к практическому упражнению в языке по вопросам» 1866 г.
5. «Надписи к картинкам первого курса. Приготовительное чтение и хрестоматия» 1868 г.
6. «Практическое изложение грамматики в 5 отделениях, сообразно 5 годам курса оной в училище» 1868 г.
И. Я. Селезнев выделил три ступени обучения глухих:
1ая ступень: подготовка детей посредством наглядности к пониманию словесной речи и употреблению ее в повседневной жизни;
2ая ступень: Знакомство со счислением; изучение основ грамматики и упражнения в разговорной речи;
3я ступень: переход к чтению книг и знакомству с литературным языком.
Усвоение русского языка было первостепенной задачей. Период первоначального обучения глухих складывался из двух разделов:
обучение грамоте;
обучение произношению и чтению с губ.
При обучении грамоте он использовал буквенно-аналитический метод.
Обучению произношению он рассматривал как естественное явление.
И. Я. Селезнев впервые выделил чтение с губ в самостоятельный раздел программы обучения русскому языку.
Язык жестов он рассматривал как самый примитивный язык. Но в то же время он делал вывод о том, что «язык жестов» имеет коренные отличия от языка слов, поскольку:
- звуковой язык имеет определенное количество звуков и слов, а в языке жестов нет ни того, ни другого;
- глухой ребенок создает жест для каждого восприятия и представления на основе зрения, обоняния, вкуса и осязания.
И. Я. Селезнев занимался проблемами трудового и профессионального обучения глухих.
В 1864г. было открыто 8 мастерских при училище:
1. сапожная; 2. механическая; 3. токарная; 4. слесарная; 5. переплетная; 6. портняжная; 7. столярная; 8. Типография
Основные педагогические требования состояли в том, чтобы занятия по трубу были «развивающими и способствовали нравственному воспитанию учащихся». Обучению труду длилось 3-4 года. Каждый учащийся проходил определенную программу и, окончив Петербургское училище, воспитанник получал звание мастера или подмастерья.
Поделитесь с Вашими друзьями: |