Плоткин А. А. Когнитивно -бихевиоральная психотерапия



Скачать 185.8 Kb.
Дата22.02.2016
Размер185.8 Kb.
ТипПрограмма курса
Утверждено

на заседании кафедры

психотерапии и

психологического консультирования

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой психотерапии

и психологического консультирования

к.пс.н. Фомичёва Н. С. ___________


Институт психоанализа

Факультет психоанализа

Кафедра психотерапии

и психологического консультирования

Учебно-методический комплекс по курсу

«Когнитивно-бихевиоральная психотерапия»

Автор:

Плоткин Александр Авраамович, к. пс. н



Москва

2009

Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Плоткин А. А. Когнитивно –бихевиоральная психотерапия. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 11 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Плоткин А. А. 2009 г.




  1. Программа курса

1. Пояснительная записка

Общая характеристика когнитивно-бихевиоральной терапии, её место в мировой психотерапевтической практике.

Когнитивное направление в психотерапии появилось в шестидесятые годы двадцатого века. Основателями это направления были Арон Бек и Альберт Эллис, работавшие независимо друг от друга, но пришедшие к близким результатам. Бихевиоральное направление появилось раньше и складывалось под влиянием теоретиков бихевиоризма. Отчёты об отдельных случаях успешного применения бихевиоральной психотерапии, были опубликованы ещё в середине двадцатых годов прошлого века, но основателем этого направления заслуженно считается Джозеф Вольпе, который первым начал систематически разрабатывать и применять этот подход. Вольпе считал себя последователем И. П. Павлова, и в начале сороковых годов воспроизвёл Павловские эксперименты, чтобы глубже разобраться в его идеях. В дальнейшем когнитивное и бихевиоральное направления стали сближаться как в теоретическом, так и в практическом плане. А. Бек стал использовать не только когнитивные, но и бихевиоральные методы, а Дж. Вольпе считал, что использует когнитивные. Выяснилось, что между их взглядами нет принципиальных противоречий, и бихевиоральные и когнитивные методы дополняют друг друга. Их общей теоретической основой являются представления о связи между мышлением, эмоциями и поведением и возможностями терапевтического воздействия, основанного на этих связях.

Постепенно сложилось единое когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии. Разные психотерапевты этого направления делают в своей работе акцент на бихевиоральных или на когнитивных методах, или на их сочетании. В отечественной литературе иногда встречается другой перевод того же названия - «Мыслительно-поведенческая терапия». Мы будем придерживаться термина «когнитивно-бихевиоральная терапия», указывающего на историческую связь с бихевиоризмом. Для краткости мы будем также использовать сокращение КБТ. Разные терапевты этого направления дают разработанным ими методам, по существу когнитивно-бихевиоральным, особые имена. Так Альберт Эллис называл свой метод «Рационально-эмоциональной поведенческой терапией». Арон Бек под термином «когнитивная терапия» подразумевал использование и когнитивных, и бихевиоральных методов. Собственные названия для своих систем предлагали Лазарус и Мейхенбаум, также крупные представители этого направления. Другими важными представителями когнитивно-бихевиоральной терапии являются Джудит Бек, Райан Мак Маллин и Роберт Лихи.

По числу практикующих терапевтов и по практическому значению когнитивно-бихевиоральная терапия сопоставима с психоанализом. Эти два направления долгое время были конкурентами и непримиримыми оппонентами. С середины восьмидесятых годов двадцатого века в мировой психотерапии проявилась сильная тенденция к объединению идей различных направлений – так называемый интегративный подход, стало возможным сочетать в работе психотерапевта психоаналитические, когнитивные, бихевиоральные и другие методы. Здесь следует отметить, что А. Бек и А. Эллис были сначала сертифицированными психоаналитиками, и психоанализ сыграл свою роль в формировании их взглядов.



Место курса в системе подготовки психолога - консультанта

Когнитивно –бихевиоральная терапия относится к числу ведущих направлений мировой психотерапии. Терапевтическая ценность этого направления, его широкие возможности подтверждены обширной практикой и являются общепризнанными. КБТ богата теоретическими идеями, имеет значительный интегративный потенциал, может применяться для помощи в широком спектре расстройств, в том числе при острых расстройствах. Всё это делает курс по КБТ необходимым для подготовки психотерапевта и психолога-консультанта.



Цели курса:

– Теоретическая подготовка специалиста в области когнитивно – бихевиоральной терапии.

- Отработка элементов практических навыков работы специалиста по когнитивной терапии.

Задачи курса:

1. Дать слушателю профессиональные знания о теоретических концепциях и идеях когнитивной и бихевиоральной терапии.

2. Дать профессиональные знания об основных видах практических методов терапевтического воздействия, используемых в когнитивной и бихевиоральной терапии.

3. Дать слушателю возможность освоить методы профессионального мышления, разработанные в КБТ.

4. Дать слушателю представление о терапевтическом процессе в КБТ: о его фазах, общей тактике, специфических задачах каждого этапа.

5. На практических занятиях дать слушателю возможность получить личный опыт применения и прохождения когнитивной терапии.



Особенности структуры курса и авторской концепции преподавания

В настоящем курсе когнитивные методы излагаются с позиций А. Бека, а бихевиоральные берутся как у Дж. Вольпе, так и у других исследователей.

В курсе сделан акцент на когнитивные методы. Они образуют его теоретический стержень. Бихевиоральным техникам и методам работы с детским опытом также уделяется серьёзное внимание. Основная особенность авторской концепции курса – наличие большого числа примеров взятых из практики. Каждая теоретическая концепция иллюстрируется конкретным примером – случаем из терапевтической практики. Применение каждого приёма также иллюстрируется конкретным случаем его применения.

В заданиях для студентов также используются конкретные случаи – с методологической точки зрения задания состоят в применении полученных теоретических знаний для анализа конкретных случаев.



2.Содержание курса

Раздел первый. История возникновения и основные положения когнитивной терапии

Тема 1. Возникновение и основные теоретические положения КБТ.

Основатели когнитивной терапии. Связь между эмоциями, мышлением и поведением с точки зрения КБТ. Эксперимент Шехтера и Зингера.

Тема 2. Автоматические мысли и их роль в организации поведения и оценке ситуации.

Автоматические мысли, их свойства, их воздействие и феноменология. Их отличие от других видов клиентского материала. Их влияние на эмоции и поведение.

Раздел второй. Методы работы с автоматическими мыслями.

Тема 3.


Методы выявления автоматических мыслей. Затруднения при их выявлении и способы их преодолеть.

Тема 4.


Критическая оценка и модификация автоматических мыслей. Сократические вопросы. Когнитивные искажения. Адаптивный ответ на дисфункциональную автоматическую мысль.

Раздел четыре. Когнитивная концептуализация.

Тема 5.Когнитивная концептуализация как метод понимания клиентского случая в КБТ.

Диаграмма клиентского случая, её основные компоненты.
Тема 6. Базовые убеждения.

Связь между автоматическими мыслями и базовыми убеждениями. Основные группы базовых убеждений.

Тема 7. Промежуточные (компенсаторные) убеждения и компенсаторные стратегии поведения в теории А. Бека.

Тема8. Методы выявления базовых и промежуточных убеждений.

Тема 9. Терапевтическая работа с дисфункциональными убеждениями.

Методы работы с базовыми и промежуточными убеждениями.



Раздел пять. Процесс терапии в КБТ

Тема10. Основные этапы работы с клиентом и связанные с ними проблемы. Концептуализация затруднений клиента и терапевта.

Тема11. Дидактический компонент КБТ.

Дневник автоматических мыслей. Домашние задания на разных этапах работы в КБТ.


Раздел шесть. Релевантный (формирующий) опыт.

Тема 12. Роль релевантного опыта в формировании дисфункциональных убеждений. Терапевтическая работа с релевантным (формирующим) опытом в КБТ. Разновидности ресинтеза. Роль когнитивной концептуализации случая в работе с релевантным формирующим опытом.


Раздел семь. Бихевиоральная терапия

Тема 13. Бихевиоральные методы в КБТ.

Опыты И. П. Павлова и их историческая роль в формировании бихевиоральной (поведенческой) терапии. Основатели бихевиоризма и бихевиоральной терапии.

Метод систематической десенсибилизации в бихевиоральной терапии. Его разновидности. Моделирование и метод управления подкреплением в бихевиоральной терапии.


Раздел восемь. Работа с тревожными растройствами

Тема 14. Основные виды тревожных расстройств и методы работы с ними в КБТ.

Когнитивная модель панической атаки. Теоретическое понимание и методы лечения фобического расстройства в бихевиоральной терапии. Методы терапевтического воздействия в КБТ, их классификация по мишени воздействия.

3. План практических и семинарских занятий по курсу (практикум)
Тема3. Выявление автоматических мыслей.

Задание1. Семинар - практикум. Работа в парах. Перейти от клиентской формы подачи материала к конкретной ситуации. Выявить эмоцию, автоматическую мысль и поведение. Срок выполнения – 4 часа. Выявить не менее трёх поблемных ситуаций последнего времени. Отчётность – сдача работы преподавателю.



Тема 4. Терапевтическая работа с автоматическими мыслями.

Задание2. Семинар - практикум. Работа в парах. Выявить значимую ситуацию, произвести критический разбор автоматической мысли сократическим методом. Построить адаптивный ответ.

Срок выполнения - 4 часа . Отчётность - сдача работы преподавателю.

Тема 5. Когнитивная концептуализация.

Задание3. Самостоятельная работа. Провести когнитивную концептуализацию клиентского случая на основе данных, собранных при выполнении заданий 1 и 2.. Срок исполнения – 6 часов. Отчётность – сдача работы преподавателю - 4 часа. Всего -10 часов. Литература -. Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006.


Тема 11. Дидактический компонент КБТ

Задание4. Самостоятельная работа. Вести дневник автоматических мыслей. Провести их критический разбор.

Срок исполнения – 6 часов . Отчётность - сдача преподавателю - 4 часа. Всего -10 часов. Литература - 4. Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006.
Тема12. Работа с релевантным опытом.

Задание5. Самостоятельная работа (10 часов) и семинарское занятие (2 часа). Задание для студентов - предварительно самостоятельно ознакомиться по литературе с конкретными случаями применения различных техник ресинтеза. На семинарском занятии – сообщения, обсуждение. Основная тема для обсуждения – использование когнитивной концептуализации при работе с релевантным опытом. Литература -

Мак.Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. Изд-во «Речь», 2001

Список литературы

Основная литература.

1. Барлоу Д., ред. Клиническое руководство по психическим расстройствам. Изд-во «Питер», 2008.



  1. А. Бек и др. Когнитивная терапия депрессий. Изд-во «Питер», 2003

  2. А. Бек и др. Когнитивная терапия личностных расстройств. Изд-во «Питер. 2004.

Дополнительная литература.

4. Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006.

5. Мак Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. Изд-во «Речь», 2001
Дополнительная литература

6. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. Изд-во «Питер», 2004.

7. Кассинов Г.,Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. Изд-во «Сова», 2006.

8. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. Изд-во «Питер», 2003.



9. Эллис А. и Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. Изд-во «Феникс», 2008.



    1. Глоссарий (основные понятия и определения дисциплины).

Автоматическая мысль – непроизвольное, возможно, бессознательное субъективное истолкование ситуации, определяющее эмоции и поведение человека. Практически проходит незамеченной, и некритически воспринимается как объективная истина и единственно возможное понимание ситуации. А. М. может в силу этого играть дисфункциональную роль в поведении.

Базовое убеждение - глубинное убеждение, определяющее основные отношения человека к себе к жизни, к другим людям. Проявляется через автоматические мысли в конкретных ситуациях.

Выявление автоматических мыслей, базовых и компенсаторных убеждений – совокупность терапевтических методов, позволяющих человеку, обратившемуся за помощью осознать способы своего мышления, и понять связь дисфуционального мышления с расстройством. Для терапевта выявление этих компонентов базовой схемы мышления даёт возможность понять клиентский случай и вести систематическую работу на основе этого понимания.

Когнитивная концептуализация – метод понимания клиентского случая в когнитивной терапии. Включает в себя базовые и компенсаторные убеждения, а также набор значимых ситуаций с автоматическими мыслями, эмоциями и соответствующим поведением. Эти ситуации демонстрируют, как базовые и компенсаторные убеждения определяют эмоции и поведение клиента. Когнитивная концептуализация включает также ситуации из прошлого, которые важны для формирования компенсаторных и базовых убеждений. В целом, когнитивная концептуализация показывает, как дисфункциональное мышление связано с расстройством.

Компенсаторное убеждение – глубинное убеждение, дополняющее базовое. Формирует поведенческую стратегию, основанную на предположении, что базовое убеждение истинно. При дисфункцональности базового убеждения, компенсаторное убеждение жёстко ограничивает жизнь и возможности человека.

Критический разбор автоматических мыслей, базовых и компенсаторных убеждений - совокупность терапевтических методов, позволяющих человеку обратившемуся за помощью, осознать дисфункциональность своего мышления, увидеть как оно проявляется в его жизни, к каким последствиям приводит и как сформировалось. Вместе с другими терапевтическими методами это позволяет сделать мышление и поведение клиента более функциональным, повлиять на его эмоции и расширить его жизненные возможности.

Релевантный детский опыт – набор ситуаций, имевших место в детстве, и способствовавших формированию у клиента дисфункциональных базовых и компенсаторных убеждений, которые продолжают проявляться в текущих жизненных ситуациях взрослого человека.

Ресинтез и другие методы работы с релевантным детским опытом – совокупность терапевтических методов, нацеленных на видоизменение мышления через глубокое эмоциональное переживание травмирующих элементов детского опыта.

Систематическая десенсуализация – один из методов бихевиоральной психотерапии. Разработан Дж. Вольпе на основе идей И. П. Павлова о формировании и снятии экспериментального невроза. Позволяет модифицировать нежелательную поведенческую реакцию. Предполагает предъявление клиенту сначала более легко переносимых ситуаций, а затем постепенное усиление травмирующего воздействия, так что на каждом шаге клиент оказывается способным к адекватной реакции.

Сократический метод - терапевтический метод беседы с клиентом, предполагающий стимулирование его активности, не подсказывающий ему готовых ответов и решений.

II. Распределение часов курса по темам и видам работ


п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

.

Раздел первый. История возникновения и основные положения когнитивной терапии














1.

Тема 1. Возникновение и основные теоретические положения КБТ.





3







2.

Тема 2. Автоматические мысли и их роль в организации поведения и оценке ситуации.




3










Раздел второй. Методы работы с автоматическими мыслями.














3.

Тема 3.

Методы выявления автоматических мыслей. Затруднения при их выявлении и способы их преодолеть.







2

4




4.

Тема 4.

Критическая оценка и модификация автоматических мыслей.






2

4







Раздел четыре. Когнитивная концептуализация.













5.

Тема5. Когнитивная концептуализация как метод понимания клиентского случая в КБТ




3




10

6.

Тема 6. Базовые убеждения.




3







7.


Тема 7. Промежуточные (компенсаторные) убеждения и компенсаторные стратегии поведения в теории А. Бека.





3







8.

Тема8. Методы выявления базовых и промежуточных убеждений.




3







9.

Тема 9. Терапевтическая работа с дисфункциональными убеждениями.





3








Раздел пять. Процесс терапии в КБТ














10.

Тема 10. Этапы работы с клиентом в КБТ.





3







11.

Тема11. Дидактический компонент КБТ.




3




10




Раздел шесть. Релевантный (формирующий) опыт.














12.

Тема 12. Роль релевантного опыта в формировании дисфункциональных убеждений




3

2

10




Раздел семь. Бихевиоральная терапия














13.

Тема 13. Бихевиоральные методы в КБТ.




3










Раздел восемь. Работа с тревожными растройствами














14.

Тема 14. Основные виды тревожных расстройств и методы работы с ними в КБТ тревожных расстройств и методы работы с ними в КБТ




3





























































ВСЕГО:

80

40

10

30

Форма итогового контроля: экзамен



Организация самостоятельной работы студентов.
.


Темы для самостоятельного изучения

Изучаемые вопросы

Форма самосто-ятельной работы

Литература

Количество часов.

Форма отчетности

д/о (з/о)

Когнитивная концептуализация

Компоненты когнитивной концептуализации, их связь и методы их выявления

Анализ

клиентского материала

Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006.

10

Отчёт преподавателю

Дневник автоматических мыслей

Ведение дневника автоматических мыслей.

Анализ клиентского

материала

Дж. Бек. Когнитивная терапия. Полное руководство. Изд-во «Вильямс», 2006.

10

Отчёт преподавателю

Работа с релевантным детским опытом

Применение различных форм ресинтеза. Роль когнитивной концептуализации при использовании ресинтеза

Изучение литературы

Мак.Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. Изд-во «Речь», 2001

10

Отчёт преподавателю на семинарском занятии





















  1. Вопросы к экзамену.

1. Когнитивная концептуализация как метод понимания клиентского случая в КБТ.

2.Теоретическое понимание и методы лечения фобического расстройства в бихевиоральной терапии.

3. Процесс работы с материалом клиента в КБТ. Основные этапы и связанные с ними проблемы.

4. Моделирование и метод управления подкреплением в бихевиоральной терапии. 5.Методы терапевтического воздействия в КБТ. Классификация по мишени воздействия.

6. Основные виды тревожных расстройств.

7.Связь между эмоциями, мышлением и поведением с точки зрения КБТ. Основатели когнитивной терапии.

8. Метод систематической десенсибилизации в бихевиоральной терапии. Его разновидности.

9.Когнитивная модель панической атаки.

10. Методы выявления автоматических мыслей.

11.Критическая оценка и модификация автоматических мыслей.

12.Опыты И. П. Павлова и их историческая роль в формировании бихевиоральной (поведенческой) терапии. Основатели бихевиоризма и бихевиоральной терапии.

13.Автоматические мысли. Их воздействие и феноменология. Их отличие от других видов клиентского материала.

14.Терапевтическая работа с релевантным (формирующим) опытом. Разновидности ресинтеза.

15.Основные группы сократических вопросов и сократический диалог как метод общения с клиентом.

16.Роль когнитивной концептуализации случая в работе с релевантным формирующим опытом.

17.Основные группы базовых убеждений.

18.Домашние задания на разных этапах работы в КБТ.

19.Промежуточные (компенсаторные) убеждения и компенсаторные стратегии поведения в теории А. Бека. Пример.

20.Дидактический компонент КБТ.

21.Методы выявление базовых и промежуточных убеждений.

22.Терапевтическая работа с дисфункциональными убеждениями.



23.Когнитивные искажения.

.
Каталог: cms page media
cms page media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики»
cms page media -> Программа курса для учащихся средней школы Объем занятий: всего 34 ч
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология»
cms page media -> Мадоу ембаевский детский сад «Родничок» Общая характеристика
cms page media -> Филинкова Е. Б. Психология предпринимательства: Учебно-методический комплекс по курсу
cms page media -> Специальность по диплому Должность Год Тема Место проведения Вяткин А. Н. высшее тгу, 1984 Учитель географии
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Гештальт-терапия»
cms page media -> Инстиут психоанализа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница